Буклет "Как преодолеть агрессивность у детей"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Стратегия на стимуляцию гуманных чувств.
- Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживать чувства неловкости, вины за агрессивное поведение.
- Учите их не сваливать свою вину на других.
- Развивайте у агрессивных детей чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.
«Миша, неужели тебе не жалко других детей».
***
«Если ты других жалеть не будешь, то и
тебя никто не пожалеет».
***
Саша толкнул Сережу. Взрослый подходит
к обидчику и спрашивает, как будто ничего
не видел: «Ты не знаешь почему Сережа плачет? Пойдем погладим его по головке?!»
***
Взрослый подводит агрессивного ребенка к обиженному и предлагает мизинчиками «заключиться» и повторить: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись. А если будешь драться, я буду кусаться. А кусаться не при чем – буду драться кирпичом. А кирпич сломается – дружба начинается».
«Посмотрите, ребята, а ведь Ира умеет прощать, хотя Петя поступил плохо!»
Стратегия ориентации на эмоциональное состояние другого.
Отличается от стимуляции гуманных чувств тем, что взрослый стремится обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
***
«Ты сейчас чувствуешь себя победителем?»
«Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
***
Ребенок обидел другого, а взрослый подходит к обидчику с игрушкой (мишкой, куклой) и спокойным голосом спрашивает «Кто сейчас злее – ты, я? Мишка (кукла)?»
***
«Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Т чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»
Стратегии коррекции агрессивного поведения у детей.
Памятка для воспитателей
и родителей.
Воспитатель
Косоротова Оксана Анатольевна
МБДОУ №189
«Солнышко»
Стратегия на стимуляцию чувства юмора.
К собственному состоянию или состоянию другого.
«Тебе неловко, что ты обидел Иру, или «ловко»?»
***
Агрессивный ребенок ударил кого-то, а взрослый подходит к нему и серьезным
тоном говорит: «Ой, у тебя уши, кажется, позеленели! Ты знаешь, один мальчик дрался много, и у него точно так же позеленели!»
***
В поле внимания агрессивного ребенка.
Взрослый, обращаясь к ребенку-жертве, говорит: «Посмотри, сейчас Коля будет плакать и просить у тебя прощения».
***
Взрослый предлагает всем детям и ребенку-жертве представить, как выглядит «зло». Для этого бросая мяч, задает вопросы, требующие дополнения: «У зла глаза… (зеленого цвета); А уши… (большие, сморщенные); руки злого человека…(с длинными когтями); злые мысли похожи на …(сосульки)» и т.д..
Стратегия на переключение состояния.
- Стимулируйте положительные эмоции у агрессивных детей с целью переключения с агрессивного состояния на иное.
- Используйте новизну, необычность, неожиданность игрового и неигрового поведения и действия с предметами.
Взрослый, надрезая несколько квадратных бумажек по кривой или ломанной, просит ребенка: «А теперь правильно соедини».
Взрослый говорит ребенку: «Я крестик на бумаге быстро нарисую и злом или обидой его назову! А ты быстрее всех этот крестик зачеркни. Чем больше крестиков зачеркнем, тем быстрее хорошее настроение вернем!»
Взрослый обращается к агрессивному
ребенку или к обиженному ребенку: «У тебя бумаги лист и у меня. Кто больше мелких бумажек снежинок нарвет, тот и молодец! Снежинки «обиды» или «злости» вместе соберем, вверх подбросим и щеткой подметем».
Стратегия на положительное подкрепление, похвалу.
- Это стремление взрослого увеличить частоту ситуационно-личностных реакций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительностью.
- Поощряйте всякое желание детей сдерживать свои агрессивные действия.
- Развивайте у нерешительных детей способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности.
Взрослый говорит ребенку: «Я знаю, ты хотел стукнуть Мишу, но не стукнул. Молодец!»
***
Ребенок только что хотел обидеть кого-то, но сдержался. Взрослый подходит к ребенку с куклой Катей и наклонив ее к уху ребенка, шепчет что-нибудь хорошее или ласковое по секрету от всех.
***
«Молодец, ты не боишься забияк!» - говорит взрослый притесненному ребенку в том случае, если видит, что его уверенное поведение не провоцирует агрессивного ребенка на совершение агрессивных действий.
***
Взрослый, будучи в поле внимания неуверенного ребенка, сжав кулаки вытянутые перед собой руки, говорит: «Я, смелый заяц, - никого не боюсь!»
Стратегия на осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния.
- Помогайте агрессивному ребенку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное.
- Стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка-жертвы.
- Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре собственных эмоциональных состояний.
- Чаще спрашивайте у них о вариантах выхода из конфликтной ситуации.
- Объясните, какими другими неагрессивными способами они могут самоутвердиться.
- Расскажите, что такое вспышка гнева,
- и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.
«Ты стукнул Веру потому, что…, а еще почему?»
***
Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злое лицо у волка сотри (или незлое изобрази). Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?»
«Я вижу, что тебе плохо!», «Как ты думаешь, почему ты обижаешься?»
***
После драки. Взрослый спрашивает: «Ребята! Что произошло с Колей и Петей? Кто может объяснить?»
Стратегия на отреагирование
агрессивного поведения.
- Отличается от стратегии на осознание тем, что взрослый ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас».
- Учите детей выплескивать гнев в приемлемой форме и выражать его словами, а не физической агрессией.
- Стремитесь, используя чувство юмора, объяснить ребенку, склонному к агрессии, что «если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».
Через предметно-практические игровые действия.
Взрослый предлагает ребенку: «Давай разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!»
***
Взрослый говорит детям: «Я буду злым ветром, а вы мухами, я вас буду осаливать, а вы бегайте и дразните меня».
Методы и приемы
(стратегии и тактики)
коррекции агрессивного поведения у детей.
Памятка для воспитателей и родителей.
Воспитатель
Косоротова Оксана Анатольевна
МБДОУ №189
«Солнышко»
Стратегия на моделирование через провокацию и преодоление состояния.
***
Взрослый говорит: «Кукла Катя всех обижает. Дети делайте ей замечания, говорите обидные слова, дразните ее, а я буду за нее отвечать справедливо, но не обидно. А затем я буду дразнить куклу Катю, а вы за нее отвечайте, и тоже не обидно!»
***
Взрослый предлагает: «дети, встаньте в круг. Давайте возьмем мяч, будем его передавать друг другу и обмениваться необидными именами, шуточными прозвищами».
***
Ребенок-жертва в роли «толкающего», ребенок-агрессор в роли «отвечающего».
«Я тебя в плечо буду толкать, а ты мне в
ответ не толчком отвечай, а слова такие подбирай, чтобы мне стало стыдно за мое агрессивное поведение».
***
Моделирование нерешительности у агрессивного ребенка и агрессивности у ребенка-жертвы.
Взрослый говорит: «Сереже (обиженному) в руки палку дам и кегли сбивать попрошу, а Ване (агрессору) кегли спасать руками предложу. И скажу: «Раз, два. Три, кегли
бить и спасать беги! Кто первый сбил или спас, тот и молодец!»
Стратегия на отрицательное подкрепление.
- Это умение взрослого уменьшить, частоту проявления ситуативно-личностных реакций агрессии или неуверенности у детей.
***
«Кто обидно других называет, тот в игре ход пропускает».
***
Игорь в игре толкнул Свету. Взрослый говорит: «Игоря из игры исключаем, до двадцати вслух досчитать предлагаем. После этого в игру принимаем».
Используем чувство юмора, чтобы стимулировать у ребенка критичность к агрессивному поведению.
«Молодец, опять толкнул Иру».
Или «Замечательно! Никто так постройку сломать еще не сумел!»
***
Взрослый говорит: «Ребята, я не ожидала, что вы такие холодные лепешки».
Стратегия игнорирования.
- Это отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям агрессии или неуверенности в поведении детей.
***
Взрослый делает вид, что не замечает неуверенности у ребенка для стимуляции к более решительному поведению «здесь и сейчас».
Стимуляция соревнования, соперничества.
***
Взрослый предлагает ребенку-агрессору: «Раз, два, три! Быстрее меня к обиженному беги и руку пожми! Кто второй прибежит - тому щелчок!»
Стратегия на установление телесного контакта.
***
Ребенок ударил кого-то, а взрослый подходит к обидчику, берет в руки его ладони и, потрясывая их, спокойным голосом говорит: «Расслабляйся, рука, расслабляйся и больше не кусайся» или «Эй рука, трясись, трясись, только больше не дерись».
Стратегия на стимуляцию удивления.
Через неожиданность, новизну действия взрослого или ребенка с целью переключения на иное состояние.
***
«Ты всех так сильно толкаешь, а себя так сможешь?»
***
Ребенок безобразничает, а взрослый подходит к нему и все, что думает, без голоса ему говорит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« КАК ПРЕОДОЛЕТЬ РАССЕЯННОСТЬ У ДЕТЕЙ?»
Рассеянность – это психическое состояние, при котором отсутствует сосредоточенность, внимание.Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении, следовать четкому порядку, быть организованны...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Как преодолеть агрессивность ребенка. Советы родителям.
причины агрессии и как с ней бороться...
Агрессивный ребенок - что делать родителям? Как корректировать агрессивное поведение детей.
Агрессивный ребенок....
Агрессивное поведение детей 3х лет. Как общаться с агрессивным ребенком, постепенно снижая уровень агрессии.
Агрессивное поведение ребенка связано с возрастным кризисом 3х лет. Приступы агрессии в этом возрасте происходят достаточно часто. Таким поведением дети выражают свое недовольство или разочарования. Н...
Консультация для родителей «Детская агрессивность. Методы работы коррекции агрессивного поведения детей»
Методы работы коррекции агрессивного поведения детей...
Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...