Обобщение опыта работы на тему :"Патриотизм и краеведение как национальная идея для современной России"
методическая разработка по теме
В этой статье содержится технология опыта по нравственно-патриотическому воспитанию, формы работы с детьми по воспитанию патриотизма путем краеведения
Воспитать патриота своей Родины - задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно в разных видах деятельности (на занятиях, прогулках, в изобразительной деятельности, работе в уголке книги, работе клуба по интересам, работе с родителями и т.д.). Общие усилия детского сада и семьи могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Работая в направлении «Край наш Тульский» я, прежде всего, определила ряд задач, решения которых добиваюсь в работе с детьми своей группы:
- Формировать привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, друзьям, своей малой Родине – п. Теплое (на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям), родному Тульскому краю, России;
- Воспитывать уважение к людям, прославившим наш Тульский край и страну, гордость за них;
- Формировать преданность своей малой Родине; чувство ответственности за нее;
- Развивать желание трудиться на благо Родины; беречь и умножать ее богатства.
- В работе учитывала следующие требования:
- ознакомление дошкольников с родным краем (селом) должно входить в целостный образовательный процесс, который строится с учетом основной программы;
- введение краеведческого материала осуществлять с учетом принципа перехода от более близкого детям к менее близкому, от простого к сложному;
- осуществлять формирование личностного отношения к фактам, событиям и явлениям в жизни родного поселка, края, страны. Создавать условия приобщения к окружающей социальной действительности;
- развивать музейную педагогику;
- осуществление деятельного подхода в приобщении к культуре, природе через использование экскурсий, творческих и дидактических игр, развитие художественного творчества, проектной деятельности, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- привлечение к участию в праздниках, с целью окунуться в атмосферу общей радости и веселья, знакомить с жителями-носителями социальной культуры, традиций в области ремесел, песен, танцев;
- создание среды с опорой на краеведческий материал;
- организация работы с родителями под девизом: «Знание и любовь к родному краю передавать детям».
Изучив соответствующую литературу, свою работу я начала с планирования занятий, экскурсий, работы клуба по интересам, мониторинга образовательного процесса, физического развития детей в ходе образовательной работы, работы с родителями и других мероприятий на каждый учебный год.
В своей работе по ознакомлению детей с родным краем я выделила несколько основных блоков, работа по которым продолжается каждый год, что способствует закреплению и расширению детских знаний о родном поселке и Тульском крае, это:
Моя семья
Мой детский сад
Природа родного края
Моя малая Родина. Знакомство с родным поселком
Родной край
Быт и традиции
Наша страна
Разработанный перспективный план работы распределен по возрастным группам и включает в себя все виды деятельности детей (это: занятия по формированию целостной картины мира, игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная деятельности, подбор литературы для чтения в свободное от занятий время, тематические праздники и другие мероприятия, объединенные общей темой) по вышеуказанным блокам.
Формы работы с детьми
Необходимым условием для воспитания патриотических чувств является создание для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, поселку (городу). Чтобы любить свой родной поселок, его надо хорошо знать. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить поселок в целом, поэтому знакомство с ним я начала с того, что нас окружает, а именно, с детского сада. Провела беседу о нашем садике, познакомила детей с тем, как он называется, на какой улице расположен. Затем организовала обзорную экскурсию по детскому саду, познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала о труде людей, работающих в нашем детском саду.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Работу по ознакомлению детей с блоком «Моя семья» я начала с бесед, с рассматривания фотографий о семье. К работе подключила родителей, совместно с которыми оформили фотостенд «Моя семья», создали макет старинной избы со старинной мебелью, предметами быта.
Играя в него вместе с детьми, я объясняла назначение тех или иных предметов, подчеркивала красоту и мастерство человеческих рук, показывала историческую преемственность с современными аналогами (например: самовар - чайник), приобщала детей к истории нашего края.
Народное творчество позволяет подвести детей к пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом. Оно не может не вызвать у малышей эмоциональных переживаний: чувства удивления, восторга, интеллектуальной радости от открытия нового. Изучение народного творчества дает нам возможность не только воочию видеть историю и культуру своего края, но и чувствовать и проявлять уважение, любовь к жизни, творчеству и произведениям талантливого русского народа.
В нашем детском саду мы знакомим детей с народными праздниками, такими как «Масленица», «Пасха» и др. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается много ярких впечатлений после участия в таких праздниках.
Полученные во время совместной деятельности с педагогом занятий и игр знания и впечатления дети с удовольствием передают в своих работах как в НОД, так и в свободное от занятий время, занимаясь рисованием, аппликацией и лепкой, с радостью откликаются на разучивание русских песенок, колыбельных.
Известно, что процессы духовного развития общества, нации неотделимы от уровня их владения языком, поскольку последний представляет собой своего рода живую связь времен. Именно с помощью языка человек осознает себя, роль своего народа не только в прошлом, но и в настоящем. Поэтому вполне закономерной является задача повышения речевой культуры педагога, семьи, да и всего общества в целом. Эта задача становится наиболее актуальной в ДОУ: речевая культура и культура общения являются важнейшими компонентами культуры человека. Работа над речевой культурой с детьми процесс длительным и сложный, предполагающий массовое обучение детей. Работа по развитию речи на занятиях по формированию целостной картины мира и коммуникации позволила достичь следующих результатов: у детей расширился словарный запас, дети стали составлять более последовательные рассказы, улучшилась память, расширились знания о родном поселке и крае.
В своей работе мы эффективно используем взаимодействие с учреждениями поселка: с детской библиотекой, с МСОШ №2, с краеведческим музеем на базе Районного дома культуры. Сотрудничество с музеем, посещение его подтолкнуло меня на оформление книги «Лучше нет родного края» детскими рисунками.
В ходе работы по блоку «Наш поселок», я использовала экскурсии и прогулки, где знакомила детей с достопримечательностями нашего поселка. Материал, полученный в ходе экскурсий и занятий по теме «Эта улица моя», закрепляли во время игры с использованием построенного ребятами макета улицы, дидактической игры «Транспорт на улице», сюжетно-ролевой игры «Мы – пешеходы» и многих других игр, развивая не только представления о родном поселке, но и формируя основы безопасности собственной жизнедеятельности.
В группе оформлен стенд с фотоснимками видов поселка «Наша малая Родина – поселок Теплое». На основе рассматривания фотоснимков стенда познакомила детей со Свято-Иверским храмом. Объяснила, что это одно из самых старинных зданий нашего поселка, сохранившихся до наших дней. Оно создано руками людей, живших давно, но народ помнит его и бережет то, что сделано руками мастеров, ежегодно совершенствуя красоту этого здания.
Организовала экскурсию детей к памятнику воинам, погибшим в ВОВ. Рассказала о том, что памятник воздвигнут в честь тех людей, которые прославили нашу малую Родину и страну, отдав свою жизнь за их свободу. Что каждый год 9 мая все жители нашего поселка приходят к нему, чтобы почтить память своих героев-земляков и возложить цветы. Объяснила детям, что возле памятника есть «вечный огонь», который горит, не угасая, днем и ночью – это символ памяти о тех людях, кто защищал и погиб за нашу Родину. 9 мая дети сами возлагают цветы к памятнику.
Немаловажную роль играет трудовое воспитание малышей. Стараюсь сформировать у своих воспитанников положительное и уважительное отношение к труду людей, как взрослых, так и сверстников, воспитываю желание оказывать помощь, и своим трудом, самостоятельным и участием в коллективном труде приносить пользу окружающим людям, животным, растениям. Регулярно расширяю представления детей о людях разных профессий нашего края и страны в целом на примере труда работников детского сада и их родителей, рассказываю о важности и значимости их работы для всех людей. Знакомлю ребятишек с особенностями и результатами труда мастеров Тульского края. Организовываю наблюдения за сезонным трудом взрослых во время прогулок. В ходе режимных моментов привлекаю детей к выполнению таких посильных трудовых поручений как: дежурство по столовой, в уголке природы, подготовка материалов к занятиям; работа на клумбе, огороде, уборка на прогулочном участке нашей группы, группы малышей и т. д. В процессе приобщения детей к трудовой деятельности, стараюсь сформировать у них чувство ответственности за выполнение поручений. Учу детей бережно относиться к тому, что сделано руками человека. В ходе воспитательной работы развиваю социально-личностные, коммуникативные, физические навыки и качества детей.
А какой патриотический потенциал заключен в природном краеведении? В качестве объектов познания природного краеведения мы используем природу родного края, ее почву, растительный и животный мир, сезонные изменения, местные природные достопримечательности. Постепенно у детей формируется представление о природе родного края. С помощью природного краеведения наши воспитанники начинают понимать, что природный мир – это хрупкий, беззащитный, живой организм, жизнь которого зависит от его отношения к нему. Природное окружение становится ближе и понятнее, дети стараются сделать что-то полезное для природы, испытывают чувство ответственности перед ней.
В дошкольном детстве особенно остро воспринимается художественная деятельность (рисование, аппликации, лепка), потребность в творческом самовыражении. Детей в ДОУ знакомят с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества. А наш Тульский край, как известно, богат творчеством таких выдающихся и талантливых личностей как В. Д. Поленов, Л. Н. Толстой, которые внесли огромный вклад в развитие отечественной культуры.
В повседневной жизни нашей группы я стараюсь увлечь своих воспитанников и развить у них интерес к художественному творчеству, организуя практическую деятельность как на занятиях, так и в свободное время. Например, для рисования я выбрала темы: «Моя улица», «Что мы видели в парке», «Животные наших лесов» и многие другие темы, помогающие передать свои впечатления о ближайшем окружении в своих работах. Регулярно устраиваем выставки, на которых дети сами становятся «экскурсоводами» – рассказывая о своих впечатлениях, выраженных в своих работах.
Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в клубе по интересам. На базе нашей группы я организовала изобразительный кружок «Мир вокруг нас», темы занятий которого тесно переплетаются с тематикой занятий по ознакомлению детей с родным краем.
Занятия малышей в клубе предполагает закрепление полученных в НОД знаний об окружающем их мире, культуре, предметах народного творчества.
Как известно, игра – ведущий вид деятельности детей. Свои впечатления от ознакомления с ближайшим окружением дети активно отражают и в игровой деятельности. Например, после экскурсии по близлежащим улицам поселка я помогаю детям организовать сюжетно-ролевую игру: «Путешествие по поселку», «Дом», «Школа» и другие. В группе разворачивается строительство новых домов: машины подвозят панели, кирпичи, а подъемные краны, сделанные детьми из конструктора, возводят новые здания. Дети охотно объединяются в группы, организовывают не только сюжетно – ролевые игры на интересующие их темы, но и с увлечением играют в дидактические игры краеведческого характера.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием, так как будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Необходимо приобщать детей к истинным ценностям физической культуры.
В нашем ДОУ работа по физическому воспитанию детей осуществляется при помощи разнообразных средств:
гигиенических (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков);
естественных сил природы (для закаливания и укрепления организма);
обеспечения микро- и макросреды (мебель, физкультурное оборудование в помещениях ДОУ и на прогулочном участке соответствует с возрасту детей);
физических упражнений, спортивных игр и мероприятий.
Развитие двигательной культуры детей осуществляю на занятиях, физкуль-
турных праздниках и развлечениях, прогулках с помощью физкультминуток, физических и спортивных упражнений, подвижных и спортивных игр.
В своей оздоровительной работе с детьми я использую увлекательные народные подвижные и спортивные игры, приобщая тем самым детей к культуре родного Тульского края и страны в целом.
И естественно, памяти детей навсегда остается его окружение: родной двор и дом, где он гуляет и играет; спортивная площадка, где он впервые пытается дотянуться ручками до перекладины турника; детский сад с его участками для прогулок, оборудованием для развития у детей физических качеств; школа и спортивный стадион поселка и т.д.
Расширяя знания детей о понятии Родина, объясняю и подвожу их к тому, что Родина - это не только наш поселок, в котором ты родился и живешь, а Родиной мы зовем наш край и нашу Россию. На занятиях по теме «Наша Родина – Россия» дети узнали, что лес, реки, моря и горы – все это наша страна, наша Родина, которая называется Россия. Россия очень большая, богатая и красивая страна, и живет в России талантливый народ, который придумал интересные сказки, потешки и песенки. Вместе с детьми собрали пословицы о семье, о труде, о родном крае, о героизме, о Родине.
Одной из форм работы с детьми являются занятия.
Занятия по краеведению делятся:
1. Занятия на основе непосредственного восприятия (экскурсии, прогулки, наблюдения) или опосредованного (чтение литературы, рассказ воспитателя)
2. Занятия на углубление и систематизацию знаний (беседы, дидактические игры, словесные игры)
3. Занятия, где дети выражают отношения к родному краю (художественное творчество, продуктивная (конструктивная) деятельность), либо творческое рассказывание.
Несколько рекомендаций к проведению занятий по ознакомлению с окружающим:
На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования.
Каждое занятие должно проводиться с использованием наглядного материала.
Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Не
следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их все сразу. Но желательно каждое новое слово повторить с детьми хором, чтобы каждый ребенок это новое слово проговорил, что способствует расширению словаря детей.
При знакомстве дошкольников с историей родного поселка и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать. Готовясь к новому занятию, мы учитываем следующие требования:
♦ По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
♦ При обучении рассказыванию, воспитатель должен использовать вопросы поискового характера типа «Расскажи», «Докажи», «Подумай». Это необходимо, чтобы активизировать развивающую и познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
♦ Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т.д. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания.
♦ Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например «князь», «полководец» и пр. следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями: дети лучше воспринимают речь, если предложения в рассказе простые, короткие.
♦ В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного поселка (города), воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выследить что-то главное, что-то отличает то или иное здание от других. Например, разноцветные купола Покровского собора, колонны Большого театра, Синюю птицу на здании Детского музыкального театра и т. д.
Наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала, являются комплексные и интегрированные познавательные занятия. Эти занятия включают в себя:
Чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды, сказки, сказания);
использование иллюстрированного материала (альбомов, открыток, иллюстраций, коллажей, картин местных художников, отображавших красоту природы, быт и праздники края и т.д.);
использование фольклора (элементы национальных танцев, попевки, песенки, хороводы);
продуктивную (конструктивную) деятельность и ручной труд (роспись предметов, поделки из природного материала, фигурное вырезывание, изготовление атрибутов к играм и элементы костюмов, конструирование макетов);
народные спортивные игры (в том числе, носящие соревновательный характер), динамические паузы, физкультминутки).
Таким образом, ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, город, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».
На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного дошкольника является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...
Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...
Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...
Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»
В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития...
Обобщение опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
Обобщение опыта работы по теме: «Нетрадиционная работа с родителями».
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детског...
Обобщение опыта работы по теме: "Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"
Главная цель педагогов дошкольных учреждений - профессиональная помощь семье в воспитании детей. В статье раскрываются основные принципы взаимодействия с семьёй. Работа с родителями проводится по опре...