«Значение сюжетно – ролевой игры
статья (средняя группа) на тему
«Игра- это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра- это подражание серьезной деятельности взрослых» (В.А. Сухомлинский).
Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного "игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.
И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего имеют в виду формирование зрелой, социально активной личности. При этом у ребёнка необходимо сформировать следующие умения:
ü Умение разрешить конфликт между собой
ü Получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию;
ü Принимать самостоятельные решения;
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.
Сюжетно- ролевая игра – это ориентировочная (условная) деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Сущность игровой деятельности заключается не только в технике выполнения действий, сколько в переходе от практического к умственному действию. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек — это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре). Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Чем больше мы будем давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Но как бы ни увлекала детей игра, они не теряют чувство реальности. Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры.
В раннем возрасте ребёнок начинает играть в ролевые игры, примеривая на себя ту или иную роль. Детям в возрасте 4-5 лет очень важно играть в ролевые игры: в «больницу», «дочки-матери», «магазин». В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги. В семь лет ребёнок играет в "школу”, "путешествия”. Необходимость игры объясняется потребностью детей примерить на себя в игре социальные роли взрослых. Ролевые игры в детском возрасте возникают спонтанно, и роли распределяются по принципу "чур, я буду”. У ребёнка не всегда хватает знаний, мало жизненного опыта, чтобы построить адекватную социальную модель, и он постигает жизнь через игру. С помощью игры уникальная возможность показать ребёнку адекватную реакцию социума на его поведение, решения, поступки в реальной, ощутимой для подростка форме, не травмируя его личность. Игра необходима для полноценного развития каждого индивида, в игре можно приобрести новые навыки, с её помощью можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни.
Наиболее важным считается создание предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры. Педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство
Передо мной стояла задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга. В группу пришли малыши с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам (социально-личностное воспитание). Поэтому стояла задача воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и для этого необходимо использовать сюжетно-ролевые игры. Этому способствуют следующие задачи:
ü Научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;
ü Создание необходимой игровой среды;
ü Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
ü Непосредственное руководство играми детей.
В первое время, мои дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Необходимость была в том, чтобы помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём проявляли друг к другу внимание, доброжелательность, уступали игрушки товарищам. Снизились конфликтные ситуаций. Я использовала сюрпризные моменты, с их помощью научила детей запоминать некоторые правила игры. По моим наблюдениям к 5 годам наступил расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети начинают играть более уверенно, самостоятельно. Если малыши с удовольствием принимали воспитателя в игру, даже уступая ему главные роли, то теперь все главные роли они берут на себя. Роль воспитателя – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появляются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они учатся улаживать самостоятельно.
Таким образом, через сюжетно-ролевые игры, и предварительную работу решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи. В процессе сюжетно-ролевых игр и подготовки к ним у ребенка дошкольного возраста проявляется следующая деятельность: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная.
Таким образом, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Варианты развития сюжетно- ролевых игр в летний период
Младший и средний возраст
Наименование игры | Интересы и особенности детей | Деятельность |
| ||
Магазин | Любят рисовать и лепить | Изготовление вывесок с названием магазина, супермаркета, бейджиков, рисование ценников, денежных купюр; лепка- овощей, фруктов, хлебобулочных изделий из соленого теста. |
| Любят конструировать | Витрины магазинов, торгового зала, кассы, коробочки для подарков, украшение из бумаги, красочную упаковку. |
| Любят петь и танцевать | Торжественное открытие магазина с песнями, танцами, розыгрышами. |
| Любят познавательные задания | Целевые прогулки и экскурсии по супермаркету, рассказы - «как я была в новом магазине» «В новом магазине много разных отделов », тематические беседы о работе продавцов, кассиров, грущиков; дидактические игры- «Что лишнее», «Для чего такая посуда», «Вежливые покупатели». |
Парикмахерская | Любят рисовать и лепить | Изготовление вывесок «Парикмахерская», «Салон красоты», бейджики, |
| Любят конструировать | Склеивание каталогов причесок, изготовление аксессуаров, коробочек для бигудей, заколок и др. |
| Любят петь и танцевать | Музыкальное открытие новой парикмахерской с песнями и танцами, призами. |
| Любят познавательные задания | Д/и «Красивые прически для куклы», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для кукол»; беседы- «Как вы ходили в парикмахерскую», «Какие бывают прически», «С помощью чего работают парикмахеры»; экскурсия в парикмахерскую. |
Больница | Любят рисовать и лепить | Изготовление вывесок с названием «Больница», изготовление лекарств из пластилина, соленого теста, бумаги, карт больных, бейджиков. |
| Любят конструировать | Изготовление коробочек для лекарств, бинтов, шприцов, медицинских карт. |
| Любят петь и танцевать | Концерт для больных (для хорошего настроения). |
| Любят познавательные задания | Беседа- «Как мы заболели», «Как мы ходили в кабинет врача», «Как нам измеряли рост и вес»; Чтение- З. Александровой «Мой мишка», К. Чуковского «Айболит», А. Барто «Мы с Томарой» Д/И «Расскажем мишке, как лечиться у врача», «Что нужно врачу», «Измерим мишке температуру». |
Транспорт | Любят рисовать и лепить | Вывески остановок, раскрашивание рулей, эмблемы водителей. |
| Любят конструировать | Изготовление билетов, фуражки- водителей, кондуктора. |
| Любят петь и танцевать | Торжественное открытие пункта отправления автобусов со стихами, песнями, танцами. |
| Любят познавательные задания | Рассматривание иллюстраций, целевая прогулка на улицу наблюдение за транспортом, беседы- «Что возят и как работают разные машины», «Наш друг светофор», «Разные машины ездят по городу»; Д/и «На чем люди ездят», «Опиши и назови», «Объявляем остановки». |
Старший и подготовительный возраст
Наименование игры | Интересы и особенности детей | Деятельность |
| ||
Магазин | Любят рисовать и лепить | Изготовление вывесок с названием магазина, супермаркета, бейджиков, рисование ценников, денежных купюр; лепка- овощей, фруктов, хлебобулочных изделий из соленого теста. |
| Любят конструировать | Витрины магазинов, торгового зала, кассы, коробочки для подарков, украшение из бумаги, красочную упаковку. |
| Любят петь и танцевать | Торжественное открытие магазина с песнями, танцами, розыгрышами. |
| Любят познавательные задания | Целевые прогулки и экскурсии по супермаркету, рассказы - «Что продается в продовольственном магазине» «Вежливые покупатели »; тематические беседы о работе продавцов, кассиров, грущиков; дидактические игры- «Что для чего», «Угадай по описанию», «Чего не стало». |
Парикмахерская | Любят рисовать и лепить | Изготовление вывесок «Парикмахерская», «Салон красоты», бейджики, |
| Любят конструировать | Склеивание каталогов причесок, изготовление аксессуаров, коробочек для бигудей, заколок и др. |
| Любят петь и танцевать | Музыкальное открытие новой парикмахерской с песнями и танцами, призами. |
| Любят познавательные задания | Д/и «Что для чего», «», «Подбери нужный предмет»; беседы- «Как мы играем в парикмахерскую», «Какие бывают прически», «С помощью чего работают парикмахеры»; экскурсия в парикмахерскую. |
Больница | Любят рисовать и лепить | Изготовление вывесок с названием «Больница», изготовление лекарств из пластилина, соленого теста, бумаги, карт больных, бейджиков. |
| Любят конструировать | Изготовление коробочек для лекарств, бинтов, шприцов, медицинских карт. |
| Любят петь и танцевать | Концерт для больных (для хорошего настроения). |
| Любят познавательные задания | Беседа- «Как работает врач», «мои любимые домашние животные», «Как мы были на приеме у врача»; Чтение- Чуковского «Айболит», А. Барто «Очки» Д/И «Какая бывает первая помощь», «Что нужно врачу», «Как вызвать врача на дом». |
Транспорт | Любят рисовать и лепить | Вывески остановок, раскрашивание рулей, эмблемы водителей. |
| Любят конструировать | Изготовление билетов, фуражки водителей, дорожные знаки. |
| Любят петь и танцевать | Торжественное открытие пункта отправления автобусов со стихами, песнями, танцами. |
| Любят познавательные задания | Рассматривание иллюстраций, целевая прогулка на улицу наблюдение за транспортом, беседы- «Мы- пешеходы», «Наш друг светофор», «Правила дорожного движения обязательны для всех»; Д/и «осторожно, пешеход», «красный, желтый, зеленый». |
Семья | Любят рисовать и лепить | Семейные картины, портреты, открытки; |
| Любят конструировать | Подарочные коробочки, мебель, машины. |
| Любят петь и танцевать | Праздничные песни, танцы, стихи, задки, торжественное поздравления. |
| Любят познавательные задания | Рассматривание иллюстраций, Д/И «», «»; Беседы- «Какая бывает семья», «», «». |
Библиотека | Любят рисовать и лепить | Вывеска «Библиотека», картинки на первую страницу книг, лепить сказочных героев для посетителей (в качестве подарков). |
| Любят конструировать | Картотеку, книжки- малышки, полки для книг, бейджики сотрудников библиотеки. |
| Любят петь и танцевать | Торжественное открытие библиотеки с песнями, плясками, стихами. |
| Любят познавательные задания | Беседы- «Как работает библиотека», «Что мы знаем о библиотеке», «Какие книги живут в библиотеке»; экскурсия в библиотеку города. |
Путешествие | Любят рисовать и лепить | Разные виды зданий, городского транспорта, достопримечательности города, зоопарк, достопримечательности края: горы, озера, море. |
| Любят конструировать | Автобус для экскурсии, корабль, машины, мосты, принадлежности для похода. |
| Любят петь и танцевать | Песни, стихи, рассказы сидя у «костра». |
| Любят познавательные задания | Экскурсии в музей, целевая прогулка по улице; беседы- «Что интересного есть в нашем городе», «Мое путешествие», «Как путешествуют по реке», «Что такое поход»; рассматривание иллюстраций. Д/и «Мореходы», «», «». |
Познавательная сюжетно- ролевая игра «Салон красоты»
Средняя группа
Цель: Закрепить знания детей о работе парикмахера; вовлечь в сюжетно- ролевую игру; побуждать к самостоятельности в импровизации в роли; приобщать к взаимодействию с партнером.
Материалы: Вывеска с названием, атрибуты для игры: ножницы, расчески, фен, щипцы, бигуди, шампуни, кремы; халат и другие принадлежности.
Связь с другими занятиями: -развитие речи.
Ход игры
Воспитатель: (в роли директора салона красоты) показывает вывеску салона и объявляет об открытии. Показывает принадлежности парикмахера.
Ножницы, фен, щипцы и расческа
Все это нужно, чтоб сделать прическу.
Сегодня открылся новый салон
Где парикмахер? (надевает халат ребенку)
А вот и он!
Ребенок ((парикмахер): Дорогие посетители заходите
Новыми прическами удивиться.
Воспитатель: вот Маша пришла сделать прическу
(выполняются соответствующие движения).
Воспитатель: Ребята, что делают в парикмахерской?
Дети: Стрижки, прически, укладки.
Воспитатель: Ребята , что нужно для того, чтобы сделать стрижку?
Дети: Ножницы и расческа.
Воспитатель: Ребята , что нужно для того, чтобы сделать прическу?
Дети: Резинки, заколки, бигуди.
Воспитатель: молодцы ребята!
Вот мастер берет расческу,
Ножницы в руки берет
Мастер умело берется за дело
И аккуратно стрижет (демонстрируется стрижка).
Воспитатель: Вышла у Кати красивая стрижка!
Всю красоту мы увидали
И к парикмахеру в очередь встали.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что еще делают в парикмахерской?
Дети: да (нет).
Воспитатель: В парикмахерской можно лечить волосы. Ребята как вы думаете, чем можно их лечить?
Дети: шампунем.
Воспитатель: Правильно. Волосы лечат специальными лечебными шампунями, настоями из трав (ромашка, календула). В нашем салоне тоже лечат и укрепляют волосы.
Воспитатель демонстрирует открытие нового отдела- маникюра.
Вот здесь работает мастер по маникюру.
Посмотрите какие руки,
Они просто не знают скуки.
И помоют и почистят,
Накрасят и сделают массаж.
Подходите не бойтесь,
Мастер у нас просто класс! Ребенок в халате (мастер) приглашает посетителя и демонстрирует показ. Несколько детей играют в игру.
Воспитатель остальным детям (посетителям) предлагает посетить уголок отдыха и посмотреть журналы, пока их очередь не подойдет.
После воспитатель объявляет, что рабочий день салона закончен, все клиенты могут записаться на завтра.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в салоне красоты? Вы придете еще? Что делают в этом салоне? Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение сюжетно ролевой игры в воспитании и развитии личности дошкольника.
Материал к родительскому собранию....
Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте (ДОКЛАД)
В докладе представлены: определение игры, классификация игр по С.Л. Новоселовой, этапы развития игровой деятельности, этапы руководства сюжетно-ролевой игрой....
Консультация для родителей. Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
Консультация для родителей.Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности.Невозможно представить себе ра...
Консультация для родителей. ТЕМА:«Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.»
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь сос...
Значение сюжетно-ролевой игры "Школа" для дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребёнку успешно войти в школьную жизнь , овладеть необходимым опытом....
Значение сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте
Значение сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте...
Значение сюжетно- ролевой игры в старшем дошкольным возрасте
Равитие основных новообразований, которые возникают в дошкольном возрасте. Особенности сюжетно- ролевой игры в старшем дошкольным возрасте.Виды сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Консп...