Развитие способностей импровизации в процессе игры на детских музыкальных инструментах у старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Бородина Эльвира Альбертовна

Искусство – необходимая часть жизни человека, форма своеобразной творческой деятельности, рождающая художественные ценности. Это в полной мере относится и к музыкальному искусству.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие способностей импровизации в процессе игры на детских музыкальных инструментах у старших дошкольников

Бородина Эльвира Альбертовна, музыкальный руководитель,  

МБДОУ ДСКВ № 34 «Дюймовочка» город Нижневартовск, (e-mail): mbdoy34@mail.ru

Искусство – необходимая часть жизни человека, форма своеобразной творческой деятельности, рождающая художественные ценности. Это в полной мере относится и к музыкальному искусству.

        Каждый год в дошкольные образовательные учреждения приходят совершенно иные дети, иное поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не только в игрушках и компьютерах? Как заставить душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни?

        Сознание детей еще «не расчленено», и оно способно художественно осваивать мир, делать бесконечные переносы одних качеств предмета на другие. Но постепенно с возрастом эта способность утрачивается. Взрослые предлагают детям все делать по якобы правильной схеме, отработанному шаблону, часто неоправданно регламентируя их поведение. В результате мы получаем стандартно мыслящего человека, лишенного творческого восприятия мира. И этот процесс безостановочно течет как в домашних условиях, так и в дошкольном образовательном учреждении. А общество нуждается в активных творческих личностях. Ведь творчество – это свобода, нестандартное видение мира, это шаг в незнаемое и отступление от определенных норм. Часто ли мы нашим детям даем возможность отступить от них? Скорее всего, в ответах детей мы пытаемся услышать норматив, заведомо спланированный в нашем сознании.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено.

Представленный педагогический опыт опирается на детское творчество, а именно на импровизацию.

Импровизация является во всем мире одним из самых действенных и интересных видов музыкальной деятельности по развитию творческой личности. И эта проблема постоянно находится в центре внимания музыкантов – педагогов. В методических пособиях недостаточно описаны педагогические формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, развивающих навыки импровизации как косвенное педагогическое условие развития импровизационных умений игры на детских музыкальных инструментах.

Основной целью работы является, развитие способностей детей старшего дошкольного возраста в импровизации на детских музыкальных инструментах в рамках непосредственно организованной деятельности.

Задачи:

- развивать стремление детей к самостоятельным музыкальным действиям;

- целенаправленно развивать чувство ритма;

- использовать разнообразие тембров шумовых инструментов как средство озвучивания и варьирования;

- петь и импровизировать в пределах октавы.

Музыкальные занятия направлены на то, чтобы развивать у дошкольников способности чувствовать, любить, оценивать музыкальные произведения, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности. Известно, что творчество помогает ребенку раскрыть его музыкальные способности, музыкальность.

Термин импровизация имеет большое число определений. Между тем, если сопоставить несколько определений, затрагивающих разные аспекты этого явления, то можно заметить, что во всех разрабатывается одно и то же представление об импровизации как создании музыки в процессе исполнения. Но исполнение не есть воспроизведение, его сущность – творческая интерпретация. Что же может быть предметом интерпретации в импровизации? В каждый актуальный момент времени импровизатор имеет, во-первых, уже прозвучавшую часть текста, которая безвозвратно ушла в прошлое и уже не существует, и, во-вторых,- еще не прозвучавшую часть текста, которая еще не существует. Если определять импровизацию через категорию «исполнение», то это исполнение того, что не существует.

Импровизация представляет собой процесс спонтанного сочинения детьми нового музыкального материала. Сочинение же музыки предполагает организованный педагогом творческий процесс по созданию музыкальной композиции, отвечающей поставленным перед детьми задачам.

Значение этих видов деятельности чрезвычайно важно, так как способствует раскрытию «зоны ближайшего развития» ребёнка (термин Л.С.Выготского). Кроме того, в его представлении устанавливается связь между воображением и реальностью. При этом ребёнок опирается не столько на знания, сколько на интуицию, что также важно для его личного развития.

Музыкально – композиционное творчество включает в себя сочетание креативного (создание нового) и репродуктивного компонентов (воспроизведение существующего). Задача музыкального руководителя - организовать процесс импровизации, сочинение музыки дошкольниками и осуществлять при этом педагогическое руководство.

В процессе импровизации и попыток сочинения музыки дошкольникам предлагается освоение различных композиционных моделей. Такие модели представляют собой комплекс правил, согласно которым воспитанники получают знания о композиционно - творческих закономерностях различных музыкальных стилей и могут применить их в своей практической музыкально - творческой деятельности.

Выделяются два типа композиционно - творческих заданий, предлагаемых учащимся:

 - развитие заданного тематизма;

 - сочинение собственного тематизма и его развитие.

Причём в качестве как того, так и другого вида тематизма могут выступать законченная мелодия, какой - либо мотив, ритмический или гармонический оборот и т. д.

Чтобы выполнить предлагаемое задание, ребёнок должен воплотить свой замысел в певческой или в инструментальной исполнительской деятельности. Поэтому при выборе задания важно учитывать освоенность дошкольниками того или иного вида музыкальной исполнительской деятельности, а также имеющийся у него интонационно - слуховой опыт общения с тем музыкально - стилевым направлением, в русле которого предлагается выполнение композиционно - творческих заданий.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выделяют следующие этапы обучения импровизации на детских музыкальных инструментах:

  1. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно - моторных направлениях;
  2. Создание импровизационных движений под музыку;
  3. Прохлопывание, вслед за музыкальным руководителем, ритмической группы (импровизированное продолжение).
  4. Импровизация по картинкам.
  5. Мелодизация ритмов и сочинение к ним подтекстовок.

Для успешного развития способностей импровизационных умений и навыков необходимо:

1. Яркость и образная узнаваемость музыкальных произведений.

2. Близость детскому жизненному опыту.

3. Музыкальный материал - основа формирования конкретных творческих навыков.

4. Создание на музыкальных занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости.

Импровизирование к песням и пьесам сопровождения на элементарных и звуковысотных музыкальных инструментах становится в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения, как показал опыт, доминирующим звеном в системе музыкального воспитания дошкольников.

Однако введение простейших инструментов на музыкальных занятиях должно осуществляться при соблюдении следующих условий:

-импровизирование аккомпанемента должно соответствовать уровню полученных знаний и навыков игры на музыкальных инструментах;

-оно должно носить динамичный характер, обусловленный одним из основных принципов дидактики - от простого к сложному;

-импровизации должны сочиняться по предварительным моделям, позволяющим детям яснее и полнее представить себе музыкально - творческую задачу;

- музыкально - творческая деятельность должна быть направлена на формирование у детей потребности в расширении круга музыкальных впечатлений.

Предварительным итогом первого направления в импровизации на детских музыкальных инструментах явилось закрепление навыков игры при повторении упражнений с вариантными изменениями, что способствовало созданию своеобразных импровизации. Таковым являлось задание творческого характера: в пределах трех ступеней в ритме (2 восьмые, 1 четверть (ТИ-ТИ-ТА)) найти вариант мелодической импровизации на металлофоне. Возникало множество вариантов импровизации.

Самым положительным было то, что задание поняли и выполняли все дошкольники верно. Затем каждый воспитанник одновременно играл и пел на слог ля свою мелодию.

Характер импровизации в определенной степени передавал характер ученика.

Осмысленное исполнение различных упражнений и первые инструментальные мелодические импровизации свидетельствовали о формировании у детей творческого начала, об активном развитии различных музыкальных способностей, об успешном овладении умениями и навыками, о положительном влиянии занятий с музыкальными инструментами на развитие певческого голоса, что является важным показателем роста музыкальности.

С каждым занятием я предъявляла все более высокие требования к уровню музыкально - творческого развития с одновременным расширением звуковысотного диапазона импровизации и некоторым усложнением ритмической формулы при игре на ксилофоне и металлофоне.

Например, было дано задание сымпровизировать на металлофоне в пределах первых четырех ступеней в ритме (2 четверти, 2 восьмых, 1 четверть│4восьмые, 2 четверти (ТА-ТА, ТИ-ТИ, ТА│ТИ-ТИ-ТИ-ТИ, ТА-ТА)) завершенный мелодический рисунок. Постоянное усложнение заданий творческого характера на определенном этапе повышает уровень оперирования музыкально - слуховыми действиями. У дошкольников устанавливаются прочные зрительно - слухо - двигательные связи. Дети становятся более самостоятельными в решении мысленных слуховых задач, находящих свое воплощение в исполнении, что, в свою очередь, позволяет совершенствовать комплекс импровизационно-исполнительских навыков.

Первые инструментальные диалоги успешно осуществлялись сначала на одном звуке, затем на двух, на трех звуках. Аналогично проводились инструментально-певческие диалоги (сначала на один слог).

Вначале импровизация мелодии с музыкальным руководителем напоминает простую вопрос - ответную форму. Например, в пределах мажорной квинты вопрос «Как тебя зовут?» и соответственный творческий ответ дошкольника.

Поэтический материал выбирается, основываясь на критериях высоко - художественности, доступности и подготовленности дошкольников к инструментально - импровизационной деятельности.

Дальнейшая работа способствовала более широкому введению следующих форм работы:

- импровизация мелодии в характере вопроса и ответа на различных музыкальных инструментах;

- сочинить характерную мелодию на определенную тему;

- по заданному четверостишию определить соответствующий инструмент, сочинить мелодию и сыграть его на данном инструменте;

- коллективно сочинить аккомпанемент к песне или пьесе.

Проверке был подвергнут каждый из вышеизложенных моментов творческих проявлений дошкольников. Остановимся на одном из них подробно.

Воспитанникам было предложено четверостишие Г. Ларионовой «Раз-два!».

                                                       Мы солдаты,

Храбрые ребята!

Раз-два, раз-два,

Храбрые ребята!

Из всех мелодических вариантов выбирается лучший. Решено, что светлее и звонче мелодию прозвучит на фортепиано. Однако, как сказали воспитанники, необходимо ввести инструменты характерные для трех поэтических фраз - ксилофон, ложки, барабан. На этих инструментах импровизировали дети разных подгрупп. Мелодия проигрывается на инструментах, дети - «импровизаторы» в это время мысленно представляют индивидуальные варианты импровизации. Затем мелодия звучит еще раз, но уже в сопровождении ритмических и звуковысотных инструментов.

Результаты работы показывают, что дети охотно импровизируют, творчески подходят к решению поставленных задач.

Анализ результатов проведенной работы свидетельствует, прежде всего, о высоком уровне развития различных музыкальных способностей всех детей, и, что особенно важно, детей с первоначально низким уровнем музыкальных данных.

Таким образом, получаемые навыки игры на различных инструментах, интенсификация развития на этой основе музыкально-слуховых представлений становятся важными факторами осознанного и устойчивого усвоения прослушиваемых музыкальных произведений. Игра на инструментах способствует более острому, дифференцированному восприятию элементов выразительности, пониманию формы музыкальной импровизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных творческих способностей детей в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах

Развитие музыкальных творческих способностей детей в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах...

Проект "Развитие музыкально-творческих способностей детей, посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах

Проект на тему: Развитие музыкально-творческих способностей детей посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах....

Мастер-класс для воспитателей "Развитие музыкальных способностей посредством обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"

Помощь воспитателям в самостоятельной музыкальной деятельности детей. В каждой группе есть музыкальные уголки, в которых, часто невостребованными, лежат детские музыкальные  и шумовые  инстр...

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...

Сообщение из опыта работы «Развитие музыкально – творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийс...