"Образование -в-жизни"
статья на тему
Консультация для педагогов и родителей по использованию имеющейся преметно-развивающей среды из проекта "Быть гением".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_v_zhizni.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Образование-в-жизни»
В настоящее время существует очень много информации о воспитании детей, развитии тех или иных качеств, формировании различных учебных действий. И все же зачастую в конкретных жизненных ситуациях родители не знают, как реагировать на поведение ребенка и как разрешить сложившуюся ситуацию. А ведь чаще всего именно из таких ежедневных, вроде бы мелочей состоит наша жизнь, происходит становление личности ребенка.
Мы хотим предложить вам некоторые приемы выхода из ситуаций, которые были разработаны для проекта «Быть гением» и апробированы в детском саду.
Прием: «Семинары вещей»
Данный прием предполагает анализ произошедшей с ребенком ситуации и его рефлексию (самооценивание, самоанализ) по поводу поведения ребенка в данной ситуации. Для этого используются смыслообразующие вопросы:
- Откуда и почему все это?
- Что будет с этим дальше?
- Зачем мы познаем это?
- Какое отношение это имеет ко мне лично?
- Как я должен отнестись к этому?
- Какой смысл во всем этом? И другие.
(Навык задавания таких вопросов приходит не сразу, лучше в первое время держать под рукой листочек с примерными вопросами.)
«Шкаф»
Ситуация. Ребенок спрятался в шкафу, сидит там и не хочет выходить. (это может быть диван, кресло любое место, где может спрятаться ребенок)
Осторожно спросить: Что он там делает? Если ребенок идет на контакт (игра в космический корабль и т.п.), то предложить развить игру. Если в это время нужно идти куда-то, то согласовать с ребенком предложение отложить на определенное время полет (путешествие на корабле и т.п.) и полететь позже.
- Если ребенок не идет на контакт, то задавать смыслообразующие вопросы, предваряя их словами: «Ты мог бы сейчас мне сказать…».
- Возможно, ребенок включен в игру, возможно, его обидели и шкаф – «жилетка», возможно, ему страшно, и шкаф – укрытие и прочее.
- Возможно, ребенок настолько включен в игру, что ему нужно время, чтобы вернуться в реальность и ответить на вопросы. Вопросы: «Почему ты там сидишь? Как тебе там, в этом шкафчике? Зачем тебе это надо? Какой смысл в том, что ты там сидишь? Что будет дальше, если ты будешь в этом шкафу всю оставшуюся жизнь? Что бы ты сделал на моем месте? Шкафчик тебя чему-то учит, когда ты в нем сидишь? Если бы ты был шкафом, что бы ты сказал сам себе? Если бы ты был шкафом, что бы ты хотел от самого себя? А если бы у тебя много шкафов, ты предложил бы всем ребяткам забраться в шкафы? Зачем? А что бы ты сказал мальчику, который любит прятаться в шкафу? Если ты все для себя решил в этом шкафу, то ты можешь выйти».
- Если ребенок еще думает, осмысляет эту ситуацию, ему нужно дать на это время. Завершить ситуацию возможно словами: «Ты выйдешь, когда захочешь».
Ребенок сам зашел в шкаф. Ему нужно дать самому сделать выбор: сидеть дальше в шкафу или выйти. Это должно быть ЕГО решение.
«Сломанная игрушка»
Ситуация. Ребенок сломал свою игрушку.. Как можно использовать ситуацию в целях образования?
Родитель: «Почему ты это сделал? Что ты чувствуешь по отношению к ней? Что будет с машинкой дальше? Зачем тебе она в таком виде? Как теперь её можно использовать? Если бы она могла говорить, что бы она рассказала нам? Чтобы она сказала тебе лично? (Если ребенок затрудняется в ответах, можно предлагать ему на выбор варианты ответов). Самоанализ – может звучать так: Чему научило тебя это событие? или Если бы это произошло с другим мальчиком, чему бы он научился в этой ситуации, какие выводы сделал бы для себя?»
«Цветок»
Ситуация. Ребенок бежит по дому и нечаянно задевает горшок с цветком.
Вопросы: « Представь, что ты цветочек, что ты чувствуешь? Что бы ты хотел услышать от ребенка? А что бы ты хотел, что бы сделали? Как ты (мы) можем помочь тебе (цветочку)? А сейчас, что ты чувствуешь? Что бы ты сказал? Как это продемонстрировал? Если бы на твоем месте был другой мальчик, что бы ты ему сказал? Чему бы научила его эта ситуация? Ты хочешь ему что-нибудь сказать? Спросить? Если ты всё решил с цветком, можешь идти, когда захочешь?»
Таким образом, с помощью смыслообразующих вопросов в сложившихся жизненных ситуаций, ребенком выявляются свои потребности и запросы (почему и чего хочет?), формируются цели (что хочет получить в результате?), происходит нахождение смысла в деятельности (зачем мне это?).
Ребенок набирается опыта путем «переживания» жизненных ситуаций, которые с ним происходят, переживание связано с мотивами, целеполаганием и самоанализом, поэтому каждая ситуация учит.
Н.Н. Перетягина, Г.А. Гуревич социально-педагогический проект «Быть гением»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Педагог года Москвы-2013", эссе на тему "Качество образования-качество жизни".
Я мама двоих детей-учеников старшей и младшей школ. Как от качества образования может зависеть качество жизни, я знаю не понаслышке......
Эссе "Качество образования - качество жизни"
Качественное образование сегодня – это наше будущее завтра....
Рабочая образовательная программа дошкольного образования для детей седьмого года жизни на основе программы дошкольного образования «Югорский трамплин» на 2014-2015 учебный год
Рабочая образовательная программа дошкольного образования для детей седьмого года жизни на основе программы дошкольного образования «Югорский трамплин» на 2014-2015 учебный год...
Презентация для родителей "Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в жизни вашего ребенка?"
В презентации "Что такое ФГОС ДО в жизни вашего ребенка?" раскрываются ценности дошкольного образования. Презентация будет полезна воспитателям детских садов для ознакомления родителей с ФГОС ДО....
Качество образования-качество жизни.
Качество образования и качество жизни несомненно идут рука об руку. Начинать формировать в человеке понимание и осмысление разницы уровня жизни и ее качества необходимо с раннего возраста....
Публикация "Наука и образование в жизни современного общества"
Статья " Повышение психологического комфорта дошкольников через формирование социальной компетентности...
Дошкольное образование - основа становления личности и образования ребенка. Важность дошкольного образования в жизни человека.
Ранний возраст - это самый чувствительный период. Именно с раннего возраста происходит активное развитие. Это развитие характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, ...