"МАЛЕНЬКИЙ ГРАЖДАНИН"
проект по теме
Опыт работы по реализации проекта «Маленький гражданин»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_grazhdanin.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г.Мурманска детский сад общеразвивающего вида № 38
Опыт работы по реализации проекта «Маленький гражданин»
Педагог: Сахарова Ирина Николаевна
Старший воспитатель Щур Светлана Григорьевна
Мурманск 2013
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………..3
1.Перспективное планирование .Средний дошкольный возраст……………………………………...5
2.Уровень знаний умений и навыков детей среднего дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию…………………………………………………………………………..14
3.Перспективное планирование. Старший дошкольный возраст…………………………………….18
4.Уровень знаний умений и навыков детей старшего дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию…………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………………………………33
Библиография……………………………………………………………………………………………35
Приложение…………………………………………………………………………………………… 36
3
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
ПРОЕКТ: “Маленький гражданин”
Проект: долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта: Дети МДОУ №38, воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность темы: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. 11 июля 2005 года Правительством Российской Федерации принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы»., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Цель проекта - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи патриотического воспитания:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному
дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию
своего народа.
- Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного
отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям,
соседям, другим людям.
- Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда,
родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства,
общественным праздникам.
- Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
4
Гипотеза: при комплексном подходе для решения задач по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, которые реализуются на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим и при тесном сотрудничестве с семьей, к концу дошкольного возраста дети могут знать:
- домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери,
детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
- Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду
взрослых.
- Дети могут выполнять посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести
ответственность за их выполнение.
- Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость;
символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города
и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные
мероприятия.
- Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать
- на карте России несколько крупных городов. Дети могут знать флаг, герб, гимн России.
- Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
Опыт работы состоит из пояснительной записки, перспективного планирования для среднего дошкольного возраста, выявления уровней знаний умений и навыков детей средней группы по гражданско-патриотическому воспитанию, перспективного планирования для старшего дошкольного возраста, выявления уровней знаний умений и навыков детей старшего дошкольного возраста, заключения, библиографии, приложения.
5
Перспективное планирование. Средний дошкольный возраст
Сентябрь
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: « Адаптация детей в группе , обследование» Задача: определение первичного уровня знаний детей о Родине. Занятие2. Тема: «Что такое детский сад?» Задачи: воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки, способствовать благополучной адаптации детей в группе Занятие 3.Тема « Труд взрослых в детском саду» Задачи: Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым, закрепить знание названий профессий сотрудников детского сада. Занятие4.Тема « Мой дом» Задачи : воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, желание рассказывать о нем своим друзьям, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека. | Беседы с детьми о доме, родителях, любимых занятиях, игры направленную на адаптацию детей Подвижные и дидактические игры : «Назови себя», « что есть в нашей группе,» «Ищем клад»,«Ручеек», «Клубочек». Занятие, беседы о дружбе, экскурсии по детскому саду. Занятие, беседа о доме, членах семьи, семейных традициях. Разучивание пословиц о родном доме, чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь» | Анкетирование родителей с целью определения отношения к детскому саду. Сбор информации и видеоматериалов о труде взрослых. Сбор пословиц о труде. Фотовыставка « Я дома». Рисование на тему: « Мой дом» |
6
Октябрь
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема «Моя семья». Задачи: воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи, формировать эстетические эталоны поведения в семье, закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье. Занятие 2.тема. «Осенние приметы». Задачи: Развивать у детей интерес и любви к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе, уточнить первые преставления об осени как времени года. Занятие 3. Тема: « Осень на участке детского сада» Задачи: Сформировать у детей представления об осени как времени года, о приметах осени, сделать акцент на красоте и разнообразии родной природы, формировать умение рассказывать об изменениях на участке детского сада Занятие 4 .Тема : « Осень в русском лесу» Задачи: Развивать у детей интерес к родной природе, сделать акцент на красоте и богатстве русского леса, его жителях. | Занятие, беседа о доме, членах семьи, семейных праздниках. Д/и: «Я люблю», «Какая моя мама». Занятия, беседы об осенних приметах, целевая прогулка. Рассматривание иллюстраций .Д\и «Что растет на грядке», «Сложи картинку», «Когда это бывает» Занятия, беседы об осенних приметах, рассматривание иллюстраций, опытно-экперементальная деятельность(наблюдение за ветром), знакомство с названиями деревьев, наблюдение за птицами, составление осенних букетов П/и «Ворон и зайчата» Занятия, беседы об осенних приметах, рассматривание иллюстраций | Фотовыставка «Моя семья» Помощь в организации целевой прогулке Походы в осенний лес семьями |
7
Ноябрь
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «Какие дикие животные готовятся к зиме?» Задачи: Развивать у детей интерес к родной природе, закрепить название жилищ диких животных, познакомить детей с тем, как дикие животные готовятся к зиме, воспитывать умение наблюдать явление природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. Занятие 2.Тема: «Зимующие птицы нашей области» Задачи : Познакомить детей с зимующими птицами Мурманской области: ворона, воробей, голубь, синица, снегирь. Закреплять и расширять знания о способности птиц приспосабливаться к суровым зимним условиям, воспитывать гуманные чувства к зимующим птицам. Занятие 3.Тема: « Осень, осень в гости просим» Задачи: Средствами эстетического воспитания учить детей восхищаться красотой родной природы осенью, дарами природы человеку. | Занятие, беседы о диких животных северного леса, рассматривание иллюстраций , загадки про диких животных. Д\и « узнай животное», « Кто где живет», «Чьи припасы». Занятие, беседы о зимующих птицах севера, наблюдения за птицами. Чтение стихов о птицах Разучивание стихов, песен, танцев. | Придумывание сказок про диких животных. Изготовление кормушек для птиц. Занятие развлечение для родителей и детей |
8
Декабрь
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «Зима на участке детского сада» Задачи: Познакомить детей с первыми признаками зимы в России, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, формировать умение восхищаться красотой родной природы зимой. Занятие 2.Тема: «Приметы зимы, зима в родном городе» Задачи : Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой, пробуждать эстетические чувства, связанные с красотой русской зимы. Познакомить детей с названием родного города, залива. Занятие 3.Тема: «Зимние забавы» Задачи: Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить умение рассказывать о приметах зимы, называть зимние игры, закрепить название родного города и залива. | Занятие, беседы о приметах зимы, целевая прогулка, наблюдения в природе, наблюдения за зимующими птицами, подвижные зимние игры на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, прослушивание стихотворений о зиме. Занятие, беседы о русской зиме, рассматривание иллюстраций зимних городских пейзажей. Дидактические игры «Что надеть зимой», «Назови зимние игры». Опытно-экспериментальная деятельность со снегом Занятие, беседы о зимних забавах, подвижные игры на прогулках, загадки про зимние игры, рассматривание репродукции картины В. Сурикова «Взятие снежного городка». Рисование, лепка снеговика. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | Фотовыставка «Зимние забавы». Выставка рисунков «Зимние забавы» |
9
Январь
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «Зима в лесу» Задачи: Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы русской зимы, развивать чувство восхищения красотой русской природы, углублять знания о зимовке зверей, птиц. Занятие 2.Тема: «Родной город» Задачи : Закрепить название родного города , домашний адрес, формировать у детей чувство любви к своему родному краю. . | Занятие, беседы о зимних приметах, рассматривание иллюстраций. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника». Подвижная игра «Зайцы в лесу». Занятие, беседы о малой родине, рассматривание альбомов с видами родного города. Прослушивание стихов о родине. Дидактические игры «Кто где живет», «Радиоэфир» | Труд на участке детского сада: расчистка дорожек, постройки из снега. Фотовыставка «Мое любимое место в городе».
|
10
Февраль
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «Достопримечательности родного города» Задачи: Закрепить у детей название родного города, реки, формировать патриотические чувства, познакомить детей с достопримечательностями родного города, связанными с детским отдыхом: театр кукол, драмтеатр и др. Занятие 2.Тема: «Труд взрослых в родном городе» Задачи : Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города: учитель, врач, кондитер, строитель, милиционер, формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города, формировать первичное понимание слова «Родина». Занятие 3.Тема: «Транспорт родного города» Задачи: Закрепить названия разных видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать патриотические чувства, представление о том, что такое малая родина Занятие 4.Тема: «День защитника отечества» Задачи: Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. | Занятие, беседы о родном городе. Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родного города. Занятие, беседы о труде взрослых в родном городе, составление рассказов о труде родителей. Пословицы, поговорки, стихи о Родине, загадки о профессиях.Рассматривание картинок с изображением людей разных профессий. Рисование: «Кем я хочу стать» Занятие, беседы о городском транпорте, рассматривание картинок с изображением транспорта, загадки про транспорт. Дидактические игры «Светофор», «На чем едем, летим, плывем?». Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны | Изготовление маршрута выходного дня. Фотовыставка «Мамы и папы на работе», Создание презентаций о водителях города Утренник для родителей «День защитников отечества» |
Март
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «Моя Родина –Россия » Задачи: Формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название «Россия», познакомить с государственным флагом. Занятие 2.Тема: «Государственные символы России-флаг» Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России - флаге, познакомить с цветами государственного флага РФ, их символическим значением, формировать уважительное отношение к флагу РФ, формировать умение называть «Флаг России», знать назначение государственного флага. Занятие 3.Тема: «Государственные символы –России-герб» Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России - гербе, сформировать уважительное отношение к гербу РФ, познакомить детей с символическим значением герба РФ, показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством. Занятие 4.Тема: «Государственные символы России-гимн»Задачи: Познакомить детей с государственным гимном, воспитывать уважительное отношение к гимну как к официальному музыкальному символу, формировать представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна РФ, объяснить, в каких случаях исполняется государственный гимн РФ. | Занятие, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине. Занятие, рассматривание иллюстраций государственного флага РФ. Аппликация «Флаг России». Дидактическая игра «Узнай наш флаг». Наблюдение в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть флаг России. Занятие, рассматривание изображения государственного герба РФ, рассматривание герба на монетах, на документах. Дидактическая игра «Узнай наш герб». Рисование (коллективная работа): «Солнышко» Занятие, прослушивание государственного гимнаРФ. | Выставка рисунков «Моя Родина» |
12
Апрель
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «Русская матрешка»» Задачи: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой, формировать представление о матрешке как о самом знаменитом русском сувенире. Занятие 2.Тема: «Дымковская игрушка» Задач: Закреплять интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковской игрушкой, побуждать детей восхищаться красками, красотой дымковских игрушек, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов. Занятие 3.Тема: «Весна» Задачи: Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить детей с признаками ранней весны, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними. Занятие 4.Тема «Весна на участке детского сада». Задачи: Систематизировать знания детей об изменениях в природе весной, закрепить признаки ранней весны, названия перелетных птиц, обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна» | Занятие, рассматривание и игры с матрешками. Загадки про матрешку, разучивание стихотворений. Рисование: «Матрешка» (раскрашивание трафаретов) Занятие, рассматривание и игры с дымковскими игрушками. Загадки про дымковские игрушки. Рисование: «Козлик» (раскрашивание трафаретов) Занятие, целевая прогулка. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Когда это бывает», «Весной прилетают». Чтение стихов и художественной литературы о весне. Наблюдения за ростом рассады овощей. Целевая прогулка, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов о весне, народные приметы о весне, опыт- но-экспериментальная деятельность на участке детского сада, пускание корабликов, наблюдение за птицами. Подвижные игры «Горелки». | Конкурс дымковских игрушек (лепка из соленого теста) Выставка детских рисунков «Весенняя капель» Музыкальное развлечение ко Дню Земли (22 апреля) |
13
Май
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «Весна в лесу» Задачи: Познакомить детей с изменениями в лесу весной, обобщить и систематизировать знания о существенных признаках весны, об основных весенних явлениях в лесу, учить устанавливать связь между живой и неживой природой, обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна» Занятие 2.Тема: «Времена года» Задачи : Закрепить и обобщить знания детей о временах года, сезонных изменениях в России, воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой и многообразием. | Занятие, беседы о весенних приметах. Рассматривание иллюстраций. Чтение: рассказ Ю. Коваль «Зяблик», художественная литература о весне, загадки, стихи. Рисование: «Весеннее дерево». Дидактические игры «Летает - не летает» «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Что в лесу растет», «Кто в лесу живет» Занятие, рассматривание иллюстраций, фотовыставка «Времена года», прослушивание стихотворений, художественной литературы о временах года, загадки про времена года. Дидактические игры «Когда это бывает?», «Найди ошибку». Выставка детских рисунков «Любимое время года». | Работа на участке детского сада.
Работа на детских огородах и цветниках |
Уровень знаний умений и навыков детей среднего возраста по
гражданско- патриотическому воспитанию
14
Критерии уровней знаний умений и навыков детей средней группы ( 4-5 лет)по нравственно-патриотическому воспитанию .
Высокий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная семья»: ребенок без помощи взрослого самостоятельно может назвать членов с6емьи: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, называть их по именам, образовывать ласковые формы имен; понимать возрастные различия, знает домашний адрес, знает пословице о семье; умеет рассказывать о семейных традициях, умеет составлять короткий рассказ о семье .
Средний уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная семья»: ребенок с помощью подсказок взрослого может назвать членов с6емьи: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, называть их по именам, образовывать ласковые формы имен; понимать возрастные различия, знает домашний адрес, знает пословице о семье; умеет рассказывать о семейных традициях, умеет составлять короткий рассказ о семье .
Низкий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная семья» ребенок отказывается от контакта со взрослым .
Высокий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная природа»: ребенок без помощи взрослого может называть приметы осени, умеет называть диких животных: лиса, волк, медведь, заяц, еж, белка, умеет называть жилище животных, умеет коротко рассказывать как готовятся животные к зиме, умеет называть приметы зимы, умеет называть зимние забавы.
Средний уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная природа»:ребенок с помощью подсказок взрослого может называть приметы осени, умеет называть диких животных: лиса, волк, медведь, заяц, еж, белка, умеет называть жилище животных, умеет коротко рассказывать как готовятся животные к зиме, умеет называть приметы зимы, умеет называть зимние забавы.
Низкий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная природа» ребенок отказывается от контакта со взрослым .
Высокий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родной город»: ребенок без помощи взрослого называет город в котором он живет, название залива, называет домашний адрес, знает достопримечательности города, называет профессии родителей, называет разные виды городского транспорта.
Средний уровень ЗУН по тематическому блоку «Родной город»: ребенок с помощью подсказок взрослого называет город в котором он живет, название залива, называет домашний адрес, знает достопримечательности города, называет профессии родителей, называет разные виды городского транспорта.
15
Низкий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родной город»: ребенок отказывается от контакта со взрослым .
Высокий уровень ЗУН по тематическому блоку « Родная страна»: ребенок без помощи взрослого знает название нашей страны, умеет узнавать государственный флаг, герб нашей страны, знает правила поведения во время звучания государственного гимна.
Средний уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная страна»: ребенок с помощью взрослого знает название нашей страны, умеет узнавать государственный флаг, герб нашей страны, знает правила поведения во время звучания государственного гимна.
Низкий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная страна»: ребенок отказывается от контакта со взрослыми.
Уровень знаний умений и навыков детей средней группы по тематическому блоку «Родная семья»
Уровень знаний умений и навыков детей средней группы по тематическому блоку «Родная природа»
Уровень знаний умений и навыков детей средней группы по тематическому блоку «Родной город»
Уровень знаний умений и навыков детей средней группы по тематическому блоку «Родная страна»
18
Перспективное планирование. Старший дошкольный возраст.
Октябрь
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «Городские здания » Задачи: Закрепить знания разных видов городских зданий, их назначение, познакомить детей с сооружениями культуры и досуга, их назначением. Пополнять словарь детей: бассейн, теннисный корт, аквапарк, кукольный театр, филармония, художественный музей, Занятие 2.Тема: «Золотая осень» Задачи : Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать хтетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. Побуждать детей любоваться красотой осенних деревьев. Обогащать словарь детей относительными прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени Занятие 3.Тема: « Осенины» Задачи: Средствами хтетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку. | Занятие, беседы о городских зданиях, рассматривание открыток с видами города. Дидактическая игра «Жилое- нежилое». Занятие, беседы об осенних приметах в родном городе, целевая прогулка, рисование осенних листочков, рассматривание осенних пейзажей, чтение стихотворений русских поэтов об осени. Народные приметы об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды. Составление осеннего букета в группе. Дидактические игры :«Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Что нам осень принесла» Разучивание стихов, песен, танцев. | Фотовыставка «Как мы отдыхаем», Организация экскурсии. Рисование: «Маршрут выходного дня» Изготовление макета «Улица моего детства» Занятие развлечение для родителей и детей |
19
Ноябрь
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «Путешествие на почту » Задачи: Развивать у детей интерес к родному городу, познакомить с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг с другом. Пополнять словарь детей: почтальон, бандероль, письма, конверты, посылки. Повторить домашний адрес Занятие 2.Тема: «Книжкин дом» Задачи : Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнять словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели, переплет, страницы, обложка, иллюстрации Занятие 3.Тема: «Наземный пассажирский транспорт» Задачи: Познакомить детей с разными видами транспорта родного города, особенностями труда людей разных профессий, раскрывать общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду людей транспортных профессий. Пополнять словарь детей названиями профессий, названиями городского транспорта: троллейбус, автобус, трамвай, метро, маршрутное такси Занятие 4.Тема: «Воздушный транспорт родного города»Задачи: Поддерживать у детей интерес к разным профессиям, познакомить с профессиями людей, работающих в авиации. Воспитывать чувство гордости за свой родной город. Пополнять словарь: воздушный транспорт, аэропорт, летчик, бортпроводник, иллюминатор, пропеллер | Занятие, беседы о средствах связи людей в разных городах, рассматривание иллюстраций, экскурсия на почту, чтение произведений Н. Носова «Телефон», С. Михалкова «Почта», загадки. Сюжетно-ролевые игры: «На почте», «Отправим письмо», «Телефон» Занятие, беседы о книге, рассматривание иллюстраций, экскурсия в библиотеку, ремонт книг в группе, загадки, пословицы про книги «День любимой книжки», составление рассказов о любимых книгах, рисование иллюстраций к любимой книге. Занятие, беседа о городском транспорте, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о профессиях, загадки про пассажирский транспорт. Рисование: «Транспорт», аппликация «Автобус». Сюжетно-ролевые игры: «Поезд», «Автобус» и т.д. Дидактические игры: «Кто чем управляет», «Пассажирский транспорт» Занятие, беседы о разных профессиях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о труде летчиков. Рисование: «Кем я стану, когда вырасту». Сюжетно-ролевая игра «Самолет» | Сопровождение детей на экскурсию |
21
Декабрь
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «Водный транспорт родного города» Задачи: Закреплять у детей представление о том, что такое профессия, поддерживать интерес к разным профессиям, познакомить детей с профессиями людей, работающих на водном транспорте. Пополнять словарь: водный транспорт, речной вокзал, судоходство, капитан, команда, капитанский мостик, корма, палуба, штурвал. Воспитывать чувство гордости за свой родной город Занятие 2.Тема: «Железнодорожный транспорт родного города » Задачи : Закреплять у детей представления о разных профессиях, познакомить детей с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте. Пополнять словарь: железнодорожный транспорт, машинист, вагоны, проводник, пассажиры, станции. Воспитывать чувство гордости за свой родной город Занятие 3.Тема: «Новый год у ворот» Задачи: Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. Пополнять словарь названиями стран: Япония, Болгария, Италия, Гэрмания и др. Занятие 4.Тема: «Новогодний праздник » Задачи: Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким | Занятие, беседы о профессиях на транспорте, экскурсия, рассматривание иллюстраций, загадки про водный транспорт. Рисование: «Корабли на заливе». Сюжетно-ролевая игра «На корабле». Дидактическая игра «Закончи строчку». Занятие, беседы о железнодорожном транспорте, рассматривание иллюстраций, загадки про железнодорожный транспорт, чтение стихотворений, художественной литературы. Сюжетно-ролевая игра «Поезд». Дидактическая игра «На чем едем, летим, плывем. Занятие, беседы о людях разных национальностей, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений про Новый год, о зиме, прослушивание фольклорных песен по теме. Рисование: «Новогодний подарок» Разучивание стихов, песен, танцев. | Организация экскурсий. Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год». Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, подарков для родных |
24
Январь
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «Родной город» Задачи: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к малой родине Занятие 2.Тема: «Кольский залив» Задачи : Закрепить названия родного города, залива, формировать чувство любви к своему городу, расширять представления детей о природных богатствах России, побуждать детей восхищаться красотой Кольского залива. | Занятие, беседы о родном городе. Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родного города.
Занятие, беседы о малой родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с видами Кольского залива. | Фотовыставка «Корабли на рейде» |
25
Февраль
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «Растительный мир родного края» Задачи: Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Занятие 2.Тема: «Животный мир родного» Задачи : Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения. Занятие 3.Тема: «День защитника Отечества» Задачи: Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства | Занятие, беседы о растениях родного края, рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы. Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек. Дидактические игры: «Какие растут деревья», «Какие бывают кустарники», «С какого дерева листок». Занятие, беседы о животных родного края, рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых, загадки про животных, Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию» Разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для пап и дедушек. Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны | Утренник для детей и родителей «День защитников Отечества», |
26
Март
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «Мама - первое слово» Задачи: Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства. Занятие 2.Тема: «Мы-россияне» Задачи : Сформировать в воображении детей образ Родины, формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия» Занятие 3.Тема: «Россия-наша Родина» Задачи: Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина. Занятие 4.Тема: «Государственные символы России: герб, флаг и гимн» Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России - гербе, флаге, сформировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага | Разучивание стихотворений о маме, инсценировок. Изготовление подарков для мам и бабушек, атрибутов для украшения музыкального зала к утреннику. Дидактическая игра «Какая моя мама». Занятие, чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Родина». Занятие, чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций, открыток с ведами разных городов России. Занятие, рассматривание изображения государственного герба и флага РФ, рассматривание герба на монетах, документах, аппликация «Наш флаг». Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг» | Утренник для мам и бабушек. фотовыставка «Вот какие мамы». |
27
Апрель
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «Жаворонки» Задачи: Средствами хтетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества: песнями, танцами, народными традициями встречи весны. Занятие 2.Тема: «О творчестве А.С.Пушкина» Задачи : Познакомить детей со знаменитым соотечественником - А.С. Пушкиным. Побуждать детей восхищаться его творчеством. Воспитывать интерес к его произведениям. Занятие 3.Тема: «Москва –столица нашей Родины» Задачи: Познакомить детей с главным городом России - Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России, городе, в котором работает правительство РФ. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться ее историческим прошлым, современными достижениями. Воспитывать патриотические чувства. Занятие 4.Тема: «Город герой- Мурманск» Задачи: Познакомить детей с обороной Мурманска в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны по защите города Мурманска. | Занятие-развлечение для детей и родителей. Изготовление атрибутов для украшения музыкального зала. Разучивание фольклорных песен, танцев. Занятие, рассматривание репродукций портретов А.С. Пушкина, прослушивание стихов, сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Рисование: «Сказки Пушкина». Занятие, рассматривание открыток с видами Москвы, просмотр видеофильма о достопримечательностях столицы, прослушивание стихов, литературных произведений о Москве, рассказы детей, побывавших в Москве, о столице. Занятие, прослушивание стихов, литературных, музыкальных произведений о Мурманске в годы Великой Отечественной войны. | Выставка детских рисунков «В окно повеяло весною» Экскурсия в Музей северного флота. |
28
Май
Тема занятий | Работа с детьми | Работа с родителями |
Занятие 1. Тема: «День Победы» Задачи: Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. Занятие 2.Тема: «Что мы знаем о родине» Задачи : Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов. Знать имена деятелей науки и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства | Занятие для детей и родителей «День Победы», разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для ветеранов. Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны Занятие-викторина, чтение стихотворений, литературных произведений о Родине. Чтение пословиц о Родине, загадки про народные декоративно-прикладные промыслы. Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг» | Выставка рисунков «Этот день мы приближали, как могли» |
Уровень знаний умений и навыков детей старшего возраста по
гражданско - патриотическому воспитанию
29
Критерии уровней знаний умений и навыков детей старшей группы ( 5 – 6 лет)по нравственно-патриотическому воспитанию .
Высокий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родной город»: ребенок без помощи взрослого называет город в котором он живет ,знает название залива, домашний адрес, название профессий, название библиотеки, школы, аптеки, больницы и т.д. , знает транспорт родного города.
Средний уровень ЗУН по тематическому блоку «Родной город»: ребенок с помощью взрослого называет город в котором он живет ,знает название залива, домашний адрес, название профессий, название библиотеки, школы, аптеки, больницы и т.д. , знает транспорт родного города.
Низкий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родной город»: ребенок отказывается от контакта со взрослыми.
Высокий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная природа»:ребенок без помощи взрослого называет приметы сезонных изменений в родном городе, названия диких животных родного края, названия зимующих и перелетных птиц родного края, названия лекарственных растений родного края, названия растительности родного края.
Средний уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная природа»: ребенок с помощью взрослого называет приметы сезонных изменений в родном городе, названия диких животных родного края, названия зимующих и перелетных птиц родного края, названия лекарственных растений родного края, названия растительности родного края.
Низкий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная природа»:ребенок отказывается от контакта со взрослыми.
Высокий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная страна»: »: ребенок без помощи взрослого знает название нашей страны, умеет узнавать государственный флаг, герб нашей страны, знает правила поведения во время звучания государственного гимна, знает столицу России, знает знаменитых соотечественников, названия крупных городов и рек.
Средний уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная страна»: »: ребенок с помощью взрослого знает название нашей страны, умеет узнавать государственный флаг, герб нашей страны, знает правила поведения во время звучания государственного гимна, знает столицу России, знает знаменитых соотечественников, названия крупных городов и рек.
Низкий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная страна»: ребенок отказывается от контакта со взрослыми.
30
Высокий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная культура»: ребенок без помощи взрослого знает русские народные сказки, знает русские народные пословицы и поговорки о Родине, знает предметы декаративно-прикладного искусства, знает народные праздники и их значения.
Средний уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная культура»: ребенок с помощью взрослого знает русские народные сказки, знает русские народные пословицы и поговорки о Родине, знает предметы декаративно-прикладного искусства, знает народные праздники и их значения.
Низкий уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная культура»: ребенок отказывается от контакта со взрослыми.
Уровень знаний умений и навыков детей старшей группы по тематическому блоку «Родной город»
Уровень знаний умений и навыков детей старшей группы по тематическому блоку «Родная природа»
Уровень знаний умений и навыков детей старшей группы по тематическому блоку «Родная страна»
Уровень знаний умений и навыков детей старшей группы по тематическому блоку «Родная культура »
33
Заключение.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.
Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Таким образом, решения задач по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, которые реализовались на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим и при тесном сотрудничестве с семьей, к концу дошкольного возраста дети могут знать: домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад; место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; дети могут выполнять посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение; место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия; знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов; дети могут знать флаг, герб, гимн России; должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
29 ноября 2007 года в рамках педагогической конференции педагогов дошкольных образовательных учреждений г.Мурманска «Воспитание у детей основ гражданственности» был представлен опыт работы «Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитании гражданственности».
23 декабря 2008 г. в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры Скворцова Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, в рамках семинара «Реализация регионального содержания дошкольного образования» выступила по теме : «Краеведческий подход в ознакомлении старших дошкольников с ближайшим окружением ДОУ»
34
23 декабря 2008 г. в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры Щур Светлана Григорьевна , старший воспитатель первой квалификационной категории, в рамках семинара «Реализация регионального содержания дошкольного образования» выступила по теме : «Система педагогической работы по воспитанию у детей любви к малой Родине»
35
Библиография
1.Баранникова О.Н .Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду.М.,2007
2.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е« Мы живем в России» М.,2007.
3.Козлова С.А.Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью.М.,1998.
4.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».М.,2004.
5.Микляева Н.В, МикляеваЮ.В., АхтянА.Г..Социально-нравственное воспитание детей от 2- до5 лет. М.,2009.
6.Образовательная программа МДОУ № 38 (протокол № 1 от.30.09.2010г)
7.Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведческо-туристической деятельности.Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2003.
8.Ривина Т.И.Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами.М.,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Воспитание маленького гражданина"
В консультации расскрыты основные направления работы по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ средствами музыкального искусства. Использован авторский материал. Консультация разработана с прив...
Памятка "Как воспитать маленького гражданина"
Памятка используется как информационный материал для родителей...
«Как воспитать маленького гражданина»
Как воспитать маленького гражданина? Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, с...
Проект «Я маленький гражданин своей большой Родины»
Проект«Я маленький гражданин своей большой Родины» Проблема: «Современные подходы к организации социального воспитания и развития детей в условиях дошкольной образовательной группы. Г...
занятие по правам ребенка "Я маленький гражданин и у меня есть права"
знакомство детей с их правами с использованием дидактических игр и аппликации...
Методическая разработка познавательно-игрового мероприятия «Права маленького гражданина» для детей подготовительной группы
Целью данной разработки является создание условий, способствующих первоначальному правовому воспитанию детей дошкольного возраста....