ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Я - МИР» ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
рабочая программа по теме

Образовательная программа создана на основе ФГОС ДО для детей раннего возраста. Структура программы соответсвует требования ФГОС ДО и включает в себя 3 раздела ( Целевой, содержательный, организационный) и краткую презентацию. Программа разработана в целях совершенствования работы с детьми раннего возраста в группах кратковременного пребывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Я - МИР»

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

  • Центр развития ребенка —
  • детский сад №2 станицы Калининской

                                                                составитель: О.Е.Хорошенькая,

                                                                                            воспитатель МБДОУ-д/с№2  

                                                                                            ст.Калининской

                                                               

                                                                                    УТВЕРЖДЕНА:

                                                                                    Протокол Педсовета № ____

                                                                                    от «____» ___________201___г.

                                                                                     ________________  Т.И.Шестопалова,

                                                                                    заведующий МБДОУ-д/с№2

                                                                                    ст. Калининской

Содержание:

Раздел 1. «Целевой»

стр.3-11

  1. Пояснительная записка.

      -  Цели и задачи реализации программы.

      -  Принципы и подходы к формированию программы.

      - Характеристики особенностей развития детей раннего возраста.

Раздел 2. «Содержательный»

стр.11-26

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов.

2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы.

2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

2.6.Иные характеристики содержания Программы.

Раздел 3. «Организационный»

стр.27-33

3.1.Материально-технического обеспечения Программы.

3.2.Методические материалы и средства обучения и воспитания.

3.3.Распорядок дня.

3.4.Традиционных событий, праздников, мероприятий.

3.5.  Предметно-пространственная среда.

Раздел 4. Краткая презентация.

стр.33-37

4.1.Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа.

4.2.Используемые Примерные программы.

4.3.Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Раздел 1. «Целевой»

1.1.Пояснительная записка.

 «Я - МИР» - образовательная программа дошкольного образования, разработка которой осуществлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, утвержденными приказом министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Программа включает в себя вопросы воспитания и образования детей раннего возраста ( от 2-х мес. до 3-х лет) групп кратковременного пребывания на основе примерной программы «Кроха» под ред. Г.Г.Григорьевой.

Цель программы:

1)  повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

        Программа обеспечивает развитие личности детей  в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и  направлена на решение задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программы по развитию детей раннего возраста  с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы и подходы к формированию программы.

        Программа направлена на создание условий развития ребенка с 2-х мес. до 3-х лет, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 Основные принципы к формированию программы:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество воспитателей с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

        Программа сформирована как психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

        Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в группе; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

        Программа реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года)

  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  • экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
  • общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

        Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 Характеристики особенностей развития детей раннего возраста.

Особенность развития детей в возрасте 1 года — 1,6 лет соответствуют показателям по основным линиям развития:

Сенсорное развитие — ребенок различает по величине (большой, маленький). Подбирает предметы разной формы по образцу, например кубик к кубику.

Общие движения — ходит длительно до 10 м.  Меняет положение, приседает, наклоняется. Может перешагивать через препятствия, подниматься по лестнице, спускаться приставным и чередующимся шагом. Бросает вдаль предметы, катает мячи.

Игра — умеет воспроизводить в игре различные действия, которые наблюдает в жизни. Например, кормит куклу, умывает, укачивает ее и т. д. Переносит  знакомые действия на новые игрушки. Кормит не только куклу, но и собачку.

Понимание речи взрослых — увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия часто называемых лиц, предметов, действий. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи.

Активная речь — пользуется словами-заменителями и облегченными словами (машина — «би-би», собака — «ав-ав»). Легко подражает облегченным словам.

Навыки — пьет свободно из чашки, ест ложкой самостоятельно густую пищу. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос.

Особенность развития детей в возрасте 1,6 — 2-х лет соответствуют показателям по основным линиям развития:

Сенсорное развитие — подбирает по образцу предметы 4-х основных цветов. Различает 3 разных по величине предмета, например 3 куба. Подбирает по образцу однородные предметы, сходные по форме.

Общие движения — перешагивает через палку, поднятую от пола на 18-20 см. Бросает мяч в горизонтальную цель на расстояние 60-70 см. Легко  влезает на стремянку, спускается чередующимся шагом.

Игра — Легко воспроизводит в игре отдельные явления, последовательные действия.

Понимание речи взрослых — понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о события, знакомых без показа. Понимает содержание несложного сюжета по картинке.

Активная речь — словарь увеличивается до 300 слов. Легко повторяет слова и простые фразы. Обобщает предметы по существенным признакам. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит предложениями из 3-4 слов. Появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми. Задает вопрос «Что это?»

Навыки — ест довольно аккуратно. Пользуется носовым платком. Частично одевается и раздевается. Контролирует физиологические отправления.

Особенность развития детей в возрасте 3-х лет соответствуют показателям по основным линиям развития:

Сенсорное развитие — называет 4 основных  цвета, величину «большой», «маленький».

Общие движения — ходит по наклонной доске шириной 20 см, приподнятой на 25-30 см. Влезает на табурет высотой 0,5 м, слезает с него. Бросает одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель на расстоянии от 80-100 см до 100-125 см. Бросает и ловит мяч на расстоянии 70-100 см. Согласовывает свои действия с другими детьми. Одновременно действует рукой и ногой. Может менять темп движений в соответствии с музыкой, словом.

Речь — словарь активных слов включает 1200-1500 слов. Появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Почему?». Речь становится средством общения и с детьми. Легко разучивает стихи и песенки. В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Произносит все звуки, кроме «Р», «Л» и шипящих.

Игра — в игре исполняет роль мамы, врача и т.д.

Навыки — самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.  Делает это с помощью взрослых. Моет руки перед едой. Пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды без напоминания.

Развитие личности в раннем возрасте сопровождается такими  характеристиками: в 1 год — начинает отделять себе от  взрослого и пытается действовать  предметами самостоятельно. Проявление радости при успехе в действиях с ними, огорчения при неудачах и запретах к действию. Появление некоторого противопоставления себя взрослым, стремления к самостоятельности, свободе. (кризис первого года жизни). Проявление радости при приходе взрослых и детей, которые играют с ним, инициативное общение (сопровождается смехом, лепетом). Играет (поиск — прятание  «Где спрятано?»).

2-3 год жизни — более четкое оформление интереса к активному взаимодействию с ребенком, взрослым или старшими детьми. Острая потребность в одобрении своих действий со стороны взрослых. Одобрение и похвала вызывают чувство гордости. При неудаче возникает чувство огорчения, стыда. Наряду с предметной, появляются разные виды деятельности, и все более отчетливо проявляется самостоятельность в них. Под влиянием оценки взрослого возникает самооценка, но не дифференцированная: взрослый оценивает успехи в действиях, а ребенок относит ее к себе в целом («Я хороший» или «Я плохой»). Изменение отношения ребенка к взрослому: оформляется позиция «Я сам», в то же время взрослый — образец для подражания. Начало кризиса 3-го года жизни.

Планируемые результаты освоения программы выражаются в Целевых ориентирах образования в младенческом и раннем возрасте. Целевые ориентиры включают следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

3. Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;                                                                                

  5. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

  1. У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

            Раздел 2. «Содержательный»

        

        1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях  в соответствии с возрастом с 2-х мес. до 1 года, с 1  до 1,6 лет; с 1,6 до  до 2-х лет; с 2-х до  3-х лет.

Образовательная деятельность детей с 2-х мес. до 1 года по областям развития:

социально-коммуникативное развитие - непосредственное эмоциональное общение с взрослым.

познавательное развитие -  манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия.

речевое развитие — активная(экспрессивная) речь - развитие гуления с 3-х до 5-ти мес.; развитие лепета  - с 6-ти до 7-ми мес.; повторяет слоги, разные звуки, подражая взрослому  -  с 8-ми до 10-ти мес.; произносит первые слова обозначения- «ав-ав», «кис-кис», «дай», «мама», к году до 6 слов  - с 8-ми до 12-ти мес.; понимание (импрессивная) речи — на вопрос «Где?» находить предмет, расположенный в одном и том же месте с 7-ми мес., по просьбе взрослого выполняет заученные движения: «ладушки», «дай ручку»,  «До свидания» с 8-ми мес., на вопрос «Где?» отыскивает предметы, находящиеся в разных местах с 9-ти мес., по просьбе взрослого находит и дает игрушку, отвечает на заигрывание «Догоню-догоню» с 10-ти мес.,  по просьбе взрослого выполняет знакомые ему действия: «покати мяч», «Покачай Лялю» и др. с 11-ти мес.

художественно-эстетическое развитие - восприятие музыки, детских песен и стихов.

физическое развитие -  двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

Образовательная деятельность детей с 1  до 1,6 лет по областям развития:

социально-коммуникативное развитие - развитие самообслуживания и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.) - пьет свободно из чашки, ест ложкой самостоятельно густую пищу. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Умеет воспроизводить в игре различные действия, которые наблюдает в жизни. Например, кормит куклу, умывает, укачивает ее и т. д. Переносит  знакомые действия на новые игрушки. Кормит не только куклу, но и собачку.

познавательное развитие - ребенок различает по величине (большой, маленький). Подбирает предметы разной формы по образцу, например кубик к кубику, рассматривает картинки; осуществляет предметную деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

речевое развитие - Понимание речи взрослых (импрессивная речь)— увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия часто называемых лиц, предметов, действий. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи.

Активная речь (экспрессивная речь) — пользуется словами-заменителями и облегченными словами ( машина — «би-би», собака — «ав-ав»). Легко подражает облегченным словам.

художественно-эстетическое развитие - восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

физическое – ребенок ходит длительно до 10 м., меняет положение тела, приседает, наклоняется. Может перешагивать через препятствия, подниматься по лестнице, спускаться приставным и чередующимся шагом. Бросает вдаль предметы, катает мячи;

        

Образовательная деятельность детей с 1,6 до  до 2-х лет по областям развития:

социально-коммуникативное развитие - Легко воспроизводить в игре отдельные явления, последовательные действия. Кушать аккуратно. Пользоваться носовым платком. Частично одеваться и раздеваться. Контролировать физиологические отправления.

познавательное развитие — подбирать по образцу предметы 4-х основных цветов. Различать 3 разных по величине предмета, например 3 куба. Подбирать по образцу однородные предметы, сходные по форме.

речевое развитие - понимание речи взрослых (импрессивная речь)— понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о события, знакомых без показа. Понимает содержание несложного сюжета по картинке.

активная речь (экспрессивная речь) — словарь увеличивается до 300 слов. Легко повторяет слова и простые фразы. Обобщает предметы по существенным признакам. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит предложениями из 3-4 слов. Появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми. Задает вопрос «Что это?»;

художественно-эстетическое развитие - восприятие смысла музыки, сказок, стихов.

физическое развитие — ребенок перешагивает через палку, поднятую от пола на 18-20 см. Бросает мяч в горизонтальную цель на расстояние 60-70 см. Легко  влезает на стремянку, спускается чередующимся шагом.

Образовательная деятельность детей с 2-х до  3-х лет по областям развития:

социально-коммуникативное развитие

Игра — в игре берет на себя роль мамы, врача и т.д.

Навыки  самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.  Делает это с помощью взрослых. Моет руки перед едой. Пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды без напоминания.

познавательное развитие - называть 4 основных  цвета, величину «большой», «маленький». Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),;

речевое развитие - словарь активных слов включает 1200-1500 слов. Появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Почему?». Речь становится средством общения и с детьми. Легко разучивает стихи и песенки. В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Произносит все звуки, кроме «Р», «Л» и шипящих.

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие - ходить по наклонной доске шириной 20 см, приподнятой на 25-30 см. Влезать на табурет высотой 0,5 м, слезать с него. Бросать одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель на расстоянии от 80-100 см до 100-125 см. Бросать и ловить мяч на расстоянии 70-100 см. Согласовывать свои действия с другими детьми. Одновременно действовать рукой и ногой. Уметь менять темп движений в соответствии с музыкой, словом.

        2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

        Образовательные мероприятия с детьми проводятся в форме совместной игры ребенка, либо 2-3 детей со взрослым.

        Используется основной метод  - наглядно-образный, используя различные средства показа, с разными наглядными материалами.

        3.  Особенности образовательной деятельности разных видов.

Вся деятельность детей проводиться со взрослым. С самого раннего детства ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Необычайная восприимчивость ко всему, что связано с человеческим общением и создает предпосылки при правильном воспитательном влиянии и обучении, для интенсивной социализации.  

   Работа в группе кратковременного пребывания помогла нам понять, что социальное поведение - важнейшая сторона психического развития и ей должно отводиться  значительное место в воспитании детей раннего возраста.  

   Что же такое социализация?  

    Социализация – это «процесс  развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А.В.Мудрик). Человек взаимодействует с социальной действительностью и результатом данного взаимодействия становится формирование человеческого существа.  

      Всем известно, что человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не сформирует в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества. Так как движущей силой социального развития личности выступает обучение, общение и различные виды совместной деятельности, то социальный опыт ребенок приобретает путем научения, имитации, подражания, приучения.  

        Процесс социализации детей раннего возраста групп кратковременного пребывания и консультативного пункта проходит через включение детей в сообщество сверстников и взрослых. Дети и взрослые объединяются между собой в деятельности, которая  является  важной составляющей познания социальной действительности. Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий мир и самому становиться частью этого мира. В процессе работы мы обратили внимание на то, что ребенок, усваивая знания, обязательно выражает отношение к усвоенному знанию в  практических навыках  взаимодействия с окружающим миром.

    Так как деятельность развивается постепенно, то можно сделать вывод, что социализации  способствует  именно та деятельность, которая специфична для каждого периода развития ребенка. Для малыша первого года жизни – это общение и предметная деятельность, где  взрослый выступает основным проводником, соединяющим малыша с окружающим миром. Он беспомощен, а мир ему не понятен и не доступен для самостоятельного восприятия.  А для трехлетнего ребенка игра помогает уже самостоятельно проявлять  свою принадлежность к обществу, где выступают на первый план правила, которые надо соблюдать, чтобы жить в сообществе людей гармонично, позитивно выражая свою индивидуальность. Поэтому, зная законы психо-физиологического развития ребенка, нельзя лишать детей социального развития уже с момента рождения.

        Содержание и мотив деятельности всегда связаны с реализацией потребности ребенка. На первом году жизни - потребность в развитии движений руки и действий с предметами, общих движений, общения и развития эмоций, подготовительных этапов развития понимания речи.

        На втором году жизни ребенок продолжает испытывать потребность в  развитии общих движений, формировании сенсорных эталонов, в развитии более сложных действий с предметами и игры (кукла выступает прообразом человека, к которой можно учить выражать свои чувства, учить ухаживать за ней, заботиться, проявляя социальные качества человека). В этом возрасте формируются навыки самостоятельности, более глубоко  развивается  понимание и сама активная  речь ребенка.

        Третий год жизни дает ребенку возможность совершенствовать общие движения, усложнять их, в соответствии с усложняющимися предметно-игровыми действиями. Происходит становление сюжетной игры, активной речи (появляется распространенная фраза, большое разнообразие вопросов), предпосылки к конструктивной и изобразительной деятельности, навыки самообслуживания в еде и при одевании.  

    Поэтому мы видим насколько важна для ребенка ранняя социализация, где между ребенком и взрослым в любой совместной деятельности выступает предмет. Это либо образ предмета, либо реальный предмет. Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения, поэтому мы   заботимся о создании предметно-пространственной среды, для полноценного развития наших воспитанников.  

        Изучая социальную микросреду, в которой растут и развиваются наши дети с первых лет жизни, можно спрогнозировать формирование у детей определенного типа социального поведения. Изменение среды диктует и изменение поведения, например дети «маугли»- лишенные человеческого общения и всех предметов, которые формируют наш окружающий мир так и не смогли приспособиться к жизни в обществе.  

        Знакомя детей с окружающим миром, наши сотрудники стараются больше организовывать общение за пределами групп: помогает нам в этом наличие дополнительных средств воздействия – оборудованный участок для прогулок, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинеты специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед).  

Мы в группе кратковременного пребывания стараемся учитывать все факторы среды, влияющие на развитие ребенка. Например: « комната психологической разгрузки» - это специально созданная предметная среда, где бывают дети по одному или небольшими подгруппками. В этой комнате смоделированы ситуации: «Универсам», «Парикмахерская», «Больница», «Домашняя комната» - в ней есть пылесос, телевизор, магнитофон, здесь можно полежать на диване, попить чай, посмотреть телевизор, почитать книги, дети видят себя в видеозаписях и радуются своим достижениям. Все это помогает ребенку почувствовать себя в той или иной ситуации действующим лицом от которого зависят дальнейшие действия, он может использовать все свои полученные навыки социального поведения – знание назначений предметов, умение  ими пользоваться, уложить куклу спать, покормить, одеть, раздеть и т.д. Здесь важно чтобы ребенок имел не только отвлеченные знания, но и то, что поможет ему в будущей жизни (в семье).  

     Наш коллектив широко использует и внешнюю среду для ознакомления с окружающим. Все это дает им опыт социального поведения в обществе, умение правильно вести себя: здороваться при встрече со взрослыми, не кричать в общественных местах, не разбегаться от взрослого, держаться за руки во время прогулок; обращать внимание на светофор при переходе улицы. В разное время года дети могут обратить внимание на изменения одежды на людях. Закрепление знания о соответствии одежды с погодой на улице: в дождь например мы надеваем резиновые сапоги и можем ходить по лужам, а другая обувь может промокнуть и можно при этом заболеть.

    Воспитатель является практически единственным образцом для подражания, субъектом для общения малыша, источником первого социального опыта. Поэтому воспитатель должен быть  аккуратным, вежливым в обращении с детьми. Только при условии заинтересованного общения воспитателя и ребенка – уже на первом году жизни ребенок улыбается, откликается на просьбы, различает интонацию голоса, узнает знакомые лица, откликается на свое имя. Важно, чтобы ребенок переживал как можно больше радостных эмоций. Если кричит, жестикулирует, капризничает – стараться понять причину, и не запретом, а добрым отношением отвлечь к полезному «деловому сотрудничеству».  

    Взрослые с первых дней жизни ребенка окружают его предметами: заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду. Предмет, попадая в поле зрения малыша изучается им, ребенок тянет в рот все что попадает ему в руки, постукивает предметами, узнает таким образом о его свойствах и качествах, конечно еще не осознанно (на 1 г.ж.). Как мы видим, из опыта работы, в дальнейшем ребенок знакомится с назначением предметов, ребенок усваивает, как пользоваться ложкой, держать чашку, ребенка учат кушать аккуратно, используя нагрудничек.

        Такой путь познания помогает нам формировать умение ориентироваться в окружающем мире предметов и осваивать способы действия с ними. В процессе общения мы каждый раз говорим малышу о назначении предметов: «Вот наша чашка, будем пить из нее молоко». Показываем, как это сделать. Предлагаем малышу выполнять поручения: «Найди, что назову» - выбор из трех предметов, затем «найди лишнее».

        Важно, чтобы ребенок на втором году жизни учился соотносить действия с предметом и его функцией. Например - коляску надо катать и возить в ней куклу. А уже на третьем году жизни мы помогаем детям  усвоить представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по-разному. Например – палочкой – шпателем доктор смотрит горло, палочкой едят мороженое, на палочке может быть конфета, ее удобно держать в руке.

        Во время воспитательных воздействий мы используем пример и оценку поведения ребенка (что хорошо, а что плохо, даем понятие «можно - нельзя»). Ребенок знает оценку «молодец» и радуется когда получает ее. Сначала ребенок недоволен при слове «нельзя», а потом понимает, как делать, чтобы этого слова не говорил взрослый. Взрослый поощрением побуждает ребенка к позитивным действиям: «Молодец, Коля, он помощник у нас, игрушки убирает на место» - ребенок слышит обращение к нему и старается выполнить действия лучше, а остальные дети тоже хотят, чтобы их похвалили и помогают этому ребенку. Так воспитывается взаимопомощь в коллективе сверстников. Очень важно создать в окружающем мире ребенку безопасную среду. Но и необходимо познакомить детей с такими понятиями как «горячо», «больно» и др. Как нам кажется, отрицательный опыт быстро закрепляется и дает положительный результат, ребенок не хочет испытывать такой опыт и предостерегает всех словом: «горячо», « больно».

        Знакомя детей с посудой, одеждой  мы помогаем детям в будущем адаптироваться в жизни. Ребенок пьет из чашки, придерживая ее, откусывает и жует хлеб, печенье, конфеты. При угощении детей учат принимать угощение с благодарностью, с пожеланием здоровья сами угощают  других. Встречают гостей с любовью, вежливо предлагают проходить в группу гостям, т.е. учатся соблюдать элементарные нормы социального поведения.         Дети учатся отличать девочек от мальчиков, виды одежды которые они носят. Дети учатся помогать одеваться малышам, называть предметы одежды и ее назначение. Так формируется навык самообслуживания, игровые действия, а так же общение.  

          В конце второго года жизни дети начинают  использовать в общении с окружающими речь. Речь помогает ребенку обратить внимание взрослого на интересующий его предмет, задавать вопросы по поводу действия с ним. Речь помогает выразить свои чувства, важно создавать ситуации, побуждающие к эмоционально - окрашенным высказываниям. Например: У нас дети каждый день наблюдают приезжающую машину, дети с восторгом наблюдают за большой машиной. Воспитатель рассказывает о необходимости соблюдать правила безопасности – не выбегать навстречу транспорту, отойти на безопасное расстояние от движущегося автомобиля, дети должны быть осторожны на улице, так как много больших машин, обращать внимание на светофор при переходе улицы. Известно, что необходимо поддерживать у детей любознательность, желание проявлять самостоятельность, попытки вступать в общение с другими людьми. С этой целью в нашем коллективе организуются занятия, игры с детьми, создаются условия для активных действий, обращая внимание на соблюдение необходимых мер предосторожности: «Держись крепко!» «Пропусти вперед девочку, уступи место взрослому в транспорте» (в игре).  

Наши дети воспринимают окружающий мир в разнообразии звуков, красок, явлений, а их память опирается на эмоциональные положительные переживания, которых должно быть в жизни детей как можно больше, чтобы как можно лучше социально адаптировать детей для будущей жизни.  

        В группе кратковременного пребывания мы знакомим детей с разным  трудом взрослых, говорим  о необходимости приносить пользу окружающим. Например: Во дворе нашего детского сада есть большая, красивая клумба, дети часто обращают внимание на яркие цветы, пытаются дотянуться к ним. Взрослые учат детей не рвать цветы, а только любоваться ими. Организовывают игры с лейками, граблями, чтобы дети могли проявлять заботу о растениях, не дать им погибнуть в жаркое время года. Взрослый выражает одобрение за то, что ребенок стремится сохранить что выросло на клумбе, защитить растения от неблагоприятных условий жизни.

В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как «я». Начинает оценивать свои поступки, осознавать их, ожидать оценки взрослого. Наши воспитатели стараются создать благоприятные условия для удовлетворения потребностей в разнообразной деятельности.  Учат детей занимать себя, обучают различным играм, что пригодится детям в будущем. Дети смогут занять себя в свободное время следующим: конструкторы разного типа, настольные игры, книги, изодеятельность.  Для совершенствования движений – шведская стенка, горка, ребристая доска, батут, тоннель, кольца для волейбола, мячи коррекционные и т.д. Для развития игр – сюжетные уголки «Парикмахерская», « Больница», «Семья» и др.  

        Все это помогает организовать так деятельность, что у детей не бывает конфликтных ситуаций, дети воспитываются в любви, в уважении их потребностей к разным видам деятельности.  

        Как мы знаем, ведущим видом деятельности детей 3-4 лет является игра. В игре мы стараемся у детей формировать представления о том, как надо  дружить, что нельзя обижать другого, отнимать игрушки друг у друга.  

         Как нам кажется, возникновение  первых этических представлений является результатом усвоения образцов поведения, подкрепленных их положительной оценкой со стороны взрослых.  

        Взрослый продолжает оставаться для ребенка центром любой ситуации. Наши дети стремятся действовать согласно требованиям взрослых и постепенно усваивают те нормы, правила и оценки, которые исходят от взрослых, формируя предпосылки к мотивации. (Например: Я не буду отнимать игрушки у детей, так как это плохо, обижать детей нельзя.)  

        Как вид деятельности игра дает ребенку 3-4 лет доступные для него способы моделировать окружающую жизнь, которые делают возможным освоение казалось бы, недосягаемой для него действительности. ( А.Н.Леонтьев)  

В нашей группе кратковременного пребывания разработана система обучения и развития детей с помощью игр - драматизаций как элемента театрализованной деятельности. Дети примеривают на себя различные роли (положительные, веселые, отрицательные и др.)   Игра занимает особое место в развивающих технологиях, обеспечивающих процесс социализации.

         Наша программа игровых занятий « Я - мир» - это мир звуков, мир прикосновений – это наш взгляд на окружающую жизнь. Наши воспитатели помогают детям устанавливать контакты со сверстниками опосредованно через предмет. Дети выбирают образы животных, имитируют их голоса, повадки. Мы понимаем, что дети должны получать радость от своих действий, и научились бы в будущем использовать накопленный опыт.  

        С детьми 4-го года жизни мы используем систему игр - сенсорных упражнений, которые дают ребенку возможность познавать свои чувственные ощущения, в выражении собственного мнения. Содержание игровых занятий соответствует программным требованиям по познавательно-коммуникативной области развития, но эти занятия не исключают основные занятия по ознакомлению с окружающим. Они помогают развить систему восприятия ребенка, которая является основой для формирования всех психических процессов.

В заключении я бы хотела сказать: очень важно, чтобы воспитатель оставался доступен для малыша, для того чтобы объяснить ребенку незнакомое явление, назвать новый предмет или объяснить понятие. Например: взрослый может организовать опыт вместе с ребенком: взять чай и насыпать в один стакан сахар, а в другой соль и предложить попробовать на вкус. Этот опыт останется навсегда в памяти у ребенка, так как знания были подкреплены  практическим опытом. Всегда надо хвалить детей за желание исследовать, за успешно выполненные действия. Важно так же установить для малыша границы безопасной деятельности и помочь приспособиться к социальным требованиям общества.

        4.  Способы и направления поддержки детской инициативы.

Поддержка детской инициативы с использованием заинтересовывающих моментов, новых игровых материалов.

        5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Педагогический коллектив с семьями воспитанников заключает договор о сотрудничестве, где указано график работы группы, условия пребывания детей в группе.

        6.  Иные характеристики содержания Программы.  

  1. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  2. Характер взаимодействия со взрослыми;
  3. Характер взаимодействия с другими детьми;
  4. Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

1.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

1.1.Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

1.2.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей.

1.3.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- реализацию образовательной программы;

- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

1.4.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

- Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

- Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

а) игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

б) двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;

в)эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

г) возможность самовыражения детей.

д) для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

-  Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

-  Полифункциональность материалов предполагает:

а) возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

б) наличие в Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

-  Вариативность среды предполагает:

а) наличие в Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

б) периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

-  Доступность среды предполагает:

а) доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

б) свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

в) исправность и сохранность материалов и оборудования.

-  Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

1.5. ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

        

2.Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2)   обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

        3.Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

        Наполняемость группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики программы.

        4.Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей, через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

           

                               Раздел 3. «Организационный»

        

           

        Для реализации программы создано материально-техническое обеспечение процесса образования детей раннего возраста с учетом  разных видов деятельности и индивидуальных траекторий развития детей:  

Перечень средств обучения и воспитания:

  1. Дидактические игрушки (функциональные назначения)

Для детей от 2-х до 6-ти месяцев.

Яркие, блестящие игрушки. Вызывают зрительное сосредоточение ребенка, эмоциональный подъем, формируют направленные ориентировочные зрительные реакции.

Погремушки на рукоятке (образные и геометрические). Формирование процесса зрительного сосредоточения на предмете, развитие ручной умелости.

Погремушки на кольце. Развитие ручной умелости, тренировка (при манипулировании с нанизанными шариками) мелких мышц пальцев, развитие осязательных ощущений.

Подвесные погремушки. Привлечение зрительного ребенка, побуждение к звукопроизношению.

Подвесные гирлянды, игрушек. Формирование способности рассматривать предметы, переводить взгляд с игрушки на игрушку, эмоциональное воздействие на ребенка.

Легкие кубики. Формирование ручной умелости, двигательных навыков, осязательных ощущений, развитие начатков умения сопоставлять предметы по внешним признакам.

Яркие большие образные игрушки. Побуждают ребенка к их рассматриванию, узнаванию при участии взрослого; способствуют возникновению положительных эмоций, развитию речи.

Бубенчики. Формирование ориентировочной реакции на звук, звукового сосредоточения; эмоциональное воздействие.

Флажки, ленточки. (в руках взрослого). Привлечение внимания ребенка, установление эмоционального контакта со взрослым, формирование способности выделять цвет из общего фона.

Для детей от 6-ти месяцев до 1 года.

Мисочки для вкладывания шариков. Развития умения сопоставлять предметы, перемещать их различным образом ( эти практические действия важны для развития ручной умелости и элементов мышления).

Шарики разных размеров. (легкие и более тяжелые). Развитие умения различать предметы контрастных размеров.

Мячи. Развитие ручной умелости, способности следить за быстро перемещающимся предметом, различать размеры предметов; ознакомление ребенка с таким свойством предмета, как упругость, со значением слов «большой», «маленький».

Кольца для надевания на руку. Формирование ручной умелости, развитие координации движений руки.

Шарики и кубики с дырочками.  Развитие дифференцированных движений пальцев руки, совершенствование моторной сферы, связанной с речедвигательным аппаратом.

Матрешки одноместные. Развитие представлений о соотношении частей предмета, ручной умелости, координации движений руки, практического мышления.

Колокольчики. Развитие слухового сосредоточения, способности различать звуки, выделять новый звук из шумового фона; эмоциональное воздействие.

Для детей от 1 года до 1г.6 мес.

Пирамидка с кольцами равной величины. Развитие ручной умелости, целенаправленных действий.

Пирамидка с кольцами двух контрастных размеров. Развитие умения различать контрастные размеры, сопоставлять их; учитывать размеры при построении пирамидки.

Коробки-вкладыши разной формы и сечения.  Развитие практического умения сопоставлять разные формы.

Матрешки-двухместные. Формирование представлений о соотношении целого и его частей; развитие умения сопоставлять и подбирать детали по размерам, целенаправленной результативной деятельности.

Шароброс с шарами двух размеров. Формирования умения различать размеры предметов; развитие ручной умелости, целенаправленных координированных действий.

Наборы для игр с песком (совок, ведро, формочки). Развитие ручной умелости, координации движений, результативных действий, а также элементов орудийной деятельности и практического мышления.

Бочата с мелкими фигурками – вкладышами. Ознакомление ребенка с новой сложной формой, развитие координированных, целенаправленных действий (открывание, закрывание, вкладывание, сопоставление частей и целого).

Столики(одноцветные) с втулками. Формирование умения действовать целенаправленно; развитие мышечных движений кисти руки.

Столики(двухцветные) с яркими втулочками тех же цветов. Упражнение в сопоставлении и различении двух разных цветов; совершенствование ручной умелости.

Строительный набор М.И.Агаповой. Ознакомление с формами предметов  (куб, призма, прямоугольник); упражнение в цветоразличении; формирование элементов конструктивной деятельности и мышления.

Коляски с рукоятками. Развитие общей координации движений, специфических действий с предметами; формирование представлений о назначении различных частей предметов.

Тележки, машины. Развитие игры, практического мышления, связанного с овладением предметно- опосредованными действиями.

Наборы сюжетных игрушек для строительных игр. Развитие игры, мышления, содержательной целенаправленной деятельности.

Корзиночки. Развитие ручной умелости, элементов практического мышления.

Для детей от 1г.6 мес. до 2-х лет.  

Наборы резко контрастных по размерам колец, шаров, кубов, призм. Развитие сенсорных процессов, связанных с различением и обобщением цвета и формы.

Занимательная коробка с набором шаров и кубов двух размеров. Упражнение в различении форм, размеров и в сопоставлении объемных фигур с их контурными обозначениями.

Пирамидки трех контрастных размеров. Различение и сопоставление размеров; формирование практического представления о последовательности действий, умения совершать целенаправленные, законченные по результату действия; усвоение слов «большой», «поменьше», «самый маленький».

Пирамидки пяти контрастных размеров.  Дальнейшее совершенствование умения различать размеры; развитие волевого усилия, направленного на завершение действий.

Матрешки  трехместные. Упражнение в различении контрастных величин, в составлении целого с учетом дифференцировки различных по размеру и форме частей; развитие способности к волевому усилию.

Столики-трафареты с втулочками соответствующих цветов. Упражнение в различении цвета, сопоставлении цветных объектов и фона, обобщении по признаку цвета.

Подставка-трафарты с кольцами – вкладышами. Формирование представления о нарастающем по величине ряде колец.

Лоточки для скатывания шариков. Практическое познавание  свойств наклонной полоски и зависимости между силой толчка и скоростью скатывания шарика.

Большой строительный набор. Развитие мышления, навыков конструирования и практического употребления геометрических форм.

Столики  двухцветные с двумя комплектами сюжетных фигурок. Развитие мышления, навыков общения.

Лотки для поочередного прокатывания автомобилей. Развитие форм общения между детьми,  совместных действий.

Набор «Достань колечко». Развитие практического мышления; формирование орудийного способа действий; дальнейшее совершенствование сенсорики (глазомера и цветоразличения).

Трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочкой; игра «Салют!». Развитие мышления, умения правильно действовать с предметами в трехмерном пространстве, а также глазомера, координации движений обеих рук; совершенствование орудийного способа действий.

Набор «Покатай куклу» (тележка со стержнем и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце). Дальнейшее развитие мышления, глазомера, умения правильно использовать специализированное орудие и соотношение между значимыми деталями игрушки.

Набор для игр с водой. Дальнейшее развитие мышления, умения применять различные  способы использования специализированных орудий, ознакомление со свойствами воды; развитие ручной умелости.

Для детей от  2-х до 3-х лет.  

Набор «Покатай куклу» (тележка со стержнем и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце). Дальнейшее развитие мышления, глазомера, умения правильно использовать специализированное орудие и соотношение между значимыми деталями игрушки.

Наборы сюжетно-ролевых игр: врач, повар, водитель, полицейский и т.д.

Наборы со шнуровками, застежками, щеколдами: учить завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Большой строительный набор. Развитие мышления, навыков конструирования и практического употребления геометрических форм, различения по четырем цветам, величине.

        Методические материалы и средства обучения и воспитания.

Перечень методической литературы:

1.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие под ред. С.Л.Новоселовой. М., «Просвещение»,1985г.

2.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста – М.,Просвещение,1981г.

3. «Кроха» - Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет; М., Просвещение, 2004 г.

4.Воспитание и обучение детей раннего возраста. Под ред. Л.Н.Павловой – М., Просвещение, 1986г.

5.Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей – М., Просвещение, 1988г.

6. ПантюхинаГ.В., Печора К.Л., ГолубеваЛ.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., Просвещение, 1986г.

 

           Распорядок дня 

          ГКП «Адаптационная» №1

День недели

/время проведения

Понедельник

Четверг

С 8.00- до 9.00

Индивидуальная работа с детьми

Индивидуальная работа с детьми

С 9.10 — до 9.20

Занятие с первой подгруппой -  

3 ребенка

(развитие речи, сенсорное развитие)

Занятие с первой подгруппой -  

3 ребенка (движения, музыка)

С 9.50 — до 10.00

Занятие со второй подгруппой -  

3 ребенка

(развитие речи, сенсорное развитие)

Занятие со второй подгруппой -  

3 ребенка

(движения, музыка)

С 10.20 — до 10.30

Занятие с третьей подгруппой -  

3 ребенка

(развитие речи, сенсорное развитие)

Занятие с третьей  подгруппой -  

3 ребенка

(движения, музыка)

С 10.50 — до 11.00

Занятие с четвертойподгруппой -  

3 ребенка

(развитие речи, сенсорное развитие)

Занятие с четвертой подгруппой -  

3 ребенка

(движения, музыка)

         ГКП «Адаптационная» №2

День недели

/время проведения

Вторник

Пятница

С 8.00- до 9.00

Индивидуальная работа с детьми

Индивидуальная работа с детьми

С 9.10 — до 9.20

Занятие с первой подгруппой -  

3 ребенка

(развитие речи, сенсорное развитие)

Занятие с первой подгруппой -  

3 ребенка

(движения, музыка)

С 9.50 — до 10.00

Занятие со второй подгруппой -  

3 ребенка

(развитие речи, сенсорное развитие)

Занятие со второй подгруппой -  

3 ребенка

(движения, музыка)

С 10.20 — до 10.30

Занятие с третьей подгруппой -  

3 ребенка

(развитие речи, сенсорное развитие)

Занятие с третьей подгруппой -  

3 ребенка

(движения, музыка)

С 10.50 — до 11.00

Занятие с четвертой подгруппой -  

3 ребенка

(развитие речи, сенсорное развитие)

Занятие с четвертой подгруппой -  

3 ребенка

(движения, музыка)

Консультативный пункт «Материнская школа» №1

 

Время посещения- среда с 8.00 до 15.00 ( 1/3 неделя месяца)

1 неделя месяца

с 8.00 до 12.00 — занятия с детьми с 1 до 1,3 лет;

с 12.30 до 15.00 — консультации для родителей

2 неделя месяца

с 8.00 до 12.00 — занятия с детьми с 1,3 до 1,6 лет;

с 12.30 до 15.00 — консультации для родителей

Консультативный пункт «Материнская школа» №2

Время посещения- среда с 8.00 до 15.00 ( 2/4 неделя месяца)

2 неделя месяца

с 8.00 до 12.00 — занятия с детьми с 1 до 1,3 лет;

с 12.30 до 15.00 — консультации для родителей

4 неделя месяца

с 8.00 до 12.00 — занятия с детьми с 1,6 до 1,9 лет;

с 12.30 до 15.00 — консультации для родителей

  • Традиционные события, праздники.  

В группах раннего возраста  -  Праздники и тематические занятия:

«День рождения куклы», «Новый год», «Мамин день»,

«Подарок к празднику»

«Бабушкин двор»

«Прогулка в осенний лес»

«Снегурушка и лиса»

«Магазин», «Веселое путешествие»

  • Предметно-пространственная среда.

Создается в соответствии с задачами образовательной деятельности.

        

Раздел 4. «Краткая презентация».

        4.1.Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа.

        4.2.Используемые Примерные программы.

        4.3.Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

В статье представлены преимущества открытия групп кратковременного пребывания (адаптационных групп). ...

Тематическое занятие для детей группы кратковременного пребывания, а так же для детей младших групп, посвященное Дню Защитника Отечества.

Предлагаю вашему вниманию: Тематическое занятие для детей группы кратковременного пребывания, а так же для детей младших групп, посвященное Дню Защитника Отечества. Занятие не требует дополнитель...

«Организация воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания»

Одним из путей снижения адаптационного стресса при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, повышению качества жизни ребенка является создание группы кратковременного пребывания для детей раннего ...

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет

Творческое название проекта: "Волшебная игра " Вид проекта: практико- творческий, групповой Цель: создание оптимальных условий для организации работы, направленной на пов...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни на тему: «Развеселые матрешки»

В конспекте  представлены следующие методы и приемы : сюрпризный момент, беседа,  художественное слово (загадка, потешки), игровое упражнение «Как наряжена матрещка?», дидактичес...

Программа образовательной деятельности с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей раннего возраста и обеспечивает развитие личности в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, инди...