Проект на тему: "Нравственно патриотическое воспитание ребёнка"
проект (старшая группа) на тему
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_rebenka_.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д.Ушинский, - и я не думаю, что кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д.Ушинский подчеркивал, что"... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей , городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать, Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
КАКИЕ СВЕДЕНЯ И ПОНЯТИЯ О РОДНОМ ГОРОДЕ СПОСОБНЫ УСВОИТЬ ДЕТИ?
* Пятилетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
* Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, поликлиника, магазин и т.д. рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.
* Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех ( учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д. );
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордость за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой - то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Таким образом, решая задачи нравственно - патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем, темы повторяются в каждой группе.
Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, знакомство с правами и обязанностями - в декабре ( перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской - и феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Основной формой нравственно - патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры ит.д., вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", ""Столица нашей Родины - Москва").
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Оби, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Я живу в городе С ургуте. В этом городе Я родился.
Это моя Родина! Сургут расположен на большой реке - Обь.
Через реку Обь построен мост. Он очень длинный.
Каждое лето мы по нему ездим с родителями в отпуск.
Я люблю свой город СУРГУТ!
Баимов Тимофей, 5 лет
Люблю свой город за морозную зиму. Можно покататься на санках,
коньках. Люблю ходить с родителями в музей: "Старый Сургут".
Это город, где я родилась. Это моя РОДИНА!
Дружук Ирина, 5,5 лет.
Я родилась в Сибирском городе Сургуте. В нашем городе есть парк культуры и отдыха "Нефтяник". Я летом с мамой и папой хожу туда отдыхать. В парке есть много аттракционов. Есть колесо обозрения. Я с мамой каталась на нем и с высоты видела весь город. Он очень красивый. Я люблю свой город - СУРГУТ!
Галкина Вероника 5 лет
Мой город - Сургут стоит на реке ОБЬ.
Река Обь очень широкая и глубокая. Через реку перекинулись длинные, красивые автомобильный и железнодорожный мосты. По мостам едут много поездов и автомобилей..Я с родителями и братом ездим в отпуск в Башкирию по этому мосту к бабушке. Я люблю наблюдать, как по Оби плывут баржи и лодки.
Рамазанова Ангелина, 5,5 лет.
Я живу в городе Сургуте. В Сургут я приехала с мамой. Город сразу мне понравился. Я хожу в детский сад "Машенька", в группу "Солнышко». Город Сургут очень красивый. Здесь есть очень красивые улицы, памятники. Есть музей - Старый Сургут. Я люблю туда ходить.
Ошева Полина 5 лет.
Я родилась в городе Сургуте. Сургут находится в Ханты - Мансийском округе, Тюменской области. Я очень люблю свой город.
Часто люблю ходить в гости к бабушке. Её дом находится возле Храма Преображения. Я по воскресеньям, с бабушкой ходим в церковь, там очень красиво и спокойно. В Сургуте есть много красивых зданий.
Исакова Вика, 6 лет.
Я - Семёнов Максим родился и живу в своём родном городе - Сургуте. Я люблю свой родной город, зимой можно кататься на санках с горки, а летом на велосипеде и самокате. Летом я летаю на юг отдыхать, а к бабушке - в Тюмень.
Но всегда возвращаюсь в Сургут. Это - МОЙ ДОМ, МОЯ РОДИНА!
Кокшаров Кирилл, 5,5 лет.
Я живу в большом городе Сургуте. Этот город находится в Ханты - Мансийском округе, поэтому здесь рядом с нами живут - ханты и манси. Они живут в тайге, в чумах, ездят на оленях. Я с мамой и папой ходили в музей, где познакомился с жизнью и бытом Ханты Но ханты живут в лесу, а я в городе. Сургут большой и красивый. Я люблю его.
Волжанкин Денис 5 лет.
Моя Родина - город Сургут.
Я люблю свой город. Каждое лето я с мамой летаем из аэропорта города Сургута в отпуск на Алтай, к бабушке. Аэропорт в городе Сургуте очень красивый и большой, Там много самолетов и вертолетов.
Пономарёва Лиза, 6лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Содержит актуальность, перспективный план, протоколы заседаний творческой группы...
Проект на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности."
Работа с проектом....
Проект на тему «Нравственно – патриотическое воспитание через игру»
Пробудить в ребенке любовь к Родине, чувство патриотизма, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловечески...
Проект по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средней группы через традиции празднования Нового года»
Данный проект направлен на изучение традиций празднования Нового года в России и на оценку уровня влияния традиций на патриотическое воспитание дошкольников средней группы детского сада....
Проект по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средней группы через традиции празднования Нового года»
Богатство и духовная мудрость жизни наших предков предоставляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к с...
Проект на тему: Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России»
Нравственно-патриатичесое воспитание у детей старшего дошкольного возраста...
Проект на тему: "Нравственно-патриотическое воспитанием на основе русских народных сказок" (первая младшая группа)
quot;Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок" (первая младшая группа)...