Развитие детей в играх
консультация (старшая группа) по теме

Малетина Ирина Олеговна

Сообщение из личного опыта - советы по организации игровой деятельности воспитанников ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_lichnogo_opyta_na_temu.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из личного опыта на тему:

«Развитие детей в играх»


Мир детства рядом с нами, он внутри нашего «взрослого» мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда - то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет. Но так хочется иногда вернуться в этот мир, заглянуть в него хоть на мгновение, хоть на секунду увидеть загадочную планету под названием «Детство».

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое целое. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества , о красоте человеческих отношений, но учится жить в реальном мире, завязывать свои отношения , а это требует творческой активности ребенка( внимание, воображение, логика, эмоциональная память, развитая речь, мимика и т.п.), т.е. умения вести себя в обществе . Вся жизнь ребенка насыщена игрой, и каждый хочет сыграть в ней свою роль. Как же помочь детям осуществить свои мечты?

Чтобы помочь ребенку в организации игровой деятельности, воспитатель должен прежде всего проанализировать ее. В нашу группу (логопедическая группа № 10 ) дети приходят уже с определенными знаниями и навыками, хотя надо отметить, что они довольно скудные. После 6 месяцев непрерывного наблюдения за ними мы можем сделать некоторые заключения:

• Несмотря на то , что дети пришли из других групп не по -одному, а небольшими коллективами, играть вместе они не

умели. В основном их игры носили индивидуальный характер или « игры рядом», парами, что сохранилось и до сих пор. Очень сложно было научить детей пользоваться игрушками . Дети, взяв одну игрушку и немного поиграв с ней, просто бросали ее и брали другую. У некоторых до сих пор сохранилась эта привычка( Маша, Анжелика, Ангелина, Артем). В течении всего прошедшего периода мы постоянно учили детей святому правилу: « Поиграл игрушкой - убери ее на место , а потом только возьми другую». Чтобы дети начали играть , чтобы их игры состоялись, недостаточно иметь в наличии много игрушек. Не имея достаточных знаний и навыков , дети не смогут организовать и продолжать игру. Судя по тому, как дети играли в начале, можно сказать, что знания об окружающем мире у них не очень велики. Казалось бы, самая простая и доступная игра «дом», «семья» должна быть сформирована у детей с младшей группы, но вся игра сводилась к тому, чтобы раздеть или одеть куклу, в лучшем случае - накормить. Сейчас сюжет игры стал расширяться , они начинают распределять роли между собой самостоятельно. А самое главное, реже возникают ссоры, ребята стали дружелюбнее относиться друг к другу. Несомненным лидером в любых играх является Лида. Девочка обладает богатыми знаниями в разнообразных сферах человеческой деятельности. Широкий спектр усвоенных игр позволяет ей быстро перестроиться и организовать другую игру. Но у нее есть один недостаток - вспыльчивость,

непредсказуемость в действиях, который зачастую отталкивает детей от нее. Она склонна подавлять чужую инициативу, что неизбежно ведет к конфликтам. Но для детей, которые пассивны по натуре, не могут сами организовать игру(Арина, Анжелика, Маша, Катя П.), она может служить палочкой - выручалочкой. Лида привлекает их различными играми, учит, что они должны делать и как. При этом она всегда берет на себя ведущую роль. Остальные дети не могут разворачивать такие масштабные игры и занимаются в основном парами или в одиночку( Надя - Ангелина, Катя О. -Оля). Эти дети творческой инициативы не проявляют, предпочитая заниматься спокойными настольными играми или рисованием.

Мальчиков у нас мало и их игры носят в основном воинственный характер(Тимур, Артур, Денис, Влад). Артем из-за своего физического недостатка (заикания) предпочитает играть один. Игры мальчиков очень сложно организовывать, т.к. они имеют неустойчивый, кратковременный характер. Если они начинают что - то строить из конструктора (дом, гараж), то очень скоро переходят к сбору оружия и стрельбе. Необходимо снова переключать их на другой вид деятельности.

Очень привлекает детей, когда в игру включается воспитатель, но не как командующий, а как рядовой играющий. Именно в этот момент очень легко помочь играющим советом , примером или подсказкой. Ребята

воспринимают эти советы спокойно, инициатива детей не подавляется.

•  Очень нравится нам игра в «парикмахерскую». Стоит только начать , включиться в игру, сразу находится масса желающих причесаться, обслужить взрослого. Детям очень нравится , когда взрослые спускаются со своих командных высот и снисходят до игры с детьми на равных. Многие ли взрослые ,

родители в том числе, играют дома с детьми в детские игры? В основном, домашние игры сводятся к обучающим играм( настольным) или, что особенно активно используется в последнее время, компьютерные игры. Это очень удобная позиция для родителей: ребенок занят, не мешает, родители могут заниматься своими делами. Сами того не понимая, родители наносят непоправимый ущерб своим чадам, лишая друг друга личного общения, развивая одно в ущерб другому. Ведь дети вырастают, приходят во взрослую жизнь и не могут, не знают как общаться со своими детьми, не могут организовать досуг ребенка. Никакие ссылки на усталость, занятость работой не могут оправдать родительскую неграмотность.

Допущенные в детстве ошибки родителей неизбежно повлекут возникновение сходных проблем у детей. Поэтому, пока не поздно, надо пересмотреть свое отношение к сюжетным играм. Это очень важно, особенно в малышовом возрасте, когда закладываются основные начальные навыки игры. Во время игры дети свободнее

общаются, не обращая особого внимания на дефекты речи друг друга. Каждый ребенок вносит в игры что - то свое, обогащая тем самым содержание совместных игр. Во время правильно организованных игр у детей формируются такие черты характера, как: уступчивость ( приложить силу воли, чтобы вопреки своим желаниям , уступить товарищу), умение сосредотачиваться , умение доводить дело до конца. Развивается фантазия и воображение , дети учатся использовать подсобные средства в игре, развивается речь -это необходимое условие наилучшего общения и понимания.

Закончить хочется фразой о том, что « игра - дело серьезное», и относится к ней надо соответствующе. Чтобы легче было формировать сюжеты детских игр, надо составлять перспективный план работы в группе, в который должны входить и занятия по ознакомлению с окружающим, чтению художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов, изготовление атрибутов. Практикум: Подготовка к игре «Пожарные»

  1. знакомство с профессией пожарника по иллюстрациям
  2. чтение художественной литературы : С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К. Чуковский «Путаница».

3.        Рассматривание плакатов о противопожарной безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Развитие детей в играх"

Однако игра – это не только удовольствие и радость для реб.нка, что само по себе очень важно. С е. помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т. е. качества, которые необходимы д...

Программа познавательно – речевого развития детей через игры – эксперименты.

  Учиться играя и экспериментируя - эта идея увлекала многих педагогов. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми и разнообразными умениями и навыками, а также и речью, - их этому надо уч...

Эмоциональное развитие детей в игре.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для разв...

"ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРЕ"

"Эмоциональное развитие детей в игре"консультация для педагогов....

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей в играх с водой»

Вода, как особенный естественный и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Игры с водой не то...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...