Партнерские отношения с родителями в рамках образовательного процесса в современном ДОУ
статья (старшая группа) на тему
Воспитание - великое дело. Им решается участь человека. (Белинский)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Партнерские отношения с родителями в рамках образовательного процесса в современном ДОУ.
Воспитание великое дело.
Им решается участь человека.
В. Белинский
В условиях, когда большинство семей озабоченно решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
И в соответствии с одной из задач ФГОС : объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения мы видим, что
семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме: «вовлечение родителей в образовательный процесс в современном ДОУ». Первыми помощниками для меня стали русские народные сказки.
Свою работу я стала выстраивать по одному из направлений в образовательном процессе -«Досуговая деятельность».
Досуговое направление в работе с родителями является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы;посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В течении года были организованны и проведены совместные мероприятия:
«Творческая мастерская» по сказке «Три медведя».
Были приглашены родители для совместного создания атрибутов к сказке. Я им предложила различный материал для творческой деятельности: пластилин, картон, клей, краски и т.д.
Родители вместе с детьми решали из чего и как они будут мастерить. Во время работы в группе звучала спокойная инструментальная музыка, что способствовало к комфортной обстановке.
После того, как все герои сказки были готовы, я предложила родителям распределить роли между собой и инсценировать сказку для своих детей.
Родители и детиочень радовались, были счастливы.
В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим труд. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда их глаза наполнены радостью».
Поэтому я решила – пусть наши встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
И следующим этапом в работе по досуговому направлению стало сотрудничество с музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию.
Совместно с музыкальным руководителем был разработан план мероприятия «Музыкальная театрализация по сказке «Теремок». Родители активно принимали участие в создании костюмов, атрибутов к постановке спектакля.
Совместное мероприятие родителей-детей-педагогов-специалистов дало огромный эмоциональный потенциал к дальнейшему взаимодействию.
Так родилась идея мастер-класса «Веселые рисовалки» , где я познакомила родителей с нетрадиционными техниками рисования. Было проведено анкетирование на знание и понимание нетрадиционных техник рисования и подготовлена презентация с незнакомыми для родителей техниками.
После мастер-класса была организованна выставка «Наши мамы рисуют».
По итогам знакомства с нетрадиционными техниками рисования родителям и детям было предложено использовать полученные умения в работе над раскраской по мотивам русской народной сказки «Колобок».
Вовлечение семьи в жизнь детского сада я продолжила с инструктором по физическому воспитанию.
Мной, совместно с инструктором по физическому воспитанию был разработан сценарий игрового физкультурного занятия по сказке «Колобок», где важным моментом являлось создание тактильного контакта «Мама - ребенок», что очень важно для развития социальных навыков в образовательном пространстве ДОУ ребенка младшего возраста (3-4 года).
По результатам работы по данному направлению первого года можно сделать выводы:
- родители стали более открытыми к общению;
- решение любых вопросов проходит конструктивно;
- предложения новых идей для встреч исходят от самих родителей.
- задачи, поставленные в рамках данного направления реализованы.
Так как целью моей работы является: «Воспитание социально-ответственного и компетентного выпускника ДОУ», работа по данному направлению продолжилась в средней группе (5-6 лет) и были проведены следующие мероприятия:
- Спортивное мероприятие к 23 февраля. Участие принимали только папы;
- Вечер развлечений ко Дню Матери. На праздник были приглашены мамы и бабушки. Использовались нетрадиционные конкурсы;
- Мастер-класс по рисованию (продолжение);
- Театрализованное представление по сказке «Петушок и бобовое зернышко» к празднованию 8 Марта;
Включение родителей в образовательный процесс ДОУ увеличивалось с каждым мероприятием и я решила использовать не только досуговое направление, но и познавательно-развивающее. Мною были предложены поездки:
- Тематическая экскурсия в музей «Живой ключ», приуроченная к 120-летию со дня рождения В.Бианки;
- Познавательное занятие «Путешествие с Планеташей», посвященное Дню космонавтики;
- Посещение Петропавловской крепости приуроченной ко Дню рождения Санкт-Петербурга.
В старшей и подготовительной к школе группах мы планируем проводить встречи посвященные знакомству с нашим городом. Эти встречи будут проходить и в стенах детского сада и на выезде.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование партнерских отношений между педагогами и воспитанниками в процессе игровой деятельности
Выступление на педагогическом совете детского сада воспитателя средней группы...
Создание партнерских отношений с родителями как полноценными участниками образовательного процесса
Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка...
Консультация:«Партнерские отношения семьи и детского сада в процессе игровой деятельности с включением разных форм»
Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание ,и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни р...
«Создание партнерских отношений с родителями как полноценными участниками образовательного процесса. Совместные детско-родительские проекты»
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решен...
Фрагмент выступления на вебинаре "Выстраивание системы партнерских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса"
В январе 2020 г. педагогический коллектив ГБОУ Школа №305 г. Москвы выступил с опытом работы по формам сотрудничества с семьями воспитанников. Презентация дополняет выступление педагога-психолог...
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через современные формы взаимодействия.
Распространение опыта...
«Индивидуализация образовательного процесса как важное условие установления партнерских отношений с родителями»
О взаимодействии участников образовательного процесса, о сотрудничестве и выстраивании партнерских отношений педагогов с родителями....