Особенности музыкального воспитания в условиях ДОУ
презентация к уроку на тему
презентация музыкального руководителя ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_muzykalnogo_vospitaniya_doshkolnikov_v_usloviyakh_dou.pptx | 472.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыка – одно из средств музыкально – эстетического воспитания дошкольников Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и «рассуждать» о ней ( термин Д.Б. Кабалевского ). В этом эстетический аспект музыкального воспитания, и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка. Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство всестороннего, гармонического развития личности. Музыкальное воспитание – один из путей нравственно-эстетического, умственного и физического совершенствования.
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка. Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей. Наблюдая за детьми в детском саду, мы задались вопросами: в чем секрет успешности музыкального развития ребенка? Какова роль деятельности музыкального руководителя, воспитателя, родителей в воспитании успешного, талантливого человека. Что позволяет достичь наиболее высоких результатов? Ответы на эти вопросы интересуют каждого педагога и родителей. Именно желание ответить на них послужило поводом к изучению проблемы эффективного использования музыкального воспитания в условиях ДОУ.
актуальность Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Однако современные дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. К сожалению, далеко не все образцы новой музыкальной культуры подходят для решения целей музыкального воспитания подрастающего поколения. Поэтому родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую музыку. Именно от педагогов и родителей зависит формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремиться участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщаться к художественной и творческой деятельности.
Цель Рассмотреть особенности музыкального воспитания дошкольников на примере разработки и экспериментальной апробации методики развития у детей младшего дошкольного возраста музыкальности посредством восприятия музыки. Сформулированная цель определила задачи исследования Решение поставленных задач осуществлялось с помощью различных методов исследования Изучить и проанализировать литературу по проблеме. Рассмотреть сущность музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Проанализировать программный материал по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников. Рассмотреть методику музыкально-эстетического воспитания дошкольников посредством музыки. Провести опытно-экспериментальную работу. Выявить и экспериментально проверить развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки. Теоретических: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме работы. Методических: на основе наблюдений, бесед, рассказов, музыкально-дидактических игр, музыкальных занятий, консультаций родителей и воспитателей. Провели статистическую обработку исследования. Объект исследования : музыкальное воспитания детей в условиях художественного и эстетического развития. Предметом данного исследования является содержание и методика развития музыкальности у младших дошкольников.
Музыкальное воспитание Задачи музыкального воспитания . 1. Воспитывать интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений. 2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями. 3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений. 4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений. 5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке. 6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; использования выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок . Формировать самостоятельность, применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать. Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни, формирования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность.
Методы музыкального обучения. В музыкальном воспитании дошкольников используются как общепедагогические методы, так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства. Общепедагогические методы так же имеют свою специфику. 1. Словесный метод в музыкальном воспитании понимается не как передача необходимой информации, а как образно-психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. Для словесного пояснения музыки речь учителя должна быть не бытовой, а образной. 2. Специфичность заключается и в применении наглядных и практических методов. Использование дидактических пособий, схем, нотных таблиц, иллюстраций картин, рисунков учащихся – это метод зрительной наглядности. К практическим методам в педагогике относятся методы, направленные на получение информации в процессе действий, направленных на получение учащимися практических умений и навыков. Появление в педагогике на современном этапе методов конструирования, планирования, исследования обусловлено требованиями практики и характеризуют не внешние проявления деятельности, а внутреннюю сущность, то есть познавательный характер деятельности.
Музыкальное воспитание и развитие дошкольников осуществляется на занятиях и в повседневной жизни На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим по изобразительной деятельности музыка также может найти широкое применение. Так, на занятии по рисованию в младшей группе воспитатель учит малышей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры: ритмичные мазки называет капельками дождя. Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления. В разнообразных играх детей часто используется музыка. Ребята играет в «музыкальное занятие», в «концерт», танцуют, исполняют песни, попевки , выученные на занятиях. В отличие от самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, включение музыки в повседневную жизнь определяется четким руководством воспитателя, который использует различные произведения в ходе других занятий, утренней гимнастики, на прогулках, в часы досуга. Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные в процессе обучения от впечатлений окружающего, могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью педагог продумывает возможные моменты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в какую-либо детскую деятельность. Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога. Использование музыкальных произведений в повседневной жизни обогащает детей, новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.
Музыкальные занятия Основная форма образовательной работы с детьми - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими, радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее, творческая на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно. Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей. Первый год жизни рассматривается как подготовительный этап к обучению, основанный на активном общении взрослого и малыша. С детьми полутора лет проводятся занятия 10 - 13 минут сначала небольшими подгруппами, а затем со всеми, вместе. Начиная со второй группы раннего возраста, во всех последующих группах детского сада музыкальные занятии проводятся два раза в неделю. Содержание занятий включает обучение пению, слушанию музыки, ритмике, элементам музыкальной грамоты, игре на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада. На музыкальных, как и на других занятиях осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т.д.), чего нет, скажем, на занятиях по рисованию, лепке, счету и др. Отметим, что физкультурные занятия тоже включают различную детскую деятельность — упражнения гимнастического типа, игры, перестроения, но они направлены только на развитие движений.
Цель и задача музыкальных занятий заключается в том, что бы привить дошкольникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации, жанрах, музыкальных формах, способствовать формированию у детей художественного вкуса и эстетической потребности музыкальные занятия подразделяются на доминантные, тематические, комплексные Музыкальные занятия бывают: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные Доминантные, тематические и комплексные занятия стали широко внедряться в практику лишь в последние годы. До этого основная часть педагогов-практиков ограничивалась применением лишь так называемого традиционного занятия, хотя и с учетом вариативности его структуры. Это вело к формализации процесса обучения. Традиционные методы проведения занятий не всегда отвечали меняющимся потребностям и условиям организации музыкального обучения. В сегодняшние дни педагоги-музыканты используют современные системы музыкально-эстетического воспитания дошкольников, максимально эффективно применяют средства технического обучения, современные фонотеки, а также музыкально-дидактические игры и пособия нового поколения. Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.
Виды музыкальной деятельности Восприятие музыки Восприятие музыки, специально созданное для слушания. Восприятие музыки в связи с её исполнением. Музыкально дидактические игры Исполнительство Пение Музыкально-ритмические движения Игра на музыкальных инструментах Творчество Песенное творчество Музыкально-игровое и танцевальное творчество Игра на музыкальных инструментах Музыкально-образовательная деятельность Знания общего характера Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности
ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ Сравнительная характеристика программ по музыкальному воспитанию дошкольников Мы рассмотрим три программы по музыкальному воспитанию дошкольников. Сравним их, первые две программы во многом схожи между собой, но есть в них и отличия. В программе Н.А.Ветлугиной главной задачей является овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки (пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах). Во второй программе главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели. В программе О.П. Радыновой все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, у Н.А.Ветлугиной они существуют немного оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения программа Радыновой более совершенна. Когда ребенок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует по него, исполняет на инструменте), оно воспринимается им во всех гранях, следовательно, оставляет след в духовном развитии ребенка. Обе эти программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр и наглядных пособий в виде карточек, изображающих движение мелодии, ритмический рисунок, настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая музыка - желтый цвет, бодрая музыка – красный цвет и т.д.). Программа О.П.Радыновой в отличие от программы Н.А.Ветлугиной не предполагает обучение детей пению по нотам. Я считаю это правильным. Как показывает практика, знание нот не помогает дошкольникам в формировании эстетических вкусов и предпочтений. А у некоторых детей даже отбивает интерес к музыкальным занятиям. Также наблюдается разница в форме занятий. Во второй программе форма занятий менее ограничена. Педагог на свое усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в них определенные виды деятельности детей. У Н.А.Ветлугиной кроме того, что формы занятий ограничены только тремя видами (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные), они еще имеют строгую структуру – в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей (пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки). Программа «СИНТЕЗ» значительно отличается от двух предыдущих и, как мне кажется, более совершенна в плане общеэстетического развития, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается на слушание музыки. Использование литературных произведений и зрительного ряда (фотографии, репродукции) помогают детям понять, прочувствовать музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные. Эта программа отличается также большей вариативностью занятий. Педагог ограничен только темами блоков («Природа в музыке», «Сказка в музыке» и т.д.). Форму и структуру занятия педагог выбирает на свое усмотрение.
Новые программы и методики по музыкальному воспитанию дошкольников Одной из ведущих характеристик современного дошкольного образования является «расширение поля инновационных преобразований» (О.А.Сафонова). Об этом убедительно свидетельствуют увеличение количества детских садов, внедряющих современные программы и технологии. Этот процесс успешно идёт и в дошкольных учреждениях г. Москвы. Организационный аспект внедрения предлагает, прежде всего, создание материальных и кадровых условий. Наш детский сад имеет все необходимые программы: «Гармония», «Синтез», «Малыш», «Играем в оркестре по слуху» - для детей раннего возраста и всех дошкольных возрастов и полное их методическое обеспечение. Создана также предметная среда для их реализации: приобретены музыкальные инструменты, игрушки, костюмы для детей и взрослых и др. Процесс изучения и внедрения новых программ и методик – длительный и сложный. Он требует от специалистов глубокой, вдумчивой работы. В нашем детском саду эта работа будет продолжена, но уже сейчас мы получили неплохие результаты. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов дошкольных образовательных учреждений предполагают вариативность в использовании программ и педагогических технологий. Закон РФ «Об образовании» предоставил право ДОУ самостоятельно разрабатывать авторские программы или из комплекса вариативных выбрать те, которые максимально учитывают конкретные условия работы ДОУ. В последние годы получили развитие два вида программ: основные и дополнительные. Основные программы, в свою очередь делятся на: комплексные (общеобразовательные) и специализированные (парциальные). Каждая общеразвивающая программа включает основные направления развития воспитанника: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, информационное и др.; способствуют формированию культурных потребностей и культуры ребёнка, его различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих, нравственных), становлению социально значимых социально-культурных видов деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная, конструирование, самообразование, творчество и др.) В комплексных программах одно из центральных направлений в развитии детей – художественно-эстетическое воспитание, где особое место занимает музыкальное развитие и образование ребёнка. Специализированные (парциальные) и дополнительные программы включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Немаловажно, что педагогу предлагается использовать инновационные технологии, а методический материал при необходимости перерабатывать, проявляя своё творчество и мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности музыкального воспитания в логопедическом детском саду
Особенности музыкального воспитания в работе с детьми имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)...
Консультация для родителей Тема: «Особенности семейного воспитания в условиях логопедической работы»
Особенности семейного воспитания в условиях логопедической работыРечевая коммуникация, если учесть ее виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что...
Музыкальное воспитание в условиях семьи: советы, игры, развлечения.
В материале представлены советы для родителей по развитию музыкальности у детей в условиях семьи, даны музыкальные и пальчиковые игры....
"Педагогические особенности музыкального воспитания и развития детей раннего возраста".
Очень часто наши представления о возможностях детского организма не соответствуют реальным обстоятельствам. Иногда мы недооцениваем детей, занижая им перспективу развития, а порой наоборот, форсируем ...
Проект совместной игровой деятельности психолого-оздоровительной направленности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкальный руководитель Михалкинская М.Е., Статья "Особенности музыкального воспитания детей с ЗПР"
Методическая разработка в рамках проектной деятельности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкального руководителя Михалкинской М.Е. ГБДОУ детский сад №6 комбинированного ви...
Методический комплект по теме "Особенности музыкального воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
В настоящее время ученые и практики констатируют возникающие противоречие между декларируемыми ценностями здоровья, здорового образа жизни и тем фактором, что все больше количество детей имеют отклоне...