Семинар - практикум. Тема: «Создание оптимальных условий для всестороннего нравственно - патриотического воспитания дошкольников»
материал
Нам, педагогам, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить (именно возродить) потерявшую в последние годы актуальность работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении - уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar1.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум.
Тема: «Создание оптимальных условий для всестороннего нравственно- патриотического воспитания дошкольников»
Нам, педагогам, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить (именно возродить) потерявшую в последние годы актуальность работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении - уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, ее героями, полководцами.
Для педагогов, работающих с дошкольниками, вопрос об отборе содержания занятий, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, защитникам Отечества, всегда важен и актуален. Аксиоматично здесь положение о том, что патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.
Поэтому естественным требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников являются включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, знание истории и богатейших традиций Отечества.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Не случайно именно сейчас, в сложный переходный период жизни нашего Отечества, коллективы многих ДОУ стали искать возможности для плодотворной работы по патриотическому воспитанию, обращаясь именно к традиционному отечественному наследию.
Особенности возраста и развития старших дошкольников, своеобразие их умственной деятельности, эмоциональной сферы, восприятие, глубину и обостренность первых впечатлений, проявляющихся в этот период нельзя не учитывать при отборе методов и приемов работы с дошкольниками, когда речь идет об ознакомлении детей с Российской армией, защитниками Отечества. Целесообразно проводить эту работу с детьми систематически. Её формами могут быть:
- целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам и площадям, носящим имена героев ВОВ, в сочетании с рассказом воспитателя о воинах - героях. Педагог учит детей соблюдать ритуалы у памятников и обелисков и т.д.;
- экскурсии к памятным местам, мемориалам, Доске почета в честь героев ВОВ. Содержанием таких экскурсий могут стать: наблюдение с детьми ритуальных моментов, возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны - героями труда;
- чтение художественной литературы - о защитниках Отечества, нашей Родине. Кроме произведений, известных детям, можно познакомить их с вновь вышедшей литературой, доступной по содержанию и способной затронуть их чувства;
- использование технических средств обучения - слушание музыкальных произведений о Родине, армии в грамзаписи, просмотр диафильмов, слайдов; рассматривание иллюстраций, фотографий, вырезок из журналов, плакатов, открыток, репродукций, картин. Рассматривание картин сопровождается объяснением и рассказом воспитателя. Он должен быть кратким, четким, эмоциональным;
- не потеряли своей актуальности и встречи детей с участниками ВОВ, ветеранами труда (дедушками и бабушками воспитанников). Воспитателю необходимо продумать организацию таких встреч, рассмотреть награды ветеранов, поздравить и приготовить сувениры - самоделки, открытки, букеты;
- самостоятельная художественная деятельность: рисование, лепка, поделка игрушек, пение песен, чтение стихов, оформление тематической выставки в книжном уголке (это может быть приурочено к праздникам: 12 апреля - Дню космонавтики, 9 Мая - Дню Победы). На такой выставке дети вместе с воспитателем подбирают художественную литературу, с которой они уже знакомились ранее, а также иллюстрации, открытки о жизни и учебе воинов нашей армии и т. д.Здесь же можно поместить рисунки детей по темам: «Защитники Отечества», «Наша Армия», «Родина моя», а также собранные вместе с детьми значки, марки, посвященные Защитникам Отечества.
Познавательная литература (детские энциклопедии, справочники и т.д.), иллюстрации о памятниках ВОВ, репродукции картин русских и советских художников, воспевающих красоту земли Российской и ее защитников, зарождают в душах детей не только чувство прекрасного, но и развивают их духовный мир, уважение к защитникам Родины.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания приобретает тесный контакт с семьей воспитанника. Знакомим ли мы детей с родным городом, его достопримечательностях, рассказываем ли о воинах - защитниках, нам необходимо учесть мнение взрослых, родителей, выслушать их предложения, попытаться выработать общую точку зрения на решение задач патриотического воспитания. Практика общения с детьми - дошкольниками показала, что родители редко совершают сними прогулки по городу, сами очень мало знают о своем городе, его памятных местах. Что же можно порекомендовать родителям? Посоветуйте им совершить с детьми прогулки по памятным местам. Надо напомнить родителям, что ребенка к предстоящей экскурсии следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать головные уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.
Особенно следует обратить внимание родителей на необходимость показать детям хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет и рассказать сыновьям и дочерям, за что они получены: ребенок должен гордиться ими, тем, что в семье близкий ему человек был участником Великой исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою
независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство.
Посоветуйте родителям рассказать детям о том, что все, кто воевал на фронте, трудился для фронта в тылу, совершили героический подвиг и этих людей надо уважать, стараться помогать им, когда это нужно, не забывать поздравлять их с праздником.
Вопросы патриотического воспитания требуют длительной, серьезной, вдумчивой работы. Чтобы предстоящий праздник оставил у детей яркие глубокие впечатления, вызвал эмоциональные переживания, нужно включить ребенка в сам процесс подготовки к празднованию. Нельзя забывать о той воспитательной роли, которую оказывает сам процесс подготовки к празднику, где каждый ребенок - активный участник. Труду всегда сопутствует атмосфера художественного творчества, но самое главное - он дает возможность взрослому приблизиться к эмоциональному миру ребенка, осторожно, ненавязчиво и чрезвычайно эффективно способствовать его развитию.
Такие качества, как сила и ловкость, необходимые будущим защитникам Отечества, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно- патриотическим содержанием. У детей появляется желание учиться метать в цель, прыгать, бегать на лыжах, маскироваться, разбивать палатки. Цель - обогащение опыта социально значимой деятельности взрослых и детей, привлечение дошкольников к работе по возрождению, сохранению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями россиян. Такая работа создаёт благоприятные условия для воспитания у дошкольников любви к Родине и ее защитникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к педсовету«Создание оптимальных условий для организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Краткое планирование подготовки к педагогическому совету по нравственно-патриотическому воспитанию...
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»....
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретичес...
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов п...