Методическое пособие
методическая разработка (младшая группа) по теме
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПЕРВЫЕ ШАГИ
(СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА)
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного всестороннего развития и является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования.
Сенсорное развитие – это процесс развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.
Сенсорное воспитание – целенаправленная специально организованная деятельность, цель которой приобщение детей к сенсорной культуре, формирование рациональных способов чувственного познания. Направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их свойства и отношения; формирование рациональных способов чувственного познания, развития сенсорных способностей.
А. В. Запорожец ввел понятие сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Эталоны формы – геометрические фигуры, эталоны цвета – 7 цветов спектра и их оттенки, эталонами величины являются метрические системы мер (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий…). Усвоение сенсорных эталонов – это длительный и сложный процесс, не заканчивающийся в раннем детстве. Усвоить сенсорный эталон – это значит использовать его в качестве «единицы измерения» при оценке свойств предметов. Таким образом, основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия.
Дидактические игры и игрушки являются основными средствами обучения в раннем возрасте. В этих играх ребенок манипулирует предметами, соотносит их по цвету, форме, размеру, знакомится с их внутренним устройством. И поэтому я постаралась создать условия для данных игр.
Для этого необходимо следующее:
• Ребенок должен чувствовать, что его любят таким, какой он есть, ребенок должен свободно проявлять свои желания и интересы;
• Необходимо предоставить ребенку возможность свободно брать игрушки и действовать с ними;
• Необходимо поощрять самостоятельность и любознательность ребенка;
• Необходимо постоянно использовать в речи слова, обозначающие цвет, форму и размер предметов.
СЕНТЯБРЬ
1.Разноцветные пирамидки
ЦЕЛЬ: познакомить детей со сборно-разборной игрушкой-пирамидкой. Учить их выполнять простые действия (снимать и нанизывать кольца); обращать внимание на величину колец. Формировать умение правильно ориентироваться на слова» большое колечко, маленькое колечко».
2.Игрушка-матрешка
ЦЕЛЬ: учить детей действовать со сборно-разборными игрушками состоящих из двух одинаковых и взаимосвязанных частей. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Познакомить детей с уголком ряженья.
ОКТЯБРЬ
1.Знакомство с красным цветом. Д/И. «Чудесный мешочек»(с овощами на определение цвета)
ЦЕЛЬ: уточнить представления детей о характерных признаках некоторых овощей (морковь красная, крепкая, сладкая; луковица гладкая, круглая). Учить узнавать овощи на ощупь, учить обследовательским действиям: погладить, попробовать, надавить. Активизировать употребление слов, определяющих признаки овощей: круглая, гладкая, сладкая.
2.Знакомство с желтым цветом. Д/И. «Найди листок, как у меня»
ЦЕЛЬ: рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением осени; учить различать два цвета красный и желтый; учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.
3.Знакомство с зеленым цветом. Д/И. «Какой мяч больше»
ЦЕЛЬ: продолжать учить детей правильно ориентироваться на слова «большой маленький», закрепить название цветов (красный, желтый), учить детей по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.
4.Знакомство с синим цветом. Д/И. «Найди свой дом»
ЦЕЛЬ: показать детям иллюстрации с изображением домов, рассмотреть крыши домов, они разноцветные. Учить детей различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом, различие цветов производиться только глазами, на расстоянии, что позволяет ребенку отвлекаться от других свойств, сравниваемых предметов. Закрепить название цветов(красный, желтый, зеленый).
НОЯБРЬ
1.Упр. «Что за форма?» (прокатывание шариков в ворота).
ЦЕЛЬ: учить детей различать и называть геометрические формы: шарик, кубик, в разнообразной обстановке: по определению(что это), среди нескольких других, разных по названию и цвету. Закреплять цвет предмета.
2.Д/И «Какой это формы » («Чудесный мешочек» (на определение формы и цвета))
ЦЕЛЬ: Учить детей выбирать предметы на ощупь по зрительно-вспомогательному образцу и чередовать их по форме. Закрепить цвет предмета.
3.Упр. «Сбор урожая» (размещение грибков двух цветов (цвет и форма)).
ЦЕЛЬ: учить детей сопоставлять по цвету разнородные предметы, закреплять умение группировать разнородные предметы по форме.
4.Д/И «Спрячь мышку» (соотнесение предметов 2-х заданных цветов при выборе из четырех).
ЦЕЛЬ: учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных; закреплять умение детей группировать предметы по цвету.
ДЕКАБРЬ
1.Д/И «Курочка и цыплята» (цветовое обозначение предметов).
ЦЕЛЬ: фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
2.Д/И «Поручения»
ЦЕЛЬ: Учить детей различать и называть игрушки, а так же выделять их основные признаки (цвет, размер); развитие слухового восприятия, совершенствования понимания речи.
3.Д/И «Разноцветные поляны»
ЦЕЛЬ: закрепить представления детей о четырех цветах(синий, красный, желтый, зеленый), учить детей выделять цвета отвлекаясь от других признаков предмета.
4.Д/И «Зажжем на елке огни»
ЦЕЛЬ: учить детей группировать предметы по цвету, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Закреплять цвет предмета.
ЯНВАРЬ
1.Д/И «Найди такую же» (круг, квадрат)
ЦЕЛЬ: познакомить детей с кругом и квадратом; учить детей находить предмет по образцу; закрепить знания детей о цвете.
2.Д/И «Домик и флажки»(треугольник, квадрат).
ЦЕЛЬ: познакомить детей с треугольником. Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
3.Д/И «Найди пару»
ЦЕЛЬ: учить детей рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), формировать у детей целенаправленное зрительное восприятие формы, находить предмет по образцу, продолжать закреплять цвет предмета.
ФЕВРАЛЬ
1.Д/И «Разноцветные ленточки» (длинный, короткий).
ЦЕЛЬ: продолжать учить детей сравнивать предметы по величине(больше, меньше; длиннее, короче), развивать способности группировать предметы по цвету, формировать умение детей действовать с предметами в соответствии с указаниями взрослого. Учить приему накладывания друг на друга.
2.Д/И «В гости к кукле Кате»
ЦЕЛЬ: продолжать вырабатывать умения самостоятельно узнавать цвета: красный, синий, желтый, зеленый; развивать зрительное внимание детей. Уточнить представления детей – длиннее, короче; побуждать их использовать эти слова в речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
3.Д/И «Кукла Катя угощает гостей»
ЦЕЛЬ: учить группировать предметы по форме, закрепить знания детей о геометрических формах. Воспитывать желание прийти на помощь.
4.Д/И «Домик куклы Кати»
ЦЕЛЬ: учить детей группировать предметы по цвету, закрепить цвет предмета, форму. Учить детей из палочек строить лесенку. Воспитывать желание помочь друзьям.
МАРТ
1.Д/И «Самое-самое вкусное»
ЦЕЛЬ: учить детей различать и называть вкусовые свойства предметов, закреплять умения самостоятельно выбирать предметы определенного цвета, формы. Воспитывать заботливое отношение к животным.
2.Д/И «Кукла Катя в цирке»
ЦЕЛЬ: учить детей из геометрических фигур выкладывать Петушка, закреплять цвет предмета, находить недостающий предмет; воспитывать желание оказывать помощь.
3.Д/И «Что нам привез Мишутка»
ЦЕЛЬ: учить детей на ощупь узнавать предмет и называть его, закрепить знания о форме, величине и цвете.
4.Д/И «Любимая игрушка»
ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о цвете, умение детей нанизывать кольца пирамидки в нужной последовательности.
АПРЕЛЬ
1.Д/И «Цвет и форма»
ЦЕЛЬ: закреплять с детьми умение группировать по цвету разнородные предметы; формировать целенаправленное зрительное восприятие формы, учить рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), воспитывать у малышей положительное отношение к занятиям.
2.Д/И «Мои друзья»
ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о цвете, форме; умение создавать узор из геометрических фигур. Воспитывать желание заботиться о друзьях.
3.Д/И «На прогулке с куклой Катей»
ЦЕЛЬ: учить детей понимать количественную характеристику предметов, использовать в речи слова один, много; закрепить цвет, величину предмета; пространственные отношения.
4.Д/И «Высоко-низко»
ЦЕЛЬ: формировать у детей пространственные представления(высоко-низко); побуждать детей использовать в речи соответствующие слова.
МАЙ
1.Д/И «В гости к Солнцу»
ЦЕЛЬ: создать условия для проявления детей умений и знаний в различных ситуациях; развивать наблюдательность, речь; закрепить понятия «заботиться» , «помочь»; выявить знания о диких и домашних животных и их детенышах. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, доброту.
2.Д/И «Закрой окошко»
ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о геометрических фигурах и цвете.
3.Д/И «Что понравилось – возьми принеси»
ЦЕЛЬ: закреплять умения детей правильно и самостоятельно выбирать предмет и называть его.
4.Д/И «Чей коврик лучше»
ЦЕЛЬ: продолжать развивать у детей зрительное восприятие формы плоскостных фигур-круга, треугольника, квадрата.
В конце года можно провести следующие игры на выявление уровней развития различных видов сенсорного восприятия.
Игра – диагностика
«Большие и маленькие».
Цель: выявить уровень развития восприятия величины.
Оборудование: набор геометрических фигур (большие и маленькие).
Инструкция: «Покажи мне большие фигуры и маленькие».
Анализ: справился с заданием – высокий уровень,
не справился с заданием – низкий уровень.
Игра – диагностика
«Вырастим елочку».
Цель: выявить умеют ли дети сравнивать предметы по высоте.
Оборудование: два домика – высокий и низкий; две елочки – высокая и низкая.
Ход: у высокого домика вырастить высокую елочку, у низкого – низкую. Спросить какая елочка выросла у каждого домика.
Анализ:
не справился с заданием – низкий уровень,
справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,
самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.
Игра – диагностика
«Река и ручеек»
Цель: выявить умеют ли дети сравнивать предметы по ширине.
Оборудование: широкая и узкая полоска бумаги синего цвета одинаковой длины, а также кораблик и лодочка.
Ход: поставь кораблик на широкую полоску, а лодочку на узкую. По какой полоске плывет кораблик, а по какой лодочка?
Анализ: не справился с заданием – низкий уровень,
справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,
самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.
Игра – диагностика
«Геометрическое лото»
Цель: выявить уровень развития восприятия формы.
Оборудование: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и по 5 карточек с изображением предметов различной формы: (круглой – мяч, яблоко, арбуз; квадратной – кубик, платок, флаг…).
Инструкция: «Найди предмет такой же формы».
Анализ: 0-1 форма – низкий уровень
2-3 формы – средний уровень
4-5 формы – высокий уровень.
Игра – диагностика
«Много – мало и один»
Цель: выявить умеют ли дети различать понятия: много, мало, один.
Оборудование: 6 машинок, 3 елочки, 1 мячик.
Ход: скажи мне, сколько каких игрушек у меня на столе?
Анализ: не справился – низкий уровень;
справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,
самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.
Игра – диагностика
«Построй дорожку»
Цель: выявить уровень восприятия величины.
Оборудование: конструктор «Лего», игрушка зайчик, медвежонок.
Ход: сделай дорожку любой длины, а теперь сделай дорожку длиннее предыдущей. На длинную дорожку поставь медвежонка, на короткую – зайчика. Кто по какой дорожке идет?
Анализ: не справился – низкий уровень;
справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,
самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"
Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....
Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).
Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....
Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников
Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...
Методическое пособие Методическое пособие Рассказываем детям о войне.
Методическое пособие Рассказываем детям о войне....
Положение о смотре-конкурсе «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» и методические рекомендации к созданию учебно-методического пособия
Положение о...
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное ...
Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)
Дидактическое пособие рекомендовано музыкальным руководителям...