Формирование навыков сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа) на тему
Игра-ведущий вид деятельности дошкольника. Она есть отражение ребёнком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В игре ребёнок знакомится с элементарными понятиями и действиями их взрослой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сюжетно-ролевая игра средний дошкольный возраст | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста.
Игра-ведущий вид деятельности дошкольника. Она есть отражение ребёнком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В игре ребёнок знакомится с элементарными понятиями и действиями их взрослой жизни. Сюжетная игра в отличие от труда взрослого человека, не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, «как будто», «понарошку». Ребёнок может быть «врачом» и « лечить» больных кукол и животных, хотя на самом деле ему ещё очень далеко до «взрослой» профессии; может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности никогда с ним не случались. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника, обеспечивает ему внутренний эмоциональный комфорт. Прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
Начиная работу по формированию сюжетной игры, воспитатель должен исходить не только из паспортного возраста, но и учитывать общий уровень развития ребёнка, имеющийся у него опыт жизни в дет. саду, а также игровой опыт, приобретённый в семье.
К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры - умение осуществлять разнообразные условные игровые действия. Наиболее эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый выступает одновременно как партнёр и как носитель формируемого способа игровой дея-ти. Овладение действиями с предметами «понарошку» подготавливает ребёнка к пониманию, что в игре он тоже может быть кем-то иным - принять на себя роль.
Ролевое поведение в игре охватывает широкий диапазон процессов - от непосредственного подражания до осознанного оперирования ролью, включение её в разнообразные связи и отношения. Прежде всего, ребёнку нужно уметь принять на себя роль (понимать, что сейчас он не Петя, а «шофёр»). Ролевое поведение имеет 2 аспекта: первый- это специфичные для роли действия с предметами, второй - ролевая речь, направленная на людей. Поэтому чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребёнку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли действия, но и уметь говорить с партнёром. Все эти умения формируются постепенно. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего материала Предметная обстановка для сюж. игры организовывается воспитателем вместе с детьми, а в дальнейшем и самими детьми непосредственно перед игрой.
При работе с детьми 5-го года жизни задача воспитателя переводить дет. к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, уметь менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры. Эти умения можно развить в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником , партнёром детей в творческом процессе игры. Во время игры с детьми среднего возраста необходимо соблюдать 2 условия: 1) использование многоперсонажных сюжетов, где одна из ролей включена в непосредственную связь со всеми остальными, 2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей количеству участников игры: персонажей всегда д.б. больше для смены роли в процессе игры.
К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжета игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Следующей , более высокой ступенью эволюции сюж. игры является игра-фантазирование. Смысл таких игр - построение новых цепей событий, воображаемого мира, интересного и привлекательного. Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Ребята среднего дошкольного возраста ещё не могут самостоятельно развёртывать игру-фантазирование в чисто речевом плане ( без опоры на предметные действия и роль) , возможность перехода на эту новую ступень закладывается в ст. дошкольном возрасте.
В качестве примера организации сюжетно-ролевой игры для выявления характеристики игры в конкретной возрастной группе могу привести запись игры в средней группе ГБДОУ № 52 Фрунзенского района, в которой я работаю воспитателем. Возраст детей в группе от 4л6мес. до 5л.2 мес. Во второй половине дня после полдника дети играли в игровой: несколько мальчиков построили , автомобильную дорогу из конструктора и играли с машинами, Маша и Марьяна укладывали кукол спать. Максим, надев белый халат, раскладывал на стол медицинские принадлежности. Часть детей играли в настольные игры и лото, остальные рисовали.
Я предлагаю незанятым игрой детям поиграть вместе: Руслан, Яна, давайте играть!
Яна: Во что будем играть?
Я: Давайте играть в магазин. Дети согласились, и мы вместе соорудили из стульев «прилавок», разложили на нём игрушки. Достали пластмассовые монетки.
Я: ребята, кто будет в магазине продавцом? Яна, может быть, ты будешь?
Яна: Нет, Ксения Алексеевна, давайте вы .
Я: Хорошо, продавцом буду я. А кто будет покупателем? Кто хочет купить игрушки?
Прибежали почти все дети и занятые и не занятые, целая очередь «покупателей»: Маша, Максим, Марьяна и другие.
Я: А кто будет помогать продавцу? Ведь столько народу собралось!
Женя (мне): Я буду!
Мы с Женей начали «продавать» игрушки детям по очереди, рассказывая и предлагая каждую игрушку. Брали пластмассовые деньги, давали сдачу. Другие дети подходили, наблюдали за нашей игрой. Вначале участвовало двое детей, потом присоединились ещё десять детей. Некоторые возвращались к своим занятиям.
Подошла очередь Димы, и я спрашиваю: что ты хочешь у нас купить?
Дима: Пирамиду
Я: для кого ты покупаешь пирамиду? Кому?
Дима: Для Насти, подарю на День рождения.
Я (своему помощнику): Женя, спрашивай у ребят, кому они покупают игрушки.
Я: Моя смена закончилась. Кто теперь будет продавцом?
Яна: я буду, и занимает моё место.
Игра продолжается у них практически самостоятельно. Яна «продаёт» игрушки, стараясь предлагать их «покупателям», как это делала я. Подошли посмотреть на игру Тимур и Антон, которые играли с грузовиком.
Я: Ребята, посмотрите, что-то ещё привезли в наш магазин, наверно новые игрушки. Помощник продавца, посмотри, что в машине.
Тимур и Антон активно подключаются к игре и привозят на грузовики кубики.
Я: А вы знаете, что-то у меня голова разболелась. Я к доктору пойду.
Максим – «доктор» всё это время наблюдает за нами, а «пациентов» так и нет.
Я: Доктор, можно к вам? У меня что-то голова разболелась.
Максим обрадовался: я вам дам лекарство в баночке и таблетку.
Я: спасибо, доктор. Вы мне очень помогли.
Я: «шофёры», а давайте вы будете как будто проходить шофёрскую комиссию. Там проверяют здоровье каждого водителя.
Тимур и Антон «приехали» к врачу.
Я: Максим, давай я буду как- будто медсестра и помогу тебе провести осмотр.
Медсестра: Доктор, у них нужно посмотреть горло, смерить температуру.
Максим справляется с задачей.
Медсестра: Доктор, вы думаете, они здоровы?
Доктор: Да.
Медсестра: пишу справку, можно возвращаться к работе в магазин.
Я: Ребята, давайте посмотрим, что ещё привезла грузовая машина? Посмотрите, в кузове карандаши и бумага. Давайте, мы сейчас разложим игрушки по местам, магазин закрывается. Садитесь за столы и нарисуйте, кто что видел или купил в нашем магазине игрушек. А завтра у нас будет свободное время, и мы рассмотрим рисунки. Дети с радостью соглашаются. Часть ребят рисовали в группе, остальные дома.
Итак, игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной дея-ти. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как дея-ть , имеющая большое значение для психического развития ребёнка дошк. Возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л. А. Вегер, А.П. Усова и др.)
В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладения миром взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо человека – кукла), упрощения. Таким образом, в игре углубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма планирования сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста
Циклограмма планирования сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста1 неделяУровниПонедельникВторникСредаЧетвергПятница Подготовительный...
Сюжетно-ролевая игра для детей среднего дошкольного возраста «Зоопарк»
Цель: Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, создать игровую обстановку.Задачи:1. Образовательная:- Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризова...
Презентация "Сюжетно-ролевая игра" для детей среднего дошкольного возраста.
"Сюжетно-ролевая игра" для детей среднего дошкольного возраста....
Формирование навыков сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста.
2017Игра-ведущий вид деятельности дошкольника. Она есть отражение ребёнком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В игре ребёнок знакомится с элементарными понятиями и действиями и...
«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».
laquo;Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр»....
«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».
laquo;Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр»....
Роль дидактических игр в процессе формирования навыков грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста
Одним из оптимальных методов развития грамматически правильной и выразительной речи у детей, безусловно, является игра, игровые упражнения в повседневном общении. Они позволяют повысить самооценку реб...