Классный час "Дети войны"
классный час по теме

Ситникова Ирина Владимировна

Цель:  воспитывать  чувство  патриотизма,  гордость  за  свой  народ.

Задачи:  1.  Расширять  исторические  знания  учащихся  о  событиях  фантах Великой  отечественной  войны.

              2.  Познакомить  ребят  с  подвигом  героев-партизан,  с  необыкновенным  мужеством  жителей  Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дети войны43.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО  ОКРУГА  -  ЮГРЫ                      

  КОЛЛЕДЖ-ИНТЕРНАТ

«ЦЕНТР  ИСКУССТВ  ДЛЯ  ОДАРЁННЫХ  ДЕТЕЙ  СЕВЕРА»

ДЕТИ  ВОЙНЫ

КЛАССНЫЙ  ЧАС

г. Ханты-Мансийск

2011

Цель:  воспитывать  чувство  патриотизма,  гордость  за  свой  народ.

Задачи:  1.  Расширять  исторические  знания  учащихся  о  событиях  фантах                  Великой  отечественной  войны.

             2.  Познакомить  ребят  с  подвигом  героев-партизан,  с                                  необыкновенным  мужеством  жителей  Ленинграда.

Оборудование: магнитофон,  видеокассеты  с  исполнением  песен  Великой  Отечественной  войны  Д. Тухманова  «День  победы»,  «Реквием»  Рождественского,  7  симфония  Д.Д. Шостаковича.

Оформление:  рисунок  Вечного  огня,  каска,  цветы,  выставка  книг  о  войне,  плакат:  «Подвигу  народа  жить  в  веках»,  иллюстрации  героев-партизан  Марата  Казея,  Зины  Портновой,  Вали  Котика,  Лёни  Голикова.

Предшествующая  работа:  экскурсия  к  парку  Победы,  разучивание  слов  на  стихи  А. Иофере,  Е. Рывина,  М. Джалиля.

        Отгремели  залпы  самой  жестокой  и  кровопролитной  из  войн  на  земле.  Каждый  год  салютует  наша  Отчизна  в  честь  Великой  Победы.  Прошли  годы,  но  мы  помним,  какой  ценой  был  завоёван  этот  мир!  

        Его  я  узнал  не  из  книжки –

        Жестокое  слово – война!

        Прожекторов  яростной  вспышкой

        К  нам  в  детство  врывалась  она.

        Смертельными  тоннами  стали,

        Сиреной  тревоги  ночной

        В  те  дни  мы  в  войну  не  играли –

        Мы  просто  дышали  войной

                                                        А. Иоффе

Звучат  в  записи  позывные  Москвы:

«Внимание!  Говорит  Москва!  Работают  все  радиостанции  Советского  Союза…»

Ведущий

Из  заявления  Советского  правительства  22  июня  1941  года:

«…  Сегодня,  в  4  часа  утра,  без  объявления  каких-либо  претензий  к  Советскому  Союзу,  без  объявления  войны,  германские  войска  напали  на  нашу  страну,  атаковали  наши  границы  во  многих  местах  и  подвергли  бомбёжке  со  своих  самолётов  наши  города – Житомир,  Киев,  Севастополь…»

Наше  дело  правое  «Враг  будет  разбит.   Победа  будет  за  нами!»  

Ведущий

Немцы,  начиная  войну  против  нашей  страны,  встретили  упорное  сопротивление  всего  народа.  В  самом  начале  войны,  11  августа  1941  года  в  газету  «Правда»  жительница  г. Бреста  Елена  Ковальчук  писала:  «Если бы  мне  месяц  назад  сказали,  что  есть  на  земле  люди,  способные  на  такие  гнусные  зверства,  я  не  поверила  бы.  Только  звери  могут  так  вести  себя.  Ворвавшись  в  наш  город,  фашисты  занялись  обысками  и  грабежом.  День  и  ночь  они  рыскали  по  квартирам,  уводя  людей  и  забирая  всё,  что  им  нужно.  Там,  где  им  не  открывали,  фашисты  силой  вламывались  и  убивали  всех  жителей.  24  июня  на  городское  футбольное поле  согнали  мирных  жителей.  Сначала  фашисты  расстреливали  людей  по  одиночке.  Даже  детей …  Оставшимся  в  живых  скомандовали:  «Бегите»  и  в  след  бегущим  стал  бить  пулемёт…(звучит  «реквием»  Рождественская).

8  сентября  1941  года  над  городом  сомкнулось  кольцо  блокады  длинною  в  900  дней  и  ночей.  В  кольце  блокады  Ленинграда  оказалось  2  миллиона  887  тысяч  человек.  В  связи  с  истекающими  запасами  муки  продолжали  снижаться  нормы  выдачи  хлеба.  С  20  ноября  1941  года  пятый  раз  сокращается  хлебный  паёк:  рабочие  стали  получать  в  сутки  250  грамм  хлеба,  а  неработающие,  служащие  и  дети  по  125  грамм  хлеба  в  сутки.  Крошечный  почти  невесомый  ломтик.

        Сто  двадцать  пять  блокадных  грамм

        С  огнём  и  кровью  пополам…

                                Ольга  Берггольц

Ведущий

Острый  голод  давал  о  себе  знать  всё  сильнее.  Умирали  и  молодые  и  старые,  мужчины  и  женщины,  дети.  Смерть  настигала  людей  везде:  на  улице,  в  квартире,  на  работе  у  станков.

        На  салазках  кокон  пряменький,

        Спеленав,  везёт

        Мать,  заплаканная  в  валенках,

        А  метель  метёт.

Только  за  первую  блокадную  зиму  голод  унёс  в  Ленинграде  252  тысячи  человек.  Потеря  близких  отражалась  острой  болью  в  сердцах  живых,  однако   большая  смертность  не  породила  отчаяния  и  паники  в  народе.

Фашистская  армия  отправляла  в  Германию  тысячи  эшелонов  с  награбленным  грузом:  7  миллионов  лошадей,  17  миллионов  крупного  рогатого  скота,  20  миллионов  голов  свиней,  27  миллионов  овец  и  коз.  Враги  хотели  обречь  на  мучительную  медленную  смерть  как  можно  больше  людей,  оставшихся  в  живых,  взять  Ленинград,  а  пленных  превратить  в  рабов.

        … И  листовки  летели  с  неба

        На  пороге  замёрзших  квартир:

        «Будет  хлеб.  Вы  хотите  хлеба?»

        «Будет  мир.  Вам  не  снился  мир?»

        Дети,  плача,  хлеба  просили,

        Нет  страшнее  пытки  такой.

        Ленинграда  ворот  не  открыли  

        И  не  вышли  к  стене  городской

        Без  воды,  без  тепла,  без  света

        День  похож  на  чёрную  ночь.

        Может,  в  мире  силы  нету,

        Чтобы  всё  это  превозмочь.

        Умирали – и  говорили:

        – Наши   дети  увидят  свет!

        Но  ворота  они  не  открыли,

        На  колени  не  встали,  нет!

        Мудрено  ли,  что  в  ратной  работе

        Город  наш  по-солдатски  хорош?...

        Пётр  построил  его  на  болоте,

        Но  прочнее  земли  не  найдёшь.

                                        Е. Рывина

(звучит  7-я  симфония  Д.Д. Шостаковича).

Дети  в  осаждённом  городе…  их  было  400  тысяч.  Дети  ждали  хлеба,  а  где  его взять?  Матери  отдавали  всё,  что  могли,  что  имели,  только  бы  обменять  свои  вещи  на  хлебные  карточки.  Родители,  лишая  себя  куска  хлеба,  поддерживали  слабые  детские  силёнки,  тем  самым,  нанося  вред  своему  здоровью.  Чтобы  не  заморозить  детей,  женщины  с  превеликими  трудностями  доставали  дрова,  бережно  расходуя  каждое  полено,  а  если  дрова  кончались,  в  ход  шли  мебель,  паркет  и  даже  книги.

        Записи  ленинградской  11-летней  Тани  Савичевой,  которая  ненамного  пережила  своих  близких.

Ученица.  «Женя  умерла  28  декабря  в  12  часов  30  минут  утра  1941  года.  Бабушка  умерла  25  января  в  3  часа  дня  1942  года.  Лена  умерла  17  марта  в  6  часов  утра  1942  года.  Дядя  Вася  умер  13  апреля  в  2  часа  ночи  1942  года.  Мама – 13  мая  в  7  часов  30  минут  утра  1942  года.  Савичевы  умерли.  Умерли  все.  Осталась  одна  Таня».

        А  вот  воспоминания  тех,  кто  выжил.

 Ученица.   «Я  родилась  в  Ленинграде,  поэтому  и  блокада  Ленинграда  была  мне  предначертана  судьбой  Зимой  1941-1942 г.  не  стало  отопления,  света,  воды  и  стены  дома  промёрзли  на  20-30  см.  В  ту  пору  на  окнах  была  светомаскировка,  которая  скрывала  свет  иногда  горевшей  свечи  и  помогала  маме  убедить  меня,  ребёнка,  что  это  ночь  (даже  если  это  день),  а  ночью  никто  не  кушает,  надо  терпеть.  Блокадный  паёк  120  граммов  хлеба  из  смеси  опилок  и  муки.  А  есть  очень  хотелось,  и  чувство  голода  –  это  одно  из  устойчивых  воспоминаний  из  моего  детства  (Л.Т. Шепелева,  профессор,  доктор  исторических  наук).

Чтец:

        Иду  в  темноте,  вдоль  воронок

        Прожекторы щупают  небо

        Прохожие.  Плачет  ребёнок

        И  просит  у  матери  хлеба.

        А  мать  надорвалась  от  ноши

        И  вязнет  в  сугробах  и  ямах.

        – Не   плачь,  потерпи,  мой  хороший, –        

        И  что-то  бормочет  о  граммах.

        Их  лиц  я  во  мраке  не  вижу,

        Подслушала  горе  вслепую.

        Но  к  сердцу  придвинулась  ближе

        Осада,  в  которой  живу  я.

                                Н. Крандиевская-Толстая

Ведущий

        Но  вот  в  декабре  1941 г.- январе  1942 г.  по  Ладожскому  озеру  начинает  действовать  ледовая  «Дорога  жизни»

                                Показ  кадров  из  кинофильма  «Дорога  жизни»

Дети  встретили  войну  в  разном  возрасте.  Кто-то  совсем  крохой,  кто-то  подростком,  или  на  пороге  юности.  Война  застала  их  в  столичных  городах и  маленьких  деревеньках,  дома  и  в  гостях  у  бабушки,  в  загородном  лагере,  на  переднем  крае  и  в  глубоком  тыле.

Ученик.  Война  застала  нашу  семью  под  Брестом  22  июня  1941  года.  На  моих  глазах  погибла  мать  и  сестра.  Мне  было  девять  с  половиной  лет.  Я  был  подобран  двумя  солдатами,  и  мы  стали  выходить  из  окружения,  пробиралась  к  своим.  Мы  перешли  фронт,  и  меня  зачислили  воспитанником,  сыном  полка  в  специальную  разведку  при  штабе  4-ой  армии.  Я  выполнял  задание  по  разведке,  но  в  начале  1942  года  попал  под  обстрел,  был  ранен  и  слегка  контужен,  меня  отправили  на  лечение  в  тыл…

                                                    (Ю.Г. Подтыкайлов,   инженер-механик)

Самые  обездоленные  дети  войны – малолетние  узники  фашистских  лагерей  и  гетто.  У  этих  детей  трагические  воспоминания  голод,  холод,  страх,  боль,  колючая  прово

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Классные ручки"

В программе представлен цикл занятий с детьми раннего и дошкольного возраста по нетрадиционной изобразительной деятельности. Работа актуальна, способствует развитию нетрадиционных изобразительны...

Классный час во 2 классе, посвященный Дню города.

Классный час был проведен с предварительной работой. Дети готовили небольшие проекты и представляли их по группам: "Мы - поэты", "Мы - художники", "Мы - исследователи" и пр. Было очень интересно и пед...

Классный час "Протест против курения"

Разработка мероприятия "Протест против курения" направлена на приобщение детей к здоровому образу жизни. Это мероприятие воспитывает у ребёнка умение отказаться от вредных привычек....

Классный час "Вирус - сквернословия"

Данная разработка мероприятия нацелена на духовное здоровье ребёнка, на чистоту разговорной речи....

Классный час по экологическому воспитанию "Волнуется природа неспроста"

Классный час подготовлен и проведён с использованием ИКТ...

МАТЕРИАЛЫ КЛАССНОГО ЧАСА, ПОСВЯЩЕННОГО 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ НА ТЕМУ: «ШАГНУВШИЕ В БЕССМЕРТИЕ».

Рассказать обучающимся о героической обороне г.Севастополя в годы Великой Отечественной войны; стараться донести до сознания все тяготы и лишения, испытанные советскими людьми в дни осады Севастополя...

Выступление классного руководителя не тему:" Работа начинающего классного руководителя"

В данном выступлении описаны трудности с которыми сталкивается начинающий свою работу классный руководитель, а так же правила которым нужно придерживаться начинающему классному руководителю.  в в...