Конспект познавательного занятия для старшего возраста
материал (подготовительная группа) на тему
«Птицы нашего края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_dlya_starshego_vozrasta.docx | 24.63 КБ |
kruzhok_risovaniya.docx | 37.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия для старшего возраста
«Птицы нашего края»
Программное содержание:
- Закреплять и обобщать знания детей о птицах нашего края, классифицировать (насекомоядные, травоядные, водоплавающие и т.д.)
- Учить выделять характерные внешние признаки.
- Совершенствовать речь, развивать умение обмениваться информацией, находить объяснения.
- Развивать познавательные способности детей.
- Развивать у детей представления о назначении Красной книги: прививать бережное отношение к исчезающим видам.
- Воспитывать чувство ответственности за всё живое, любовь к птицам, желание помочь им.
Демонстративный материал: запись «Голоса птиц»; слайды «Лес»; птицы (кукушка, сорока, синица, воробей, ворона), гладкий лист и скомканный лист бумаги, слайды к игре «Четвёртый лишний».
Раздаточный материал: картинки с изображением птиц; перья (пуховые, маховые).
Предварительная работа: рассматривание птиц Нижневартовского района, Красной книги; знакомство с правилами поведения в лесу, наблюдения за птицами, животными; слушание «Голоса птиц».
Словарная работа: пуховые, маховые, рулевые, травоядные, всеядные, водоплавающие, хищные.
Ход занятия.
Дети входят под запись «Голоса птиц», слайд «Лес».
Воспитатель:
1. Ребята, куда мы с вами попали? Почему вы так думаете? Давайте сядем на лесную поляну, дослушаем голоса птиц и отгадаем, кто поёт. Будьте внимательны! При правильном ответе мы увидим эту птицу на экране. - Так чьи голоса вы услышали? (ответы детей) - Молодцы! Смотрите, вот на ветке дерева птичье гнездо. Оно совсем низко, даже видны птичьи яйца в нём. - Побежим к гнезду? Почему нельзя бежать? - Что вы видите? Какие они? Может, возьмём яйца с собой? А вот ещё одно гнездо, прямо на земле, в густой траве. Кто там? Наверно, замерзает. Подержим в руках, согреем его, а потом положим обратно. (ответы детей)
- В наших лесах живут разные птицы. У вас на столах картинки с изображением птиц. На этой картинке птицы, которые живут в наших лесах и птицы, которые у нас не обитают. Вам нужно заштриховать кружок рядом с птицей, которая живёт в наших лесах. Но прежде чем вы приступите к заштриховке, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
- «Карандаш» Карандаш в руке вращаю,
Между пальцами кручу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
А теперь приступаем к работе.
Проверим, правильно ли вы заштриховали кружки? - Назовите птиц, которые живут в наших лесах. (глухарь, сорока, дятел, снегирь, филин, ворона, синица) - А теперь птиц, которые не живут в наших лесах. (павлин, орёл, цапля, попугай)
- Игра «Четвёртый лишний»
- Назовите четвёртое лишнее.
Гусь, лебедь, утка, орлан. (хищная птица, остальные травоядные)
Филин, орлан, куропатка, ястреб. (травоядная птица, остальные хищники)
Воробей, синица, утка, ворона. (водоплавающая птица, остальные не водоплавающие)
Воробей, гусь, кроншнеп, веретенник. (водоплавающая и травоядная птица, остальные всеядные)
- Люди, животные ходят по земле. А птицы? Почему человек не летает? Давайте, попробуем взлететь. (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаются взлететь) Посмотрите на этот лист бумаги. (Воспитатель бросает гладкий лист бумаги). А теперь посмотрите на эту бумагу. ( Бросает скомканную бумагу). - Почему бумажный шарик падает быстро, словно камушек или мяч, а гладкий лист медленно планирует? (Гладкий лист - лёгкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного летать) (После высказываний детей, воспитатель даёт им птичьи перья для рассматривания).
- Чем отличаются пёрышки друг от друга? (по цвету, длинное и короткое, плоское и пушистое) - Покажите, какое из них согревает птицу? Как называется? (пуховые) - Какое перо помогает птице летать? Как называется? (маховые) - Как называются хвостовые перья? (рулевые) - Почему птицы складывают крылья и хвост при приземлении? (мешают при ходьбе по земле) - Как птица ест? (часто и понемногу) Давайте, посмотрим, что будет с пером птицы, если мы его подбросим и подуем на него. - Что произошло с пером? (оно летит) Подумайте и объясните, так, почему птицы летают по воздуху? Вывод: потому, что у них лёгкие перья, широкие крылья и хвост. Птицы лёгкие, т.к. едят понемногу и мало.
- А теперь посмотрим, что будет с пером, если его запачкать маслом. Давайте подбросим его над клеёнкой. - Что произошло? А что будет с птицей? - Что мы должны делать, чтобы птицы не погибали? - Знаете ли вы птиц нашего края, которых осталось мало? - Что делают люди, чтобы эти птицы совсем не исчезли? - А что такое Красная книга?
Итог: Ребята, давайте вспомним, какие задания вы выполняли на занятии. Молодцы, ребята! В недалёком будущем вы станете полноправными хозяевами Югорской земли, вам пригодятся все полученные вами знания. Я хочу вручить вам медали «Знатоки родного края»
«Зимние забавы детей»
Программное содержание: Уточнить и расширить представления детей о зимних забавах. Усвоить, что такое зимние забавы. Учить составлять предложения по опорным словам; учить составлять рассказ по сюжетной картине, подбирать родственные (однокоренные) слова. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: сюжетная картинка по теме: «Зимние игры детей», картинки с изображением детских игр в разное время года, мяч.
Предварительная работа: разучивание стихотворений о зиме, беседы о зиме.
Ход занятия:
Дружно за руки возьмитесь. Влево – вправо повернитесь, И друг другу улыбнитесь.
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
Что вы можете рассказать о зиме? (холодно, идёт снег, кругом сугробы, на реке лёд, дует холодный ветер …)
- Дидактическая игра «Семейка слов»
- Давайте поиграем со словами, подберём похожие слова к слову:
Снег – Снегурочка, снежок, снежный, снегопад, снегоход, снежинка, снеговик, …
Лёд - ледок, ледник, ледокол, ледяной, льдинка, гололёд, …
Мороз – морозец, Морозко, морозный, заморозки, морозить, …
- А теперь, давайте вспомним стихи о зиме. (чтение стихов о зиме).
- Дидактическая игра «Путаница»
Зимой часто дует сильный, холодный ветер. Дунул ветер и перепутал слова в предложениях о зиме. Я буду называть слова, а вы постарайтесь составить их них правильно е предложение.
- В, звери, спрятались, норы. (Звери спрятались в норы)
- Холодная, зима, наступила. (Наступила холодная зима0
- Снег, белый, выпал, пушистый. (Выпал белый, пушистый снег)
- Из, дети, горку, снега, сделали. (Дети сделали горку из снега)
- Дорожки, ребята, от, чистят, снега. (Ребята чистят дорожки от снега).
4. Дидактическая игра «Скажи ласково» (с мячом)
Снег – снежок, снежочек, Горка – горочка,
Ветер – ветерочек, ветерок, Санки – саночки,
Сугроб – сугробик, Снеговик – снеговичок,
Лёд – ледочек, ледок, Снежинка – снежиночка.
5. Беседа о зимних забавах.
- Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Я люблю зиму потому, что …)
В какие игры вы любите играть зимой?
- Составление рассказа по сюжетной картинке.
- Ребята, посмотрите на картинку.
- Кого вы видите? (детей)
- Что они делают? (играют)
- Во что играют? (в снежки, лепят снеговика, катаются на лыжах, коньках, санках)
Давайте, составим рассказ о том, как дети играют во дворе. (2-3 рассказа)
- Физминутка «Снежок»
А вы хотите поиграть в снежки? Тогда выходите играть.
Раз, два три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают
Ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем – совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз – подбросим. (смотрят вверх, подбрасывают снежок)
Два – поймаем. (приседают, ловят снежок)
Три – уроним. (встают, роняют снежок)
И … сломаем. (топают)
- Дидактическая игра «Доскажи словечко».
- Чем покрыта зимой земля? (снегом)
- У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем. Они очень похожи по своему звучанию. Я буду читать стихотворение, а вы – добавлять слова, похожие на слово «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (Снег.)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые… (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Всё снижается … (Снежок.)
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее… (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка - … (Снегурка.)
На снегу-то посмотри –
С красной грудкой… (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…(Снег.)
- Давайте вспомним, какими «снежные» слова мы называли.
9. Работа с картинками.
- Ребята, у меня на столе много картинок, где дети играют в разные игры. Внимательно посмотрите и возьмите только те, где дети играют в зимнее время года. А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием. (Дети объясняют, почему взяли эти картинки)
10. Беседа о полезных привычках.
- У меня есть карточка с картинками. Посмотрите и скажите, кто из ребят правильно проводит свое свободное время? Почему?
11. Итог.
Что нужно делать, чтобы быть здоровым, крепким, сильным? Молодцы!
Предварительный просмотр:
Программа кружка нетрадиционной техники рисования
«Радуга»
Руководитель: Маликова С.Б.
Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"
В.А. Сухомлинский.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями. В своей работе я использую разные способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись мне и детям по душе. Самым доступным способом нетрадиционной техники рисования я считаю рисование пальчиками и печать от руки. Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физкультминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. А как дети радуются, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след…, а в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой "Зима". Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в первую или вторую половину дня.
Продолжительность занятия: 25 минут – старшая группа. Общее количество учебных занятий в год – 67.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.
Используемая литература: 1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"" 2. Т.Н. Давыдова "Рисуем ладошками" 3. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М.2007г. 4. И.А. Лыкова "Цветные ладошки" 5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель". 6. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 7. И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений». 8. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г. 9. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 10. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г. 11. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г 12. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г 13. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
Перспективное планирование
№ | Тема занятия | Техника, материалы. | Программное содержание |
сентябрь | |||
1 | Мониторинг | Лист бумаги (А-4), акварельные краски, кисточки, вода. | Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. |
2 | Мониторинг | Лист бумаги (А-4), акварельные краски, кисточки, вода. | Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. |
3 | Мониторинг | Лист бумаги (А-4), гуашь, ватные тампоны кисточки, вода. | Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. |
4 | Мониторинг | Лист бумаги (А-4), акварельные краски, кисточки, вода. | Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. |
5 | Знакомство с нетрадиционными способами рисования. Осень на опушке краски разводила. | Печатание листьями. Лист бумаги (А-4), осенние листья разных пород, гуашь, кисть, влажная салфетка. | Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками, гуашью, нетрадиционными способами рисования. Познакомить с новой техникой печатания листьями. Развивать у детей видение образа и замысла через природные формы. Учить смешивать краски прямо на листьях для печати. |
6 | Осенние листья. | Набрызг. Лист бумаги (А-4), осенние листья разных пород, гуашь, зубные щётки, палочки. | Учить создавать образ используя смешение красок. Познакомить с новым способом оформления фона. Упражнять в рисовании с помощью данных техники. |
7 | Золотая осень | Рисование способом тычка Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию |
8 | Веточка рябины. | Скатывание салфеток, оттиск печатками Гроздь рябины, пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины | Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета. Закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много |
октябрь | |||
9 | Рябина. | Рисование пальчиками. Лист бумаги (А-4), гуашь, влажная салфетка | Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания. (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие |
10 | Ветка рябины. | Пластилиновая живопись Набор пластилина, трафарет ветки рябины на плотной бумаге, доска, приспособление для резания одинаковых форм | Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости; упражнять в передаче характерных особенностей рябины: сложный лист из расположенных попарно листочков, овальные грозди; учить новому приёму - расписной пластилин, полученный способом резания |
11 | Подсолнухи. | Рисование пальчиками, ватные палочки.
| Учить рисовать пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции. |
12 | Осеннее дерево. | Рисование ладошкой. Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; пальчиковая краска желтая, оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев | Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой». Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие навыки коллективной деятельности. |
13 | Мое любимое дерево. | Монотипия. Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники-монотипия. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. |
14 | Я в волшебном лесу. | Печать поролоном по трафарету; способ тычка, чёрно - белый граттаж Лист А - 4, белый картон для граттажа, палочки для процарапывания, свеча, гуашь, жидкое мыло, жёсткая кисть, трафарет. | Развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками выразительности образа леса; развивать чувство композиции |
15 | Осенние мотивы. | Кляксография. Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетка, фартук. | Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительности. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путём свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы лёгких, что даёт случайный, непредсказуемый эффект. |
16 | Дедушка Ёжок. | Рисование ладошкой. Альбомный лист, гуашь, кисть, влажная салфетка, фартук. | Повторить с детьми новую технику нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой». Научить свободно и творчески проявлять себя, получать радость от полученной работы. |
ноябрь | |||
17 | Спящий кот. (1-ый вариант) | Рисование по алгоритмическим схемам. Альбомный лист, цветные карандаши. | Учить детей рисовать по трафарету. Учить выделять основные, характерные детали животного. Создавать их геометрических фигур составлять животного. Закрепить знания и представления о форме (круглый), величине (большой). |
18 | Спящий кот. (2-ый вариант) | Рисование по алгоритмическим схемам. Альбомный лист, цветные карандаши. | Учить детей рисовать по трафарету. Учить выделять основные, характерные детали животного. Создавать их геометрических фигур составлять животного. Закрепить знания и представления о форме (круглый), величине (большой). |
19 | Кошечка. (3-ый вариант) | Рисование по алгоритмическим схемам. Альбомный лист, цветные карандаши | Продолжать учить рисовать по алгоритмическим схемам. Учить детей выделять основные, существующие детали животного и показать, как их можно передать на бумаге. Отрабатывать свободное и уверенное формообразующие движения. |
20 | Утка с утятами. | Рисование по алгоритмическим схемам. Альбомный лист, цветные карандаши. | Продолжать учить рисовать по алгоритмической схеме. Формировать творческую активность. Получить радость и удовлетворение от полученной работы. |
21 | Ёжик. | Рисование по алгоритмическим схемам. Альбомный лист, цветные карандаши. | Учить детей рисовать по трафарету. Учить выделять основные, характерные детали животного. Отрабатывать свободное и уверенное формообразующие движения. |
22 | Зайчик. (1-ый вариант) | Рисование по алгоритмическим схемам. Альбомный лист, цветные карандаши. | Учить детей рисовать по трафарету. Учить выделять основные, характерные детали животного. Отрабатывать свободное и уверенное формообразующие движения. |
23 | Зайчик. (2-ый вариант) | Рисование по алгоритмическим схемам. Альбомный лист, цветные карандаши. | Учить детей рисовать по трафарету. Учить выделять основные, характерные детали животного. Отрабатывать свободное и уверенное формообразующие движения. |
24 | Цыпленок. | Рисование с помощью "Риса", ватные палочки Альбомный лист, клей ПВА, крупа-рис, ватные палочки, трафарет цыплёнка. | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, "оживлять" работу с помощью ватной палочки |
декабрь | |||
25 | Первый снег | Оттиск печатками из салфетки Альбомный лист, краски, кисть, вода, салфетки для печатки. | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. |
26 | Ночь и звезды | Рисование манкой, скатывание салфеток Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба |
27 | Морозный узор. | Фотокопия - рисование свечой. Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, вода. | Наблюдательность, Развивать зрительную способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. |
28 | Зимние напевы. | Набрызг. Альбомный лист, гуашь, кисть, зубная щётка, карандаш, салфетка, фартук. | Учить самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний пейзажа. Закрепить новый способ изображения снега - «набрызг». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами. |
29 | Елочка пушистая, нарядная | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки | Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. |
30 | «Дед Мороз» | Рисование солью. Соль, альбомный лист, краски, кисть, вода. | Научить новому приёму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями. |
31 | Мониторинг | Гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования | Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. |
32 | Мониторинг | Гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования | Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. Выявить уровень знаний детей. |
январь | |||
33 | Зимний лес. | Монотипия. Плёнка для брошурирования, гуашь, жидкое мыло, альбомный лист, губка для смачивания водой поверхности листа. | Учить рисовать зимний лес гуашью с жидким мылом по оргстеклу; учить переносить рисунок на мокрый фон с оргстекла; делать дорисовки; развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. |
34 | Зайчишка. | Тычок жесткой полусухой кистью Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. |
35 | Плюшевый медвежонок. | Рисование поролоном. Альбомный лист, краски, 2 кусочка поролоновой губки, тонкая кисть, салфетка, вода. | Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закрепить умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет Продолжать учить детей рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. |
36 | Снегири на ветке. | Рисование способом тычка. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. |
февраль | |||
37 | Фантазии | Кляксография. Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетка, фартук. | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение |
38 | Сегодня мы волшебники. | Кляксография. Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетка, фартук. | Развивать умение узнавать того, кто «прячется» в цветном пятне; познакомить с нетрадиционным рисованием (кляксография) Совместная художественная деятельность. |
39 | Семь разноцветных братьев. | Оттиск газетой и посыпание работы крупной солью. Соль, альбомный лист, краски, кисть, вода, газета. | Закреплять знания и умения детей в области изобразительного искусства. Доставить детям радость и удовольствие. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием Игровая художественная деятельность. |
40 | Дымковские краски в пластилиновой сказке. | Рисование пластилином. Набор пластилина, трафарет «козлика» на плотной бумаге, доска, приспособление для резания одинаковых форм | Совершенствовать умение расписывать узорами «Козлика». Использовать разные элементы росписи. Совместная художественная деятельность. |
41 | Картинки малышам. | Свободная техника рисования. | Нарисовать в подарок малышам картинки по замыслу. Активизировать процесс выбора сюжета, цветовой гаммы. Вызвать желание подарить картинки детям младшей группы. Совместная художественная деятельность |
42 | Папина любимая кружка | Оттиск и рисование пальчиками. Гуашь, штемпельная подушечка, печатки из картофеля, пенопласта | Упражнять в технике печатания оттиском и рисования пальчиками. Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение их рисовать в композиции. Воспитывать доброе отношение к отцу посредством рисунка |
43 | Пароход. | Бумажная тарелочка. Половинка бумажной тарелки, полоска оранжевой гофрированной бумаги, зеленая, черная, золотая бумага, клей ПВА, клей карандаш, ножницы. | Научить новым изобразительным приёмам. Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение их рисовать в композиции. |
44 | Рисуем море из «Сказки о рыбаке и рыбки» | Расчёсывание краски. Альбомный лист, гуашь, кисть №1, №4, вода, стека с зубчиками, салфетка. | Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Воспитывать у детей интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина и чувство гордости за нашу Родину; закреплять умение рисовать |
март | |||
45 | Ваза с тюльпанами. | Рисование ладошкой Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов. | Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие. Копилка |
46 | Ветка мимозы | Скатывание салфеток Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники |
47 | Подснежники. | Фотокопия - рисование свечой. Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, вода | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. |
48 | Мы любим красоту. | Свободная техника рисования | Создать выставку рисунков; учить располагать выставочные экспонаты, анализировать, делиться впечатлениями Совместно – самостоятельная деятельность воспитателя и детей. |
49 | Звездное небо | Печать поролоном по трафарету; набрызг. Трафареты и принадлежности для рисования | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
50 | Волшебная страна – подводное царство | Рисование по сырому фону Акварельные краски, поролоновая губка, кисточки №6, №2. | Учить рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Воспитывать воображение и творчество |
51 | Как я люблю одуванчики | Рисование пальчиками. Лист бумаги (А-4), гуашь, влажная салфетка | Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техники их изображения -примакивания; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. |
52 | Колючая сказка. | Рисование штрихом. Альбомный лист, простой карандаш ТМ. Нетрад тех. Рис. Часть1, стр 24 | Обучение ритмическому нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов – «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели. |
апрель | |||
53 | Ночь и звезды. | Рисование манкой, скатывание салфеток Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба |
54 | Космический пейзаж. | Граттаж. Плотный альбомный лист, свечка тушь, мыло, кисть. | Научить новому способу получения изображения – граттажу. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. |
55 | Космический пейзаж. | Граттаж. Плотный альбомный лист, заострённая палочка. | Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукции, чтение литературы о космосе. |
56 | Черёмуха. | Рисование методом тычка. Альбомный лист, гуашь, кисть, 2-3 ватные палочки, салфетка. | Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черёмухи, её цветущих веток. Познакомить с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. |
57 | Пейзаж у озера. | Монотипия. Акварельные краски, набор кистей, альбомный лист, вода. | Напомнить нетрадиционную технику изображения пейзажа – монотипией, показать её изобразительные особенности, закрепить понятие симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумывать его самому. |
58 | Яблоня в цвету | Тычкование. Рисование методом тычка. Альбомный лист, гуашь, кисть, 2-3 ватные палочки, салфетка. | Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. |
59 | Бабочка. | Монотипия. Акварельные краски, набор кистей, альбомный лист, вода. | Познакомить с техникой монотопия и кляксография. Развитие фантазии и творческого воображения. |
60 | Праздничный салют над городом. | Альбомный лист, восковые мелки, акварельные краски, кисть, салфетка, вода. | Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе; акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободного движения руки в произвольном и заданном направлении. |
май | |||
61 | Витражи для терема Лета. | Техника выполнения витражей – клеевые картинки. Альбомный лист, кисть, вода, простой карандаш, клей ПВА, салфетка. | Средствами художественного слова показать, как прекрасна природа в летнее время. Продолжать знакомить детей с понятием «витраж», техникой его выполнения. Закрепить умению рисовать прямые линии в разных направлениях. Учить детей подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона. |
62 | Красивые цветы. | Рисование пальчиками. Лист бумаги (А-4), гуашь, влажная салфетка | Познакомить с новой техникой рисования, рисование пальцами. Учить отражать в рисунке характерные особенности цветов. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
63 | Мониторинг | Гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования | Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. |
64 | Мониторинг | Гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования | Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. |
Диагностическая карта педагогического обследования детей кружка «Радуга»
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
группа: дата обследования: сентябрь руководитель:
Ф.И. ребенка | Техничес- кие навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | Уровень | |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....
Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста с использованием ТСО. «По следам осени»
В ходе НОД дети закрепляют свои представления о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширяют знания о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. ...
Познавательное занятие для старшего возраста "Золотая осень"
Вспомнить приметы золотой осени, уточнить, как ведут себя животные осенью...
Познавательное занятие для старшего возраста "Федорино горе"
Формировать умение детей составлять познавательный рассказ, развивать грамматически-правильную речь...
Познавательное занятие для старшего возраста "Мы едем-едем-едем"
Формироваь знания детей по теме "Транспорт", продолжать закреплять знания детей о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный,специальный)...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности, старший возраст «Учёные –исследователи в гостях у Фиксиков.»
Цель.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи.- расширять знания о том, где «живёт» электричество;- закреплять умение пользоваться алгоритмом для про...
Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста «День Победы»
Конспект познавательного занятия «День Победы» способствует воспитаню патриотических чувств у старших дошкольников....