Нарушения поведения у дошкольников.
статья по теме
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей дошкольного возраста, разработки программ психопрофилактики и коррекции. Однако, при исследованиях и проведении коррекционной работы, основное внимание обращается на нарушения личностных структур ребенка, которые принято относить к функциональным отклонениям в развитии, обычно это нарушения содержательного (личностно-смыслового) компонента деятельности и общения. В то же время основному, базальному компоненту – динамическому, уделяется мало внимания.
В обществе всегда существовали социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Нарушение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Говоря о нарушении поведения у детей, имеется в виду те его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют свободному выражению себя: сковывают, ухудшают отношения в кругу друзей; наносят вред душевному и физическому здоровью ребенка; негативно сказываются на адаптации к требованиям окружающего мира; ухудшают качество жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narusheniya_povedeniya_u_doshkolnikov.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение для централизованного управления Cisco (ISE) позволяет эффективно определять политики информационной безопасности и управлять ими в масштабе всей организации.
Некоторый ключевой функционал Cisco ISE:
Решается задача поддержки "любого устройства" помощью политики контроля доступа в корпоративной сети;
Различаются корпоративные и личные пользовательские устройства;
Автоматизируется функционал обеспечения информационной безопасности по всей организации при помощи средств контроля доступа, реализованных на уровне сети;
Обеспечение соответствия нормативным требованиям в области информационной безопасности.
Высокий уровень безопасности достигается при помощи аутентификации по протоколу IEEE 802.1x, совместно с которым возможно расширение функционала решения при помощи механизмов профилирования и оценки состояния подключаемых клиентов по множеству критериев.
Кроме устройств, которые поддерживают протокол
е для централизованного управления Cisco (ISE) позволяет эффективно определять политики информационной безопасности и управлять ими в масштабе всей организации.
Некоторый ключевой функционал Cisco ISE:
Решается задача поддержки "любого устройства" помощью политики контроля доступа в корпоративной сети;
Различаются корпоративные и личные пользовательские устройства;
Автоматизируется функционал обеспечения информационной безопасности по всей организации при помощи средств контроля доступа, реализованных на уровне сети;
Обеспечение соответствия нормативным требованиям в области информационной безопасности.
Высокий уровень безопасности достигается при помощи аутентификации по протоколу IEEE 802.1x, совместно с которым возможно расширение функционала решения при помощи механизмов профилирования и оценки состояния подключаемых клиентов по множеству критериев.
Кроме устройств, которые поддерживают протокол 802.1х, Cisco ISE позволяет аутентифицировать устройства по протоколу (MAB). Это решает проблему безопасного подключения для следующих устройств: принтеры, IP- камеры, UPS, терминалы, станции ВКС, турникеты и других.
Аутентификация - процедура проверки подлинности. Например: аутентификация пользователя по паролю.
Авторизация - процедура предоставления аутентифицированному пользователю определенных прав на выполнение действий. Например: предоставление доступа к выполнению только нескольких команд на оборудовании; предоставление доступа только к некоторым файлам на сервере.
Термин для обозначения программного обеспечения на стороне пользователя, посредством которого предоставляются данные для аутентификации.
RADIUS — протокол для реализации процедуры аутентификации, авторизации и сбора сведений об использованных ресурсах.
Расширение протокола RADIUS при помощи механизмов изменения авторизации пользователя в реальном времени. Например: после успешной аутентификации и авторизации в результате несоответствия требованиям ИБ - преднамеренно ограничивается доступ пользователя в сеть.
Функциональные возможности Cisco ISE.
Использование стандартного протокола RADIUS для аутентификации, авторизации и учета (AAA).
Протоколы Аутентификация. Поддерживает широкий диапазон протоколов аутентификации, включая PAP, MS-CHAP, (TLS).
Модель политики. Поддерживает модель политики на основе правил и условий для создания гибких и важных для бизнеса политик контроля доступа. Позволяет задавать политики путем извлечения атрибутов из заранее определенных баз, в которых содержатся данные об учетных данных пользователей и оконечных устройств, оценке состояния, протоколах аутентификации, результатах профилирования и т. д. Атрибуты можно создать динамически и сохранить для использования в дальнейшем.
Контроль доступа. Поддерживает множество различных механизмов контроля доступа, включая загружаемые списки контроля доступа, назначение сетей VLAN, перенаправление по URL-адресам и добавление меток SGA, что позволяет использовать расширенные возможности сетевых устройств Cisco.
В базе данных платформа содержатся предопределенные шаблоны конструкций для различных оконечных устройств, таких как IP-телефоны, принтеры, IP-камеры, смартфоны и планшеты. Администраторы могут создавать собственные шаблоны устройств.
Кроме того, администраторы могут задавать политики авторизации на основе типа устройства.
Платформа Cisco собирает сведения об атрибутах оконечных устройств с использованием средств пассивной сетевой телеметрии, путем активного сканирования оконечных устройств, а также путем взаимодействия с сенсорами устройств, функционирующими на коммутаторах Cisco.
Средства профилирования устройств, размещенные на Cisco, являются одним из элементов технологии профилирования Cisco ISE. Они позволяют коммутаторам быстро собрать сведения об оконечных устройствах, подключенных к ним, и передать собранные сведения по протоколу RADIUS платформе Cisco ISE для классификации устройств и назначения соответствующих политик.
Технология профилирования с использованием сенсоров не позволяет осуществить эффективный сбор сведений об оконечных устройствах в рамках распределенной, а также обеспечивает платформы, упрощает развертывание и позволяет повысить эффективность классификации устройств.
Управление жизненным циклом гостевого доступа Платформа обеспечивает управление полным жизненным циклом гостевого доступа, при котором пользователи со статусом «Гость» могут получить контролируемый доступ к сети в течение ограниченного времени при поддержке администратора или путем самостоятельной регистрации на портале гостевого доступа. Позволяет администраторам настраивать порталы и политики с учетом конкретных потребностей организации.
Оценка состояния оконечных устройств
Проводит оценку состояния оконечных механизмов для всех типов пользователей, подключающихся к сети.
Функционирует с использованием либо постоянно на агента, либо с использованием временно загружаемого агента. В процессе оценки состояния оконечных устройств оценивается соответствие оконечного устройства требованиям политик безопасности, таким как наличие последних исправлений для операционных систем и наличие пакета антивирусного программного обеспечения с самыми последними и актуальными антивирусными базами.
Развитая система оценки состояния оконечных позволяет выполнять проверку файловых переменных (версия, дата и т. д.), реестра (раздел, значение и т. д.) и приложений. Чтобы гарантировать соответствие оконечного устройства политикам компании, платформа Cisco ISE обеспечивает регулярное автоматическое обновление клиента и проводит повторную оценку состояния устройства.
Сервис защиты оконечных устройств
Позволяет администраторам оперативно предприльтВ обществе всегда существовали социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Нарушение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Говоря о нарушении поведения у детей, жизни. имеется в виду те его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют свободному выражению себя: сковывают, ухудшают отношения в кругу друзей; наносят вред душевному и физическому здоровью ребенка; негативно сказываются на адаптации к требованиям окружающего мира; ухудшают качество
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Только психологически грамотное сопровождение естественного развития ребенка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Существенную роль в жизни человека играют навыки, привычки, привычное поведение. Реализуя привычное поведение, ребенок поступает правильно, потому, что иначе не может поступить. Нередко ребенок знает как надо поступать, как надо себя вести, но поступает и ведет себя иначе, особенно когда его никто не видит.
Умение управлять собой дается с большим трудом дошкольникам. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, жесткой зависимостью от воспринимаемой ситуации. Ребенок действует не по своей воле, а по принуждению окружающих вещей и обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредности и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда выполняют то, о чем их просят. Все дело в том, что речь не сразу становится для детей регулятором поведения
Начиная со старшего дошкольного и на всем протяжении младшего школьного возраста у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению американского психолога Э.Берна, «механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение какое поведение он будет культивировать»
Психологические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Вместе с тем в психологической литературе не удалось обнаружить определение понятия и типологию нарушений поведения у детей.
Согласно справочной психиатрической литературе нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. Оно проявляется либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил
Аномальное поведение - ответная реакция ребенка на ситуацию, которая не соответствует его взглядам, оценкам, понятиям. Обычно эта реакция имеет болезненный характер. Если она сильно затрагивает чувства ребенка и вызывает закрепление в сознании, то девиантное поведение становится нормой и переходит в расстройство
Расстройство - приобретенная форма поведения. Оно не связано ни с наследственностью, ни с органическими нарушениями. В основе его обычно лежат видимые причины и следствия. Обычно сначала возникает ситуация, не приемлемая для ребенка, создающая для него определенные трудности и приводящая к переживаниям, обидам, ущемлению самолюбия. Она является стимулом, играет роль запускающего механизма. Когда стимул достигает критического порога, то вызывает ответную реакцию, с помощью которой ребенок пытается снять, сбросить тягостные для него переживания
Отклонения поведения от нормы, также называют аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным, деликвентным. Все эти названия говорят об одном: поведение ребенка не соответствует принятой норме, т. е. является аномальным, или отклоняющимся
Девиантное (отклонение) поведение - это общее название для различных нарушений правил поведения, используемое в зарубежной литературе. Девиантным обычно называют поведение детей, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами
Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. А чем еще может ответить незащищенный, слабый человек на ухудшение условий, как не изменением своего поведения? Таким образом, девиантное поведение - это изменение реакции ребенка на неприемлемую для него ситуацию
Кроме главной и всеобъемлющей причины - нарастания напряженности жизни, вызывающей постоянную тревожность у людей и деформирующей их поведение, действуют факторы воспитательные. Девиантное поведение - почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание - это и воспитание недостаточное, и воспитание чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. При нормальном, взвешенном, сбалансированном воспитании, опирающемся на индивидуальность ребенка, отклонений нет и формируются нормальные люди
Естественная реакция у каждого ребенка своя. Она обусловлена пониманием ситуации (прошлым опытом), сложностью самой ситуации, особенностями детского характера и темперамента, знанием выхода из ситуации, привычными формами реагирования. У детей характеры разные, различная манера их проявления, что и приводит к естественным разногласиям и даже конфликтам. И для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся - для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации.
Причины неконструктивного поведения детей разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в две группы.
В некоторых случаях нарушения поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть, определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в импульсивном (гипервозбудимом) поведении ребенка, с характерной для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, достаточно легким переходом от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности
В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или, наоборот, негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением знают и умеют вести себя как надо, но не желают, и будто бы специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у ребенка отрицательных эмоций и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми
Предупреждение нарушений в поведении детей, отнесенных в эту группу, довольно легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (воспитатели, родители) обращают внимание уже на первые проявления такого поведения. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно вслед за их возникновением. Важность быстрого реагирования взрослых в этих случаях объясняется тем, что, раз возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неконструктивных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются уже сами по себе
Нередко плохое поведение ребенка спровоцировано не тем, что он специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности (эстетической, игровой, трудовой, спортивной и др.) воспитательной среде. Нарушения в поведении также появляется у детей из-за незнания правил поведения
Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного д/сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования их соблюдать, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива
Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к тому, что ребенок приобретает привычку вести себя неорганизованно, недисциплинированно.
Отечественные и зарубежные исследователи предложили различные подходы к типологии нестандартного поведения. Большая их часть принадлежит врачам и психологам и основывается на анализе психических особенностей людей, таких, например, как направленность, мотивация, характер, темперамент.
И. П. Подласый предлагает следующие типы нарушений поведения
Видимые проявления | Эмоциональные состояния | Цели девиантного поведения | Особенности проявления | Чем вызвано поведение | Группы коррек-ции |
Непослушание | Легкое напряжение | Эмоциональная разрядка | Сопротивление просьбам | Особенности возраста | - |
Шалость | Напряжение средней степени | Выпуск избыточной энергии | Сопротивление требованиям | Особенности возраста | - |
Озорство | Двигатель-ное беспокойство | Устранение двигательного беспокойства | Постоянное сопротивление советам | Особенности возраста | - |
Проступок | Беспокойст-во | Реализация требований | Сознательное нежелание правильно вести себя | Трудности адаптации | Девиантного поведе-ния |
Негативизм | Легкая тревожность | Стремление к превосходству | Немотивированное и неразумное сопротивление | Повышенная эмоциональ-ная напряжен-ность | Тревож-ности |
Упрямство | Тревожность средней степени | Стремление к превосходству | Противодейст-вие просьбам, советам | Повышенная эмоциональ-ная напряжен-ность | Тревож-ности, асоциального поведе-ния |
Капризы | Высокая тревожность | Стремление к превосходству | Намеренное выполнение нецелесообразных действий | Неправиль-ное предшествующее воспитание | Асоциального, отклоняющегося поведения |
Своеволие | Депрессия | Уход от трудностей | Нежелание неумение понять себя | Трудности жизни | Депрес-сии, асоциального поведения |
Грубость | Депрессия, депривация | Поиск защиты, стремление взять свое | Игнорирование препятствий на пути самоутверждения | Противоре-чие «Я - они» | Эмоцио-нальных состоя-ний |
Недисциплинирован-ность | Депривация | Совершение мести | Сознательное, умышленное нарушение норм | Противоре-чие «Я -они» | Агрессивного поведе-ния |
Агрессия, правонарушения | Фрустрация | Деструктивное поведение | Грубое, циничное нарушение прав других | Противоре-чие «Я - они» | Агрессивного поведения |
И. А. Фурманов определяет типологию нарушений поведения с точки зрения деструктивной направленности: нарушения поведения – одиночный агрессивный тип; нарушения поведения – групповой агрессивный тип и нарушения поведения в виде непокорности и непослушания
Нарушения поведения – одиночный агрессивный тип. У детей описываемого типа имеет место также доминирование агрессивного в физическом или вербальном плане поведения. Преимущественно оно направленно против взрослых и родственников. Такие дети склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму.
Для большинства детей отнесенных к одиночному агрессивному типу, свойственна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ «жесткости». Характерно, что они никогда не заступаются за других, даже если это им выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности манипулировать другими в свою пользу без малейшей попытки добиться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Отличительной особенностью такого агрессивного поведения является одиночной, а не групповой характер деятельности
Нарушения поведения – групповой агрессивный тип. Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся, в основном, в виде групповой активности в компании друзей. Такое поведение всегда проявляется вне дома. Оно включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, а также довольно незначительные правонарушения и антисоциальные поступки являются скорее правилом, чем исключением
Важной и постоянной динамической характеристикой такого поведения являются значительное влияние группы сверстников на поступки подростков и их чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы. Поэтому дети с названными нарушениями обычно дружат со сверстниками. Они часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы и не склонны обвинять их или доносить на них
Нарушения поведения в виде непокорности и непослушания. Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей. Эти действия, встречающиеся при других формах расстройств поведения, однако, не включают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми. Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения являются: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность и мстительность
Так же И. А. Фурманов выделяет типологию нарушений поведения с точки зрения социальной направленности - это социализированное антиобщественное поведение и несоциализированное агрессивное поведение
К первой группе относятся дети, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения.
Ко второй группе относятся дети с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией ребенка на напряженную, стрессовую ситуацию или психическую травму, либо представляют собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей
Следующую типологию нарушений поведения предлагает В. Т. Кондрашенко, определяя их как отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека, проявляющихся как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения). Рассматривая нарушения поведения как отклонения в поведении здорового человека, он выделяет девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях
Девиантное или отклоняющееся поведение, поскольку оно не обусловлено нервно-психическими заболеваниями – понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья
М.Э. Вайнер предлагает к рассмотрению следующие типичные формы нарушенного поведения дошкольников
- симптоматическое поведение.
Импульсивное поведение детей складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.
При импульсивном поведении ребенком движет прежде всего возможность удовлетворить собственные желания, выразить нахлынувшее чувство. Конкретная цель при этом, естественно, не ставится, сознание не концентрируется на достигаемом результате и последствиях импульсивных действий. Этим импульсивное поведение отличается от решительного поведения. Последнее также предполагает быструю реакцию, но связано с обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений
Ребенка с импульсивным поведением отличает, прежде всего, невероятная двигательная активность и повышенная отвлекаемость, невнимательность. Он постоянно совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры и занятия других детей; совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях
Дети с конформным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные из них это избирательность контактов (предпочитают хорошо знакомых взрослых и сверстников) и боязнь публичных выступлений (ответ на уроке, выступление на празднике). Если такой ребенок все-таки включается в общение, то выбирает конформное поведение, как наиболее для себя комфортное и безопасное.
Личностные особенности, подвигающие ребенка к выбору конформного поведения, как правило не являются его врожденными качествами. Они формируются тогда, когда ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Особую роль при этом играет авторитарный или гиперопе-кающий стиль воспитания
Психологической основой конформности является высокая внушаемость ребенка, непроизвольное подражание, «заражение». Однако будет ошибкой, если определить как «конформное» естественное подражание дошкольника взрослым при усвоении правил поведения, оценки значимых событий, при овладении практическими навыками (манипулирование предметами, организация игр и др.)
Качества личности противоположные конформности - это самостоятельность и независимость. Однако в своем крайнем выражении и они приводят к неконструктивному - демонстративному поведению. Признаками такого поведения будет стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом
Часто встречающийся вариант демонстративного поведения - детское кривляние. Можно выделить две закономерности. Во-первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном (при помощи действий, телесном) языке говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах: «Я - плохой»
Нередко демонстративное поведение ребенка это единственно возможный способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители практически не общаются с ними, общаются мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет, и его следует отругать, наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия и др.), ребенок использует парадоксальную, но единственную ему доступную форму - демонстративную выходку и незамедлительно следующее за ней наказание. «Общение» состоялось
Формы протестного поведения детей это негативизм, упрямство, строптивость. В определенном возрасте, как правило в два с половиной - три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об исследовании ее границ. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения. Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слезы, грубость, дерзость либо замкнутость, отчужденность, обидчивость
Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх и др.)
Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении
Агрессия как форма неконструктивного поведения находится в прямой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребенка, детерминирующих, направляющих и обеспечивающих реализацию агрессивного поведения. Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе, отрицательно влияет на их общение со сверстниками и взрослыми
Нередко дети демонстрируют поведение, которое нельзя квалифицировать ни как агрессивное, ни как протестное, ни как любое другое из уже рассмотренных. Тем не менее оно вызывает многочисленные нарекания у воспитателей и родителей. Чаще всего взрослые определяют такое поведение как недисциплинированное.
Недисциплинированное поведение - это поведение, при котором человек в той или иной степени нарушает общественные правила, стандарты, а также собственные социально одобряемые цели и установки
Как правило, детям с недисциплинированным поведением свойственны безответственность, развязность, ленность, неряшливость, эгоизм.
Любое уже рассмотренное нарушение поведения может быть квалифицировано как симптоматическое. В этом случае неконструктивное поведение ребенка выполняет функции своеобразной коммуникативной метафоры, с помощью которой он сообщает взрослым о своей душевной боли, о своем психологическом дискомфорте. Например, агрессивное поведение, драки со сверстниками - это своеобразное замещение недостающей близости с родителями; капризы - это способ контролировать взрослых. Подобное поведение ребенка квалифицируется как симптоматическое.
Таким образом, типичными формами нарушений поведения в старшем дошкольном возрасте являются: импульсивное поведение, а также демонстративное, протестное, агрессивное, конформное, недисциплинированное и симптоматическое поведение, в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [текст] / Э.Берн. - СПб, 2006.
- Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников [текст] / М.Э.Вайнер // Педагогическое общество России – Москва, 2004.
- Венгер, Л.А. Психология [текст] / Л.А. Венгер, В.С.Мухина// Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1988 – 325.
- Венгер, Л.А. О понятии «психологический синдром» [текст] /Л.А.Венгер// Журнал практической психологии и психоанализа №3, 2001.- с.32-38.
- Возрастная и педагогическая психология [текст]/М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.// Под. ред. Гамезо М.В. и др. – М. , 1984 – 438с.
- Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика: обучение трудных школьников.учеб.пособие[текст]/ Гилленбранд К. -М.:AGADEMA, 2005 – 376с.
- Гонеев, А.Д., Лиофинцева, Н.И., Ялпаева, Н.В. Основы коррекционной педагогики [текст]/ Гонеев А.Д..-М.Академия, 2007 – 424с.
- Ениколопов С.Н Агрессивное поведение. [текст] / С.Н.Ениколопов// В сб. Особый ребенок: исследование и опыт помощи. - М , 1998, вып.1.
- Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты.– Минск: Беларусь, 2008.– С. 77–83.
- Коррекционная педагогика и специальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. [текст]/ ПГУ; ПГУ. - Архангельск : ПГУ, 1999. - 140 с.
- Коррекционная педагогика: учеб.пособие вузов [текст]/под ред.В.С. Кукушкин.-М.:Март, 2004.-352с.
- Котырло, В.К. Некоторые подходы к экспериментальному исследованию волевых действий у детей [текст]/ Котырло, В.К. // В кн.: Материалы 2-й международной научной конференции по проблемам психологии воли. – Рязань, - 2007, с. 28- 3.
- Лоренц, К. Агрессия [текст] / К.Лоренц.– М.: Прогресс-Пресс, 2004.– С. 272.
- Мухина, В.С. Психология дошкольника [текст]/ Мухина В.С. – М, - 1975. - 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...