Семинар – практикум «Подвижные игры народов Севера – как средство повышения двигательной активности детей»
учебно-методический материал (старшая группа)
Народные подвижные игры являются важнейшим средством повышения двигательной активности детей. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, вызывает у них яркие эмоциональные переживания. Участие взрослых в подвижных играх оказывает положительное влияние на формирование двигательных навыков у детей.
Народные подвижные игры имеют большое значение в воспитательном отношении: коллектив детей становиться более дружным, вырабатываются волевые качества при выполнении правил, формируются навыки самостоятельности, развивается четкость, ловкость, находчивость.
Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать развитие своего ребенка. Поэтому необходимо стараться заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь группы, сделать союзниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.docx | 43.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к своему Отечеству. Цель моей работы - создание единого образовательного пространства в ДОУ, обеспечивающее социально-психологическое благополучие всем воспитанникам и социально-психологическую поддержку семьям в реализации их воспитательных функции в условиях социального партнёрства. Она напрямую связана с целью ДОУ – всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического развития, обеспечение готовности к школе. Только при тесном взаимодействии с семьями наших воспитанников возможен результат - полноценное развития ребёнка.
Разные нации живут на просторах Российской Федерации. Подлинная любовь к родному краю не имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Опыт показывает, что изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждает уважать культуру других народов и чутко относиться к ней.
Чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманиям детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе Родины.
Изучение, обобщение и внедрение лучших народных традиций, обычаев имеют большое познавательное и образовательное значение.
Вся проводимая эколого - этнографическая работа создает условия для воспитания высших нравственных чувств - патриотизма, уважения к разным народам, интереса к культуре коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа.
Народные подвижные игры являются важнейшим средством повышения двигательной активности детей. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, вызывает у них яркие эмоциональные переживания. Участие взрослых в подвижных играх оказывает положительное влияние на формирование двигательных навыков у детей.
У детей с нарушением зрения существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зрительного дефекта. Нарушения зрения отрицательно сказываются на развитии быстроты движения. Отклонения в физическом развитии требуют проведения направленной координационно - воспитательной работы по их предупреждению и исправлению. Это возможно в условиях специального обучения и воспитания за счет мобилизации зрительной системы, активизаций функций двигательного анализатора в процессе занятий физкультурой, спортом.
Народные подвижные игры имеют большое значение в воспитательном отношении: коллектив детей становиться более дружным, вырабатываются волевые качества при выполнении правил, формируются навыки самостоятельности, развивается четкость, ловкость, находчивость.
Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать развитие своего ребенка. Поэтому необходимо стараться заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь группы, сделать союзниками.
Семинар – практикум
«Подвижные игры народов Севера – как средство
повышения двигательной активности детей»
Цель: Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах организации двигательной активности детей посредством подвижных игр народов Севера.
Задачи:
1. Познакомить родителей с разнообразием подвижными игр народов Ханты и Манси
2. Привлечь родителей к созданию необходимых условий для организации народных подвижных игр с детьми.
3. Развивать навыки группового взаимодействия
4. Воспитывать познавательного интереса к освещенной теме
Форма проведения: семинар – практикум.
Структура семинара – практикума:
- Вводная часть – 7 минут.
- Основная часть – 45 минут
- Заключительная часть – 5 минут.
План семинара – практикума:
- Активизация мыслительной деятельности, создание рабочего настроения.
- Установление контакта между участниками группы (игры на сплочения и объединения).
- Практическая часть.
- Подведение итогов, обратная связь.
Ожидаемые результаты:
- у родителей сформированы представления о значении подвижных игр в развитии ребенка, о влиянии подвижных игр народов Севера на повышение двигательной активности детей
- родителям даны практические рекомендации по созданию необходимых условий для организации народных подвижных игр с детьми.
- родителями получен опыт самостоятельного подбора игр.
Предварительная работа:
- проведение анкетирования (Приложение1) и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений по данной теме;
- анализ анкет и бесед с родителями;
- подбор пособий, картотек подвижных игр народов Севера (Приложение2), методической литературы по теме;
- оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
Ход семинара – практикума
Приветствие
Добрый день, уважаемые родители. Сегодня у нас семинар – практикум на тему «Подвижные игры народов Севера – как средство повышения двигательной активности детей».
Мини-лекция:
Весь исторический опыт проживания населения Севера в суровых климатических условиях способствовал выработке им уникальных и эффективных средств физического и трудового воспитания подрастающего поколения - народных игр, самобытных физических упражнений и состязаний. Северные народы на основе жизненной практики выявили могучую воспитательную и оздоровительную силу игр, как комплекса средств психологического, педагогического, физического воздействия. Многовековая практика применения этих средств показала, что наиболее эффективно нейтрализуют влияние экстремальных условий среды на жизнедеятельность детей и взрослых. Игры и состязания характеризуются универсальностью, комплексностью своего воздействия: они развивают жизненно важные двигательные способности, укрепляют здоровье формируют характер и систему нравственных принципов, знакомят и обучают традиционным промыслам.
Игры народов Севера являются в основном подражательными и подвижными, проводятся они в большинстве своем в любое время года на свежем воздухе. По своему содержанию и целевым установкам они в значительной степени повторяют наиболее яркие ситуации производственно- промысловой и бытовой деятельности взрослых и отличаются понятностью для детей различного возраста.
Благодаря им ребёнок лучше знакомится с различными сторонами окружающей его действительностью, впитывая в себя все новое и полезное, что помогало ему физически и духовно развиваться.
Игры детей народов Севера выполняют функцию экологического воспитания. Они открывают детям красоту и богатство природы, сближают детей с природой.
Благодаря этому в детском сознании складывается понимание того что ко всему окружающему миру: к тайге и тундре, воздуху и воде, к зверям, птицам и рыбам – надо относиться бережно: что беря у природы –кормилицы необходимое для жизни, нельзя злоупотреблять её щедростью.
Традиционные народные игры хантов были основными средствами быстрейшего приобщения детей к трудовой деятельности – охоте, рыбной ловле, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. Дети хантов играли игрушками изображающими орудия будущей промысловой деятельности – лодочками, нарточками, снаряжением для оленей и собачей упряжки, эти игры не имели строгих правил, они лишь приучали ребёнка к различным предметам, связанным с промысловой и хозяйственной деятельностью взрослых.
Очень важно предварительно знакомить детей с содержанием и правилами игры, при этом объяснение нужно сочетать с показом движений – как правильно бегать и метать. В таких основных видах движений как метание, прыжки в высоту способствуют игры «Охотник и песцы», «Охотник и олени», «Ловкие оленеводы». В этих играх используются мешочки, мячи, кегли, снег. Для упражнения детей в прыжках проводятся игры «Олени и волк», «Перелет птиц». Немаловажное значение эти игры имеют для детей с нарушениями зрения, т.к. способствуют развитию глазомера, ловкости, быстроты реакции, ориентировке в пространстве, умению координировано выполнять задания и двигательные действия на слух.
Таким образом народные подвижные игры – одно из главных средств воспитания детей. Они отражают действительность различных событий жизни, дети разыгрывают роли взрослых, подражая им, ибо игра для детей – путь к познанию мира.
Практическая часть
Знакомство и проигрывание подвижных игр народов севера.
А сейчас я хочу предложить вашему вниманию некоторые из перечисленных выше игр, окунуться в духовный мир обско – югорских народов, познакомлю вас с правилами игр и мы попробуем их обыграть.
Для игр с детьми нашей возрастной группы характерны некоторые особенности. Во – первых обучали детей этим играм старшие: родители, дедушки, бабушки, старшие братья, сестры. Они же изготавливали детям игрушки и сами нередко принимали участие в разных игровых эпизодах. Во – вторых, как отмечает А. Г. Базанов большинство игр детей этого возраста носит подражательный характер и не имеет правил.
Так одну из игр, способствующих овладению детьми хантов навыкам, необходимым оленеводу при перекочевках, наблюдала З.П.Соколова, называлась она «Запрягают оленей – Уля онг оын». В этой игре, дети с помощью выбора деревянных палочек, изображали различные эпизоды кочевой жизни оленевода.
Дети во время игры моделировали переезд нарт по определенному маршруту. Оленей изображали дети постарше, которых запрягали в детские нарты упряжью, сделанной из веревок. Малыши ловили старших детей –«оленей» тынзянами (аркан оленевода), запрягали их, садились на нарты, и «олени» везли их к «реке» или «ручью», где они переправлялись и разбивали бивуак (стойбище), ставили «чумы», варили «пищу» на костре, затем, отдохнув, снова двигались по маршруту.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы, ловкости, выносливости; воспитанию самостоятельности и инициативности; обучению знаниям и навыкам оленевода, промысловика.
Проигрывание игры.
Интересный вариант игры в охоту под названием «Погоня за зверем» наблюдал у детей казымских хантов А. Рейнсон - Правдин. Вот как он описывает игру: «Когда «зверь» пройдет довольно далеко, «охотник» пускается по его следу, время от времени расставляя ловушки, причем тщательно их маскирует. После чего вся группа участников наблюдает, как «зверек» возвращается назад по своему следу и отыскивает указанное количество замаскированных ловушек. Если все ловушки будут найдены, «соболь» считается «спасшимся» и выигравшим, а «охотник» проигравшим.
Если соболь не заметит ловушку и не сможет отыскать ее, «охотник» снимает с него «шкуру», т.е. отнимает у него шапку».
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию внимания, воспитанию выдержки, самостоятельности; обучению знаниям и навыкам ведения охотничьего промысла.
Проигрывание игры.
Игра под названием “Прыжки в длину с места” (“Неверты”). Играли в нее в любое время года: летом – на песке или на мягком грунте, зимой – на снегу. Количество игроков – произвольное. Обычно участники договаривались о том, сколько они будут совершать попыток – 2, 3, 5. В зачет шла только одна лучшая попытка. Прыжок или серию попыток игроки выполняли по очереди.
На земле (снегу) проводили стартовую линию, от которой совершались прыжки. Участник становился перед этой линией, не заступая за нее, принимал исходное положение (стоя на двух ногах, ступни ног при этом должны быть вместе). После этого он слегка сгибал ноги в коленях, как бы приседая, при этом делал взмах руками назад, отталкивался и совершал прыжок вперед, приземляясь на сомкнутые ступни ног. Длина прыжка замерялась по пяткам. Победителем становился тот игрок, который прыгал дальше всех. Если прыгун во время приземления не мог одновременно коснуться земли двумя сомкнутыми ногами (ступнями), сдвигал при приземлении ступни или падал, то прыжок не засчитывался.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию прыгучести, силы ног, ловкости, координации движений; воспитанию настойчивости, смелости, решительности.
Проигрывание игры.
«Медведь и ягодники» («Пупи панэ воньтье ях»). В игре участвовали мальчики и, девочки. Она обычно проводилась на песчаном берегу реки. Для игры чертили на песке игровую площадку, прямоугольной формы. Ее длина была равна 15 м, ширина 7–10 м. В центре проводили линию, разделяющую площадку на две половины. На одной половине площадки сидел «медведь» – водящий, которого выбирали с помощью считалки в начале игры. Дети – «ягодники» заходили на половину «медведя» и имитировали сбор ягод (собирали камешки, ракушки). «Медведь» неожиданно вскакивал и старался схватить кого-либо из игроков - «ягодников», которые старались увернуться от него и убежать за среднюю линию на свою половину площадки. Если ему (водящему) удавалось поймать кого-либо из игроков–«ягодников», то этот игрок становился «медведем»- водящим, а водящий становился ягодником. Если же водящему не удавалось поймать никого из игроков, то он снова садился на свое место (на своей половине площадки), а игроки подходили к нему и начинали «собирать ягоды», и игра продолжалась вновь.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию быстроты реакции, ловкости; воспитанию смелости и решительности.
Проигрывание игры.
Игра«Аукцион идей».
Ведущий, предлагает родителям придумать и назвать игры с предметами лежащие на подносах. Кто – больше назовет, тот и выиграл.
Заключительная часть.
Таким образом, предложенная мною классификация игровых средств хантов ориентирована на повышение двигательной активности детей. Подвижная игра направлена на достижение определенных целей воспитания, обучения и развития. Подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества.
Подведение итогов.
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?
- Ваши пожелания на следующее заседание семинара-практикума.
Заполнение листов – отзывов.
При подведении итогов участники дали положительную оценку проведенному мероприятию, отметили практическую значимость проведения семинара-практикума. Родители были единодушны в том, что работа прошла в творческой, психологически комфортной атмосфере.
Список используемой литературы
1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Якутиздат, 1979. С. 150 –162.
2. Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.331-332.
3. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2002.
4. Коротков И.И. Подвижные игры детей. - М., 2007
Картотека подвижных игр
Карточка № 1
«БЕГ ПО-МЕДВЕЖЬИ
(ПУПИ НЭВЭР)»
Эта игра - состязание проводится в любое время года. Количество играющих не ограничивается. Дистанция бега произвольная и обговаривается между участниками до начала игры.
ЦЕЛЬ. Развивать силу ног, координацию движений, ловкость, сноровку. Воспитывать силу воли, настойчивость.
Перед началом игры-состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша . Все участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исходное положение - стоя на четвереньках. По команде судьи начинается бег «по-медвежьи», который выполняется так: оттолкнувшись двумя руками, подтягивают ноги к груди и приземляются на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становится участник, прибежавший таким образом первым к финишу.
Карточка № 2
«СКАЧКИ НА ОДНОЙ НОГЕ
(ЭЙ КУР НЭВЭР)»
Игра проводится в любое время года на мягком грунте. Чтобы игра стала эмоциональной, к ней подключаются взрослые. Количество участников не ограничено. Дистанция для прыжков произвольная, зависит от возраста детей; о ней договариваются заранее.
ЦЕЛЬ. Развивать силу ног, прыгучесть, выносливость, ловкость. Воспитывать смелость, ловкость, силу воли.
Перед игрой участники проводят стартовую линию, от которой начинают скакать, а в конце дистанции - линию финиша, на которой определяется победитель. Иногда линию старта и финиша заменяет какой-то предмет на местности (дерево, камень), до которого выполняются скачки. Все участники становятся перед линией старта, принимают исходное положение – стоя на одной ноге. По команде судьи или кого-то из взрослых участников начинают скакать, стараясь как можно быстрее преодолеть установленное расстояние. Кому это удается сделать первым, тот и становится победителем.
Карточка № 3
«ПРЫЖКИ НА ДВУХ НОГАХ»
Игра проводится в любое время года. Участие в ней может принять любой желающий. Игроки по договоренности определяют дистанцию или предмет, до которого они будут прыгать.
ЦЕЛЬ. Способствовать развитию силы ног, мышц брюшного пресса, прыгучести, быстроты. Воспитывать волевые качества.
Все участники становятся перед стартовой линией, принимая исходное положение – стоя ноги на ширине плеч. По команде начинают выполнять прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на две ноги. Игрок, достигший первым таким способом конца дистанции, становится победителем.
Карточка № 4
«ЗАЯЧЬИ ПРЫЖКИ»
Игра проводится в любое время года: летом- на песке, зимой – на мягком снегу. Дистанция для прыжков произвольная и определяется перед каждыми прыжками по договоренности между участвующими.
ЦЕЛЬ. Способствовать развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.
Перед игрой определяют дистанцию, в начале которой проводится стартовая линия, а в конце – линия финиша или кладется любой предмет, до которого надо допрыгать. Все участники становятся у стартовой линии, принимая исходное положение – стоя ноги врозь. По команде старшего все участники начинают выполнять «заячьи прыжки», стараясь как можно быстрее и без ошибок преодолеть всю дистанцию. Кто сделает это первым, тот становится победителем.
Сами же «заячьи прыжки» выполняются так: от линии старта игрок отталкивается двумя ногами и приземляется на одну любую ногу, затем, оттолкнувшись ею, приземляется опять на две ноги. Если участник нарушает чередование положения ног во время исполнения «заячьих прыжков», то он выбывает из игры.
Карточка № 5
«ПРЯТКИ
(КАНЯХ ЯНТЭХ)»
Игра проводится зимой на снегу. Количество игроков не ограничивается.
Перед игрой участники проделывают под большими сугробами ходы в разных направлениях с выходами наружу и определяют недалеко от этих ходов место водящего, например у дерева, камня и т.д.
ЦЕЛЬ. Способствовать развитию быстроты, ловкости, наблюдательности. Воспитывать находчивость, сообразительность, смелость, решительность.
По желанию или по договоренности, иногда по жребию выбирается водящий, который занимает отведенное ему место, поворачиваясь спиной к играющим. Все участники игры разбегаются и прячутся в снежных ходах. После того, как водящий голосом предупреждает, что идет искать, он приступает к поиску спрятавшихся игроков. Обнаружив игрока, водящий осаливает его и после этого оба, используя кратчайший путь к выходу из снежного лабиринта, стараются как можно быстрее добежать до места. Где первоначально стоял водящий (дерево или камень) и коснуться его рукой. Так игра продолжается до тех пор, пока водящий не обнаружит и не осалит всех игроков. Победителями игры становятся игроки, сумевшие опередить водящего и первыми коснуться рукой предмета, у которого он ранее стоял. Последний проигравший водящему игрок становится новым водящим, и игра продолжается. Водящему разрешается осаливать сразу нескольких игроков.
Карточка № 6
«САЛКИ ПОД СНЕГОМ»
Игра проводится зимой на снегу. Количество игроков не ограничивается. Перед игрой участники делают под снегом ходы в различных направлениях и с выходом на игровую площадку. Площадка произвольных размеров, она ограничивается предметами, расположенными на ней (деревья, камни, нарты и т.д.).
ЦЕЛЬ. Способствовать развитию быстроты, ловкости, координации движений, укреплению мышц всего тела. Воспитывать находчивость, смекалку, смелость и решительность.
По желанию или по договоренности выбирается водящий, задача которого осалить кого-либо из разбежавшихся по снежным ходам игроков. Игроки, передвигаясь под снегом в различных направлениях, стараются «убежать» от водящего, используя для этого и выходы наружу. Игрок, которого осалил водящий, также начинает ловить других участников. Игра прекращается когда пойманы все игроки или по желанию играющих.
Карточка № 7
«БОЛОТНАЯ ЖЕНЩИНА
(НЕРЭМ ИМИ)»
Игра проводится летом на улице, зимой в помещении. Количество игроков произвольное.
ЦЕЛЬ. Способствовать развитию реакции, ловкости, координации движений.
По желанию или по считалке выбирается водящий – «Болотная женщина». Ей завязывают глаза платком, затем поворачивают вокруг себя три раза. После этого игроки разбегаются в разные стороны. Водящая ходит по площадке и старается схватить кого-либо из игроков, которые убегают от нее. Игроки могут и обманывать «Болотную женщину», подставляя вместо себя одежду или другие предметы. Если игрок пойман водящей, то он становится «Болотной женщиной». В конце игры определяются наиболее ловкие игроки как среди водящих, так и среди тех, кто не был пойман «Болотной женщиной».
Карточка № 8
«ДОГОНЯЛКИ
(ПЭНКИНАТ)»
Игра проводится летом и зимой, количество игроков произвольное. Перед игрой обговаривается игровая зона.
ЦЕЛЬ. Способствовать развитию быстроты, ловкости, выносливости. Воспитывать находчивость, смекалку, смелость и решительность.
С помощью считалки:
«Тькэли – пукэли.
Талу пева.
Вотэнкэси.
Кутэнкэси.
Тетярина-мутярина.
Телен – Тюк!»
выбирают водящего, он должен догнать любого из участников игры и коснуться его рукой. Игроки стараются убежать, увернуться от водящего в пределах границ игровой площадки. Если водящий догоняет и касается рукой игрока, то участник становится водящим, а бывший водящий – полевым игроком. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.
Карточка № 9
«ПРЯТАЛКИ
(МАНТ КЭНЧА)»
Игра проводится летом и зимой на улице или в помещении. Количество игроков произвольное.
ЦЕЛЬ. Способствовать развитию ловкости, сообразительности, смекалки, наблюдательности.
Перед игрой с помощью любой считалки выбирают водящего, который становится у стены дома или дерева и ведет счет. В это время остальные игроки разбегаются и прячутся в пределах игровой площадки. По окончании счета водящий идет искать спрятавшихся игроков, и тот, кого он находит, выбывает из игры. Водящий должен найти всех спрятавшихся. После этого водящим становится игрок, найденный первым. Если игра проходит дома, прячутся за одежду и т.д., выходить из дома запрещается.
Карточка № 10
«ИГРА КОЛЬЦОМ
(КОРКИ ЕМЮНИ)»
Игра проводится в летнее время на твердой площадке. Игра командная, количество игроков в командах не ограничивается, но численный состав одинаков. Для игры требуется кольцо диаметром примерно 80-100 см. Оно изготавливается из ветки черемухи, толщина которой примерно 1-2 см. У каждого участника в руках палка длиной 120-140 см. и толщиной 2,5 – 3 СМ.
Цель. Способствовать развитию силы плечевого пояса, кисти и ее подвижности, ловкости и реакции движения.
Команды располагаются на расстоянии 20-25 м друг от друга. Игра начинается так: игрок одной из команд берет кольцо в руку и, замахнувшись назад, бросает его в сторону соперников так, чтобы оно катилось с большой скоростью и как можно дальше. Игроки противоположной команды, в сторону которой брошено кольцо, стараются поймать его на палки. Если это им не удается, они, оставаясь на своем месте, бросают его обратно таким же способом. В том случае, если им не удается поймать кольцо и оно прокатывается мимо них, они отступают назад, на место его падения, а бросавшая кольцо команда продвигается вперед на такое же расстояние.
Побеждает команда, которая наиболее удачно ловила кольцо, а также заставившая своего соперника отступить назад от своей линии как можно дальше.
Карточка № 11
«ДЕРЕВЯННАЯ НОГА
(ЮХ КУР)»
Игра проводится летом на дороге или на берегу реки. Каждый игрок изготавливает себе ходули.
ЦЕЛЬ: способствовать развитию ловкости, координации движений, силы рук и ног. Воспитывать находчивость, смекалку, смелость и решительность.
Все игроки становятся на ветки-упоры, руками держатся за верхнюю часть ходуль и располагаются у стартовой линии. По команде старшего или одного из игроков они начинают двигаться, т.е. проходят определенное расстояние на скорость или как можно дальше. Тот игрок, который проходит расстояние быстрее всех или уходит дальше всех – становится победителем. Тот, кто срывается с ходуль и касается ногами земли – выбывает из игры.
Карточка № 12
«ИГРА С КОЛЬЦАМИ
(КУ САН ЮХ)»
Играют в летнее время на полянах. В игре участвуют обычно 6-8 человек. Из веток тальника толщиной 1 см изготавливают 5-6 колец диаметром 15 см и палку длиной 90 см, толщиной 2-3 см – это колья (используют ветки сухостоя). Каждый игрок вбивает кол на расстоянии 2-3 м от линии броска.
ЦЕЛЬ: способствовать развитию точности броска, глазомера, ловкости. Воспитывать терпение и настойчивость.
Игроки становятся у линии напротив своих кольев, держа в руке все кольца, и стараются набросить их на колья. Кто больше набрасывает колец на свой кол, тот становится победителем и считается самым метким и ловким игроком.
Карточка № 13
«ДЕРЕВЯННЫЕ РОГА
(ЮХ ОНЭТ)»
Игра проводится в летнее время на лесных полянах, количество играющих не ограничивается. Для игры подбираются срубленные ветки сосны, напоминающие рога оленя. Их расставляют в ряд на расстоянии 50-70 см друг от друга.
ЦЕЛЬ: способствовать развитию силы рук, ловкости, глазомера. Воспитывать находчивость, смекалку, смелость и решительность.
Игроки с арканом в руках располагаются в линию напротив ряда «рогов» оленя на расстоянии примерно 7-10 м, поочередно бросают аркан, стараясь попасть петлей на каждую ветку «рога» и в случае удачного броска подтягивают их к себе. Игрок делает столько бросков, сколько «рогов» (веток). Побеждает тот, кто заарканил их большее количество.
Карточка № 14
«БРОСКИ АРКАНА (НЮРА) ЗА ВЕРХ ВАЛИКОВ
(ВАЛЫХ ТОЙНАМ ТАНЯНТЫТЫ)»
Игра проводится в зимнее время. Количество игроков произвольное. Для игры подготавливают площадку: проводится линия броска, от нее на расстоянии 10-15 м втыкаются в снег 8-10 валиков. Которые располагаются друг от друга в пределах 35-100 см.
ЦЕЛЬ: способствовать развитию ловкости, глазомера, профессиональных навыков оленеводов. Воспитывать терпение и упорство в достижении цели.
Один из игроков подходит к линии броска и метает свой нюр наверх валиков. Метнуть его надо так, чтобы нюр смог хорошо распуститься в воздухе и как можно больше захватить своей петлей валиков. Игроку дается только одна попытка. Кто сможет лучше выполнить это упражнение, то есть больше захватить нюром валиков, тот становится победителем.
Карточка № 15
«ОЛЕНЬЯ УПРЯЖКА
(ВЭЛИ КЕР)»
Игра проводится весной на снежном насте, иногда и летом. Количество игроков 6-8 человек. Для игры отбирают наиболее ветвистые ветки сухостоя (похожие на оленьи рога) и каждый игрок кладет их рядом с собой на стартовую линию. От этой линии отмеряются 200-300 м, которые также отмечаются линией – это финиш. Финишем также может служить дерево или камень.
ЦЕЛЬ: способствовать развитию ловкости, быстроты, силы плечевого пояса и мышц спины. Воспитывать находчивость, смекалку, смелость и решительность.
По команде судьи все участники хватают свои ветки («оленьи рога»), поднимают их над головой и бегут так до финиша. Побеждает тот участник, который прибегает первым и во время бега красиво держит «оленьи рога над собой».
Карточка № 16
«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД»
ЦЕЛЬ: Развивать у детей глазомер, координацию движений, ловкость. Воспитывать выдержку.
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя. Бросать мяч можно только с условного расстояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»
Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которую дает человеку сама жизнь. Работая мышцами, ребенок не только рас...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Семинар-практикум «Подвижная игра как средство формирования двигательных умений и навыков детей»
Семинар-практикум«Подвижная игра как средство формирования двигательных умений и навыков детей» Цель: повысить уровень знаний педагогов. Участники практикума:Педагоги ДОУ. П...
формирование двигательной. активности детей с элем. спорт. подв. игр народов Севера
формирование двигатевной. активности детей с элем. спорт. подв. игр народов Севера...
Консультация на тему «Подвижные игры - одна из форм повышения двигательной активности детей»
Консультация на тему «Подвижные игры - одна из форм повышения двигательной активности детей» Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также спо...
Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры»
Материал поможет выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию двигательной активности, через подв...
Квест -игра один из способов организации двигательной активности детей на прогулке.
Цель: профилактика утомляемости, физического и умственного развития детей, укрепление здоровья. Оздоровление детей путем оптимизации двигательной активности на прогулке в зимнее время года...