Условия воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме
Нужно ли учить россиян любить Россию, русский язык? Давно ушло в прошлое, некогда бытовавшее убеждение "не доросли". Дети развиваются быстро и бурно. Их интересует сложная и насыщенная событиями политическая жизнь страны, мира. И взрослые - родители и педагоги – конечно, могут помочь детям разобраться в сложных вопросах. Кроме того, по рекомендации ЮНЕСКО гражданско-правовое воспитание предлагается начинать еще на дошкольном уровне.
Первоначально чувство любви к Отечеству человек испытывает инстинктивно. Вполне очевидно и понятно привязанность человека к месту жительства, к месту, в котором он родился и вырос и с которым ассоциируется лучшие воспоминания детства и юности. Различают привязанность к физической среде (природа), к социуму (окружающие люди с их менталитетом, привычками, обычаями), к духовной сфере (искусство, литература).
Чувство Родины… Оно начинается у детей с отношения к самым близким людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина", "отчий дом". Развитие любви и привязанности к родному дому - первая ступень гражданского воспитания дошкольников.
Что же следует иметь в виду, воспитывая у детей первое чувство гражданственности? Как раскрыть перед ними содержание такого сложного и многогранного понятия, как "родной дом"? Оно включает в себя: отношение к себе, как к личности; семью, где ребенок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой; дом, в котором ребенок живет; улицу, на которой стоит родной дом.
Постепенно понятие "родной дом" расширяется. Это уже и родной город, родной край. Позже - не только малая (родной край), но и большая, многонациональная Родина - Россия, гражданином которой ребенок является. И, наконец, планета Земля - наш общий дом.
Формирование активной гражданской позиции следует начинать в семье. Семья выступает как первый воспитательный инструмент, с которым будущий гражданин ощущает связь на протяжении всей своей жизни. В процессе семейного воспитания у ребенка формируется представление об основных социальных ролях, необходимых для безболезненной адаптации в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, определяется стиль его жизни. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, раскрывает его индивидуальность.
Работа по гражданскому воспитанию может быть эффективной только при условии активного привлечения к ней родителей. Так, экскурсии по родному городу, в музей, на выставки, в театры, совместные развлечения, викторины, создают у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно. Дети гордятся своими родственниками, когда они участвуют в совместных делах в детском саду.
Одной из эффективных форм, с нашей точки зрения, является работа по составлению родословной семьи. В ходе такой работы происходит объединение членов семьи в совместной деятельности по составлению генеалогического древа, сбору материалов о каждом члене семьи, его заслугах перед Отечеством.
Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм общества, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия семьи, детского сада, в результате самовоспитания.
Истинный гражданин - это нравственный человек. Именно нравственные показатели являются составляющими понятия гражданственность. Это милосердие, порядочность, честность, совестливость, справедливость, трудолюбие. Усвоение нравственных норм, выработка нравственных качеств, является необходимым условием для понимания, кто такой гражданин, что есть государство, патриотизм, закон, для формирования любви к Родине, гордости за нее, чувство милосердия к людям, сопричастности к общественной жизни Отечества, овладению элементами материальной и духовной культуры.
Следует заметить, что знания, полученные внешним, сторонним путем, могут оказаться ненужными, чужими, если ребенок не почувствует себя в той или иной степени носителем наследия своего народа. Если не поймет, что его жизнь и жизнь его семьи связана с народными традициями и обычаями не разрывными узами. И тогда в работе с детьми не помогут никакие методики.
Чтобы донести до детей красоту и духовность народных традиций, самый верный путь - постараться увидеть молодые побеги мощного древа этих традиций в жизни собственной семьи, своих родных и близких, ощутить самого себя звеном в цепи бесчисленных поколений. И таким образом помочь детям осознать: семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение.
Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста - это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. И детский сад и семья участвуют в воспитании гражданина России. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
panova_l.a._27.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия воспитания гражданственности
у детей дошкольного возраста
Нужно ли учить россиян любить Россию, русский язык? Давно ушло в прошлое, некогда бытовавшее убеждение "не доросли". Дети развиваются быстро и бурно. Их интересует сложная и насыщенная событиями политическая жизнь страны, мира. И взрослые - родители и педагоги – конечно, могут помочь детям разобраться в сложных вопросах. Кроме того, по рекомендации ЮНЕСКО гражданско-правовое воспитание предлагается начинать еще на дошкольном уровне.
Первоначально чувство любви к Отечеству человек испытывает инстинктивно. Вполне очевидно и понятно привязанность человека к месту жительства, к месту, в котором он родился и вырос и с которым ассоциируется лучшие воспоминания детства и юности. Различают привязанность к физической среде (природа), к социуму (окружающие люди с их менталитетом, привычками, обычаями), к духовной сфере (искусство, литература).
Чувство Родины… Оно начинается у детей с отношения к самым близким людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина", "отчий дом". Развитие любви и привязанности к родному дому - первая ступень гражданского воспитания дошкольников.
Что же следует иметь в виду, воспитывая у детей первое чувство гражданственности? Как раскрыть перед ними содержание такого сложного и многогранного понятия, как "родной дом"? Оно включает в себя: отношение к себе, как к личности; семью, где ребенок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой; дом, в котором ребенок живет; улицу, на которой стоит родной дом.
Постепенно понятие "родной дом" расширяется. Это уже и родной город, родной край. Позже - не только малая (родной край), но и большая, многонациональная Родина - Россия, гражданином которой ребенок является. И, наконец, планета Земля - наш общий дом.
Формирование активной гражданской позиции следует начинать в семье. Семья выступает как первый воспитательный инструмент, с которым будущий гражданин ощущает связь на протяжении всей своей жизни. В процессе семейного воспитания у ребенка формируется представление об основных социальных ролях, необходимых для безболезненной адаптации в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, определяется стиль его жизни. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, раскрывает его индивидуальность.
Работа по гражданскому воспитанию может быть эффективной только при условии активного привлечения к ней родителей. Так, экскурсии по родному городу, в музей, на выставки, в театры, совместные развлечения, викторины, создают у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно. Дети гордятся своими родственниками, когда они участвуют в совместных делах в детском саду.
Одной из эффективных форм, с нашей точки зрения, является работа по составлению родословной семьи. В ходе такой работы происходит объединение членов семьи в совместной деятельности по составлению генеалогического древа, сбору материалов о каждом члене семьи, его заслугах перед Отечеством.
Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм общества, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия семьи, детского сада, в результате самовоспитания.
Истинный гражданин - это нравственный человек. Именно нравственные показатели являются составляющими понятия гражданственность. Это милосердие, порядочность, честность, совестливость, справедливость, трудолюбие. Усвоение нравственных норм, выработка нравственных качеств, является необходимым условием для понимания, кто такой гражданин, что есть государство, патриотизм, закон, для формирования любви к Родине, гордости за нее, чувство милосердия к людям, сопричастности к общественной жизни Отечества, овладению элементами материальной и духовной культуры.
Следует заметить, что знания, полученные внешним, сторонним путем, могут оказаться ненужными, чужими, если ребенок не почувствует себя в той или иной степени носителем наследия своего народа. Если не поймет, что его жизнь и жизнь его семьи связана с народными традициями и обычаями не разрывными узами. И тогда в работе с детьми не помогут никакие методики.
Чтобы донести до детей красоту и духовность народных традиций, самый верный путь - постараться увидеть молодые побеги мощного древа этих традиций в жизни собственной семьи, своих родных и близких, ощутить самого себя звеном в цепи бесчисленных поколений. И таким образом помочь детям осознать: семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение.
Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста - это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. И детский сад и семья участвуют в воспитании гражданина России. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста в ДОУ и семье.
Консультация для родителей.Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому ...
ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Наша главная задача воспитать новое поколение, которое уйдет от учебно-дисциплинарной модели и станет более самостоятельным, а формирование самостоятельной личности необходимо решать уже в работе с до...
Доклад «Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».
Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитания и образования детей дошкольного возрастав традициях православной культуры. где главным и основным признаком является любовь. Поэтому я изл...
«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»
Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитывать детей в традициях православной культуры, где главным и основным признаком является любовь. В своей презентации я показала, как мы в...
Консультация для родителей на тему: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ"
Красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания Программы "От рождения до школы" проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине. И главными помощ...
Статья "Физическая культура как средство формирования патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В последние годы проблемы духовно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. В настоящее время готов проект дальнейшей государственной программы «...
Консультация для педагогов "Пути, средства и методы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образ...