Готовность ребёнка к обучению в школе
статья (подготовительная группа) на тему
Вашему вниманию предлагается статья посвящённая готовности ребёнка к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность к школьному обучению
Поступление ребёнка в школу – важное событие. Это начало нового этапа жизни. Происходит качественный скачок: дошкольник становится школьником. Расширяется круг обязанностей, увеличиваются умственные и физические нагрузки. К своему новому положению ребёнок должен быть максимально подготовлен детским садом, особенно в период пребывания его в подготовительной группе. Поэтому в подготовительной группе, надо готовить детей к школе так, чтобы создать наилучшие возможности у каждого ребенка для усвоения им в школе программы.
При работе с детьми 6-7 лет особое значение приобретает физическое развитие; всемерное укрепление здоровья, нервной системы; охрана и развитие слуха, зрения, голоса; совершенствование всех функций организма; формирование двигательных навыков, умений и других физических качеств; выработка правильной осанки; побуждение к активной физической деятельности.
Подготовка ребенка к школьному периоду развития одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания.
Готовность к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в школу и не завершается с приходом в первый класс. Понятие готовности к обучению, включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребёнка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления, то есть способности обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира.
Школьное обучение предъявляет новые требования к речи, вниманию, памяти детей, т.е. определенный уровень развития психических процессов.
Под готовностью к школе понимается тот уровень физического и психического развития, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребёнка.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации - самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Готовность к школе не определяется объемом имеющихся у ребенка знаний и количеством занятий в различных подготовительных классах. Дополнительные занятия способствует тому, что ребенок приходит в школу с «интеллектуальным багажом». Но вскоре в школе начинаются проблемы, тревоги, стрессы, растерянности, проблемы в общении с окружающими.
Гораздо важнее психологическая готовность к школе, сформированность тех психических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению.
Отсутствие этого приведет к стрессам и нервным срывам у ребенка и родителей, скажется на развитии личности в целом. В результате в школу приходят дети, умеющие читать и писать, способные усвоить учебный материал, но не готовые к самой организации школьной жизни ( плохо ориентируются в социальных ролях, в отношениях между сверстниками , учителями).
Очень часто у детей не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение , усвоение нового не является целью при поступлении в школу; детей больше привлекает приобретение красивых школьных вещей, возможность не спать днем т.д.
Особое место занимает формирование ожиданий и установок ребенка на поступление в школу. Не следует обещать , что ребенка ждут сплошные лавры успеха, важнее настроить его на ежедневный труд.
Необходимо объяснить ребенку , что он сможет все , если постарается; много узнает и многому научится; в классе найдет новых друзей. Важно дать ребенку правильную установку на оценки. Он сам должен учиться оценивать, насколько добросовестно работал, все ли сделал , что мог.
Ребенок не перестает быть ребенком от того факта, что его записали в школу. Смена жизненной позиции, социального статуса, приспособления к множеству новых обстоятельств, адаптация к новым условиям требуют значительных усилий .
Если ребенок не умеет слушать учителя, не может сосредоточиться на задании, боится незнакомых взрослых и детей, не понимает причин их поведения, неправильно трактует их слова и поступки – он не готов к школе, даже если он умеет читать и писать и др.
Если у ребенка не сформирована произвольность поведения ,не умеет сам справиться со своими желаниями, плохо ориентируется в понятиях «нельзя», «надо»- ему трудно будет в школе.
Даже хорошо подготовленные дети нуждаются в помощи родителей; необходимо сохранить привычный , доступный , удобный и радостный мир детства и тем самым облегчить , смягчить трудность перехода к новой жизни , обеспечить дома понимание, доброту, участие, любовь.
Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознано воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности или поведении ребёнка. Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Если своевременно оказать помощь ребёнку, используя все способы развития активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. Если вовремя не устранить недостатки речи в дошкольном возрасте, то в школьном возрасте это вызовет дисграфию на письме. А уже во взрослом возрасте могут привести к ограничению при выборе профессии, в результате чего, человек не может реализовать себя в той или иной деятельности.
Интегративные качества личности, которые ребенок может приобрести
в результате освоения Программы.
1.Физически развитый , овладевший основными КГН.
1.1 Сформированы основные физические качества
1.2 Сформирована потребность в двигательной активности
1.3 Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни
1.4 Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры
2.Любознательный активный.
2.1 Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
2.2 Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать
2.3 Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни в различных видах деятельности
2.4 В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому
2.5 Принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе
3.Эмоционально отзывчивый.
3.1 Откликается на эмоции близких людей и друзей
3.2 Сопереживает персонажам сказок , историй, рассказов
3.3 Эмоционально реагирует на мир природы
3.4 Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения
4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
4.1 Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения
4.2 Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
4.3 способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации
5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения.
5.1 способен планировать свои действия, на достижение конкретной цели
5.2 Поведение ребенка определяется на сиюминутными желаниями , а требованиями со стороны взрослых и представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо»
5.3 Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах
6.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи ( проблемы) , адекватные возрасту.
6.1 Самостоятельно применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым , та и им самим
6.2 В зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач ( проблем)
6.3 Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
7.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
7.1 О себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу
7.2 О составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях
7.3 Об обществе ( ближайшем социуме), его культурных ценностях
7.4 О государстве ( в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине , ее природе) и принадлежности к нему
7.5 О мире ( планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты)
8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
8.1 Умение работать по правилу и по образцу
8.2 Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками .
9.1 Речевыми
9.2 Изобразительными
9.3 Конструктивными
9.4 Музыкальными
У ребенка шестого-седьмого года жизни проверьте уровень развития речи:
• Насколько полно и точно он дает описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребенок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания?
• Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми?
• Может ли по картинке самостоятельно придумать начало и конец рассказа; самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно, последовательно передает их содержание?
• Какие допускает грамматические ошибки в речи: правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Готовность ребёнка к обучению в школе и проблема школьной дезадаптации"
Проблема, как готовности ребёнка к школьному обучению, так и школьной дезадаптации не нова, но в наше время, когда изменился уровень и темп жизни, сопровождающиеся быстрым развитием науки, техники, ко...
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе
Я работаю в детском саду воспитателем уже десять лет, мне часто приходится слышать вопрос от родителей: кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обучению, кто отвечает за успешно...
Как определить готовность ребёнка к обучению в школе.
Данный материал будет полезен для родителей детей старшего дошкольного возраста. С помощью тестов родители самостоятельно могут определить готовность своего ребёнка к обучению в школе....
Как определить готовность ребёнка к обучению в школе.
Кончается дошкольное детство вашего ребёнка. Каждый родитель думает о том, как можно лучше подготовить его к обучению в школе. Самое главное в этот период - быть активным, сообразительным, раскрепощён...
Консультация "Речевая готовность ребёнка к обучению в школе" выступление учителя- логопеда Давидюк О.Н
Призентация для родителей...
Консультация для родителей «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе»
Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:• физиологическая готовность,•...
Готовность ребёнка к обучению в школе
Готовность к школе включает в себя физическую готовность, психологическую, эмоционально-волевую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или...