«Играя, запоминаем» (Игра-экспериментирование как современное средство закрепления познавательного материала в совместной деятельности дошкольника)
проект (старшая группа) по теме

Дети в коррекционных группах отличаются от своих  сверстников тем, что имеют более развитые непроизвольные процессы. Это мешает им запомнить нужную информацию, воспроизвести уже выученное, проанализировать знакомое. Мы, ориентируясь на современные подходы в дошкольном развитии, искали новые формы для эффективного запоминания  детей. Решили, после многочисленной апробации  – эта должна быть игра, как ведущий вид детской деятельности, но игра познавательная, экспериментальная, опытническая.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_pasport_proekta.doc132 КБ
Microsoft Office document icon 3_prilozheniya_k_proektu.doc1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Тема проекта: «Играя, запоминаем» (Игра-экспериментирование как современное средство закрепления познавательного материала в совместной деятельности дошкольника)

Цель проекта:

Расширение профессиональных знаний педагогов по использованию методических приемов в организации игры-экспериментирования с детьми коррекционно-речевых групп через проведение цикла игр - экспериментирования.

Цель проекта для педагога коррекционной группы:

Создание педагогического комплекса совместной деятельности педагога с детьми при  организации игры экспериментирования.

Цель проекта для родителей воспитанников:

Знакомство  современной семьи со способами взаимодействия с  ребёнком для эффективной   подготовки его к школе через организацию экспериментальной деятельности.

Цель проекта для дошкольников:

Через опыты и эксперименты - познание окружающего мира посредствам индивидуальных открытий.    

Задачи проекта:

  1. Помочь детям логопедической группы с развитием психических процессов через использование игр - экспериментирования.
  2. Создать перспективное планирование по организации игр - экспериментирования с опорой на концептуальные положения авторов программы «Детство».
  3. Через системный профессиональный подход в совместной деятельности, создать педагогический комплекс по игре-экспериментированию.
  4. Расширить коммуникативные возможности детей через игровые диалоги.
  5. Развивать игровое творчество детей.
  6. Создать условия в групповом пространстве ДОУ для организации центра экспериментирования с внедрением в него сюжетно-ролевых игр.

Объект проекта: старшие дошкольники коррекционной группы в системе освоения игр – экспериментирования.

Предмет проекта: процесс воспитания, обучения и социализации дошкольника при организации игр – экспериментирования.

Вид проекта: Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Сроки реализации проекта:

2012-2013 учебный год подготовительная к школе логопедическая группа.

2013-2014 учебный год старшая логопедическая группа.

2014-2015 учебный год подготовительная к школе логопедическая группа.

Участники проекта:

Воспитатель, дети, логопед, родители, старший воспитатель

Ожидаемые результаты:

В начале создания проекта «Игра-экспериментирование как современное средство закрепления познавательного материала в совместной деятельности дошкольника» нами  были выделены ожидаемые результаты:

- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и в своих силах.

- Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.

Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования в играх – экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников, создание познавательных сказок для расширения сюжетной линии игры.  

Ожидаемые результаты проекта для педагога коррекционной группы: через профессиональное сотрудничество с педагогами в творческой лаборатории создать методический комплекс по организации игры экспериментирования с учётом индивидуальной линии развития ребёнка.

Ожидаемые результаты проекта для родителей воспитанников: используя рекомендации педагогов, помочь детям в формировании произвольных психических процессов. 

Ожидаемые результаты проекта для дошкольников: совершенствование произвольных психических процессов через игру экспериментирования.

Продукт проекта педагогов:

методический комплекс, в  который входят:

1.перспективное планирование по организации сюжетно – экспериментальной игры.

2.картотека проблемных ситуаций.

3.рабочие листы – подсказки по организации экспериментальной деятельности для дошкольников.

4.познавательные сказки.

5.картотека познавательной литературы для чтения детям и энциклопедический материал для педагогов.

6.сценарии совместной деятельности с детьми.

7.материалы вечеров увлекательных открытий.

8. тематические кроссворды.

9. консультации для родителей.

Продукт проекта для родителей:

1. Буклеты с рекомендациями по организации опытов и эксперимента в семье.  

2познавательные сказки собственного сочинения

3.рабочие листы – подсказки для проведения опытов.

Продукт проекта для детей:

1 рабочие листы – подсказки.

2.правила по проведению самостоятельных экспериментов.

3. умение договариваться с одногруппниками при взаимодействии

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Методическое:

    - периодическая печать;

    - материалы по передовому педагогическому опыту.

2. Материально – техническое:

Увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; мерные ложки, резиновые груши и др.; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки, зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, и т.д.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи, детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, и др.

3.     Дидактическое:

- картотека игр;

- набор сценариев совместной деятельности;

- наглядная агитация, консультации для родителей

- карточки-схемы проведения экспериментов,

- алгоритм работы с материалом.

- материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов экспериментирования в сюжетной линии игры.

Актуальность проекта: 

Работая в коррекционной группе __ лет, я пришла к выводу: дети в коррекционных группах отличаются от своих  сверстников тем, что имеют более развитые непроизвольные процессы. Это мешает им запомнить нужную информацию, воспроизвести уже выученное, проанализировать знакомое. Мы, ориентируясь на современные подходы в дошкольном обучении, искали новые формы для эффективного запоминания  детей. Решили, после многочисленной апробации  – эта должна быть игра, как ведущий вид детской деятельности, но игра познавательная, экспериментальная, опытническая. Именно, такая,  которая предложена авторами  основной образовательной программы  « Детство», под редакцией А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др.

Развитие любознательности к процессу экспериментирования должно идти через практическое применение знаний о последовательности и умении использовать полученные знания на практике. В пространстве дошкольного учреждения  дети получают достаточно знаний о правилах, структуре и последовательности предлагаемых педагогом опытов и экспериментов и достигают больших успехов в освоении знаний об окружающем. Они познают не только факторы, но и сложные закономерности, лежащие в основе не только предметов и  явлений. Творческая активность дошкольника  в экспериментировании делает возможным освоение новых способностей ребёнка.

Экспериментирование вызывает у ребенка стремление к исследованию, развивает мышления, внимание, память, умение анализировать, синтезировать, обобщать полученный результат, стимулирует познавательную активность и любознательность, позволяет воспринимать учебный материал  более широко, с нормами и правилами в жизни общества.

Давно известно, что значимой стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутреннего желания познавать новое и интересное, что ярко проявляется в познавательном интересе.

Это обуславливается тем, что ребятам старших возрастных групп  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование является одним из важнейших методов, соответствующих данному возрасту. В дошкольном возрасте он является ведущим, наравне с игровыми и сказочными.

Дошкольник, придя в дошкольное учреждение, каждый день становится  первооткрывателем и исследователем, испытывая интерес к различным видам исследований в совместной и самостоятельной деятельности, в частности – к экспериментированию.

В старшем дошкольном возрасте заметно возрастает поисково-исследовательская деятельность, направленная на познание нового, которая развивает активные формы мышления. Что является главным фактором характерной деятельности.

В процессе экспериментальной деятельности дошкольник  может ответить на вопросы:  что и как он  делает,  почему  именно так,  а не по -другому, зачем  он это делает, что хочет  узнать о тех или иных свойствах,  что  должен получить в результате.

На сегодняшний день аспекты дошкольного экспериментирования раскрыты в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

В данном проекте, представлен материал, способный показать особенности игр - экспериментирования с детьми логопатами, их влияние на закрепление полученного ранее познавательного материала через сюжетную линию игры.

В процессе проигрывания сюжета игры-экспериментирования дети не только имеют возможность воспользоваться полученными ранее знаниями, но и управлять теми или иными явлениями и изменять в том или ином направлении.

Все эти основные особенности игр - экспериментирования, отмечены в экспериментировании детей с предметами и явлениями, но при этом позволяют закрепить на сюжетной практике, через путешествие по морю, спасая морскую пучину от разлившейся нефти, исследование космических просторов, изучить сущность и особенность метала и т.д.            

На сегодняшний день организация детской игры-экспериментирования разработана неполно, игры-экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно и в практике недостаточно широко используется. А ведь именно через игру особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно-следственные связи того или иного явления.

Проанализировав  воспитательно-образовательный процесс в учреждении, мы пришли к выводу, что использование игр - экспериментирования явно недостаточно ни в количественном, ни качественном объеме при работе с детьми.

Поэтому было решено разработать педагогический комплекс  по данному вопросу в творческой лаборатории, которую я  возглавляю.

Для эффективного использования игр - экспериментирования были  проведены  следующие действия:

  1. Изучены работы по внедрению игр - экспериментирования у таких авторов как, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афаасьева, Н.А.Рыжова.
  2. Составлен перспективный план работы творческой лаборатории для  использования его в системной педагогической деятельности. (Приложение 2).
  3. Составлен перспективный план проведения игр – экспериментирование в старшей и подготовительной группе. (Приложение 3)
  4. Разработана методика для мониторинга детей по усвоению экспериментальной деятельности и опытнической работы. (Приложение 1.)
  5. Проведена диагностика детей по критериям, важным именно для процесса опытно-экспериментальной деятельности и ожидаемых результатов. (Приложение 1)
  6. Разработаны мероприятия с детьми по внедрению непосредственно опытно-экспериментальной деятельности в сюжетную линию игры для подготовительной к школе и старшей группы, вечера развлечений. (Приложение 4, 4.1., 5)

В основе реализации проекта лежат следующие принципы:

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого мы подбираем сюжет игр - экспериментирования, соответствующие возможностям ребёнка, совместно решаем проблемные ситуации, вошедшие в сюжетную линию игр; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

Организации игр - экспериментирования осуществляется по определённому алгоритму:

1.Первый шаг – изучение обстановки, моделей,   атрибутов в центре экспериментирования.

Знакомство с проблемно – поисковой игровой ситуацией

2.Второй шаг – подбор необходимого оборудования для эффективного  решения сложившихся проблемных ситуаций в игре (позволяет заранее предвидеть перспективу сюжета)  

3.Третий шаг – реализация знаний о последовательности действий в процессе игр-экспериментирований.

Экспериментирование и сам процесс опытнической деятельности выдвигает  значительное число ограничений, запретов. Мы знакомим детей с правилами контекста какого-то  опыта, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются, напоминаем об осторожном действии.

4.Четвёртый шаг – рассматривание и знакомство с условными обозначениями моделей, основное содержание экспериментальной деятельности, выбор атрибутов, оборудования.

Этот шаг осуществляет герой сюжета – помощник. Это может быть путешественник, зверь, предмет и т.д. Герой сюжета игры-экспериментирования задаёт проблемную ситуацию и сюжетную линию игры, от его лица ведётся увлекательный рассказ о какой-либо истории, он формулирует задания и загадывает загадки.  Весь опытническо - экспериментальный материал преподносится детям, опираясь на модели-схемы последовательности эксперимента используемые на НОД, а не сказочным персонажем. Он же ведёт сюжет, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты игр - экспериментирования, поощряет и подбадривает каждого из детей.

5.Пятый шаг – завершение игры-экспериментирования не происходит по сигналу, игра - экспериментирования продолжается столько, сколько она будет интересна ребёнку. Иногда игра будет длиться несколько дней, а  иногда, несколько минут.

Игра - экспериментирования может иметь полноценное окончание или остаться с открытым концом.

В своей работе по организации и проведению игры - экспериментирования дошкольников применяем методы, соответствующие возрастным особенностям детей. Такие, как:  

1. Дискуссии.

2. Беседы.

3. Игры – коммуникации.

4. Дидактические игры.

5. Познавательные игры.

6. Рисование моделей последовательности экспериментирования.

8. Элементы сказкотерапии.

9. Музыкальное сопровождение.

        В течение учебного года наша работа основывается на перспективном  планировании совместной деятельности по играм - экспериментирования.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

     – подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.

– ознакомление детей с художественной литературой;

– проведение бесед;

− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

− работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);

− проведение игр - экспериментирования;

− проведение мероприятия;

− прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

− рисование с детьми схем-моделей.

 

– анализ результатов проекта. 

План работы

Дата

Содержание работы

Участники

Ответственные

Подготовительный этап

 сентябрь

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.). 

3. Разработка перспективного плана по подготовительной к школе группе.

Воспитатели, входящие в состав творческой лаборатории

Ефремова Е.В.

октябрь

1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

2. Разработка рекомендаций для воспитателей.

3. Разработка рекомендаций для родителей.

4. Подбор репродукций на экспериментальную тематику.

ноябрь

Организация развивающей среды в подготовительной к школе группе.

Разработка перспективного планирования по совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Основной этап

Декабрь - май

  1. Проведение совместной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом.
  2. Встречи с родителями в форме родительских собраний, круглых столов, совместно с детьми.
  3. Мониторинг овладения детьми навыков экспериментирования.

Дети, родители, воспитатели

Воспитатели старшей группы

Сентябрь - октябрь

  1. Организация развивающей среды старшей возрастной  группы.
  2.  Разработка перспективного планирования совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитатели

Воспитатели старшей логопедической группы

Ефремова Е.В.

Ноябрь - апрель

  1. Проведение совместной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом.
  2. Встречи с родителями в форме родительских собраний, круглых столов, совместно с детьми.
  3. Промежуточный мониторинг овладения детьми навыков экспериментирования.

май

 Промежуточный итог проекта

Содержание работы над проектом по этапам

Работая воспитателем в логопедической группе, я отметила, что непроизвольные психические процессы у наших детей преобладают, но для успешного обучения в школе необходимо развитие именно произвольных процессов. Наши дети быстро усваивают ту информацию, которая им интересна, но нужно развивать память, внимание, мышление, речь.    Понятно, что детям коррекционных групп нужны необычные формы для запоминания, поэтому мы стали искать  их и пришли к выводу, что игра- экспериментирования нам сможет помочь в этом.

Мы посоветовались с коллегами, начали изучать методическую литературу, разработали перспективное планирование.

Составили  долгосрочный проект, рассчитанный на три года, и начали работу.

На первом этапе – подготовительном мы определили и изучили эффективные технологии и методики по организации и проведению игры-экспериментирования. Отобрали методический материал по заявленной теме «Игра-экспериментирование как современное средство закрепления познавательного материала в совместной деятельности дошкольника». Обосновали пути реализации проекта. Разработали вопросы мониторинг детской деятельности (Приложение № 1).  Создали необходимые условия для реализации проекта.

На втором этапе – основном мы составили перспективный план работы в соответствии с задачами проекта на подготовительную и  старшую речевые группы (Приложение № 3).

Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребёнка на эмоциональном, психофизиологическом, интеллектуальном уровнях.

На основе изученной методической литературы, составленном перспективном планировании и полученных результатах мониторинга, мы констатировали, что игры-эксперименты, или игры-экспериментирования, а также игры-путешествия представляют собой один из видов дидактической игры, мы же в данном проекте предлагаем рассмотреть вариант внедрения игр - экспериментирования в сюжетно-ролевую игру, как средство закрепления полученных знаний детьми на образовательной деятельности.

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении познавательного материала, носящего энциклопедический характер.

После образовательной деятельности  у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды  особую значимость  имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности (тайна, сюрприз, мотив помощи, ситуация выбора почему так).

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации игр - экспериментирования, что несет в себе позитивные моменты как:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

-  в процессе игры-экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).      

Совместную деятельность, игры-экспериментирования, вне образовательной деятельности с детьми целенаправленно организовываем 1 раз в месяц, планируя как сюжетно-ролевую игру.

Игры-экспериментирования организовывались с детьми по желанию.

Так же хотелось бы отметить, что данная  работа предусматривает  активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Благодаря активному сотрудничеству с семьей в группе был создан музей «Камня», коллекция которого активно используется ребятами в сюжетно-познавательной игре «Археологи», «Геологи», «Геодезисты» и т.д.

Через родительский банкомат, мамы и папы узнавали, что, например, можно предложить детям  дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий (Приложение 6).

Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес не только к образовательной деятельности, но и совместной и самостоятельной деятельности.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Так же были использованы адресные консультации по  темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой» и т.д. (Приложение 7).

Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий (Приложение 8).

Через комплексную работу, предложенную данным проектом, мы анализируем результаты через повторный мониторинг, в котором можно отсмотреть динамику развития не только детского экспериментирования, но и усвоенный через запоминание познавательный материал по лексическим темам коррекционной работы (Приложение 9).

Количественные данные позволили проследить эффективность работы, отследить позитивный  результат и спланировать свою дальнейшую работу.

На заключительном третьем этапе мы планируем обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми на основе мониторинга, подготовку фотоальбома, отражающего содержание работы с детьми, расширение  картотеки игр - экспериментирования (Приложение 6), пополнение сюжетов игр - экспериментирования в совместной деятельности, составление ряда консультаций для родителей по их запросам.

Заключение.

Предложенный проект - попытка на практике показать, как можно использовать сюжетно – познавательную игру для запоминания познавательного материала в совместной деятельности дошкольников. Инновационный подход к организации совместной и самостоятельной игры – экспериментирования   заключается в одновременном решении задач:

  • усиление желания ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • развитие тактильной чувствительности как основы "ручного интеллекта", мелкой моторики;
  • развитие познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление);
  • развитие коммуникативных навыков ребёнка.

Используемые в работе воспитателя игры – экспериментирования, позволили сделать традиционную методику по развитию произвольных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста более продуктивной.

Игры – экспериментирования способствовали развитию психических произвольных процессов.

Результаты  детей стали более совершенными.        

Игра - экспериментирования помогла в обучении чтению и письму, в коррекции звукопроизношения. Дети быстрее освоили буквы и цифры, усвоили пространственные соотношения, временные понятия.

С помощью создания новых познавательных сюжетов у детей произошел качественный скачок в развитии наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, в умении устанавливать словесно-логические связи, умении выражать свои мысли и чувства, развитии речевой активности и словарного запаса.

Важнейшим итогом нашей работы по развитию психических процессов стала активная компетентность ребёнка. Благодаря играм – экспериментирования ребёнок усваивает и оперирует свойствами и явлениями, использует их в социальном и игровом сюжете, экспериментирует самостоятельно, делает выводы, быстро находит единомышленников среди сверстников, развивает речевое общение, что особенно важно в логопедической группе. Наиболее существенным мы считаем успешное продвижение ребёнка по индивидуальному пути развития, ведущего к индивидуальному и коллективному успеху.    

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками жизни детского сада и процесса обучения и воспитания своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими» родителями, поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание детей, приобретают всё новые умения.

Список литературы:

  1. Горбашева Г.Б., Кузнецова Н.В., Балакшина Т.А. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации. Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой И: АРКТИ, 2004 – 64с. (Развитие и воспитание дошкольника)
  2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Ребенок в мире поиска – Под ред. О.В. Дыбиной М: ТЦ Сфера 2007 – 64 с. (Программа развития)
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В., «Неизведанное рядом», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О.В. Дыбиной – ТЦ сфера, 2001 – 192 с.
  4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. СПб: Речь 2013 – 64 с.
  5. Зубкова Н.М. «Научные ответы на детские «Почему»», «Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет» - СПб: Речь 2013 -64 с.
  6. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» человек – И: ТЦ 2008 – 224 с.
  7. Марудова Е.В. – «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование) Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011 – 128с.
  8. Михайлова З.А., Бабаева Т.И. «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» ООО Издательство «Детство-ПРЕСС» 2012 – 160 с.
  9. Ола Ф., Дюпре Ж.П. – Занимательные опыты и эксперименты. Айрис-пресс 2006 – 128 с.
  10. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей. Дошкольное воспитание» 2005 №1
  11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» «Детство-ПРЕСС» 2007 – 128 с.
  12. Шапиро А.И. «Научные развлечения с простыми вещами». Опыты и эксперименты для детей 2010 – 64 с. ООО издательство «Речь» - Санкт Петербург


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

Сюжетно-ролевая игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников.

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.Вся жизнь ребенка-дош...

Мастер-класс для педагогов «Использование бросового и природного материала в изобразительной деятельности дошкольниками как средство развития мелкой моторики»

Мастер-класс для педагогов «Использование бросового и природного материала в изобразительной деятельности дошкольниками как средство развития мелкой моторики»  ...

Статья «Ролевая игра -как средство развития коммуникативной компетенции в совместной деятельности детей дошкольного возраста»

В данной работе представлена ролевая игра. Как можно развить коммуникативную компетенцию у детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку....