Особенности МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью интегративной группы, в которой объединяются дети, разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, представлениям, умениям, склонностям, предпочтениям т. д. Отношения между такими разными детьми имеют свою специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_mezhlichnostnykh_otnosheniy_v_raznovozrastnoy_gruppe_1.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью интегративной группы, в которой объединяются дети, разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, представлениям, умениям, склонностям, предпочтениям т. д. Отношения между такими разными детьми имеют свою специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной группе.
Огромным потенциалом в РВГ выступает воспитание таких важнейших личностных качеств, как толерантность, нравственность, способность считаться с другими и сотрудничать с непохожими на них людьми и пр.
В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы. Отношение родителей и воспитателей к таким группам является весьма противоречивым. С одной стороны, данные группы имеют явные преимущества в сравнении с одновозрастными: старшие дети учатся быть внимательнее к младшим, помогать им, младшие, подражая старшим, быстрее развиваются. С другой стороны, не менее очевидными являются и проблемные стороны разновозрастных групп: старшие обижают младших, те мешают занятиям старших, воспитателям трудно организовать детей и пр.
Научных исследований, посвященных анализу отношений детей в разновозрастных группах (РВГ), в отечественной литературе очень мало.
Анализ отношений между детьми следует проводить с опорой на представление о единстве межличностных отношений и самосознания, которые включают два противоположных начала — предметное и личностное
Согласно этому подходу, предметное начало отражает оценку и значимость конкретных качеств другого человека: его знаний, умений, возможностей, положения в группе и пр. Такое отношение порождает оценку и познание качеств Другого, их использование и сравнение со своими соответствующими качествами. Другой человек при этом может стать предметом оценки или сравнения с собой, средством или препятствием для самоутверждения или для выполнения своих желаний. Предметное начало задает границы собственного Я человека, подчеркивает его отличие от других и обособленность.
Личностное начало соответствует целостному ощущению себя как источника сознания, собственной активности, своей воли, своих переживаний; оно выступает как ядро самосознания, в котором человеческое Я уникально, не имеет подобия, не подлежит сравнению и оценке. Ему соответствует столь же непосредственное и безоценочное восприятие и переживание другого человека как целостной личности, что порождает внутреннюю связь с ним и различные формы сопричастности (сопереживание, сотрудничество, сорадование и пр.).
Эти два начала являются необходимыми и взаимодополняющими сторонами самосознания, они присущи любым межличностным отношениям. Однако степень их выраженности и содержательное наполнение могут существенно различаться.
Источником всех проблемных форм отношения к сверстнику является дефицит личностного и доминирование предметного начала, когда Другой воспринимается как предмет оценки или сравнения с собой, как противник или конкурент.
Применительно к взаимодействию старшего и младшего ребенка в РВГ можно отметить, что объектные качества младшего (способности, умения и навыки) значительно уступают качествам старшего в сравнении с соответствующими качествами ровесников. Это обстоятельство открывает два возможных варианта развития отношений детей в зависимости от преобладания того или иного начала. С одной стороны, снижается конкурентная позиция старших дошкольников (поскольку соревнование с маленьким не имеет смысла), следовательно, может возрастать сочувствие, помощь и поддержка по отношению к младшим. В этом случае начинает доминировать личностная составляющая взаимоотношений. С другой стороны, присутствие младших детей создает для старших очевидные и разнообразные возможности для утверждения своего превосходства и повышения значимости. Эта тенденция отражает усиление предметной составляющей межличностных отношений у старших детей. Таким образом, совместная жизнь старших и младших детей становится некоторым катализатором, усиливающим проявление того или иного начала межличностных отношений. Эти отношения могут быть основаны либо на помощи, поддержке младших, соучастии в их жизни (преобладание личностного начала), либо на их подавлении, обесценивании или игнорировании (преобладание предметного начала).
Общение детей разного возраста обостряет и стимулирует проявление либо предметного, либо личностного начала в отношениях детей в зависимости от условий воспитания.
Для получения достаточно полной и объективной картины отношений детей в РВГ используются следующие методы:
• наблюдение за свободным взаимодействием детей,
• совместная продуктивная деятельность старших и младших,
• совместная игра с правилами.
ВАРИАНТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ
Выделяют следующие типы отношений между детьми.
• Индифферентное отношение характеризуется низким интересом к другим детям и выраженной ориентацией на взрослого. И у старших и у младших детей это выражается в предпочтении индивидуальных форм активности и высокой нормативности в высказываниях и в поведении. Главным для них является отношение взрослого при полном равнодушии к другим детям. Правильное выполнение инструкций и заданий воспитателя выступает как способ получения его поощрений. Следуя указаниям взрослого не обижать малышей и уступать им, старшие могут помочь младшим, но делают это формально и равнодушно, без эмоциональной включенности. Младшие также стремятся заслужить поощрения воспитателя, выполняя его указания и подражая старшим детям.
• Эгоцентрическое отношение характеризуется ярко выраженным прагматизмом. Главные мотивом поведения является стремление реализовать свои интересы и получить свою выгоду. Другой ребенок воспринимается как препятствие. У старших детей это выражается в демонстрации своих преимуществ по отношению к младшим, стремлении управлять ими, поучать их, в менторском тоне высказываний: «Я старше и лучше тебя знаю, как надо делать, делай, как говорю». Младшие при этом игнорируют старших и отстаивают свои интересы. Вклиниваясь в работу старших, мешают друг другу, нарушают игровые правила. Каждый стремится действовать в свою пользу.
• Отношение обесценивания выражается в стремлении старших самоутвердиться за счет младших. Оно проявляется в негативных оценках действий и поведения других детей. Такое отношение может переходить на личность другого ребенка, и тогда оно проявляется в оскорблении, унижении. В отличие от эгоцентрического и демонстративного отношения здесь старший ребенок утверждает свое Я за счет не только своих преимуществ в игре, но и унижения и обесценивания личности младшего. Младшие при этом либо протестуют (жалобы, слезы, обиды), либо терпят и подчиняются воле старших.
• Отношение сопричастности проявляется в стремлении к совместной деятельности, в согласовании интересов, поиске общности. Старшие дети стремятся вовлечь малышей в общее дело, не на словах, а реально помочь им, уступают, помогают по собственной инициативе, без указаний и побуждений воспитателя. Младшие заинтересованы общим делом и с готовностью откликаются на предложения старших.
Характер межличностных отношений в РВГ детского сада отличается широкой вариативностью, при этом в каждой из них доминирует какой-либо один тип отношений между детьми.
Ситуация совместной жизнедеятельности детей разного возраста в значительно большей степени стимулирует становление личностного и предметного начала в отношении к другому ребенку, чем группа сверстников. В результате отношения детей характеризует либо выраженная личностная направленность, либо доминирование предметного начала.
От чего зависит характер отношений детей в РВГ?
1) межличностные отношения детей зависят от образовательной программы, которая реализуется в группе;
2) отношения в группе определяются индивидуальными особенностями отдельных детей, составляющих группу;
3) характер общения и межличностных отношений детей определяется главным образом стилем воспитания и характером взаимодействия воспитателя с детьми.
АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
РАЗЛИЧНЫХ РВГ
Показатели воздействия взрослого :
• направленность деятельности воспитателя, его целевые установки
Деятельность воспитателя может быть направлена на повышение успешности и результативности действий ребенка, на проявление его инициативы и самостоятельности или на организацию взаимодействия (т. е. на их общность);
• эмоциональный фон воздействия (негативный, нейтрально-безразличный или позитивный)
При позитивном эмоциональном фоне для взрослого было характерно проявление заботы и мягкости, при нейтральном эмоциональном фоне — безразличие к детям и отчужденность по отношению к ним, при отрицательном — раздражительность по отношению к детям с преобладанием упреков, недовольств, критических замечаний в их адрес;
• степень включенности воспитателя в общение детей, т.е. степень участия взрослого в детской деятельности и в разрешении проблем и конфликтов детей.
При высокой степени включения взрослый предлагает варианты разрешения трудностей, входит во взаимодействие как один из участников, организует игры и занятия, в которых может участвовать вся группа. При низкой степени включенности воспитатель ведет себя отстраненно от детей, занимается своими делами и формально выполняет свои обязанности.
Педагогические стили взаимодействия взрослого с детьми:
1. Потакающий — отражает направленность, на самовыражение и самостоятельность детей, низкую включенность в детскую жизнь при том, что общий эмоциональный фон отношения к детям носит позитивный характер: «Пусть делают, что хотят», «Они сами выберут, что им нужно». Воспитатель позволяет детям делать все, что они хотят, оправдывая их агрессивные или деструктивные действия тем, что они еще маленькие: «Детям иногда нужно побегать, нельзя же всё время их строить и организовывать».
2. Индифферентно-формальный — акцентирует направленность на результат обучения или успешность деятельности. Низкая включенность в детское взаимодействие, преобладание вербальных форм взаимодействия взрослого (призывов к хорошему поведению и послушанию) на нейтральном или отрицательном эмоциональном
фоне.
3. Индивидуально-ориентированный — означает направленность на индивидуальные достижения детей при общем позитивном эмоциональном отношении к ним. Педагог достаточно успешно осуществляет индивидуальный подход, передавая какие-либо знания и умения детям, при этом он не считает своей обязанностью организовывать общение и взаимодействие детей. Включенность в детское общение невысока, воспитатель участвует в детских проблемах только в случае явных конфликтов.
Воспитатель часто и назидательно декларирует правила и нормы поведения, например: «Играйте дружно, младших обижать нельзя, с малышами нужно делиться» и пр. В случае конфликтов он разводит детей в разные стороны: «Не умеете играть вместе — играйте по отдельности», «Пусть каждый займется делом и никому не мешает».
4. Директивный — выражается направленностью на результат деятельности или обучения детей. Эмоциональный фон отношения воспитателя к детям — негативный, включенность в жизнь детей практически отсутствует. При этом стиле часто наблюдаются упреки в адрес детей, осуждения за их неумелость или насмешки из-за их неспособности быстро есть и решать задачки. Для воспитателя характерно высокомерное отношение к детям как менее развитым и мало что понимающим людям.
5. Ориентированный на детскую общность воспитатель принимает активное участие в деятельности детей и в разрешении возникающих между ними проблем и конфликтов. При высокой степени включенности и на фоне позитивного эмоционального отношения к детям взрослый содействует развитию их взаимодействий, предлагая им образцы разрешения трудностей не на словах, а на деле — включаясь в деятельность детей как один из ее участников. О том, что такая стратегия воспитателя является эффективной, что взрослый способствует развитию взаимодействия детей, можно судить по самостоятельности детей, по количеству жалоб, обращений, вопросов со стороны детей.
Отношения между детьми в разновозрастной группе во многом определяются позицией воспитателя и стилем его педагогического общения. Безусловно, позиция воспитателя и его отношение к детям является важным фактором, существенно влияющим на становление личности детей во всех группах. В случае разновозрастной группы это влияние оказывается решающим.
Характеристика группы.
Оба воспитателя ориентированы не на оценку достижений детей, а на построение детской общности, т. е. вовлекают детей разных возрастов в общие игры и занятия, помогают организовать сотрудничество, побуждают деловую инициативу как старших, так и младших детей.
Подготовила: Малахова О.А., педагог- психолог
МКДОУ «ЦРР-д/с№4» п.г.т.Анна Воронежская область
1. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
2. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1994. № 6. С. 5—15.
3. Смирнова Е. О., Калягина Е. А. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопр. психол. 1998. № 3. С. 50—60.
4. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопр. психол. 1996. № 3. С. 5—14.
5. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников — диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников
В развитии личности дошкольника большое значение имеют те отношения, которые складываются и формируются у него с окружающими людьми, со сверстниками. Среди многообразных видов отношений в психологии о...
«Особенности межличностных отношений в старшей группе"
Об особенностях межличностных отношений в группах старшего дошкольного возраста...
«Особенности межличностных отношений в старшей группе"
Об особенностях межличностных отношений в группах старшего дошкольного возраста...
Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения
Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения...
Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях ДОУ
Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях ДОУВажной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление устойчивых контактов со сверстниками. Замечено, что между с...
Формирования позитивных межличностных отношений в разновозрастной группе детей дошкольного возраста
Актуальность темы исследования определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы, которая вступает в противоречие с ее недостаточной изученностью. В отечественной литературе практически нет...
Особенности межличностных отношений у дошкольников в конкретной группе сверстников
Особенности межличностных отношений у дошкольников в конкретной группе сверстников Группа сверстников оказывает значительное влияние на формирование...