"Путешествие по "страшным" местам"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Харченкова Наталья Викторовна

Сценарий игрового психокоррекционного сеанса по снижению страхов и негативных переживаний у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_na_vserossiyskiy_konkurs.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

 игрового психокоррекционного сеанса по снижению страхов и негативных переживаний у старших дошкольников.

Тема: «Путешествие по «страшным» местам».

Цели и задачи: 

  1. Снятие страхов путем проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха;
  2. Снятие напряжения, повышение уверенности в себе, самостоятельности;
  3. Повышение самооценки;
  4. Развитие ориентации в пространстве, в темноте;
  5. Развитие тактильных, кинестетических ощущений;
  6. Развитие коммуникативных навыков, работа над сплоченностью;
  7. Развитие фантазии, креативного мышления;
  8. Развитие речи, логики, мышления;

Оборудование: маски, «копилка страхов», жетоны, костюмы милиционера, дракона, листы А-4, краски, маленькие фонарики.

Ход игрового сеанса

Дети входят в зал под музыкальное сопровождение «Песенка страхов» из м/ф «Ничуть не страшно»

Педагог - психолог

Порой бывает страшно,

Душа уходит в пятки.

И хочется укрыться,

Бежать нам без оглядки!

Страшилок много в мире,

Таится их немало,

Нам разобраться нужно,

Чтоб жизнь спокойней стала!

Устроим день открытий,

Окажемся мы там,

Где часто вы бывали-

По «страшненьким» местам.

Скажу вам прямо, дети,

Секрет открою вам,

Не будем мы слоняться

По темным, по углам.

А лишь глаза закроем,

Представим только то,

Чего боимся больше

На свете мы всего!

(Дети закрывают глаза и представляют свои «страшилки»)

Вносится «копилка страхов»

Педагог – психолог

Стоит коробка на столе,

Ни букв, ни цифр нет.

Ни для фломастеров она,

И уж ни для конфет!

Похожа очень на копилку, но,

не слышен звон монет.

Там тихо, будто пустота.

Там точно денег нет.

А жители коробки той

В безмолвной темноте

Зовутся страхами, что

Вы произнесете мне!

- Это «копилка страхов». В неё дети бросают свои «боюськи» и «страшилки».

Представьте свою «страшилку» и чтобы с ней попрощаться, бросьте её в «коробку страхов».

(Дети называя свою «страшилку», бросают в «копилку страхов» черный жетон).

Самые распространенные страхи детей старшего возраста - прививки, стихийные бедствия, боязнь темноты, «один дома», «потеряться на вокзале, в супермаркете», пауки, монстры, вампиры, драконы и т. д.

Педагог – психолог

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по тем местам, где живут ваши «страшилки».

1. Игровое упражнение «Прогулка по лесу»

/музыкальное сопровождение/

Детям предлагается совершить занимательную прогулку по воображаемому лесу.

Дети, выстроившись в цепочку, друг за другом, должны представить, что они находятся в лесу, и повторять все движения взрослого:  

  • Бодро шагать по широкой тропинке;
  • Двигаться боком по узкой дорожке;
  • Красться тихо – тихо на цыпочках мимо медвежьей берлоги, чтобы ненароком не разбудить мишку;
  • Широко перешагивать через валежник;
  • Перепрыгивать через лужи;
  • С трудом поднимать ноги, завязнув в раскисшей от дождя глине;
  • Осторожно пройти мимо густых зарослей крапивы;
  • Прыгать по болотным кочкам;
  • Наклоняться, чтобы собрать грибы, ягоды, цветы или опавшие листья;
  • Тянуться вверх, чтобы сорвать орехи с ветвей;
  • Осторожно перейти шаткий мостик, который перекинут через ручей или овраг;

- Ребята, нам навстречу продвигается прекрасная героиня – красивая, но грустная. А кто это такая, вы попробуете догадаться сами.

(Ответы детей)

Входит Фея Темноты.

Фея Темнота:

На Землю я спускаюсь к вам,

Когда совсем темно.

Лишь свет луны

И россыпь звезд

со мною заодно!

На крыльях ночи я несу

загадочные сны.

Но, ночью силуэты все

вокруг таинственны.

Висит на вешалке пиджак-

как будто великан.

Стоит и смотрит на тебя

Сутулый истукан.

Ты вместо люстры иногда

представишь НЛО,

твоя фантазия, мой друг

уходит далеко!

Поведать, дети, о себе хочу,

и правду рассказать.

Чтоб по ночам могли вы все

Спокойно, мирно спать!

Я – Фея Темнота. А грустная я потому, что очень люблю детей, а они меня боятся.

Педагог – психолог

- Ребята, объясните Фее Темноты, почему вы её иногда боитесь?

(Ответы детей)

- Фея Темноты, расскажи нам о себе, мы надеемся, что ты развеешь многие страхи! 

Фея Темнота

- Ребята, меня не стоит бояться! Мой мир очень таинственный и красивый. Именно в темноте загадочно сверкают гирлянды на ваших новогодних елках, на ночном небе красив праздничный салют, а искры бенгальских огней не будут так игриво сверкать при свете!

Когда я спускаюсь на Землю, то в траве увидишь светлячков. Огни витрин  завораживают именно в ночное время.

Педагог – психолог

- Дети, чем еще освещают таинственный мир темноты?

(Дети отвечают: свечи, люстры, фонарики, фары, светильники)

Фея Темноты

- Ребята, я знаю вашу любимую игру «Жмурки» и предлагаю поиграть.

(Дети играют в «Жмурки»). Звучит веселая музыка.

Фея Темноты.

- Спасибо вам, ребята за веселую игру! Я думаю, что у вас больше нет страха передо мной. Но, я хочу вас просто предостеречь о том, чтобы вы всегда были осторожны в темное время суток. В темноте ничего не видно, что находится под ногами. Это могут быть и открытые люки, кочки, коряги, кирпич на дороге. Будьте всегда осторожны! В память о нашей встрече, я дарю вам маленькие фонарики, чтобы вы вечером их включили и увидели на потолке загадочный свет, напоминающий о нашей встрече. Поиграйте с этими огоньками. До встречи, до вечера!

(Фея Темноты дарит детям фонарики и уходит)

2. Импровизированный танец детей с фонариками в зале с приглушенным светом.

3. В зале появляются два паучка.

Педагог – психолог.

- Ребята, обратите внимание на новых гостей.

-Кто вы, наши неизвестные гости?

Паучки

-Мы, не опасные жуки,

Зубов и жала нет.

Лесные братья, паучки.

Видали много бед.

Кусаться не умеем мы,

Наш дом среди листвы.

Опасностей везде кругом,

Мы не защищены:

От птиц, мышей и холодов.

Наш паутинка – дом.

Он хрупкий, тонкий, невидим.

Но нам уютно в нём.

Педагог – психолог

- Паучки, многие ребята бояться насекомых, а особенно вас, паучков. Расскажите нам о себе.

Паучки

- Мы боимся всего. Опасности подстерегают нас на каждом шагу: то птица норовит съесть, то сильный ветер колышет нашу паутинку. А иногда люди сбивают нашу паутинку палкой и обращаются с нами жестоко.  

Педагог – психолог

- Посмотрите, ребята, какие они несчастные. Поиграем с паучками в игру «Кто пришел?» (Ребята показывают пантомимой разных обитателей леса – можно только насекомых – бабочку, комара, гусеницу, стрекозу, муравья, пчелу)

Паучки

- Ребята, мы тоже предлагаем вам поиграть в нашу любимую игру «Паутинка».

(Дети, взявшись за руки должны сплести паутинку, а паучки распутывают)

Паучки

- Спасибо вам за игру. Пожалуйста, не убивайте пауков просто так, лучше отпустите. Не мучайте насекомых, ведь нам тоже бывает очень больно.

4. Педагог – психолог

- Ребята, в «копилку страхов» некоторые из вас бросали «страшилку» - «потеряться на вокзале или в супермаркете». Это на самом деле иногда происходит.

«Иногда случается,

Что кто – нибудь теряется!

Только шел за руку с мамой,

по дороге в магазин.

Зазевался, засмотрелся

у сверкающих витрин,

на игрушки, на конструктор,

здесь Жасмин и Аладдин,

а когда уже очнулся –

оглянулся, ты один!»

- Как вы думаете, ребята, как выйти из этой ситуации, что необходимо предпринимать?

(Ответы детей)

После обсуждения делаются такие выводы о том, что следует делать, когда потеряешься:

  1. Не паниковать (дыхательная гимнастика), не искать маму самому.
  2. Оставаться, где стоишь.
  3. Знать Ф.И.О. родителей, адрес, телефон.
  4. обратиться за помощью к работнику супермаркета с просьбой объявить по громкой связи местонахождение (смотреть на униформу, бейджики).
  5. Одно из лучших средств, ребята, - обратиться к полицейскому или охраннику.

Отрывок из поэмы «Дядя Степа»

Что случилось?

На вокзале

Плачет мальчик лет пяти.

Потерял он маму в зале.

Как теперь ее найти?

Все милицию зовут,

А она уж туту как тут!

Дядя Степа не спеша

Поднимает малыша,

Поднимает над собою,

Над собой и над толпою

Под высокий потолок:

«Посмотри вокруг, сынок!»

И увидел мальчик – прямо

У аптечного ларька

Утирает слезы мама,

Потерявшая сынка.

Слышит мама голос Колин:

«Мама! Мама! Вот где я!»

Дядя Степа был доволен:

«Не распалася семья».

5. Педагог – психолог

«Страшилок» немало назвали вы мне,

То монстры, вампиры

живут в чердаке.

Летучие мыши, Кощей и Дракон.

И страх ваш смешной

Многим деткам знаком.

Придумали сами,

Зачем, не пойму?

И вам предлагаю

одну я игру.

Игра «Быстрые превращения»

Звучит бодрая музыка, дети перемещаются под музыку, и по сигналу изображают персонажей:

  • «А теперь позлись – в Бабку – Ёжку превратись».
  • «А теперь превратись ты в Кощея, чтобы жадный был и позлее».
  • «А теперь превратись ты в боксера, приготовившегося к бою».
  • « В робота ты превратись, бессердечного – позлись».

Этюд «Дракон»

Дети встают цепочкой друг за другом, и выполняют движения, что и выполняет «голова» дракона /двигается по залу, наклоняясь вправо, влево, меняя траекторию, зигзагом, по спирали, подпрыгивая/ и т.д. Дети двигаются «хвостиком» в такт музыке.

6. «Украти свою страшилку». Рисование страха с юмористическими моментами.

Пример: «Рисование дракона с бантами, бусами».

/рассматривание и обсуждение детских работ/

Педагог – психолог

- Путешествие по «страшилкам»

Подошло у нас к концу.

Смех, улыбки, игры, шутки –

Это очень вам к лицу.

Повстречали на дороге

«Темноту» и «паучков»,

Превращались по – понарошку

Вы в Кощеев, в Бабку – Ёжку,

группа супер -  смельчаков.

«Прочь»: скажите вашим страхам,

Их гоните далеко.

Мир веселый и прекрасный,

В радости нам всем легко.

Песенка страхов (из м/ф "Ничуть не страшно") 
Слова: Г. Сапгир Музыка: И. Ефремов

Мы не мыши, мы не птахи, 
Мы ночные ахи-страхи. 
Мы летаем, кружимся, 
Нагоняем ужасы, ужасы.

Труса мы дрожать заставим, 
Смелый глянет – мы растаем, 
Смелых мы пугаемся, 
В страхе разлетаемся.

Мы чердачные, печные, 
Страхи темные ночные, 
Мы летаем, кружимся, 
Нагоняем ужасы, ужасы

Г. Семенов. Счастливая ошибка

Меня пугал так сильно Страх 
В потёмках у ворот, 
Что я в испуге крикнул "ах!" 
Совсем наоборот.

Я крикнул "ха!", и мигом Страх 
Забился под забор... 
Он струсил сам! И слово "ах!" 
Я позабыл с тех пор.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...