«Лаборатория Фиксиков»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 компенсирующего вида»
Кружковая деятельность
(подготовительная к школе группа)
«Лаборатория Фиксиков»
Руководитель:
Захарова В. И
Пояснительная записка
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».
Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления системно-деятельностного подхода к детскому экспериментированию, актуальной становится проблема разработки системы методической работы по осуществлению системно-деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования. В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы,
рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие,
воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием
оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей
изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники
наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и
т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по
результатам исследования.
Примерная структура занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования.
Организация мини-лабораторий в детском саду
В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и
емкость для песка и воды и т.д.).
Приборы и оборудование для мини-лабораторий.
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки,
пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло,
щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители,
песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага,
лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы,
величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.),
бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья,
пенопласт.
Цель работы кружка:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие представлений о химических свойствах веществ;
- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- знакомство с основными чертами рельефа планеты (вулканы, горы, озера).
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение);
- формирование способов познания путем сенсорного анализа.
4. Социально – личностное развитие каждого ребенка – развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Перспективный тематический план
Тема | Содержание занятия | Материалы и оборудование | |
теория | практика | ||
Октябрь. | |||
1)Знакомство с лабораторными «жителями». «Нюхаем, пробуем, трогаем». | Познакомить детей с центром экспериментирования, техникой безопасностью и с правилами поведения в лаборатории. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы определять форму; структуру поверхности; язык – определять вкус). Поддержание и развитие интереса детей к исследованием, открытиям, стимуляция речевой активности, способствовать снижения проявлений речевого негативизма. | Центр экспериментирование, карточки. Игра «Кто позвал?». | |
2) «Удивительный песок». | Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость. Развивать умение сравнивать, делать выводы, развивать мелкую моторику. Обогащение лексики путем подбора определений к объекту. Воспитывать интерес к объектам неживой природы. | Опыт «Влажный и сухой песок». | Сухой и влажный песок, прозрачная вода, стеклянные банки, пластина из оргстекла, лопатка, магнит, лупа, карандаши для каждого ребенка. |
3) «Почва живая природа». | Познакомить детей с почвой, сформировать представления о составе почвы. Показать детям, что в почве есть воздух, которым дышат ее обитатели. Развитие грамматически правильного оформления высказывания. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. | Опыт «Влажная и сухая почва». | Сухая и влажная почва, прозрачная вода, стеклянные банки, пластина из оргстекла, лопатка, магнит, лупа, карандаши для каждого ребенка. |
4) «Глина». «Сравнение песка, почвы и глины). | Познакомить детей с глиной. Формирование представлений о свойствах и качествах глины. Расширить представления детей о писке, глине, почве. Опытным путем закрепить их свойства. Воспитывать аккуратность в работе с глиной. | Опыт «Влажная и сухая глина». Опыт «Посади горох в почву, песок и глину». | Кусочки глины, глиняные предметы, вода, лупа, емкости для воды, горох, емкости для посадки. |
Ноябрь. | |||
1) Воздух есть во всех предметах. | Познакомить детей с понятием «воздух». Закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха. Развитие грамматически правильного оформления высказывания. | Опыт «Как обнаружить воздух?», «Волшебный апельсин», «Воздух имеет вес». | Пластиковая бутылка, таз с водой, апельсины, весы, воздушный шары, цветок в горшке, игра «Раздувайся пузырь». |
2) Воздух упругий. Может ли воздух быть сильным? | Познакомить детей с тем, что можно надувать разные предметы (шары, мешочки), воздух заполняет их, становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Развивать у детей умение делать длительный выдох. Познакомить с понятием «сила движения». | Опыт «Воздух давит на все поверхности, с которыми он соприкасается», «Воздух делает предметы упругими», «Сила движения», «Надуй пузырь» | Маленькие пакетики сока с трубочками, мячи (надутый и сдутый), перышки, мыльные пузыри. |
3) «Разрушитель, созидатель». | Дать детям представление о том, как образуется ветер (потоки воздуха). Рассказать о некоторых природных катаклизмах – смерче, урагане, цунами. Показать положительное т отрицательное влияние человека на атмосферу Земли. | Опыт «Волны», «Вертушки», «Нарисуй свой ветер». | Кораблик, самодельные вертушки, видеофильм. |
4) «Воздух для жизни человека». | Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, без чистого и свежего воздуха нет жизни. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Опыт «Сколько времени можно не дышать?». | Комнатные растения, иллюстрации. |
Декабрь. | |||
1) «Путешествие капельки». | Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Ознакомить с процессами очистки воды разными способами. Прививать бережное отношение к воде. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитывать аккуратность в работе с водой. | Игровая ситуация «Где нужна вода?», опыт «Очистим воду». | Капли воды, изготовленные из бумаги, три емкости для опыта, воронка, вата, марля, промокательная бумага. |
2) «Какая вода?» «Есть ли у воды запах?». | Подвести детей к выводу о том, что вода прозрачная, в ней растворяются различные вещества, и она принимает вкус растворенного вещества. Развивать комментированную речь. | Опыт «Какая вода?», «Есть ли у воды запах?» | Различные емкости для воды, чистая питьевая вода, чистые стаканы, чайные ложки, соль, сахар. |
3) «Круговорот воды в природе». | Закрепить знание детьми свойств воды. Рассказать о круговороте воды. Подвести детей к выводу о том, что вода может испаряться, переходить из одного агрегатного состояние в другое. | Опыт «Куда исчезает вода?», «Снег и лед – вода», «Какая вода возвращается природе?». | Прозрачный сосуд, куски ткани, кусок снега, сосулька, горячая вода, стекло. |
4) «Волшебница вода». | Углубить, расширить и обогатить значение детей о воде. Сформировать представления о свойствах воды. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи. | Опыт «Плавучесть предметов», «Одеяло для Земли». | Емкость с водой, бумага, дерево, камни, снег, почва, градусник. |
Январь. | |||
1) «Удивительные камни». | Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Формировать классифицировать камни по признакам; активизировать творческую и поисковую деятельность детей через проблемные ситуации. Развивать логическое мышление, глазомер. Воспитывать интерес к объектам неживой природы. | Опыт «Цвет и форма», «Размер камня», «Определение фактуры поверхности, «Рассматривание через лупу», «Вес», «Определение температуры», «Плавучесть». | Видеофильм, картины гор, камни, лупы, емкости с водой, салфетки.. |
2) «Извержение вулкана». | Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Расширять и обогащать словарный запас ( вулкан, лава, кратер). | Опыт «Извержение вулкана». | Макет вулкана, поддон, картон, клей, сода, моющая жидкость, пипетка, чайная ложка. |
3) «Сравнение свойств песка и камня». | Уточнять представления детей о свойствах объектов неживой природы (песка, воды, камней); развивать умение сравнивать материалы, проводя элементарные опыты, правильно называть их особенности, в соответствии с их свойствами. Воспитывать интерес к неживой природы; расширять и обогащать словарный запас (лупа, песчинки, шершавый). | Опыт «Песок и камень», «Лупа помощница», Игра «Ящик ощущений», Физкультминутка «Гора». | Песок, вода,камни, лупы, тарелочки, стаканчики, ракушки, «ящик ощущений». |
4) «Как выглядит айсберг?». | Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Способствовать развитию органов дыхания. Расширять и обогащать словарный запас (айсберг, кораблекрушение). | Опыт «Айсберг». | Воздушный шарик, лед, емкость с водой, видеофильм об айсберге. |
Февраль. | |||
1) «Бумага». | Развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность; развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения. Познакомить детей с разновидностями бумаги; воспитывать уважение к труду взрослых. | Опыты с бумагой «Мнется», «Рвется, «Намокает», «Режется». | Видеоролик «Производство бумаги», бумага разного вида, емкость с водой, ножницы. |
2) «Как появилась книга». | В процессе познавательной деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знания детей о книге. Совершенствовать навыки связного высказывания. Воспитывать интерес и любовь к книге как источнику знаний. | Опыты с бумагой «Цветы лотоса», «Сделай сам бумагу». | Выставка книг, емкость с водой, миксер, сито, утюг, полотенце. |
3) «Магнит». | Познакомить детей с магнитом и его свойствами. Подвести детей к пониманию того, что магнит притягивает металлические предметы. Развитие мелкой моторики, согласование предлог+сущ. | Опыты «Магнит», «Скрепка», «Гвоздики», «Потерянная иголка». | Магниты, скрепки, гвоздики, емкости с водой, деревянная дощечка, иголка, емкость с песком. |
4) «Термометр и температура». | Развитие способности концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела, согласование прил+сущ. Воспитывать умение дослушивать ответ товарища. | Опыты «Термометр». | Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека, 2 стакана с водой разной температуры, репродукции картин с изображениями пейзажей разных времен года. |
Март | |||
1) «Волшебное электричество». | Обогащать знания детей об электричестве; расширять представление о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку. Познакомить детей с причиной проявления статического электричества; закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Развивать волевую сферу в рамках подготовки к школе; умение наблюдать, анализировать и делать выводы. Воспитывать умение работать в коллективе. | Опыт «Шарик», «Волшебные палочки», «Перчик» | Пластмассовые палочки, кусочки шерстяной ткани, шелка, картинка с изображением Золушки, цветные шары, бабочки из бумаги, пластмассовая расчёска. |
2) «Свет, тень». | Формирование представлений о свойствах света. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Дать представление о солнечном луче его цветовом составе (семь цветов). Развивать мелкую моторику рук, развивать комментированную речь. | Опыт «Лучик», «Радуга», игра «Теневой театр». | Фонарик, коробка, зеркало, емкость с водой, бумага с отверстием 3-5 мм. |
3) «Приключение буратино». | Углубить знания детей о свойствах дерева. Учить анализировать ситуации, планировать эксперимент, упражнять в подборе слов – антонимов. | Опыт «Пробка», «Горит – не горит». | Емкость с водой, пробки из дерева, кораблик. |
4) «Ткань и ее свойства». | Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах тканей: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж, хлопок. Развивать тактильные ощущения, умения образовывать относительных прилагательных. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Опыты «Мнется», «Режется», «Рвется», «Впитывает». | Разные виды ткани, ножницы, емкость с водой, лупа. |
Апрель | |||
1) «Мир металлов». | Расширять знания детей о металле и его свойствах. Называть разновидность металлов (алюминий, серебро, медь, сталь), учить сравнивать их свойства и делать выводы. Умения образовывать относительных прилагательных. Воспитывать умение работать в коллективе. | Опыты «Тонет – не тонет», «Гнется – не гнется». | Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, кусочки бронзы и серебра, емкость с водой. |
2) «Космос». | Сформировать у детей элементарные представления о том, как удаленность от Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него; пробуждать интерес к познанию космоса, развивать наблюдательность, умение делать выводы по результатам эксперимента. Расширять и обогащать словарный запас ( орбита, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). | Эксперимент «Высокая температура», «Обороты вокруг солнца», «Почему орбита не падает». | 2 термометра, настольная лампа, плакат Солнечной системы, линейка, пластилин, ведерко, шарик. |
3) «Почему в космос летают на ракете?». | Уточнить детям представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Расширять и обогащать словарный запас (иллюминатор, сопло, реактивный). Развивать познавательные способности, сообразительность. Воспитывать выдержку, формировать умение слушать товарища. | Опыт «Листок», Игра «Воздушный шарик» | Листы бумаги, воздушные шары, изображение ракеты. |
4) «Как образуются метеоритные кратеры?». | Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму. Развивать комментированную речь. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи. | Опыт «Метеоритный кратер». | Мука, большой поднос с высотой края 2—3 см; ложки, линейка или ровная рейка, кусок полиэтилена; иллюстрации с изображениями метеора, комет, карта «Солнечная система»; совки; карточки с алгоритмом действий. |
Май | |||
1) «Цветной песок». | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. Развивать мелкую моторику. Воспитывать умение работать сообща. | Опыт «Сыпучий мел». | Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки или палочки, небольшие банки с крышками. |
2) «Волшебное сито». | Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность. Развивать речь, мышление, внимание. Воспитывать дружелюбие. | Эксперимент «Крупа». | Совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки |
3) «Почему все звучит?». | подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Расширять представление о разнообразии звуков. Активизировать и обогащать словарь детей прилаг+ сущест. Воспитывать интерес к проведению опытов и экспериментов. | Игра «Что звучит?», Опыт «Поющая линейка», «Стеклянный стакан». | Музыкальные инструменты, линейка, стакан, ложка. |
Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, речь, сообразительность. Учить не теряться в незнакомой ситуации. Воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь. | Игровая ситуация «Удивительная находка», | Модель «Морское дно» залитой водой, физическая карта мира, глина(пластилин), стеки, фартуки, губки для уборки, бутылка с запиской, оборудование для фильтрации воды, воздушный шар, схема для создания «ленты выживания». |
Список использованной литературы:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2 –е изд., испр. _ М.: Тц Сфера, 2013. – 192. (Ребенок в мире поиска). ISBN 978 – 5 – 9949 – 0369 – 8.
2. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 240 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»). ISBN 978 – 5 – 89814 - 905 – 5.
3. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 320 с. – ( Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»). ISBN 978 – 5 – 89814 – 904 – 8.
4. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»). ISBN 978 – 5 – 89814 – 888 – 1.
5. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»). ISBN 978 – 5 – 89814 – 891 – 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «Лаборатория фиксиков» Тема: «Чудо- мыло»
Создание благоприятного эмоционального состояния детей; развитие и повышение интереса к экспериментальной деятельности детей; формирование основ научного мировоззрения....
Предметно - развивающая среда "Уголок экспериментирования" "Лаборатория Фиксиков"
Предметно - развивающая среда "Уголок экспериментирования" "Лаборатория Фиксиков"...
«Лаборатория Фиксиков»
Основная цель ДОУ создать условия для поддержки и развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментал...
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)
Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...
Кратковременный проект по экспериментальной деятельности "Лаборатория Фиксиков"
Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ...