«Замкнутость - отклонение в поведении дошкольников»
материал (младшая группа) по теме

Кузнецова Ольга Александровна

Как помочь родителям более точно разобраться в поведении дошкольника и отклонениях в его развитии. Если есть сомнения – родителям никогда не рано обратиться к психологу – лучше предупредить критическую ситуацию, чем долго и героически с ней потом справляться. Как распознать отклонения в поведении дошкольников и как отличить нормальное поведение ребенка от аномального?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_po_teme.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе по теме

 «Замкнутость - отклонение в поведении дошкольников»

Работа выполнена: воспитателем

 Кузнецовой Ольгой Александровной.  

                                                                             

                                                  Москва  

                                               

                                                     2013

     Я работаю воспитателем в дошкольном учреждении вот уже 17 лет.15 из них во второй младшей и средней группах с нарушением опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. За это время много детишек прошло через мои руки и мое сердце. И всегда остро стоял вопрос о здоровье детей, об их физическом и психическом развитии.

       Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как здоровье подрастающего поколения определяет будущее страны. Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специалистов. Работая с такими детьми, я имею глубокое убеждение, что при всем разнообразии врожденных, рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства  детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, к которому затем  присоединяется вторичный дефект, связанный с отклонениями в психическом развитии ребёнка, что в свою очередь сказывается и на отклонения в поведении.      

      Очень часто мы - педагоги в детском саду и мамы жалуются, что малыши-дошкольники или слишком буйные и агрессивные, или, наоборот, слишком медленно воспринимают информацию.

       Как же помочь родителям более точно разобраться в поведении дошкольника и отклонениях в его развитии. Если есть сомнения – родителям никогда не рано обратиться к психологу – лучше предупредить критическую ситуацию, чем долго и героически с ней потом справляться.

       Как распознать отклонения в поведении дошкольников и как отличить нормальное поведение ребенка от аномального?

     Мы не должны забывать о кризисе дошкольного возраста. Дети в возрасте от 1-го до 7 лет могут испытывать кризисы каждого из периодов. В эти периоды ребенок может стать агрессивным и неуправляемым, не слушаться родителей, капризничать. Его поведение может кардинально отличаться от привычного, свойственного ему раньше. Но они проходят, и через некоторое время родители снова могут называть своего малыша «золотым ребенком».

      Отклонения в поведении ребенка – это совсем другое. Это значит, что ребенок ведет себя нетипично для своего возраста, причем его поведение не укладывается ни в физические, ни в психологические рамки.

      У ребенка-дошкольника бывают отклонения, которые типичны для его возраста, и такие, которые могут считаться отклонениями в поведении. Но как отличить аномальное поведение от нормальной реакции ребенка на сложные обстоятельства?

       Работая в дошкольном учреждении, я наблюдаю за поведением детей и могу определить особенности поведения, которые соответствуют определенному возрасту и полу. Сюда относятся поведенческие реакции, которые соответствуют или не соответствуют развитию ребенка этого возрастного периода. Например, если ребенок сосет палец, это будет выглядеть нормальным в 5 лет. И совсем недопустимо в 10-летнем возрасте. Нужно внимательно наблюдать за развитием ребенка, учитывая его пол. Если мальчик ведет себя как девочка, и это ярко выраженные особенности, такое поведение – отклонение от нормы.

       Сколько же по времени продолжается расстройство поведения? Если ребенок боится спать ночью с выключенным светом, просыпается от кошмаров и боится незнакомых людей, это может быть нормальным какой-то период времени. Но если отклонения в поведении продолжаются долго, например, на протяжении года, это можно рассматривать как отклонения от нормы.

       При каких же жизненных обстоятельствах могут возникнуть отклонения в поведении дошкольников? У ребенка очень хрупкая и ранимая психика, поэтому нужно учитывать обстоятельства, при которых ребенок кажется расстроенным. Подавленность после смерти близкого или другой потери – нормальная реакция здорового ребенка. Но если депрессия длится долго и по необъяснимым причинам, стоит отвести дошкольника к психологу для выяснений его личностных проблем. Депрессия у ребенка может возникнуть от перемены места или смены детского коллектива – это нормальная реакция, если только она не продолжается слишком долго – например, больше 3-4 месяцев.

     В каком окружении находится дошкольник? Если в детском коллективе дошкольника постоянно обижают, если в семье на него производится давление, если ребенок растет среди родственников-алкоголиков, он не сможет воспринимать нормально окружающую среду. Для этого нужно самому иметь отклонения. Но если психологический климат в семье спокойный, а группа в детском саду хорошая, неадекватное поведение ребенка – агрессивность или показное равнодушие – должно вызвать сомнения у взрослых. Так называемое социокультурное окружение – важное обстоятельство для оценки развития ребенка.

        Очень важно оценивать поведение ребенка по сравнению с тем, как он вел себя раньше, скажем, полгода назад. Если эти отклонения значительны и не в лучшую сторону, взрослым следует задуматься о лечении ребенка.

      Наши детки растут, появляются новые проблемы. Мы, взрослые, не всегда их замечаем, а самое главное не всегда придаем им большое значение.  Одной из самых больших проблем и является отклонение в поведении ребенка, а именно замкнутость.

      Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений. Замкнутость ребенка может быть вызвана разными причинами. Она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует... Родители в этом случае должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него что-то не так, совершенно напрасно. Стремление, пока не поздно, перевоспитать ребенка, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно навредить его развитию, и тогда он действительно спрячется в свою скорлупку, уйдет в себя.

       Замкнутость ребенка имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребенка достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка. Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию.  Как правило, эти дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие. Замкнутость можно и нужно корректировать.

      По мнению таких исследователей как Лисиной М.И., Лабунской В.А., Гльяшева и других замкнутость возникает у дошкольников из-за эмоционального неблагополучия. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые, дошкольники первой группы склонны к гневу, обиде, дракам.
Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению: эти дети замкнуты, обособленны и избегают общения.
     Клюева Н.В. и Касаткина Ю.В. застенчивость и замкнутость у детей дошкольного возраста относят  к нарушениям в общении.  

      Адлер А.В. считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Поэтому можно сказать, что поведение замкнутого ребенка основывается на неуверенности в себе и на страх перед общением с другими людьми.

      Кудрина Г.Я. и Ковалева Е.Б. относят замкнутость к группе социально-нейтральных моделей поведения, характерных для детей «социально не опасных», но имеющие личностные проблемы в плане самосознания, самооценки в отношениях с окружающими. Они рассматривают замкнутость ребенка как модель защитного поведения, которая отличается низкой активностью в выборе способов психологической защиты, минимальной вариативностью, преобладанием пассивных способов защиты. Базовый способ защиты замкнутого ребенка – блокировка («глухая защита») – ребенок отказывается как от деятельности, так и от контактов с окружающими. Блокировка оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка, так как он не участвует в живом общении, в совместной деятельности и живет в своем мире.

    Особые знания и внимание требуется для выявления детей с отклонением в поведение, но главное не ошибиться в оценке поведения ребенка, в правильности определения коррекционной работы.  

      В новом учебном году основной костяк моей группы составляют дети 3-4-х летнего возраста перешедшие из младшей группы, т. е. дети адаптированные. Вместе с этими детьми к нам в группу пришел мальчик Данила четырех лет. Из рассказа мамы я выяснила, что Данила за весь прошлый учебный год посещал детский сад всего лишь несколько раз.  Для него адаптационный период проходил очень тяжело, с плачем и истериками. Маме было очень жалко своего ребенка и весь оставшейся период прошлого учебного года ребенок провел у бабушки в деревне. О чем сейчас мама очень жалеет, т. к. круг общения ребенка был ограничен общением только с близкими людьми. Первый месяц пребывания в нашей группе для Данилы проходил очень тяжело. Глубокие переживания расставания с мамой, т. к. не имея опыта общения с посторонними людьми, Данила не готов был вступать с нами в контакт. Спустя месяц Данила уже заходил в группу без плача, но с опаской, нервничал и долго не отпускал маму. Наблюдая за его поведением (он боялся общения, испытывал страх перед определенным человеком, в процессе взаимоотношений (игра, учеба, труд)  чувствовал  неадекватность своего поведения и начинал испытывать тревогу по поводу своих действий), я отнесла его к застенчивому ребенку. Но в последствии, наблюдая практически каждый день его мрачность и  неприветливость,   отсутствие заинтересованности и включенности в процесс вместе с остальными детьми,  большую часть своего времени проводя в одиночестве, я совместно с психологом пришла к выводу, что поведение  Данилы можно отнести к группе детей с отклонением в поведении, т. е. к замкнутым детям. Данила не хочет и не знает как надо общаться. Это  еще одно  из отличий застенчивого ребенка (он хочет общаться и знает как общаться, но не может применить эти знания в жизни)  от замкнутого. Из откровенного разговора с мамой была выяснена еще одна причина замкнутости Данилы. Это неодинаковое отношение к ребенку отдельных членов семьи. Папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит ни малейшего возражения, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего – исполняется любое желание любимого внука. Каждый из “воспитателей” считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка. Я считаю, что это одна из самых главных причин замкнутости Данилы, что наносит его развитию невосполнимый ущерб. В таких случаях, считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок “уходит в себя”, старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.

     Замкнутость можно и нужно корректировать. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость ребёнка не пройдёт за один день по взмаху “волшебной палочки”. Поэтому следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребёнком. И очень отрадно, что мама Данилы это понимает и готова к полноценному сотрудничеству: воспитатель – психолог – родитель. Понимание проблемы – уже наполовину ее решение!

     Никогда не перестанет быть актуальным высказывание русского педагога XIX века П.Ф. Каптерева: «Для ребенка ласка, любовь, нежность — одна из насущных потребностей; ребенок легче вытерпит недокармливание, чем лишение ласки. Без любви и ласки дитя вянет и портится. А эту любовь он может найти только в семье».

      Чтобы помочь родителям замкнутых детей мы даем некоторые советы:

найти взаимопонимание между всеми членами семьи, вырабатывать единую систему воспитания ребенка в семье;

расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы  узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.

       Для занятий с замкнутыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть дома (мозаика, домино, лото, шашки и т.д.). Однако есть особенность проведения этих игр - в них обязательно должно играть несколько детей. В настольных играх отрабатываются навыки совместной игры с правилами. Также можно предложить ребенку подвижные игры, разыгрывание ситуаций, рисование и лепка в сотрудничестве с другими детьми.

      В нашем дошкольном учреждении коррекционная работа проводится с использованием различных игр:

1. Незнайка

Каждый ребенок — Незнайка. Ведущий (взрослый) задает детям различные вопросы, а они только пожимают плечами, разводят руками.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: приподнятые брови, опущенные уголки рта, приподнятые на миг плечи, руки слегка разводятся в стороны, ладони раскрыты.

После игры определяется лучший Незнайка. Эта игра способствует развитию выразительности жестов. Замкнутый ребенок может более легко вступить в контакт, используя неречевые формы общения, которые помогут ему свободнее и выразительнее высказать свою мысль.

2. Изобрази пословицу

Дети разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа задумывает какую-либо пословицу и изображает ее с помощью мимики и жестов. Пословицы выбираются достаточно простые, знакомые всем детям. Вторая группа угадывает, какая пословица изображается.

Эта игра также способствует развитию умения использовать не только речевые формы общения.

3. Назови свои сильные стороны

Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказывать о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств.

Старайтесь, чтобы он как можно меньше использовал засоряющие язык слова, например, «ну», «вот», «если» и т. п. Упражнение развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

4. «Близнецы»

Обыгрывается сюжет, когда все вокруг стали абсолютно одинаковыми. Одинаково думают, одеваются и т. п. После игры проводится обсуждение, понравилось ли быть всем одинаковыми, в чем были трудности. Упражнение помогает осознать и принять индивидуальные особенности себя и других людей.

7. «Смак»

Для этой игры можно использовать любые подсобные материалы. Она обычно очень охотно воспринимается замкнутыми детьми, поскольку построена по сценарию проведения известной телевизионной передачи, которую любит смотреть ребенок. Для проведения этого упражнения можно использовать и другие телепередачи, важно только, чтобы они нравились вашему ребенку.

Ребенку предлагается представить себе, что он самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в телевизионной передаче «Смак», чтобы продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Для этой игры необходимо выбрать ведущего передачи (им может быть взрослый). Желательно также, чтобы присутствовали и зрители. Упражнение помогает развить уверенность в себе и освоить некоторые способы общения в присутствии большого количества людей, а также оно тренирует умение вести разговор.

8. «Паровозик»

Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения.

Дети-"вагончики" должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

Эта игра «без слов» помогает замкнутому ребенку легче вступить в контакт со сверстниками.

9. «Ищем клад»

Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих друзей. Детей просят разбиться на две команды несколько необычным способом. Им предлагается заглянуть друг другу в глаза и выстроиться в ряд по цвету глаз, начиная с ребят с самыми темными и кончая детьми с самыми  светлыми глазами. Затем образовавшийся ряд разбивают на две части, образуя тем самым команды:  «светлоглазых» и «темноглазых».

Во второй части игры детям говорится, что сейчас каждая команда начнет искать «клад», спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается рисунок-план комнаты.

В игре происходит организация совместных действий детей (в игровой форме), которая требует от детей сообразительности и исполнительности, в результате приложения определенных усилий вырабатывается умение организовывать совместные действия в игре.

9. Разыгрывание ситуаций

Игра «Разыгрывание ситуаций» может использоваться для коррекции практически всех нарушений в сфере общения у детей. Сюжеты для разыгрывания, так же, как и при коррекции других нарушений, могут быть придуманы самими детьми или можно использовать реальные  ситуации, которые вызвали затруднения у вашего ребенка. А мы предлагаем вам проиграть следующие сценки:

два незнакомых ребенка вышли погулять во двор, там, кроме них, никого нет; два незнакомых ребенка встречаются у качелей, оба хотят покачаться; ребенок гулял во дворе — видит другого, незнакомого, который громко плачет.

Разыгрывание ситуаций помогает ребенку отработать определенные навыки поведения. Это своеобразная «репетиция поведения», которая снимает некоторые трудности, возникающие у ребенка в процессе общения с детьми и взрослыми.

10. Совместные настольные игры

Мы рассмотрим их на примере игры «Мозаика в парах».

Дети делятся на пары. Каждая пара получает по мозаике, детали которой делятся между двумя детьми поровну. Задача: как можно быстрее собрать общую картинку, организовать в паре совместные действия.

В настольных играх отрабатываются навыки совместной игры с правилами.

11. «Маленький скульптор»

Упражнение выполняется в парах. Дается задание начать лепить из пластилина какую-нибудь фигуру, лучше что-то фантастическое. Через определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После выполнения задания дети обмениваются замечаниями, правильно ли понят их замысел, что они сами хотели бы слепить.

Эта игра развивает и закрепляет навык понимания и развития замысла другого человека.

12. Рисунок «Я в будущем»

Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.

Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в поведении.

Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т...

КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

    Большинство нервно-психических заболеваний сопровождается различными отклонениями в поведении, по которым в ряде случаев можно предполагать исходный характер нарушений. Подо...

Средства социально-педагогической деятельности по профилактике отклонений в поведении дошкольников

Эта информация пригодиться не только пед. работникам, но и родителям....

Девиантное поведение. Использование «сказочной деятельности» для социализации поведения детей с отклонениями в поведении

Девиантное поведение - это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации....

Использование коммуникативных игр в работе с дошкольниками, имеющими отклонения в поведении

Жизнь—самая большая ценность, какой обладает человек.А самая большая роскошь в этой жизни—«это роскошь общения»....