Традиционные русские народные игры в развитии у дошкольников представлений об окружающей действительности.
статья (старшая группа) по теме

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rmo_2013g.docx42.98 КБ

Предварительный просмотр:

Исмакова М.В.- воспитатель высшей категории МБДОУ №115.

 Традиционные русские народные игры в развитии у дошкольников представлений об окружающей действительности.

… через детей последующих поколений

детские игры снова повторяются, снова

оживляются в памяти живущих поколений

и снова молодеют…

Е.А. Покровский

        Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

        Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

         Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

        Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов». Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?

        Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий,  диалогическая речь,  стихотворный текст.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалами. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве.  Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

        Игры можно разделить по видам движений: игры с бегом, прыжками, метанием; некоторые из них можно проводить как в тёплое, так и в холодное время года. Есть игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

        В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового зачина.
Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий физической культурой.  К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

        Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей.  Задача взрослого  – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

        Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

        К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве ( «Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)

         Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

        Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)

         Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).

         Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.

        Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)

 Народные игры позволяют решать следующие задачи: 

  •     - развитие умений выполнять игровые образы; 
  •     - развитие творческой индивидуальности;
  •     - развитие музыкального и эстетического вкуса;
  •     - развитие всех психических процессов;
  •     - формирование понимания красоты речи;
  •     - формирование духовной сферы, патриотических чувств;
  •     - развитие эмоциональной сферы;
  •     - формирование физических качеств, здоровья;
  •     - формирование коммуникативных качеств.
  •     - приобщение к народной культуре, традициям.

В своей работе я использую следующие методы:

  • - словесный;
  • - наглядный;
  • - практический.

Словесный метод:

  • - рассказы об игре, её правилах;
  • - объяснение значений старинных слов;
  • - беседы с элементами диалога;
  • - вопросы - ответы;
  • - заучивание текста народных игр,

Наглядный метод:

  • - рассматривание иллюстраций к играм;
  • - рассматривание предметов старинной утвари, мебели;
  • - рассматривание костюмов;
  • - показ презентаций.

Практический метод:

  • - проведение игр;
  • - изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;
  • - проведение праздников и развлечений;
  • - консультации для родителей;
  • - консультации для педагогов.

В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется:

  • - знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;
  • - личный пример при разучивании игр;
  • - пример ребёнка при создании игрового образа;
  • - использование костюмов, атрибутов.

Для педагога положительный эффект в том, что народная игра:

  • воспитывает у детей нравственность и создает благоприятное эмоциональное отношение и к самой игре и к народной культуре;
  • обеспечивает физиологически необходимую двигательную активность и благоприятное психоэмоциональное состояние детей;
  • помогает переключать детей с одного вида деятельности на другой незаметно,  переводя обучаемость детей в интересную игру.

Для детей:

  • укрепляет здоровье, развивает сообразительность,  ловкость,  творчество;
  • знакомит с окружающей  жизнью,  развивает  любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;
  • формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;
  • развивает эмоциональную сферу,  так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;
  • развивает эмпатичные способности,
  • формирует чувства принадлежности к своему народу.

        В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми. Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту!  Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственным детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр. Побуждая детей к двигательной активности на прогулке, в играх, мы продолжаем укреплять и охранять здоровье детей. С помощью подвижных игр создавать у детей бодрое, радостное настроение. Но и через народные подвижные игры прививать любовь к родному краю, к своему городу, селу, к своим традициям и обычаям.

        Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легкодоступны для семейной физкультуры. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у детей чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.

        Не один народный праздник не обходится без спортивных состязаний, эстафет, подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи. Во время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко. Расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю.

        Игра даёт ребенку много радости, удовольствия, делает жизнь  интересной, веселой  и  занимательной, она надолго остается в памяти ребенка, иногда на всю жизнь.

        Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

        Народные игры, так любимые ребятами и передаваемые из поколения в поколение, постепенно подготовят детей ко взрослой жизни. Закалят волю и дадут уверенность в свои силы, разовьют ум и сообразительность, смелость и железную выдержку, доброту и чувство справедливости. Не говоря уж о крепком здоровье. Что пожелать вам напоследок? Только мы педагоги сможем возродить сегодня эти удивительные, неповторимые народные игры. Пусть ко всем детям, во все дворы, в большие и маленькие города, в поселки и деревни придет этот радостный, шумный и веселый праздник! Отправимся вместе с детьми в волшебное царство Старинных Русских Игр!

Библиографический список

 

1. Зимина А.Н. «Народные игры с пением». Изд-во: Гном и Д., 2000-64с.

2. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.

3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и

 младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.

4.Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.

5. С.К. Якуб «Вспомним забытые игры» 1990г.

6. Н.А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в ДОУ». 2008г. -64с.

Список литературы, где можно найти правила наиболее известных русских народных игр: Былеева Л.В. Игры народов СССР/Сост. Л.В.Былеева, В.М.Григорьев.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 269с.; Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей детского сада/ Под. ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1988.- 239с.: ил.; Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры/ З.М.Кузнецова.- Набережные Челны, 1996.- 160с.; Якуб С.К. Вспомним забытые игры/ С.К.Якуб. - М.: Детская литература, 1988.- 159с.: ил.

Игра в «Звонари».

А играли на Руси в неё так.

Выбирались двое ребят: один с колокольчиком-»звонарь», другой-»жмурка».

Все играющие вставали в круг, а «звонарь» и «жмурка» выходили на середину круга.

«Жмурке» завязывали глаза.

«Звонарь», приговаривая: «Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон!»-увёртывался от «жмурки», который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.

Игра «Змейка».

Рисовали большой круг, вокруг которого садились играющие. За кругом ходил водящий.

Неожиданно он бросал на середину круга веревку-»змейку».

Все вскакивали, стремясь как можно быстрее встать на неё. Кому места не хватит, выбывал из игры.

Водящий, бросая «змейку» в круг, постепенно укорачивал её до тех пор, пока на неё смог встать только один участник игры.

Этот участник становился водящим, и игра начиналась сначала.

Игра «Уголки»

А вот игра «Уголки». Она вырабатывает внимание, ловкость, чувство такта, здесь перебежки сопровождаются подпевкой. Подпевки имеют место в народных играх:

Мышка, мышка

Продай уголок

За шильце, за мыльце

За белое полотенце, за зеркальце!

 

После этих слов все играющие меняются уголками, а водящий старается занять освободившийся уголок. В эту игру мы с ребятами играем на веранде, чтобы иногда переждать непогоду.

Игра «Башмачки»

А вот игра «Башмачки» развивает у детей аккуратность, быстро и правильно обуваться, (часто малыши неправильно надевают обувь). Суть игры состоит в том, что дети снимают свою обувь и составляют с другой обувью, чтобы не очень легко было отыскивать пару. Затем все вместе проговаривают текст;

Вот сидит малыш

До чего же хорош

До чего же хорош -

Ну, а ножки то босы!

Раз, два, три,

К башмакам беги!

 

Игра считалась законченной, когда все дети находили и аккуратно надевали свою обувь.

Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила, как это видно в игре «Золотые ворота»

Игра «Золотые ворота»

Проходите детвора

Первой мать пройдет

Всех детей проведет

Первый раз - прощается

Второй – запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

 

Мы привлекаем детей к сложным хороводным играм, таким как «Ручеек», «Бояре». Эти игры хороши тем, что в них нет явного ведущего. Руководство игрой воспитателем остается практически незаметным для детей.

Игра "Телефон"
Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, то телефон. Ведущий на ухо быстро ему говорит какое-то слово или короткое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передаёт это слово следующему игроку и так до последнего играющего. После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый ребёнок может исполнять роль телефона один раз, после чего садится  в конце ряда.
Игра "Летает - не летает"
Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего предмета или же не поднимет при назывании летающего - платит фант. Иногда играют и так: все становятся в круг и при назывании летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.

Игра «Жмурки»

"Обыкновенные жмурки"

Одному из играющих - жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например: "Кот, кот, на чём стоишь?" - "На квашне". - "Что в квашне?" - "Квас". - "Лови мышей, а не нас". После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила.

1.        Если жмурка подойдёт близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: "Огонь!"

2.        Нельзя кричать "Огонь!" с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.

3.        Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко.

4.        Играющие могут увёртываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках.

5.        Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.

Указания к проведению.

Игру можно проводить как в комнате, так и на участке. Граница игровой площадки должна быть точно определена, и выходить за неё участники игры не должны. Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом "Огонь!" Дети должны бегать неслышно около жмурки. Смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и так же неслышно убежать; могут за спиной у жмурки произнести короткое слово: "Ку-ку!", "Ау!"


ПРАВИЛА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР 
«Верба – вербочка»
(Игры на вербное воскресенье) 
Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют. 
Верба, верба, вербочка, 
Вербочка кудрявая. 
Не расти, верба, во ржи, 
Расти, верба, на меже. 
Как во городе царевна 
Посреди круга стоит, 
Ее ветер не берет, 
Канарейка гнездо вьет.

Канарейка – Машенька, 
Соловейка – Ванечка. 
Люди спросят: «Кто такой?» 
«Ваня, - скажет, - милый мой.»

«Солнышко – ведерышко»
(игры в пасху) 
Гори солнце ярче, летом будет жарче. 
А зима теплее, а весна милее! 
На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих – они просыпаются.

«Пчелки и ласточки»
(Игры на благовещение) 
Играющие дети – цветочки - сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют: 
Пчелки летают, медок собирают! 
Зум, зум, зум, зум, зум, зум! 
Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой. 
Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.

«Филин и пташки»
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы на сигнал «филин» стараются занять свое место в доме. 
Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу, что это за птица.

«Венок»
(Игры на троицу) 
Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют: 
Березка девочек кричала, к себе призывала. 
- Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать. 
- Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки не завьем. 
- Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь. 
- Завьете венки зеленые – станете весь год веселые. 
Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

«Бабушка Пыхтеиха»
(Игры в Рождество)

Сгорбленная бабушка бредет с батожком в руке. Играющие – ребята обступают ее и спрашивают: 
- Бабушка Пыхтеиха, куда пошла? 
- К обедне. 
- Возьми нас с собой. 
- Идите, да не свистите. 
Дети некоторое время идут позади бабушки смирно, затем поднимают свист и крик. Пыхтеиха сердится, бросается ловить их, ловит, уводит в свой дом.

«Бабка – Ежка»
Рисуют круг, в середине ставится один из играющих – Баба-Яга. В руках у нее ветка – «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят: 
Бабка-Ежка костяная ножка. 
С печки упала, ножку сломала, 
а потом и говорит: «У меня нога болит». 
Пошла она на улицу – раздавила курицу, 
пошла на базар – раздавила самовар. 
Пошла на лужайку – испугала зайку. 
Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает – тот замирает.

«Скакалка»
Двое стоят, раскручивают скакалку, приговаривают: 
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лён высок, 
Прыгайте повыше, можно прыгать выше крыши! 
Играющие прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.

«Обыкновенные жмурки»
Водящему – «жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают: 
- Кот, кот, на чём стоишь? 
- На квашне. 
- Что в квашне? 
- Квас. 
- Лови мышей, а не нас. 
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».

«Арина»
По считалке выбирается Арина. Считалка: Теля-меля, ты Емеля-третий бас, поводи-ка ты за нас! 
Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу, поют хором: 
Долгая Арина, встань выше овина, 
Рученьки сложи, чьё имя - укажи. 
Дети бегут по кругу и «зацепляют» Арину. Кого она поймает - того должна узнать.

«Огородник и воробей»
По считалке выбирается воробей. 
Считалка: Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами? 
Там за вами лавка есть, На неё надо присесть. 
Поскорее все беги! А ты, мальчик, поводи! 
Дети становятся в круг. Воробушек влетает в огород (в круг). 
Огородник ловит воробья. Дети воробья выпускают и впускают в круг и из круга, а огородник может ловить только за кругом. 
Все поют: Воробей, воробей, не клюй конопепель 
Ни своих, ни чужих, ни соседовых. 

Русская народная игра «Просо».

Дети становятся в круг и поют следующие слова: 
А мы землю парили, парили, А мы просо рушали, рушали, 
А мы землю пахали, пахали, А мы просо веяли, веяли, 
А мы просо сеяли, сеяли, А мы пшено сушили, сушили, 
А мы просо пололи, пололи, А мы кашу, варили, варили, 
А мы просо косили, косили, А мы кашу, кушали, кушали. 
(Каждый куплет поется по два раза). При этом дети подражают тем движениям, которые означают слова. 
Деление по командам. Игроки сходятся попарно, причем обращают, внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных между со¬бой, во всех отношениях - по силе, ловкости, умению играть. Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой насчет названий, которые они намерены дать друг другу. Первый дает себе название какой-нибудь птицы, второй - зверя; один - земли, другой - воды и т.д. Сговорившись, таким образом, пары подходят пооче¬редно к той или другой матке и спрашивают: "Матка, Матка! Чего тебе надо? это или то?" - причем выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Выбранный участник остается около нее, а другой идет, ко второй матке. 

"Двойные горелки"

Играющие делятся на две половины: правую и левую. Каждая из них становится одна от другой на расстоянии 10 - 12 метров, но также па¬рами в ряд, как в обыкновенных горелках. Несколько впереди и в середине между командами становится отдельно еще пара водящих. Во время игры задние пары из каждой, команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят и те, которых поймали, становятся парой водящих и водят дальше. Играющие, которых не поймали, образуют новые пары, эти пары становятся впереди команд.

"Бабки"
Выставляются любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов - по¬беждает. 
"Заинька" 
Играющие становятся в круг, а один – «заинька» становится в центре круга. Он выполняет действия, о которых поется в песне: 
Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу. 
Заинька, серенький, некуда заиньке выскочити, 
Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнути 
Заинька, серенький, поскачи! 3аинька, серенький, попляши! 
Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу!

«Лапти»
На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой – либо предмет. 
Повернувшись к водящему, спрашивают его: 
- Сплели лапти? 
Водящий отвечает – нет! 
- Сплели лапти? 
- Да. 
Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.

«Салки на одной ноге»
Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, руки у всех за спиной. Ребенок которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!». Игра повторяется. 
Правила: 1. Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге. 
2. Салка тоже прыгает на одной ноге.

«Гуськи»
Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь: 
Сошлись гуси – гусаки вокруг дедки у реки, 
стали гоготати, дедке кричати: 
«Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли, 
дай нам платочек, денег мешочек». 
«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: « На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.

«Горячее место»
На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребию водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование русской народной игры в гендерном воспитании дошкольников

Русские народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования, гармонически развитой, активной личности, а так же являются одним из средств ...

Русские народные игры в развитии дошкольников

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отно­шении. ...

Проект Русские народные игры в развитии дошкольников

Проект Русские народные игры в развитии дошкольников...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...

Русские народные игры , как средство приобщения дошкольников к обычаям и традициям русского нрода.

Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены обычаи и традиции прошлого и настоящего.  Моя задача заключалась в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятел...