Личностная готовность детей к школе.
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Тесты, игры, совместная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_lichnostnuyu_gotovnost_detey_k_shkole.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на личностную готовность детей к школе.

Составила: Шумарова Ирина Александровна воспитатель 1 категории, МБ ДОУ дс кв «Кирпичики»

Г. Асбест, март


                         Игры на личностную готовность детей к школе.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б.Эльконин)

   Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.

   Личностная готовность - состоит из способностей и навыков будущего первоклассника войти в контакт с учителями и своими сверстниками, и выражается в отношении ребенка к себе, учителям, будущим одноклассникам и учебе в целом. Благодаря таким навыкам и способностям ребенок сможет быстро и безболезненно адаптироваться в новой социальной среде (школе), что положительно отражается на его дальнейшем обучении.

   Личностная готовность ребенка предполагает высокий уровень эмоциональной устойчивости и эмоционального развития. Принято считать, что ребенок готов к школьному обучению, если его привлекают не только внешние атрибуты школы (форма, портфель, книжки, тетрадки и т.д.), но и возможность получать новые знания.

   На формирование личностной готовности ребенка к школе большое влияние оказывает отношение взрослых, которые его окружают, к учебе, как к одной из важных составляющих деятельности человека. То есть, в общении с ребенком взрослые должны подчеркивать, что учеба в школе намного важнее дошкольных игр.

                                                  Рекомендации для родителей.

   Организовывайте в свободное время игры в "Школу". Устраивайте короткие (на 15-20 минут) "уроки" в которых ребенок может играть роль как ученика, так и учителя. В ходе игры нужно давать ребенку посильные задания, и обязательно хвалить его, если он их выполнил. Делать замечания в процессе игры можно, однако они должны носить характер рекомендаций и побуждать к дальнейшим действиям.

Помогайте ребенку преодолевать трудности. Во время совместных занятий каким-нибудь общим делом старайтесь собственным примером показывать, как нужно доводить начатое дело до конца, даже если не все получается.

Читайте ребенку книги и беседуйте с ним. После прочтения книги, не откладывайте ее сразу в сторону, задайте малышу несколько вопросов по содержанию только что прочитанного (например, кто главный герой, хороший он или плохой, как бы ты поступил и т.д.). Такие беседы способствуют развитию внимания, памяти и аналитического мышления.

Не запрещайте ребенку играть со своими сверстниками, даже если они ссорятся. Помогите своему ребенку найти контакт с другими детьми, например, приняв участие в их играх. Помните, в школе ребенку предстоит общение с большим количеством детей, и он должен уметь это делать.  

Откажитесь от постоянной опеки своего ребенка. Будущий первоклассник должен уметь самостоятельно обслуживать себя: завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, мыть руки, обувать и одеваться и т.д.

   Чтобы ребенок чувствовал личностно-социальную готовность к школе, родителям на каком-то этапе необходимо «отделиться» от него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции, «помогая» ему знакомиться.

Если у вас домашний ребенок, старайтесь чаще выбираться в места скопления народа, чтобы приучать его к коллективу.

Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе.

Отношение к школе определяется по желанию или нежеланию ребенка выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности определяется по восприятию ребёнком различных ситуаций урока, в которых исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по теме, предварительно подняв руку.

Отношения со сверстниками будут складываться успешно, если у ребенка развиты такие качества личности, как коммуникабельность, умение уступать в ситуациях, требующих этого. Для ребенка важно уметь действовать совместно с другими детьми, быть членом детского общества.

Отношение к родным и близким. В силу того, что учение становится основным видом деятельности ребенка, родные должны относиться к будущему школьнику и его учению как к важной содержательной, более значимой, чем игра дошкольника, деятельности. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика.

Отношение к самому себе, своим способностям, своей деятельности и её результатам. Адекватная оценка ребенком себя обеспечивает ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы. Завышенная же самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя, приводящую к тому, что «школа плохая», «учитель злой» и т.п.

Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении.

1. Тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей, обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас не реальные.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки, снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность приводит к ряду других особенностей – желанию безумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу формальному усвоению знаний и способов действий.

2. Негативистическая демонстративность. Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели – обратить на себя внимание, получить одобрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически "выпадая" из учебного процесса, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

3. "Уход реальности" – это еще один вариант неблагоприятного развития. Он проявляется, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых.

Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

Говоря о личностной готовности, прежде всего, имеют в виду готовность мотивационной сферы: хочет ли ребенок идти в школу, учиться, интересуется ли он школьной жизнью и учебой, что является ведущим мотивом в этой готовности.

Программа занятий, направленных на подготовку детей к успешному школьному обучению.

Цель: формирование готовности к школьному   обучению.

Задачи:

1. Формирование положительного отношения к школе,   мотивы учения;

2. Развитие познавательных процессов.

3. Формирование навыков общения и совместной деятельности.

Для формирования положительного отношения к школе были выбраны следующие упражнения:

 «Бег ассоциаций», «Изображение предметов».

Для развития памяти, внимания, мышления, воображения:

«Пары слов», «Шалтай-болтай», «Собери картинку», «Ищи безостановочно», «Волшебное яйцо», «Маленькие обезьянки», «Бывает – не бывает».

Навыки общения и совместной деятельности предполагается формировать через следующие упражнения: «Бип», «Маленькие обезьянки»,   «Путаница», «Зеркало».

По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:

- групповые («Бег ассоциаций»)

- в парах («Зеркало»)

- индивидуальные («Собери картинку», «Волшебное яйцо»)

Остальные игры и упражнения по форме организации являются фронтальные.                                                                                                             Основной прием – игра. Игровая форма была выбрана в связи с учетом особенностей возраста. На этом этапе дошкольного детства игра является ведущей деятельностью ребенка, кроме того, в игре, в привычной обстановке дети легче усваивают навыки и знания. Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д. Занятие   в группе   проводится   после диагностики. Продолжительность занятия 25-30 минут.

     Занятие 1.

Цель: Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.

Ход занятия:      

1. Ритуал приветствия:

Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.

Ход: Выбирается предмет (игрушка), показать его детям и сказать, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ.

Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.

2. «Четыре стихии»

Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата.

Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

3. «Запоминай порядок»

Цель: развитие памяти.

Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.

4. «Попугай»

Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека.

Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интонацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером.

5. Итог занятия:

- Чем мы сегодня занимались?  

- Что понравилось больше всего?

6. «Ритуал прощания»

Дети, все вместе садятся в кругу и, передавая символ, друг   другу, прощаются со всеми.

Занятие 2.

Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия»

2. «Настроение в цвете»

Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.

Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем следует поддержать тех, у кого настроение плохое. Дети делают это с символом в руках.

3. «Бег ассоциаций»

Цель: формирование положительного отношения к школе»

Ход: Дети делятся на 2 группы.

Психолог задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».

4. «Изображение предметов»

Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его   отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.

5. Физкультминутка «Ванька-встанька»

Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям.

Ход: Отдых наш физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз – присели, два – привстали.

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой-встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

6. «Зеркало»

Цель: развитие навыка работы в парах

Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на друга и повторяют движения.

7. «Настроение в цвете»

Цель: отслеживание эмоционального состояния детей. Психологическая   поддержка.

8. Итог занятия.

9. Ритуал прощания.

Занятие 3.

Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия»

2.  «Настроение в цвете»

3.  «Пары слов»

Цель: развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.

Ход: Детям нужно запомнить вторые слова. Из пары слов: кошка – молоко, булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка, река – мост.

Затем ведущим говорится первое слово из пары, а дети говорят второе слово.     Ведущий объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.

4. Физкультминутка «Шалтай-болтай»

Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.

Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы на слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз. Психолог показывает пример, дети повторяют.

«Шалтай-болтай сидел на стене

Шалтай-болтай свалился во сне»

5. «Собери картинку»

Цель: развитие мышления.

Ход: Каждому ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети собирают, взрослый при необходимости помогает.

Второе задание усложняется. Можно внести элемент соревнования. Возможно совместное собирание картинки.

7. «Путаница»

Цель: развитие навыка совместной деятельности.

Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разжимая рук, начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей.

7. «Настроение в цвете».

8. Итог занятия.

9. Ритуал прощания.

Занятие 4.

Цель: Развитие навыков общения, воображения, внимания.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Настроение в цвете».

3. «Ищи безостановочно».

Цель: развитие внимания.

Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы).

4. «Волшебное яйцо».

Цель: развитие воображения.

Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать овал,   так,   чтобы получился новый предмет. В конце занятия можно организовать   выставку рисунков. Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости мышления.

5. «Маленькие обезьянки»

Цель: развитие внимания, навыков общения.

Ход: каждый из стоящих в ряду детей (3-6 чел.) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них, 40-50 сек., копирует позу каждого, а остальные стоят спокойно.

6. Физкультминутка «Шалтай-болтай»

7. «Бывает - не бывает» 

Цель: развитие воображения, внимания.

Ход: Психолог говорит предложения. Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.

«Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует».

8. «Бип».

Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения.

Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то кого назвали, говорит «Бип».

9. «Настроение в цвете».

10. Итог занятия.

11. «Ритуал приветствия».

«Вежливость» - представляет собой известную игру, в которой дети, выполняют задания, ведущего только в том случае, если он горит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физкультурными упражнениями:

1. Руки вперёд

2. Руки на пояс, пожалуйста

3. Присядь

4. Руки к плечам, пожалуйста

5. Прыгай

6. Прыгай, пожалуйста

7. Перестань прыгать, пожалуйста

8. Наклонись

9.Наклонись, пожалуйста

10. Хлопни в ладоши.  

До начала игры надо проверить, понимает ли ребёнок, как следует выполнять использующиеся упражнения, успешность выполнения задания зависит от внимания.                                                                          

Упражнение: «Договорись взглядом» - друзья помогают друг другу в трудную минуту. А про вас можно сказать хорошие друзья? Сядьте по кругу, постарайтесь найти себе пару с помощью взгляда. Поменяйтесь с партнером по моему сигналу (чтобы я поняла, что вы договорились).

Игра: «Парный мост». Вижу, что вы хорошо понимаете друг друга, тогда вам удастся пройти этот парный мостик-дорожку. Становитесь в пары, беритесь за руки и попробуйте пройти одновременно.

Игра: «Волны». Пора нам отдохнуть! Мы пришли на берег моря. Вон какие волны и кто-то купается. Объединимся в 2 группы «купающиеся» и «волны». Под музыку волны начинают двигаться, касаться купающихся и что-то им нашептывать на ухо (затем меняются)

Игра: «Психологическая лепка». Мы отдохнули, расслабились, стали мягкими, как пластилин. А теперь превратитесь во что-нибудь целое и живое. Покажите, как оно дышит! Как бьется его сердце! Как поворачивает голову! Как идет! (шагает).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие личностной готовности детей к обучению в школе.

пСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДПОСЫЛКАМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ  К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ....

«Педагогические условия развития личностной готовности детей к обучению в школе и коррекции её недостатков»

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную д...

Консультация на тему: "Социально-личностная готовность детей к школе, как основа успешного обучения"

Социально-личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, к принятию новой социальной позиции – положения школьника. Позиция школьника, по ср...

Консультация для педагогов «Использование игровой деятельности в формировании социально-личностной готовности детей к школе»

Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах предшкольной подготовки....

Социально-личностная готовность детей к школе

изучения социально-личностной готовности детей к обучению в школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: ввелись новые требования к образовательным программам; все бол...