Художественная литература, как средство формирования культуры поведения дошкольников
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Формирование морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитание доброжелательных отношений с товарищами; обобщение правил культуры общения со сверстниками; план работы на учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
so_16-17.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №42»
«Светлячок»
План по самообразованию
«Художественная литература, как средство
формирования культуры поведения дошкольников»
на 2016-2017 год
Выполнила: воспитатель
Петренко Е.С.
г. Саров
Пояснительная записка
Культура поведения – это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человека. Я считаю, что проблема воспитания культуры поведения дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни человека. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.
Одной из главных задач в формировании личности дошкольника является воспитание культурного поведения. К средствам воспитания культурного поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу. Велика роль художественной литературы, так как она воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
Цель-формирование морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитание доброжелательных отношений с товарищами; обобщение правил культуры общения со сверстниками.
Задачи:
1. Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми;
2. Помочь в формировании у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты;
3. Повышать культуру речи, умение вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми;
4. Закреплять нравственные качества и правила общения между людьми;
5. Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Предполагаемые результаты
Дети должны уметь:
1. Применять накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме;
2. Различать полярные понятия «хороший-плохой»; «красивый-некрасивый»; «добро-зло»; «правда-ложь» и т.д. в литературном произведении и в жизни;
3. Делать самостоятельный нравственный выбор;
4. Уметь выражать чувства и переживания словами;
5. Распознавать настроение по мимике: «радость», «гнев», удивление», «печаль»
План деятельности
Месяц | Методическая литература | Оснащение педагогического процесса | Практическая работа с детьми | Взаимодействие с родителями | Методическая помощь |
Сентябрь | Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»-М., 2000г.; Маралов В.Г. «Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям»-М.,2009г.; Филиппова Л.В. «Сказка как источник творчества детей»-М.,2001г. Ярушина И. «Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего д.в.» | Изучение методической литературы и интернет источников; подбор и проведение диагностических методик («составь рассказ по картинке», методика «умеешь ли ты дружить»); поиск «музыкального сопровождения» к началу занятий; подбор необходимых игр и худ.произведений для дальнейшего взаимодействия с детьми. | Проведение диагностики педагогом-психологом по следующим методикам: «Школьная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс); методика «Составь рассказ по картинке». Организация игр «Скажи ласково», «Улитка». | Привлечение родителей к изготовлению «подушек-сидушек» для занятий. | Подбор методической литературы; написание плана по самообразованию; помощь в подборе художественных произведений и необходимых игр. |
Октябрь | Создание альбома «Портреты русских и зарубежных писателей» | Чтение стихотворений «Книжка про книжку», «Как печаталась книжка», «Что такое хорошо и что плохо» С.Я. Маршак. Беседа и обсуждение. Придумывание с детьми группового приветствия «Привет друг!». | Консультация для родителей на тему «Что и как читать будущим первоклассникам». | Помощь в составлении консультации | |
Ноябрь | Пополнить атрибуты для театрализации. Создание картотеки «Мирилок». | Организация гастролей к малышам «Мы артисты!» Игра «Сочини новое продолжение сказки…» Чтение стихотворения «Два маленьких котенка» С.Я.Маршак. Нравственная беседа «Злой язычок» Посещение театра «Куклы говорят с человеком», (Православное объединение «МИР») | Организация мини-библиотеки в группе «Моя любимая книжка». (Рассказ ребенка о книге) | Помощь в организации посещения театра | |
Декабрь | Подготовка сюжетных картинок/картинок из сказок для составления рассказа. Клубок «Добрых слов» | Разучивание «Мирилок». Индивидуальная работа по сюжетным картинкам. Игра «Связующая нить» (что хочешь пожелать другому и себе) Схематизация по ТРИЗ «Солнце в ладошке…» (девиз) Нравственная беседа «Кривляки, хвастунишки и дразнилки» | |||
Январь | Беседа «Что такое басни?» Знакомство с баснями Крылова И.А. (обыгрывание) Глазами и словами детей «История книгопечатания» Нравственная беседа «грубость и драка» | Изготовление книжек-самоделок (о себе, хобби и пр.)
| |||
Февраль | Подбор музыки Продумывание выставки | Игра «Тень-Путник» (копирование действий) Глазами и словами детей «История книгопечатания» Чтение\обсуждение «Цветик-семицветик» В.Катаев Нравственная беседа «Жадность» | Помощь в организации выставки «История книгопечатания» | Помощь в организации выставки | |
Март | Постановка сказки | ||||
Апрель | Подведение итогов Повторная диагностика | Выступление на итоговом родительском собрании |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».
Консультация для педагогов.«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».Умение правильно воспринимать литературное произведение не прихо...
Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей.
Опыт работы по теме "Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей"....
Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей.
Опыт работы по теме "Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей"....
Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художе...
Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности ...
Художественная литература как средство формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста
В статье раскрывается вопрос формирования нравственного поведения детей средствами художественной литературы...
«Детская художественная литература ,как средство формирования культуры безопасного поведения»
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» решение образовательных задач по формированию безопасного поведения детей дошкольного в...