Методическая разработка по воспитанию культуры поведения у дошкольников для воспитателей.
методическая разработка
Сегодня одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них - вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим. Культурно воспитанный человек никогда не сделает ничего такого, что могло обидеть, задеть, унизить другого, не сломает ветку, не пройдет мимо чужой беды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по воспитанию культуры поведения у дошкольников для воспитателей.
Одним из важных аспектов нравственного воспитания является проблема формирования культуры поведения. Культура поведения выражает нравственные требования общества, которые закреплены в нормах принципах и эталонах, во- вторых - овладение положениями, которые направляют, регулируют и контролируют поступки и действия. Культура поведения старшего дошкольника характеризуется как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Мной были разработаны методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей для воспитателей Методическая рекомендация – осуществлять положительный показ речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей). Положительный показ речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих детей имеет большое значение в формировании культуры поведения дошкольников. Для детей важным и действенным примером для подражания выступает внешний облик взрослого, его поступки и суждения, речь, а также отношение к окружающим, и прежде всего к детям. Речь воспитателя, должна быть совершенно грамотной и стилистически выдержанной. Педагогу необходимо следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, учитывать ошибки и бороться с ними путем обязательного постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка . Также воспитателю следует регулировать силу своего голоса, учитывая ситуацию общения.
Эмоциональность, образность, выразительность – это важные составляющие, которыми должна обладать речь воспитателя. «Образы положительного поведения» в повседневной жизни являются своеобразным наглядным образцом, который необходим дошкольнику для формирования культуры поведения. Таким «образом» могут быть литературные герои . Например, литературные герои на своем примере показывают дошкольникам, к чему могут привести плохие поступки и как нелегко исправить свои ошибки. Дети увлеченно следят за приключениями героев и получают отличный урок культурного поведения. Этот урок важен для ребенка еще и потому, что он сам понимает, что такое хорошо и что такое плохо, без нравоучительных лекций – просто делая выводы на основе увиденного.
Формированию у детей культурно-гигиенических навыков помогают литературные герои из произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». «Образы положительного поведения» вызывают у детей интерес, создают настроение и формируют положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков . Литературные герои из произведений С.В. Михалкова «Как друзья познаются», В.А. Осеевой «Волшебное слово», Л.Н.Толстого «Лев и собачка», В.П. Катаева «Цветик-семицветик», Л.Н. Толстого «Старый дед и внучка» помогают создать между детьми доброжелательные отношения, сплотить детский коллектив, проявлять сочувствие, внимание и заботу к старшим и пожилым.
«Образы положительного поведения» из книг о труде, вещах и технике в образной форме помогают показать дошкольникам сущность явлений, формируют мышление, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом. Можно предложить детям стихотворения С.Я. Маршака о создании вещей («Откуда стол пришел?», «Как печаталась ваша книга?») и др. Большое влияние на формирование культуры поведения у дошкольников оказывают «образы положительного поведения» из сказок.. Сказочные герои дают детям уроки на всю жизнь: уроки чистоплотности (сказки «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк» и др., трудолюбия, доброты («Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», дружбы и теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и др.) Вместе с героями сказок дети испытывают чувство доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто несправедливо был обижен, унижен.
«Образы положительного поведения» учат детей сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки взрослых, сверстников, что способствует формированию культуры поведения. Методическая рекомендация – осуществлять реализацию методики предвосхищения. Своими замечаниями педагог предвосхищает нежелательное поведение дошкольника, тем самым помогая не допустить его. Например: «Сейчас мы пойдем на экскурсию в музей, что нужно сделать, когда мы войдем? Я уверена, что вы поздороваетесь с экскурсоводом, и будете вести себя спокойно». А он в ответ вам обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети». «Ребята, вы, конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, чтобы не разбудить малышей? Я не сомневаюсь, что вы пройдете тихо». Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению и помогает ребенку ориентироваться в новой для него ситуации. Важно, чтобы дошкольник в это время от своего хорошего поведения получал удовлетворение. Не стоит опасаться того, что он будет себя хорошо вести только ради похвалы. Поведение детей дошкольного возраста во многом зависит от оценки взрослых, которая укрепляет уверенность в себе и повышает самооценку.
Методическая рекомендация – реализовывать потенциал разных видов детской деятельности. Формирование культуры поведения дошкольников должно осуществляться в разных видах детской деятельности – на занятиях, в играх, трудовой деятельности. В процессе занятий дошкольники приобретают знания и представления о культурно-гигиенических навыках, культуре общения, культуре деятельности. На занятиях воспитатель в увлекательной форме знакомит детей со всем, что дозволено или запрещено. Педагог может создать реальные ситуации, которые имитируют разнообразные формы культурного поведения («Мы принимаем гостей», «Как правильно вручить и принять подарок», «Разговор по телефону», «Мы идем в театр», «Сервируем стол»). Также на занятиях обсуждаются и разрешаются проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения («Как правильно поступить?», «Почему обиделась Оля?», «Поделись улыбкою своей», «Вежливый разговор» и т. п.). При этом педагог может придерживаться определенных последовательных этапов в освоении детьми правил и форм культуры поведения: 1 этап – привлечение внимания дошкольников к проблеме, к надлежащему правилу и способу культуры поведения.
На данном этапе перед педагогом ставится следующая задача: вызвать у детей интерес к поведенческой проблеме, а также желание решить возникшую ситуацию. Действия педагога на данном этапе заключаются в следующем: введение в ситуацию, рассказ воспитателя либо игрового персонажа, показ инсценировки, видеосюжета, картинки. 2 этап - обсуждение с детьми проблемы, события, ситуации. На данном этапе перед педагогом ставится задача: вызвать у дошкольников желание высказать свое мнение, обратиться к своему личному опыту в аналогичной ситуации. На этом этапе педагогу необходимо выполнить следующие действия: постановка проблемных вопросов, обращение к чувствам и переживаниям детей, привлечение примеров из личного опыта (детей в группе, самого педагога, детей из другого детского сада), нацеливание на разнообразные варианты решения проблемы (как поступить). 3 этап - формулирование правила поведения в подобных ситуациях и обстоятельствах. Задача педагога на данном этапе: побуждать детей самостоятельно сформулировать правило и перечислить соответствующие способы поведения. Действия педагога на данном этапе: поддерживать самостоятельность детей, поощрять активность в высказываниях, предлагать для обсуждения разнообразные варианты, дать окончательную формулировку правила. 4 этап - наглядная фиксация правила и способов его выполнения. Перед педагогом ставится следующая задача: пробудить фантазию и активность детей в поиске формы наглядной фиксации правила и способов его выполнения. На данном этапе педагогу необходимо выполнять следующие действия: поощрять инициативу и активность детей, предоставлять разнообразный материал для осуществления замысла и предложений детей (краски, фломастеры, трафареты, картинки, символические изображения). 5 этап - практическое разыгрывание ситуаций общения или поведения, связанных с выполнением правила. Задача педагога на этом этапе: упражнять детей в практическом выполнении правил для разрешения ситуации.
Действия педагога: создать проблемно-игровую обстановку, вовлечь дошкольников в ситуацию общения, при необходимости поддержать в выборе способа разрешения проблемной ситуации, а затем включить детей в обсуждение. 6 этап - эмоциональное завершение ситуации. На данном этапе педагогу необходимо: закрепить положительное, а также эмоциональное впечатление детей, направить их на самостоятельное выполнение правила в общении и поведении. Действия педагога на данном этапе заключаются в следующем: выразить свое удовлетворение действиями дошкольников и закончить эмоциональным моментом — песней (например, «От улыбки станет всем светлей») или общей игрой.
Педагог должен всегда поддерживать стремление дошкольников выполнять правила культуры поведения. Игровая деятельность создает благоприятные возможности для познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Для отработки культурно-гигиенических навыков можно использовать дидактические игры. Могут использоваться самые разнообразные задания: составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола.
Для формирования культуры общения и культурно-гигиенических навыков детям дошкольного возраста можно предложить настольно-печатные игры. Эти игры в доступной игровой форме позволяют дошкольнику изучить правила культурного поведения. Например, игра-лото «Как мы одеваемся в театр» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, игра «Пользование столовыми приборами» поможет отработать навыки детей в культуре еды, «Настольный телефон» укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения. Также целесообразно использовать игры занятия, игры-упражнения. Применение этих игр помогает воспитателю повысить уровень овладения навыками и привычками культурного поведения каждым ребенком группы. Игры-занятия, игры-упражнения необходимо строить таким образом чтобы каждое последующее упражнение опиралось на ранее приобретенный опыт дошкольников. Этим обеспечивается быстрое и прочное усвоение навыков и привычек. Принципом проведения игр является комплексное воздействие на сознание и нравственные чувства дошкольников, а также предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий и поступков.
Используя игры-занятия воспитатель может в интересной форме раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, а также связать эти требования с конкретными поступками ребенка, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни. Игры-занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня с подгруппами детей в количестве 10-12 человек, ведь работа со всей группой не принесет желаемого результата. Продолжительность игры зависит от задач и содержания. Игры-занятия могут проводиться в групповой, умывальной, раздевальной комнатах. В процессе игры-занятия педагог показывает детям, как необходимо себя вести в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как правильно встречать гостей, как вести себя за столом, как соблюдать правила вежливости, как сервировать стол, как правильно пользоваться столовыми приборами и т.д. В результате постоянных упражнений в повседневной деятельности, показанные и освоенные на занятиях действия, перерастают в устойчивые навыки и привычки культурного поведения. В дальнейшем дошкольники применяют эти навыки и привычки в различных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях. На основании наблюдений за дошкольниками воспитатель планирует содержание игр занятий. Прослеживая изменения, которые происходят в поведении детей, необходимо изменять содержание игр-занятий с учетом конкретных условий и возможностей детей.
Использование игр-упражнений позволяет достичь единства между представлениями дошкольника о том, как нужно себя вести, и конкретным поведением. У дошкольников вызовут интерес, например, игры-упражнения, которые направлены на закрепление правил культуры общения со взрослыми и сверстниками, в которых будут использоваться юмористические картинки, слайды, отрывки из диафильмов. Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и необходимая для формирования навыков и привычек культурного поведения детей. Например, игра-упражнение «К нам в гости пришла бабушка Арина» формирует у дошкольника умения и навыки культуры общения. Детям можно наглядно показать, как необходимо встречать гостей, как здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни необходимо напомнить, как встречать гостей, здороваться на занятии, т.е. последовательно и настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык. «Игры-упражнения «Каждой вещи — свое место» помогают воспитывать аккуратность, навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр - упражнений на тему «Поддержания порядка» дошкольники быстрее замечают беспорядок и пытаются устранить его.
Большая воспитательная возможность для формирования культуры деятельности и культуры общения заключается в трудовой деятельности. Понятие нравственности труда включает две стороны: а) отношение к труду, отражающее отношение дошкольника к окружающей действительности, обществу; б) нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности. Совместный труд, является наиболее эффективным в формировании культуры деятельности и культуры общения. Дети, которые трудятся, связаны между собой процессом изготовления продукта, вступают в различные взаимоотношения и решают разнообразные вопросы. Все виды труда в ДОУ формируют навыки самостоятельной деятельности, формируют чувство человеческого достоинства, уважение к труду взрослых .
Планомерная и поэтапная работа с детьми, конечно, даст хорошие результаты – у детей постепенно сформируется навык культуры общения друг с другом, с окружающими, соблюдение правил поведения станет для них – нормой жизни.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по воспитанию культуры поведения у дошкольников для воспитателей.
Одним из важных аспектов нравственного воспитания является проблема формирования культуры поведения. Культура поведения выражает нравственные требования общества, которые закреплены в нормах принципах и эталонах, во- вторых - овладение положениями, которые направляют, регулируют и контролируют поступки и действия. Культура поведения старшего дошкольника характеризуется как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Мной были разработаны методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей для воспитателей Методическая рекомендация – осуществлять положительный показ речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей). Положительный показ речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих детей имеет большое значение в формировании культуры поведения дошкольников. Для детей важным и действенным примером для подражания выступает внешний облик взрослого, его поступки и суждения, речь, а также отношение к окружающим, и прежде всего к детям. Речь воспитателя, должна быть совершенно грамотной и стилистически выдержанной. Педагогу необходимо следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, учитывать ошибки и бороться с ними путем обязательного постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка . Также воспитателю следует регулировать силу своего голоса, учитывая ситуацию общения.
Эмоциональность, образность, выразительность – это важные составляющие, которыми должна обладать речь воспитателя. «Образы положительного поведения» в повседневной жизни являются своеобразным наглядным образцом, который необходим дошкольнику для формирования культуры поведения. Таким «образом» могут быть литературные герои . Например, литературные герои на своем примере показывают дошкольникам, к чему могут привести плохие поступки и как нелегко исправить свои ошибки. Дети увлеченно следят за приключениями героев и получают отличный урок культурного поведения. Этот урок важен для ребенка еще и потому, что он сам понимает, что такое хорошо и что такое плохо, без нравоучительных лекций – просто делая выводы на основе увиденного.
Формированию у детей культурно-гигиенических навыков помогают литературные герои из произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». «Образы положительного поведения» вызывают у детей интерес, создают настроение и формируют положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков . Литературные герои из произведений С.В. Михалкова «Как друзья познаются», В.А. Осеевой «Волшебное слово», Л.Н.Толстого «Лев и собачка», В.П. Катаева «Цветик-семицветик», Л.Н. Толстого «Старый дед и внучка» помогают создать между детьми доброжелательные отношения, сплотить детский коллектив, проявлять сочувствие, внимание и заботу к старшим и пожилым.
«Образы положительного поведения» из книг о труде, вещах и технике в образной форме помогают показать дошкольникам сущность явлений, формируют мышление, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом. Можно предложить детям стихотворения С.Я. Маршака о создании вещей («Откуда стол пришел?», «Как печаталась ваша книга?») и др. Большое влияние на формирование культуры поведения у дошкольников оказывают «образы положительного поведения» из сказок.. Сказочные герои дают детям уроки на всю жизнь: уроки чистоплотности (сказки «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк» и др., трудолюбия, доброты («Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», дружбы и теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и др.) Вместе с героями сказок дети испытывают чувство доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто несправедливо был обижен, унижен.
«Образы положительного поведения» учат детей сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки взрослых, сверстников, что способствует формированию культуры поведения. Методическая рекомендация – осуществлять реализацию методики предвосхищения. Своими замечаниями педагог предвосхищает нежелательное поведение дошкольника, тем самым помогая не допустить его. Например: «Сейчас мы пойдем на экскурсию в музей, что нужно сделать, когда мы войдем? Я уверена, что вы поздороваетесь с экскурсоводом, и будете вести себя спокойно». А он в ответ вам обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети». «Ребята, вы, конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, чтобы не разбудить малышей? Я не сомневаюсь, что вы пройдете тихо». Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению и помогает ребенку ориентироваться в новой для него ситуации. Важно, чтобы дошкольник в это время от своего хорошего поведения получал удовлетворение. Не стоит опасаться того, что он будет себя хорошо вести только ради похвалы. Поведение детей дошкольного возраста во многом зависит от оценки взрослых, которая укрепляет уверенность в себе и повышает самооценку.
Методическая рекомендация – реализовывать потенциал разных видов детской деятельности. Формирование культуры поведения дошкольников должно осуществляться в разных видах детской деятельности – на занятиях, в играх, трудовой деятельности. В процессе занятий дошкольники приобретают знания и представления о культурно-гигиенических навыках, культуре общения, культуре деятельности. На занятиях воспитатель в увлекательной форме знакомит детей со всем, что дозволено или запрещено. Педагог может создать реальные ситуации, которые имитируют разнообразные формы культурного поведения («Мы принимаем гостей», «Как правильно вручить и принять подарок», «Разговор по телефону», «Мы идем в театр», «Сервируем стол»). Также на занятиях обсуждаются и разрешаются проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения («Как правильно поступить?», «Почему обиделась Оля?», «Поделись улыбкою своей», «Вежливый разговор» и т. п.). При этом педагог может придерживаться определенных последовательных этапов в освоении детьми правил и форм культуры поведения: 1 этап – привлечение внимания дошкольников к проблеме, к надлежащему правилу и способу культуры поведения.
На данном этапе перед педагогом ставится следующая задача: вызвать у детей интерес к поведенческой проблеме, а также желание решить возникшую ситуацию. Действия педагога на данном этапе заключаются в следующем: введение в ситуацию, рассказ воспитателя либо игрового персонажа, показ инсценировки, видеосюжета, картинки. 2 этап - обсуждение с детьми проблемы, события, ситуации. На данном этапе перед педагогом ставится задача: вызвать у дошкольников желание высказать свое мнение, обратиться к своему личному опыту в аналогичной ситуации. На этом этапе педагогу необходимо выполнить следующие действия: постановка проблемных вопросов, обращение к чувствам и переживаниям детей, привлечение примеров из личного опыта (детей в группе, самого педагога, детей из другого детского сада), нацеливание на разнообразные варианты решения проблемы (как поступить). 3 этап - формулирование правила поведения в подобных ситуациях и обстоятельствах. Задача педагога на данном этапе: побуждать детей самостоятельно сформулировать правило и перечислить соответствующие способы поведения. Действия педагога на данном этапе: поддерживать самостоятельность детей, поощрять активность в высказываниях, предлагать для обсуждения разнообразные варианты, дать окончательную формулировку правила. 4 этап - наглядная фиксация правила и способов его выполнения. Перед педагогом ставится следующая задача: пробудить фантазию и активность детей в поиске формы наглядной фиксации правила и способов его выполнения. На данном этапе педагогу необходимо выполнять следующие действия: поощрять инициативу и активность детей, предоставлять разнообразный материал для осуществления замысла и предложений детей (краски, фломастеры, трафареты, картинки, символические изображения). 5 этап - практическое разыгрывание ситуаций общения или поведения, связанных с выполнением правила. Задача педагога на этом этапе: упражнять детей в практическом выполнении правил для разрешения ситуации.
Действия педагога: создать проблемно-игровую обстановку, вовлечь дошкольников в ситуацию общения, при необходимости поддержать в выборе способа разрешения проблемной ситуации, а затем включить детей в обсуждение. 6 этап - эмоциональное завершение ситуации. На данном этапе педагогу необходимо: закрепить положительное, а также эмоциональное впечатление детей, направить их на самостоятельное выполнение правила в общении и поведении. Действия педагога на данном этапе заключаются в следующем: выразить свое удовлетворение действиями дошкольников и закончить эмоциональным моментом — песней (например, «От улыбки станет всем светлей») или общей игрой.
Педагог должен всегда поддерживать стремление дошкольников выполнять правила культуры поведения. Игровая деятельность создает благоприятные возможности для познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Для отработки культурно-гигиенических навыков можно использовать дидактические игры. Могут использоваться самые разнообразные задания: составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола.
Для формирования культуры общения и культурно-гигиенических навыков детям дошкольного возраста можно предложить настольно-печатные игры. Эти игры в доступной игровой форме позволяют дошкольнику изучить правила культурного поведения. Например, игра-лото «Как мы одеваемся в театр» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, игра «Пользование столовыми приборами» поможет отработать навыки детей в культуре еды, «Настольный телефон» укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения. Также целесообразно использовать игры занятия, игры-упражнения. Применение этих игр помогает воспитателю повысить уровень овладения навыками и привычками культурного поведения каждым ребенком группы. Игры-занятия, игры-упражнения необходимо строить таким образом чтобы каждое последующее упражнение опиралось на ранее приобретенный опыт дошкольников. Этим обеспечивается быстрое и прочное усвоение навыков и привычек. Принципом проведения игр является комплексное воздействие на сознание и нравственные чувства дошкольников, а также предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий и поступков.
Используя игры-занятия воспитатель может в интересной форме раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, а также связать эти требования с конкретными поступками ребенка, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни. Игры-занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня с подгруппами детей в количестве 10-12 человек, ведь работа со всей группой не принесет желаемого результата. Продолжительность игры зависит от задач и содержания. Игры-занятия могут проводиться в групповой, умывальной, раздевальной комнатах. В процессе игры-занятия педагог показывает детям, как необходимо себя вести в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как правильно встречать гостей, как вести себя за столом, как соблюдать правила вежливости, как сервировать стол, как правильно пользоваться столовыми приборами и т.д. В результате постоянных упражнений в повседневной деятельности, показанные и освоенные на занятиях действия, перерастают в устойчивые навыки и привычки культурного поведения. В дальнейшем дошкольники применяют эти навыки и привычки в различных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях. На основании наблюдений за дошкольниками воспитатель планирует содержание игр занятий. Прослеживая изменения, которые происходят в поведении детей, необходимо изменять содержание игр-занятий с учетом конкретных условий и возможностей детей.
Использование игр-упражнений позволяет достичь единства между представлениями дошкольника о том, как нужно себя вести, и конкретным поведением. У дошкольников вызовут интерес, например, игры-упражнения, которые направлены на закрепление правил культуры общения со взрослыми и сверстниками, в которых будут использоваться юмористические картинки, слайды, отрывки из диафильмов. Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и необходимая для формирования навыков и привычек культурного поведения детей. Например, игра-упражнение «К нам в гости пришла бабушка Арина» формирует у дошкольника умения и навыки культуры общения. Детям можно наглядно показать, как необходимо встречать гостей, как здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни необходимо напомнить, как встречать гостей, здороваться на занятии, т.е. последовательно и настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык. «Игры-упражнения «Каждой вещи — свое место» помогают воспитывать аккуратность, навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр - упражнений на тему «Поддержания порядка» дошкольники быстрее замечают беспорядок и пытаются устранить его.
Большая воспитательная возможность для формирования культуры деятельности и культуры общения заключается в трудовой деятельности. Понятие нравственности труда включает две стороны: а) отношение к труду, отражающее отношение дошкольника к окружающей действительности, обществу; б) нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности. Совместный труд, является наиболее эффективным в формировании культуры деятельности и культуры общения. Дети, которые трудятся, связаны между собой процессом изготовления продукта, вступают в различные взаимоотношения и решают разнообразные вопросы. Все виды труда в ДОУ формируют навыки самостоятельной деятельности, формируют чувство человеческого достоинства, уважение к труду взрослых .
Планомерная и поэтапная работа с детьми, конечно, даст хорошие результаты – у детей постепенно сформируется навык культуры общения друг с другом, с окружающими, соблюдение правил поведения станет для них – нормой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию культуры поведения. Средняя группа. Воспитатель Нижегородова Е.В. Тема: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
Задачи:Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;Учить детей правилам знакомства со взрослыми и детьми;Развивать чувство уверенности в самом себе, чувство коллект...
Консультация для воспитателей. Культура поведения ребёнка и звуковая культура речи.
Формирование у ребенка культуру деятельности, культуру общения, звуковую культуруречи....
консультация для воспитателей "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль...
Консультация для воспитателей "Воспитание культуры поведения"
Данный материал предназначен для воспитателей всех возрастных групп...
Беседа с родителями Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Краснодарский край
Беседа с родителями Тема:«Воспитание культуры поведения у дошкольников»Воспитатель Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14г. Кропоткин Краснодарский край...
Консультация для воспитателей «Культура поведения детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...