Буклет "Как преодолеть агрессивность у детей"
материал на тему

Косоротова Оксана Анатольевна

Памятка для воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buk._agresivnost.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Стратегия на стимуляцию гуманных чувств.

  • Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживать чувства неловкости, вины за агрессивное поведение.
  • Учите их не сваливать свою вину на других.
  • Развивайте у агрессивных детей чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

«Миша, неужели тебе не жалко других детей».

***

«Если ты других жалеть не будешь, то и

тебя никто не пожалеет».

***

Саша толкнул Сережу. Взрослый подходит

 к обидчику и спрашивает, как будто ничего

не видел: «Ты не знаешь  почему Сережа плачет? Пойдем погладим его по головке?!»

***

Взрослый подводит агрессивного ребенка к обиженному и предлагает мизинчиками «заключиться» и повторить: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись. А если будешь драться, я буду кусаться. А кусаться не при чем – буду драться кирпичом. А кирпич сломается – дружба начинается».

«Посмотрите, ребята, а ведь Ира умеет прощать, хотя Петя поступил плохо!»

Стратегия ориентации на эмоциональное состояние другого.

Отличается от стимуляции гуманных чувств тем, что взрослый стремится обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

***

«Ты сейчас чувствуешь себя победителем?»

«Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»

***

Ребенок обидел другого, а взрослый подходит к обидчику с игрушкой (мишкой, куклой) и спокойным голосом спрашивает «Кто сейчас злее – ты, я? Мишка (кукла)?»

***

«Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Т чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»

Стратегии коррекции агрессивного поведения у детей.

Памятка для воспитателей

и родителей.

Воспитатель

Косоротова Оксана Анатольевна

МБДОУ №189

«Солнышко»

Стратегия на стимуляцию чувства юмора.

К собственному состоянию или состоянию другого.

«Тебе неловко, что ты обидел Иру, или «ловко»?»

***

Агрессивный ребенок ударил кого-то, а взрослый подходит к нему и серьезным

тоном говорит: «Ой, у тебя уши, кажется, позеленели! Ты знаешь, один мальчик дрался много, и у него точно так же позеленели!»

***

В поле внимания агрессивного ребенка.

Взрослый, обращаясь к ребенку-жертве, говорит: «Посмотри, сейчас Коля будет плакать и просить у тебя прощения».

***

Взрослый предлагает всем детям и ребенку-жертве представить, как выглядит «зло». Для этого бросая мяч, задает вопросы, требующие дополнения: «У зла глаза… (зеленого цвета); А уши… (большие, сморщенные); руки злого человека…(с длинными когтями); злые мысли похожи на …(сосульки)» и т.д..

Стратегия на переключение состояния.

  • Стимулируйте положительные эмоции у агрессивных детей с целью переключения с агрессивного состояния на иное.
  • Используйте новизну, необычность, неожиданность игрового и неигрового поведения и действия с предметами.

Взрослый, надрезая несколько квадратных бумажек по кривой или ломанной, просит ребенка: «А теперь правильно соедини».

Взрослый говорит ребенку: «Я крестик на бумаге быстро нарисую и злом или обидой его назову! А ты быстрее всех этот крестик зачеркни. Чем больше крестиков зачеркнем, тем быстрее хорошее настроение вернем!»

Взрослый обращается к агрессивному

ребенку или к обиженному ребенку: «У тебя бумаги лист и у меня. Кто больше мелких бумажек снежинок нарвет, тот и молодец! Снежинки «обиды» или «злости» вместе соберем, вверх подбросим и щеткой подметем».

Стратегия на положительное подкрепление, похвалу.

  • Это стремление взрослого увеличить частоту ситуационно-личностных реакций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительностью.
  • Поощряйте всякое желание детей сдерживать свои агрессивные действия.
  • Развивайте у нерешительных детей способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности.

Взрослый говорит ребенку: «Я знаю, ты хотел стукнуть Мишу, но не стукнул. Молодец!»

***

Ребенок только что хотел обидеть кого-то, но сдержался. Взрослый подходит к ребенку с куклой Катей и наклонив ее к уху ребенка, шепчет что-нибудь хорошее или ласковое по секрету от всех.

***

«Молодец, ты не боишься забияк!» - говорит взрослый притесненному ребенку в том случае, если видит, что его уверенное поведение не провоцирует агрессивного ребенка на совершение агрессивных действий.

***

Взрослый, будучи в поле внимания неуверенного ребенка, сжав кулаки вытянутые перед собой руки, говорит: «Я, смелый заяц, - никого не боюсь!»

Стратегия на осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния.

  • Помогайте агрессивному ребенку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное.
  • Стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка-жертвы.
  • Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре собственных эмоциональных состояний.
  • Чаще спрашивайте у них о вариантах выхода из конфликтной ситуации.
  • Объясните, какими другими неагрессивными способами они могут самоутвердиться.
  • Расскажите, что такое вспышка гнева,
  • и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.

«Ты стукнул Веру потому, что…, а еще почему?»

***

Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злое лицо у волка сотри (или незлое изобрази). Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?»

«Я вижу, что тебе плохо!», «Как ты думаешь, почему ты обижаешься?»

***

После драки. Взрослый спрашивает: «Ребята! Что произошло с Колей и Петей? Кто может объяснить?»

Стратегия на отреагирование

агрессивного поведения.

  • Отличается от стратегии на осознание тем, что взрослый ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас».
  • Учите детей выплескивать гнев в приемлемой форме и выражать его словами, а не физической агрессией.
  • Стремитесь, используя чувство юмора, объяснить ребенку, склонному к агрессии, что «если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».

Через предметно-практические игровые действия.

Взрослый предлагает ребенку: «Давай разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!»

***

Взрослый говорит детям: «Я буду злым ветром, а вы мухами, я вас буду осаливать, а вы бегайте и дразните меня».

Методы и приемы

 (стратегии и тактики)

 коррекции агрессивного поведения у детей.

Памятка для воспитателей и родителей.

Воспитатель

Косоротова Оксана Анатольевна

МБДОУ №189

«Солнышко»

Стратегия на моделирование через провокацию и преодоление состояния.

***

Взрослый говорит: «Кукла Катя всех обижает. Дети делайте ей замечания, говорите обидные слова, дразните ее, а я буду за нее отвечать справедливо, но не обидно. А затем я буду дразнить куклу Катю, а вы за нее отвечайте, и тоже не обидно!»

***

Взрослый предлагает: «дети, встаньте в круг. Давайте возьмем мяч, будем его передавать друг другу и обмениваться необидными именами, шуточными прозвищами».

***

Ребенок-жертва в роли «толкающего», ребенок-агрессор в роли «отвечающего».

«Я тебя в плечо буду толкать, а ты мне в

ответ не толчком отвечай, а слова такие подбирай, чтобы мне стало стыдно за мое агрессивное поведение».

***

Моделирование нерешительности у агрессивного ребенка и агрессивности у ребенка-жертвы.

Взрослый говорит: «Сереже (обиженному) в руки палку дам и кегли сбивать попрошу, а Ване (агрессору) кегли спасать руками предложу. И скажу: «Раз, два. Три, кегли

бить и спасать беги! Кто первый сбил или спас, тот и молодец!»

Стратегия на отрицательное подкрепление.

  • Это умение взрослого уменьшить, частоту проявления ситуативно-личностных реакций агрессии или неуверенности у детей.

***

«Кто обидно других называет, тот в игре ход пропускает».

***

Игорь в игре толкнул Свету. Взрослый говорит: «Игоря из игры исключаем, до двадцати вслух досчитать предлагаем. После этого в игру принимаем».

Используем чувство юмора, чтобы стимулировать у ребенка критичность к агрессивному поведению.

«Молодец, опять толкнул Иру».

Или «Замечательно! Никто так постройку сломать еще не сумел!»

***

Взрослый говорит: «Ребята, я не ожидала, что вы такие холодные лепешки».

Стратегия игнорирования.

  • Это отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям агрессии или неуверенности в поведении детей.

***

Взрослый делает вид, что не замечает неуверенности у ребенка для стимуляции к более решительному поведению «здесь и сейчас».

Стимуляция соревнования, соперничества.

***

Взрослый предлагает ребенку-агрессору: «Раз, два, три! Быстрее меня к обиженному беги и руку пожми! Кто второй прибежит - тому щелчок!»

Стратегия на установление телесного контакта.

***

Ребенок ударил кого-то, а взрослый подходит к обидчику, берет в руки его ладони и, потрясывая их, спокойным голосом говорит: «Расслабляйся, рука, расслабляйся и больше не кусайся» или «Эй рука, трясись, трясись, только больше не дерись».

Стратегия на стимуляцию удивления.

Через неожиданность, новизну действия взрослого или ребенка с целью переключения на иное состояние.

***

 «Ты всех так сильно толкаешь, а себя так сможешь?»

***

Ребенок безобразничает, а взрослый подходит к нему и все, что думает, без голоса ему говорит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« КАК ПРЕОДОЛЕТЬ РАССЕЯННОСТЬ У ДЕТЕЙ?»

Рассеянность – это психическое состояние, при котором отсутствует сосредоточенность, внимание.Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении, следовать четкому порядку, быть организованны...

Как преодолеть агрессивность ребенка. Советы родителям.

причины агрессии и как с ней бороться...

Агрессивное поведение детей 3х лет. Как общаться с агрессивным ребенком, постепенно снижая уровень агрессии.

Агрессивное поведение ребенка связано с возрастным кризисом 3х лет. Приступы агрессии в этом возрасте происходят достаточно часто. Таким поведением дети выражают свое недовольство или разочарования. Н...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...