Неуверенный ребенок
консультация по теме

КОЛУМБАЕВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА

тактика работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neuverennyy_rebenok.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ВНИМАНИЕ:  НЕУВЕРЕННЫЙ   РЕБЕНОК!

Малая общительность, неуверенность, застенчивость – это черты характера, которые могут стать тормозом в развитии активности ребенка, инициативности, а в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность. Нередко у такого ребенка может сформироваться беспринципность, слепое подражание тому, кто уверенно взял инициативу в свои руки.

Установить контакты с незнакомым человеком им чрезвычайно трудно. Собственная самооценка чаще всего ниже реальных возможностей («У меня не получится», «А я не могу», «Не знаю»). Как правило, они долго не приступают к выполнению задания, неуверенны в своих возможностях, постоянно ощущают нехватку времени, чтобы завершить работу.

 Внешне неуверенный ребенок чаще всего заторможен, замкнут, легко смущается. Вместе с тем его неуверенность может совмещаться с удивительной активностью, упрямством. В основе такого поведения лежит внутренняя неуверенность, отрицательные эмоциональные переживания.

Развитию неуверенности может способствовать и многократный отрицательный прежний опыт в той или иной деятельности, конфликтные отношения со взрослыми и с товарищами, чрезмерная опека родителей или, наоборот, равнодушное отношение окружающих.

Эмоциональное неблагополучие ребенка способствует развитию страха, замкнутости, чувства незащищенности, одиночества, недоверия к людям. А это уже основа роста неуверенности в своих силах. «Эмоциональное созвучие» со взрослым, его положительные оценочные суждения способствуют развитию активности, побуждают ребенка к хорошим поступкам. Только в обстановке доверительности малыш легко вступает в контакт со взрослым, проявляет высокую социальную активность.

Отрицательным фактом, способствующим формированию неуверенности,  является авторитарный стиль общения. Дети, в семье которых царит авторитарный стиль воспитания, менее активны, и инициативны, менее самостоятельны в своих поступках. Однако, покорные с взрослыми, они в некоторых случаях проявляют агрессивность к своим сверстникам, с трудом овладевают нравственными нормами.

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ

Авторитарный стиль.

Взрослые добиваются от ребенка  слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию; злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением сверхвысокий. Строгость и наказание – основное средство.

Демократический стиль.

Взрослые относятся к ребенку  с уважением, стараются наладить с ними эмоциональный контакт, учитывают их индивидуальные особенности. Не подавляют строгостью и наказаниями, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают в необходимости выполнить то или иное требование, исходя при этом из возможности принять объяснение взрослого. Взрослый не сковывает самостоятельности и активности ребенка, вместе с тем воспитывает организованность и дисциплину. В общении с ребенком преобладают положительные оценки, в том числе предвосхищающая общая положительная оценка.

Либеральный стиль.

Низкая степень контроля, «вседозволенность», т.е. отсутствие всякой требовательности к ребенку, равнодушное отношение, некоторая отчужденность воспитатель всех ситуациях, за исключением тех, когда возникает угроза жизни ребенка, физической травмы. Этот стиль можно назвать «попустительским».

При авторитарном стиле воспитания больше всего неуверенных детей. Отсюда и  неудачи в деятельности, и низкий уровень умений и навыков в отдельных видах деятельности.

Как же помочь ребенку?

Эмоционально поддержать одобрительным взглядом, улыбкой, мягким поглаживанием руки, ласковым советом («Если постараться, всегда выходит так, как хочешь», «Ты очень старательный, у тебя получится хорошо»).

Однако если речь идет о преодолении неуверенности как свойстве личности, в этом случае можно говорить лишь о «смягчении» этой неуверенности.

Обеспечение эмоционального благополучия возможно при демократическом стиле общения, которое создается посредством

 доброжелательного, доверительного отношения;

 авансированными положительными оценками;

 фиксацией внимания на положительных сторонах личности;

 включением в совместную деятельность по желаемому выбору;

 посредством привлечения ребенка в группу детей, где он будет выполнять роль организатора, владеющего информацией.

Не следует забывать об индивидуальном подходе, т.е. когда взрослый избегает замечаний в адрес застенчивого ребенка в присутствии посторонних, поощряет при всех его малейшие успехи, порой опережая исход работы.

ПАМЯТКА  ПО  ПРЕОДОЛЕНИЮ  ЗАСТЕНЧИВОСТИ  И  НЕУВЕРЕННОСТИ  РЕБЕНКА

  • Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.
  • Не демонстрируйте эту черту характера посторонним людям.
  • Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придает ему уверенность в своих силах.
  • Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу, и не мешайте ему.
  • Не ставьте ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
  • Вселяйте в ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».
  • Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны
  • Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.
  • Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами и характером других детей.
  • Позволяйте своему ребенку проявлять инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

ПРАВИЛА,  КОТОРЫМИ  ВЫ  ДОЛЖНЫ  РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ

  • Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему с трудом и упорством.
  • Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.
  • Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
  • Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.
  • Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
  • Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
  • Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.
  • Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
  • Радуйтесь его победам над собой.
  • Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!    

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь неуверенному в себе ребенку?

Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малы...

Социальная неуверенность ребенка

Уважаемые коллеги! Положительная социализация ребенка в обществе напрямую зависит от окружающих его взрослых. В данном материале представленны признаки в поведении ребенка, которые могут быть сигналом...

Рекомендации для родителей "Неуверенный в себе ребенок"

Рекомендации для родителей неуверенных в себе детей. Формирование уверенности....

Памятка для родителей "Неуверенность ребенка в своих силах"

Эта памятка поможет раскрепостить ребенка....