Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Большая и малая Родина"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Расширить представление детей о родной стране, знакомство с историей России.
- Систематизировать представления о родном городе, его названии, улицах.
- Уточнять знание достопримечательностей родного города.
Развивающие задачи:
- Развивать память, сообразительность, находчивость.
- Учить детей отвечать полными распространенными предложениями; закрепить родовые понятия;
Воспитательные задачи:
- Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.
Словарная работа:
обогащение словаря существительными: Россия, столица Москва, страна, россияне, Родина.
прилагательными: Страна: огромная, большая, богатая, щедрая, красивая, великая, сильная, непобедимая, Город: любимый, уютный, светлый, гостеприимный, родной, интересный, прекрасный, зелёный, чистый, Воин: сильный, могучий, бесстрашный, смелый, ловкий, умный.
Материал: карта России, указка, мультимедийная техника, мольберты, картины и репродукции с изображением Миньярского пейзажа, слайды «Достопримечательности города Миньяра», изображение герба и флага России
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Большая и малая Родина"
( Воспитатель МКДОУ № 6 г. Миньяра Галимова Римма Ахатовна)
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Расширить представление детей о родной стране, знакомство с историей России.
- Систематизировать представления о родном городе, его названии, улицах.
- Уточнять знание достопримечательностей родного города.
Развивающие задачи:
- Развивать память, сообразительность, находчивость.
- Учить детей отвечать полными распространенными предложениями; закрепить родовые понятия;
Воспитательные задачи:
- Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.
Словарная работа:
обогащение словаря существительными: Россия, столица Москва, страна, россияне, Родина.
прилагательными: Страна: огромная, большая, богатая, щедрая, красивая, великая, сильная, непобедимая, Город: любимый, уютный, светлый, гостеприимный, родной, интересный, прекрасный, зелёный, чистый, Воин: сильный, могучий, бесстрашный, смелый, ловкий, умный.
Материал: карта России, указка, мультимедийная техника, мольберты, картины и репродукции с изображением Миньярского пейзажа, слайды «Достопримечательности города Миньяра», изображение герба и флага России
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. У каждого человека есть место, которое называют «малой Родиной», «Родной сторонушкой».
- Как вы думаете, что это?
- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.
- Такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушаем стихотворение: (читает ребенок).
«С чего начинается Родина?» М. Матусовский
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
Воспитатель:
- А как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
- Да, наша Родина – Россия.
- А как называется главный город в нашей стране? (Москва).
- Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей страны.
- Как зовут президента нашей Родины? (Владимир Владимирович Путин)
- Перед вами карта Российской Федерации, посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Мы живем с вами на самом красивом месте на Земном шаре – на Южном Урале. (слайды о Миньяре). Это место называется малой Родиной. Что обозначает это словосочетание «Малая Родина»? (ответы детей)
А чем же малая Родина богата и знаменательна?
Чтоб узнать об этом, мы проведем с вами викторину «Я знаю свой город»
Вопросы викторины:
- Как называется город, в котором вы живете? (Миньяр)
- Как назвать жителей Миньяра? (Миньярцы)
- Какие реки текут в черте города? (Сим, Черная речка, Миньярский пруд)
- Назовите достопримечательности Миньяра? (ГДК, городской музей, профилакторий, спорткомплекс «Металлург», Миньярский метизный завод)
- Какие предприятия работают в Миньяре? (Каменный карьер, Бианковский щебзавод, Миньярский метизный завод, школы, детские сады, поликлиника детская и взрослая)
- Какие памятники в Миньяре есть?
(Памятник «Вечная слава героям», Памятник «Красногвардейцам и партизанам», Памятник «Партизанские лыжи», Памятник «Братская могила», Памятник «Рабочим красногвардейцам», Памятник «Шуре Орлову», Памятник Владимиру Ильичу Ленину, Памятник «Борцам за установление Советской власти», Обелиск «Первым комсомольцам города»).
Показ слайдов о памятниках на мультимедийном проекте.
Рассказ воспитателя о некоторых памятниках
- Памятник «Вечная слава героям» - в память землякам, павшим на фронте во имя Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на мраморных плитах 446 имен, установлен в 1975 году на улице Горького, автор В.Смирнов)
- Памятник «Партизанские лыжи» - в память о переходе 178 бойцов-миньярцев, в феврале 1919 года через линию фронта на соединение с Красной Армией в район Уфы. (установлен в 1979 году на улице Октябрьская, автор А.Мызгин)
- Памятник Владимиру Ильичу Ленину, вождю Октябрьской революции и Советского государства, (установлен в 1966 году у Дворца культуры)
Воспитатель: (читает стихотворение)
Песня «Миньяр - чудесный городок».
Стихи Светланы Калининой
Люблю свой край, люблю леса,
И слушать птичьи голоса
Могу я целый день.
Поверьте, мне не лень.
Куда ни глянь - из гор стена,
И лучше крепости она
Убережет от непогод,
Ну, и от всяческих невзгод.
Красивей места на земле
Не представляю я себе.
Мой милый город,
Как ты мне дорог!
Миньяр - чудесный городок.
Луга, ручьи и реки:
Любви, надежды уголок,
Ты мой родной навеки.
Мне нравится бродить в лесу,
Дремать под тенью клена
И пить прозрачную росу
Под солнцем опаленным.
Люблю под небом голубым
Резвиться в чистой речке,
Зимой - с тулупом меховым
Лежать на русской печке.
Я места чудней этого
Представить не могу.
Миньяр мой, вот поэтому
Я пред тобой в долгу.
Физминутка:
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
Воспитатель:
- А сейчас мне очень интересно узнать какие они те улицы, на которых вы живете? (Описание улиц, название)
Ребенок:
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зеленые и красные
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные
Вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.
- Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом. Самостоятельная работа детей.
В конце занятия выставка детских работ.
Воспитатель: Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город Миньяр.
Ребенок:
Мы живем,
Мы растем
В нашем городе родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живет!
Пусть растет!
Городок наш скромный!
Предварительный просмотр:
Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают важные человеческие качества. Задача патриотического воспитания становится сегодня очень актуальной. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, так как в дошкольном возрасте нравственные качества и чувства еще только начинают формироваться.
Патриотическое воспитание детей – тонкое, деликатное явление в социальном развитии подрастающего поколения. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 21 мая 2003 года говорится: «патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования к его защите». В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <…> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Основой воспитания нравственно – патриотических чувств дошкольников служат такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический. Необходимо, чтобы в основе культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностные отношения в семье, близким людям к человеку вообще, к Родине. Нравственный компонент выступает, как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной жизни. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм многогранно. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, чувство любви к Родине, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Частью исторического компонента является гражданско – патриотическая направленность, которая отражает потребности, мотивы, интересы, установки связанные с гражданско – патриотической культурой. И выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению и сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого о России, развитию интереса к духовному наследию, познанию малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству. Даная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Решение данных задач и обуславливает соответствующие направления воспитательной работы:
- вооружение детей знаниями о родной стране и формирование эмоционально положительного отношения к явлениям общественной жизни;
- стимулирование проявления дошкольниками активного отношения к окружающему в процессе творческой игровой и изобразительной деятельности;
- организацию общественно полезной деятельности дошкольников, содействующей накоплению опыта действенного отношения к окружающему.
Важнейшим направлением работы воспитателя детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родной страной. При тематическом планировании воспитательной работы по нравственно – патриотическому воспитанию рассматриваем с детьми следующие темы: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Я человек», «Народные традиции и культура», «Наш быт», «город мастеров», «Наши защитники», «Моя семья», «Космос, приведем космос в порядок», «День Победы»
Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений):
- формирование правильной исторической памяти подрастающего поколения;
- опора на семейные архивы (фотографии, письма и т.д.);
- использование социокультурных возможностей города при проведении мероприятий;
- использование наглядного материала, фонозаписей;
- Использование материалов с интернета: видеоматериалы;
- презентации.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленностиТема: «Военным быть – Родине служить»
Аннотация: Патриотическое воспитание дошкольников не возможно без знакомства с военными профессиями. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, составление альбома фотографий ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области « Познание». Тема «Домашние животные. Кошки – друзья человека".
Конспект занятия по окружающему миру с использованием современных образовательных технологий в старшей группе детского сада....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Детям о коррупции"
Цель: создание условий у детей антикоррупционного мировоззрения....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)
Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...