Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Я работаю в детском саду воспитателем уже десять лет, мне часто приходится слышать вопрос от родителей: кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах - родители, воспитатели детского сада и учителя, школа? Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.
Мой опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение - ни детский сад, ни начальная школа - не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, счёту, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придаёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_konspekty.doc | 322.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»
ЭССЕ №2 по вариативному модулю
«Психолого-педагогические основы организации воспитания и развития дошкольников»
на тему: «Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе ».
Подготовила воспитатель
МДОУ№20 г. Орехово-Зуево
Книга Наталия Васильевна
Слушатель кафедрального
вариативного учебного
курса 72 часа
«Психолого-педагогические
основы организации
воспитания
и развития дошкольников»
г. Орехово-Зуево 2012 год
Я работаю в детском саду воспитателем уже десять лет, мне часто приходится слышать вопрос от родителей: кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обу чению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах - родители, воспитатели детского сада и учителя, школа? Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе си лами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помо гают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Мой опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учре ждение - ни детский сад, ни начальная школа - не могут полно стью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном уч реждении детям прививают многие полезные навыки, учат ри сованию, счёту, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает от носиться к ним пренебрежительно, не стремится работать луч ше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника при даёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении лю бого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и спо собствует близости родителей и детей. | |
|
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошко льника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» по нимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элемен ты, хотя уровень их развития может быть разным. Какие же составляющие входят в набор «школьной готовно сти»? Это прежде всего мотивационная готовность, интеллек туальная готовность, волевая готовность, а также достаточ ный уровень развития зрительно-моторной координации.
Мотивационная готовность - это наличие у детей жела ния учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готов ность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, жела ние пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что по пасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и дру гие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия - являются новыми. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не може те не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а портфеля или учебника - обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интерес ную игру, но не мешают старшим братьями или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые пра ва, например, на ранец или тетрадки, а также закреплённые за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привиле гии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что, для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.
Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступ ных примерах можно показать важность уроков, оценок, школь ного распорядка.
Для того чтобы помочь ребёнку учиться в школе радостно, начните со следующего:
- рассказать, что значит быть школьником и какие обязан ности появятся в школе;
- на доступных примерах показать важность уроков, оце нок, школьного распорядка;
- воспитывать интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
- воспитывать произвольность, управляемость поведения;
- никогда не говорить о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, ис ключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдёшь в школу - там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки при носить!». Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нот ка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пой дёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятель но выполнять все школьные требования.
Интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам по ведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро (в те чение 2-3 месяцев) исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть должна появиться собственно познавательная мотива ция. Однако это уже зависит от того, как и чему ребёнок будет учиться в школе. Мы говорим только о готовности, то есть о со стоянии, которое предшествует приходу в школу. В этот момент стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязан ности и правила и являются главными составляющими, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Без та кой готовности, как бы хорошо ребёнок ни умел читать и пи сать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстанов ка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение во время урока, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и шалить вволю, нега тивное отношение к товарищам или учительнице. Так или ина че, но такое состояние будет мешать вашему ребёнку учиться, как бы хорошо ни готовили его к занятиям дома.
Интеллектуальная готовность. Многие родители счита ют, что именно она является главной составляющей психологи ческой готовности к школе, а основа её - это обучение детей на выкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причи ной ошибок родителей при подготовке детей и их разочарова ний при отборе в школу.
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, начальные навыки у ребёнка должны быть. Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько ма шинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчи тать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.
Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более услов ными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в соз нании. Наличие этих внутренних опор и знаков реальных пред метов и даёт возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. К сожалению, не всегда дети обладают хорошей механической памятью. Можно поиграть с ребёнком в игры, в которых надо придумать какие-то обо значения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале взрослый даже может рисовать эти обозначения, а по том, глядя на них, ребёнку будет намного легче выучить нуж ный материал. Постепенно один знак будет вбирать в себя всё большее количество материала, а в конце детям уже будет не нужна «шпаргалка», то есть листочек с рисунками, так как все необходимые знаки они будут хранить в уме.
Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и вни мания, организации деятельности детей. Эти упражнения разви вают и мышление детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окружающего ми ра, то есть фактически у них формируется операция обобщения - одна из основных операций логического мышления, усваивают ся необходимые понятия.
Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вни кать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно разви вать такое умение и дома, давая детям разные (вначале неслож ные) задания. При этом обязательно нужно просить детей по вторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что они всё ус лышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно предложить ребёнку объяснить, зачем он будет это делать, мож но ли выполнить порученное задание разными способами. Если даётся несколько заданий подряд (или если ребёнок затрудняет ся в выполнении сложного задания), можно прибегнуть к схеме- подсказке, то есть к рисунку.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последова тельности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу. Можно также попро сить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную бук ву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти уп ражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточить ся на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок бы стро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, кото рые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, можно облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5-10 букв).
Если деятельность ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо разви той. Если же ребёнок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребёнка отсутствует, он не готов к школь ным занятиям. Значит, надо продолжать с ним выполнять тре нировочные упражнения и прежде всего учить его слушать сло ва взрослого.
Чтобы успешно учиться в 1 классе, ребёнок должен уметь понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, кото рый предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою дея тельность.
Помимо этого ребёнок должен уметь различать цвет и фор му, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что..., если...», «Ес ли..., то...», то есть уметь решать простые логические задачи.
У детей шестилетнего возраста, готовых к школе, должны быть сформированы элементарные математические представ ления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение - впереди, сзади, справа, сле ва, сверху, снизу, над, под, за, перед. Проверьте в этом ребёнка, играя с ним.
Кроме того, ребёнок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший, больше, меньше, равно). Как правило, все шестилетние дети считают до 10, но не все видят, что в словах (один, два, три, ...) воплощено количество, а значит, не вполне понимают смысл этих слов. Сформировать все эти знания и ма тематические представления в один присест невозможно, но и спе циального времени для этого нужно не так уж и много. Накры ваете на стол - можно потренироваться в определении место положения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа). При этом обязательно следите за правильным произношением слов и их употреблением. При желании такие занятия можно проводить где угодно и на каком угодно материале.
Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказыва ется: нет у ребёнка главного - умения сосредоточиться на вы полнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.
А осознаём ли мы, взрослые, что поза человека, длительно сидящего за столом, поза пишущего требует от ребёнка неверо ятных усилий? Опытные педагоги специально обучают детей этим позам.
Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрёл ребёнок при поступлении в школу: умеет ли он убрать постель, игрушки, привести себя в порядок, завя зать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии, может ли за сто лом вести себя «как следует», или его приходится кормить от- дельно. Именно эти умения будут положены в основу самоорга низации при выполнении учебных заданий.
Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координации, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движе ния с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисо вать). Обратите внимание на точность копирования - величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность ли ний. Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположе ние штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увели чены или уменьшены, если нарушена координация, то необхо димы специальные тренировочные занятия.
Развитию тонких двигательных координации очень способ ствует рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших) поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение «всле пую» форм предметов - сначала самых простых, потом послож нее. В быту эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов.
Очень важный элемент готовности к школе - умение ребён ка работать по инструкции. Посмотрите, как он работает с кон структором, с заводными и сложными игрушками, как выполня ет ваши указания. Если видите, что ребёнок без отвлечения ра ботать не может, на инструкцию не обращает внимания или бы стро её забывает, не списывайте это на возраст и не надейтесь, что «со временем пройдёт». Занятия, направленные на умение действовать по инструкции, проводить не очень просто - набе ритесь терпения. Вам придётся настойчиво и спокойно возвра щать ребёнка к той задаче, которую поставили. Но не проводите эти занятия, если ребёнок устал, перевозбуждён или не окреп после болезни. Лучше, если вы не будете заставлять ребёнка, а используете всесильные возможности игры. Гораздо легче привлечь его внимание и повысить ценность занятия, если рабо та эта будет не одноразовой, а переходящей - от одного дня к следующему. Например, с девочками можно кроить одежду для кукол, а с мальчиками строить флот, гараж и т. п. Старай тесь избегать укоряющего тона, окриков и одёргиваний. Недо пустимы и такие выражения: «Сколько раз повторять одно и то же», «Опять ты делаешь не так». Не забудьте похвалить ре бёнка за хорошо выполненную работу - даже если сделано не всё и не совсем так - «сегодня уже лучше, но ты забыл...».
Не менее важное условие подготовленности ребёнка к шко ле - умение жить в коллективе, считаться с интересами окру жающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.
Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учи телей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют свои силы.
Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия по коррекции звукопроизношения помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и дру гих дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкну тым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.
Наибольшие трудности в младших классах испытывают де ти, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».
Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.
У детей надо сформировать следующие навыки общения:
- умение слушать собеседника, не перебивая его;
- говорить самому только после того, как собеседник закон чил свою мысль;
- пользоваться словами, характерными для вежливого обще ния, избегая 1рубостей и вульгаризмов.
Часто родители жалуются, что дети, разговаривая между со бой, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обра титься к чужому человеку, не умеют разговаривать но телефону.
Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участ вуют не только дети, но и взрослые. Чтобы провести эти игры, нужны 2 игрушечных телефона или их предметы-заместители.
«Мама звонит дочке (сыну)», «Внучка поздравляет деда», «Нужно вызвать врача к заболевшему братишке», «Узнать, ка кой фильм идёт в кинотеатре», «Приглашаем в гости друзей» - эти и другие ситуации, разыгранные вами с ребёнком, форми руют у него умение вести диалог, разговаривать со взрослыми, сверстниками.
В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверст никами. Организация различных развлечений, детских праздни ков, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каж дой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать дру гим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.
Родители должны не только научить ребёнка слушать дру гих, но и признавать его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребён ка и подчиняться формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Всё это - залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребёнку огорчения.
В 1 классе детей учат не только писать, читать и считать, но умению учиться и основам теоретического мышления. Что же такое умение учиться и чем оно отличается от умения чи тать, считать и писать?
Ребенок, который умеет учиться:
- понимает, что он чего-то не умеет, не может, приучен гово рить об этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не по нял вопрос», «Я забыл в какую сторону пишется буква «Ю»;
- умеет отличить новую задачу от старой и задумывается над тем, как её решить, а не спешит с первым попавшимся ответом;
- отличает вопрос, на который можно ответить, поразмыс лив, посмотрев, «понюхав, пощупав», от вопроса, на который невозможно ответить без дополнительных знаний, извлечённых из учебника и книг или добытых у взрослого;
- может не просто сказать взрослому о своём незнании, не умении, непонимании в негативной манере («Я не знаю», «Я за был», «У меня не получается»), но даже сформулировать при чины своих трудностей, рассматривая предмет с разных точек зрения («Я не знаю марки этой машины: впереди она похожа на «Москвич», а сзади - на «Жигули», а не объявляющий с ви дом знатока, что это - «Жигули» новой модели).
Присмотритесь к своему ребёнку: есть ли у него эти качест ва? Если да, то будьте уверены, что, несмотря на кривоватые палочки в прописях и пока далеко не беглое чтение, он прекрас но справится со всеми школьными трудностями.
В последний год перед школой нужно постараться преодо леть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ребёнок иг рает со своими сверстниками, умеет ли он подчиняться требова ниям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на во просы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.
Качества, которыми должен обладать ребёнок, чтобы учиться в 1 классе:
- внимание, способность к длительному (15-20 минут) со средоточению;
- хорошая память;
- сообразительность;
- любознательность;
- развитое воображение;
- начальные навыки чтения, счёта, письма;
- физическая ловкость;
- волевые качества (способность выполнять не только при влекательную работу);
- организованность, аккуратность;
- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрос лыми.
Список использованной литературы
1. Алексеева А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – с.72-78.
2. Безруких М. Портрет будущего первоклассника // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3. – с.53-60.
3. Бубнова С.Ю. Взаимоотношение ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе.- //Управление дошкольным образовательным учреждением 2008 .- №3.- с.8-12.
4. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – с.42-48.
5.Давыдова О.И. Работа педагога с родителями детей подготовительной к школе группе //Управление дошкольным образовательным учреждении10ем.- 2008.- №3.- с.74.
6. Доронова О.И. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.- М., 2002.
7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, В.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. – СПб., 2000.
8. Детский сад и семья / Н.Ф. Виноградов и др. / Под ред. Т.А. Марковой.-М, 1986.
9. Захарюта Н.В. Современный подход к развитию творческой личности // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3 – с.21-27.
10. Кудрявцев В. Развивающее воображение // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7 – с.77-83
Конспект открытого занятия по математике
«Спасем Буратино»
подготовительная группа
Цель: Продолжать формировать у детей представление о днях недели, месяцах и числах. Продолжать обучать детей придумыванию задач по рассказу, картинке содержащих числа. Закрепить последовательность чисел второго десятка. Учить детей слушать и слышать воспитателя, отвечать полными предложениями на поставленный вопрос. Развивать речь, память, логику. Воспитывать взаимовыручку, желание помочь оказавшемуся в беде.
Словарь: день, неделя, месяц, задача, условие, решение, часть, целое.
Материал: Демонстрационный: полоски для построения моделей, знаки, цифры, конверты с письмами - заданиями, «кочки» с цифрами, почтовый ящик.
Раздаточный: цифры для записи второго десятка. Полоски для построения моделей, знаки, цифры, картинки для составления задач.
Ход занятия.
В приемной стоит почтовый ящик, в нем воспитатель вместе с детьми находят телеграмму.
Воспитатель: Я приглашаю всех пройти в группу, где мы с вами прочитаем телеграмму.
( ребята вместе с воспитателем проходят в группу, воспитатель начинает читать телеграмму)
«Здравствуйте дорогие ребята, Карабас Барабас украл меня у папы Карло и запер в чулане. Я очень долго нахожусь у него и не знаю, сколько дней прошло и какое сегодня число. Но мне обязательно нужно попасть на театральное представление, которое состоится в эту субботу. Помогите, спасите меня от Карабаса Барабаса. Он коварный и злой человек и сделает все, чтобы вы не могли меня спасти». Буратино.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать?
Дети: Нам нужно идти и спасать Буратино.
Воспитатель: Как мы можем спасти Буратино?
Дети: Можем попросить Барабаса Барабаса, чтобы он отпустил его.
Дети: Найти волшебника, что бы он мог освободить его.
Воспитатель: Можно попробовать. Но прежде, мы должны попасть в сказку. Я предлагаю вам произнести заклинание.
Дети: Вокруг себя повернись в сказке «Золотой ключик» очутись!
Воспитатель: Вот мы с вами попали в сказку, давайте и попробуем найти Буратино.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Ой, посмотрите, куда же мы с вами попали?
Дети: Мы попали на болото.
Воспитатель: Попробуем пройти через болото, чтобы помочь Буратино, но посмотрите, даже на кочках нарисованные цифры и те не по порядку. Что нужно сделать?
Дети: Нужно цифры на кочках поставить в правильном порядке.
(пока ребята передвигают кочки, под одной из кочек они находят письмо с заданием)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого это послание? Да, я тоже думаю, что это послание спрятал Буратино, пока его нес Карабас Барабас. Давайте мы сейчас вместе с вами переберемся через болото на поляну, и прочитаем его.
Дети: Давайте.
(ребята вместе с воспитателем перепрыгивают с кочки на кочку, попадают на полянку)
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали на сказочную полянку, вот тут мы и попробуем выполнить задание от Буратино.
Воспитатель читает письмо: «Ребята подскажите, какой сегодня день недели, месяц и число, какое число будет через два дня, какое число будет завтра»?
Дети: сегодня 12 апреля, четверг.
Дети: Через два дня будет 14 апреля, суббота.
Дети: завтра будет 13 число, пятница.
Воспитатель: Правильно, я предлагаю вам подойти к пенькам – столам и при помощи цифр выложить сегодняшнее число, число, которое будет завтра, и число которое будет через два дня. Если Буратино спасется от Карабаса Барабаса, то может, найдет наши подсказки.
(ребята подходят к столам и стоя выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы! Правильно выполнили задание! Мы с вами долго шли устали и я предлагают выполнить физкультминутку от Буратино:
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети выполняют соответствующие движения.)
Воспитатель: Ой, к нам на полянку кто - то торопится. Да это же черепаха Тортила, давайте все поздороваемся с ней и узнаем, куда она держит путь.
Дети: Здравствуй, Тортила! Куда же ты держишь путь?
(черепаха Тортила рассказывает на ухо воспитателю, что она торопится к детям в детский сад «Золотой ключик» и несет им срочное письмо)
Воспитатель: Дети посмотрите, правда, у Тортилы на панцире какое-то письмо,
(Воспитатель отвязывает письмо и читает).
Воспитатель: Детям детского сада «Золотой ключик» от Карабаса Барабаса.
(В это же время черепаха шепчет на ухо воспитателю)
Воспитатель: Дети, черепаха мне подсказывает, что на том берегу озера у неё есть своя школа, куда нас она приглашает. Но прежде мы должны добраться до него, пройти по кочкам, пробраться через кусты и перепрыгнуть озеро.
(Ребята выполняют задание черепахи Тортилы)
Воспитатель: Предлагаю пройти в класс и сесть за парты. (Дети садятся за парты, воспитатель начинает читать письмо)
«Я знаю, что вы пришли в сказку спасать Буратино, но если вы не выполните мои задания, я вам не отдам Буратино».
Воспитатель: Первое задание от Карабаса Барабаса -- решите арифметическую задачу: « На поляне играли три зайца, они бегали друг за другом и веселились. Одному зайцу надоело играть, и он ушел к белкам. Сколько зайцев осталось?»
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, условие задачи?
Дети: На поляне играли три зайца, они бегали друг за другом и веселились. Одному зайцу надоело играть, и он ушел к белкам.
Воспитатель: Правильно. Назовите вопрос задачи?
Дети: Сколько зайцев осталось?
Воспитатель: При помощи модели « часть – целое» решите эту задачу.
(дети самостоятельно строят модель Ц –Ч=Ч, воспитатель предлагает одному ребенку выйти к доске и построить модель, аргументировав свой ответ)
Ребенок: На поляне играли три зайца – это целое, один ушел к белкам – это часть,
осталось два зайца - это часть.
Воспитатель: Правильно, а теперь при помощи цифр решите эту задачу.
(дети самостоятельно решают задачу, один ребенок работает у доски)
Ребенок: Три минус один равно два.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Я вам предлагаю поработать парами. У вас на партах лежат картинки. Вам нужно будет придумать задачу и решить ее.
(дети самостоятельно придумывают задачи)
Воспитатель: Кто придумал задачу? Рассказывайте.
Ребенок: На кормушке сидело три птицы, к ним прилетело еще две. Сколько стало всего птиц?
Воспитатель: Решение этой задачи?
Дети: к трем птицам прибавить две равно пять.
Воспитатель: Правильно, кто желает задать свою задачу?
Ребенок: На лужайке играли пять медвежат, двое из них залезли на дерево. Сколько медвежат осталось на лужайке?
Дети: От пяти отнять два равно три.
Воспитатель: Правильно, ребята, но в конверте еще, что - то есть, давайте просмотрим.
Дети: Давайте!
Воспитатель: Посмотрите здесь еще одно задание. Называется это задание «Найди цифру». Вам нужно внимательно посмотреть на картинку найти цифры и раскрасить их.
( пока дети самостоятельно выполняют задание, через время на столе у воспитателя звонит телефон)
Воспитатель: Алло! Слушаю! Да вы действительно дозвонились в детский сад «Золотой ключик», в подготовительную группу. Верно, ребята нашей группы выполнили все задания от Карабаса Барабаса. Ах, это вы и есть Карабас Барабас и у вас есть приятное сообщение для нас, что в старшей группе нашего детского сада находится Буратино. Алло! Алло! Положили трубку. Ребята, давайте пойдем и проверим, действительно ли есть Буратино в старшей группе.
(ребята вместе с воспитателем идут в старшую группу и находят там Буратино)
Буратино: Ребята, большое спасибо вам, что вы спасли меня. Я вам очень благодарен. И у меня для вас есть сюрприз.
(Буратино дарит детям игру )
Воспитатель: Дети, расскажите Буратино, что мы сделали для того, что бы спасти Буратино.
Дети: Мы пробирались через болото, решали арифметические задачи, искали и раскрашивали цифры на картинке.
Буратино: Ребята, я очень тороплюсь, в театр на репетицию, ведь у меня и моих друзей скоро спектакль. До свидания!
(Буратино уходит)
Воспитатель: Молодцы, что спасли Буратино, а теперь вас и наших гостей я приглашаю пить чай.
Открытое занятие в старшей группе по программе «Развитие».
Цель: учить детей освоению действий по построению сериационного ряда и использованию его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами; развивать и обогащать словарный запас; развивать логическое мышление, память; воспитывать умение не перебивать друг друга и отвечать полным ответом.
Материал: демонстрационный(5 разноцветных изображений клоунов,5 полосок разной длины), игрушка клоун; раздаточный( 5полосок разной длины, 4 разноцветных кружка).
Ход занятия: дети под музыку входят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло, давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, смотрите кто – то оставил свой сундучок, здесь и картинки какие – то, давайте их соберём и узнаем, кто к нам ещё должен прийти (собираем клоуна).
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, а кто это среди наших гостей сидит?
Дети: Клоун.
Воспитатель: Здравствуй, как тебя зовут?
Клоун: Я Филя.
Воспитатель: Что – то Филя ты какой-то грустный.
Клоун: Как же мне не грустить, мои друзья клоуны должны выступать, играть на дудочках, а они не могут разобраться, кому на какой дудочке играть. Самый грустный клоун должен играть на самой маленькой дудочке, клоун веселее на дудочке больше, чем у грустного клоуна, но меньше, чем у клоуна, который веселее его, а самая большая дудочка должна достаться самому веселому. Помогите нам узнать кто же из моих друзей самый весёлый и самый грустный клоун.
Воспитатель: Ребята, поможем Филе?
Ребята: Да.
Воспитатель: Давайте пройдём за столы ( дети проходят за столы).
Воспитатель: Садитесь поудобней и слушайте внимательно. У вас лежат кружочки разного цвета – это будут наши клоуны, а полосочки разной длины – будут дудочки, возле каждого кружочка мы будем выкладывать полосочки.
Воспитатель: Синий клоун самый невесёлый, самый грустный, зелёный клоун веселее, чем синий, желтый клоун веселее, чем зелёный клоун, а красный клоун веселее, чем желтый, он самый весёлый клоун ( дети выкладывают дудочки).
Воспитатель: Ксюша, у какого клоуна самая большая дудочка?
Ребёнок: самая большая дудочка у красного клоуна.
Воспитатель: Владик, а почему у красного клоуна самая большая дудочка?
Ребёнок: Потому что красный клоун самый весёлый.
Воспитатель: А какая дудочка у синего клоуна?
Ребенок: У синего клоуна маленькая дудочка, потому что он самый грустный.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Что – то наш Филя устал, давайте отдохнём (выходим на ковёр).
Физминутка:
По дорожке мы пойдём,
В цирк с тобою попадём.
Выше руки поднимаем,
А потом их опускаем.
И опять мы зашагаем,
1-2-3-4-5 будем весело играть.
Воспитатель: Ребята, Филя нам предлагает поиграть в игру «Назови одним словом».
Проводится игра.
Воспитатель: Ребята, Филя просит показать фокус (показываю фокус).
Воспитатель: Ну вот ребята, мы даже фокус нашему гостю показали, а что мы ещё сегодня делали?
Дети: Играли, помогали Филе разобраться кто из клоунов самый весёлый, а кто грустный, собирали пазлы.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. Пришла пора прощаться.
Филя: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли и у меня для вас есть подарок - волшебные дудочки (раздаёт дудочки). А мне пора уходить, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе»
Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:• физиологическая готовность,•...
«Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС».
Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, заинтересованы в школьных успехах своих детей, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к пост...
Тест для родителей Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе
Тест для родителей Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе...
Доклад-презентация "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"
Психологическая готовность к обучению в школе - это важный аспект успешной адаптации и обучения. Психологическая готовность включает ряд компонентов, способствующих формированию системы потребностей и...
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе
Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хот...
"Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"
Консультация для рдителей в детском саду " Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"...
Журнал для родителей. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе.
Семью будущего первоклассника ждут серьёзные изменения- ребёнок готовится поступать в школу. И во многом успешность ребёнка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом и дети и родител...