Картотека физкультминуток, подвижных и пальчиковых игр с использованием малых форм фальклора
методическая разработка (младшая группа) на тему
В методической разработке расмотрены варианты использования фольклора в подвижных и пальчиковых играх
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_podvizhnykh_igr_i_palchikovoy_gimnastiki.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека физкультминуток пальчиковых и подвижных игр с использованием малых форм фольклора.
Физкультминутки:
«Дождик»
Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два, Ещё один прыжок.
Очень медленно сперва. 4 прыжка.
А потом, потом, потом 8 прыжков.
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли Сомкнуть руки над головой полукругом.
«Листья»
Осенние листья тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки
в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево – вправо
Будто опять закружится хотят. Снова кружатся на носочках.
«Осень»
Осень. По утрам морозы. Дети встают на носочки и поднимают руки
вверх, а потом приседают.
В рощах жёлтый листопад. Кружатся на носочках, руки на поясе.
Листья около берёзы Приседают, делают плавные движения руками
Золотым ковром лежат. Перед собой влево – вправо.
В лужах лёд прозрачно – синий. Бегут по кругу на носочках.
На листочках белый иней. Останавливаются, приседают.
«Садовник»
Мы вчера в саду гуляли, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали. Изображают, как копают яму и сажают в неё
куст.
Яблони белили мы Движения правой рукой вверх – вниз.
Известью, белилами.
Починили мы забор, Имитируют удары молотком.
Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр входит один.
ребёнок
- Ты скажи, Ведут диалог.
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
- Дам в награду На каждое название фруктов загибают по одному
пальцу на обеих руках, начиная с больших.
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
«Овощи»
Как – то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре
Репа, свекла, редька, лук на корточках сидит водящий с завязанными
Поиграть решили в прятки, глазами.
Но сначала встали в круг
Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.
Раз, два, три, четыре, пять. Разбегаются, приседают, водящий
Прячьтесь лучше, их ищет.
Прячьтесь глубже,
Ну а ты иди искать.
«За малиной»
За малиной в лес пойдём, Дети водят хоровод, взявшись за руки.
В лес пойдем.
Спелых ягод наберём, наберём. Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирают
ягоды.
Солнышко высоко, Встают лицом в круг, тянутся руками
вверх.
А в лесу тропинка. Наклоняются и пытаются достать пол.
Сладкая ты моя, Идут по кругу взявшись за руки.
Ягодка – малинка.
«Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять. Дети стоят лицом в круг, руки на поясе,
выполняют повороты влево – вправо.
Будем строить и играть. Ритмично выполняют приседания.
Дом большой, высокий строим. Встают на носочки и тянутся руками
вверх.
Окна ставим, крышу кроем. Выполняют прыжки на месте.
Вот какой красивый дом! Указательным жестом вытягивают
руки вперед.
Будет жить в нём старый гном. Приседают.
«Мячик мой»
Друг весёлый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, держа руки
поясе.
Всюду, всюду он со мной. По два взмаха каждой рукой, как бы
удары по мячу.
Раз, два, три, четыре, пять. 5 прыжков на носочках, держа руки
на поясе.
Хорошо с мячом играть. По два взмаха каждой рукой, как бы
удары по мячу.
«Домашние птицы»
Наши уточки с утра - Дети идут по кругу вперевалочку,
Кря – кря – кря! Кря – кря – кря! подражая походке уток.
Наши гуси у пруда - Идут по кругу, вытянув шеи и
Га – га – га! Га – га – га! отставив руки назад.
Наши курочки в окно - Останавливаются, встают лицом в круг,
Ко – ко – ко! Ко – ко – ко! бьют руками по бокам.
А как Петя – петушок Поворачиваются спиной в круг,
Рано -рано поутру поднимаются на носочки
Нам поёт: «Ку – ка – ре – ку!» отставляют руки назад.
«Кошка»
Вы со мной знакомы близко. Дети идут по кругу на носочках, крадучись,
Я приветливая киска. держа согнутые руки перед грудью.
Кверху – кисточки на ушках, Останавливаются, встают лицом в круг,
Когти спрятаны в подушках. делают «ушки» из ладошек, а затем
когти из пальчиков.
В темноте я зорко вижу, Вновь идут по кругу крадучись.
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно - Опять останавливаются, встают лицом
Я царапаюсь опасно. в круг и показывают «когти».
«Конь»
Звонко цокают копытца Ходьба по кругу, с высоким
Конь идёт к реке напиться подниманием колена.
Хвост пушистый у коня, Останавливаются, показывают
правой рукой «хвостик».
Как косичка у меня. Левой рукой показывают «косичку».
«Весёлые зверята»
Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах,
По болоту и по кочкам. Сделав «ушки»из ладоней.
Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью.
Гриб несёт бельчатам – деткам.
Ходит мишка косолапый, Идут вперевалочку.
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседе,
Катится колючий ёжик. Сделав круглые спинки.
Подвижные игры:
«У медведя во бору»
Ход игры: В лесу сидит медведь. На противоположной стороне леса живут дети. Воспитатель говорит: «Пойдёмте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Воспитатель читает стихотворение:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Когда воспитатель скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.
«Гуси - гуси»
На площадке, на расстоянии 10 -15 м две линии – два дома. В одном находятся «гуси», а на другом – их «хозяин». Между «домами, под горой» живет «волк » - водящий. «Хозяин» и «гуси»ведут между собой диалог:
-Гуси, гуси!
-Га – га – га.
-Есть хотите?
-Да – да – да.
-Так летите!
-нам нельзя: серый волк под горой не пускает нас домой. После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманные игроки становятся «волками».
«Грузовик»
Грузовик песок везёт. Идут по кругу, изображая, что крутят руль.
Удивляется народ: Останавливаются, поворачиваются лицом в
Круг, разводят руками, делают удивленное
лицо.
«Вот так чудо – чудеса, Два раза наклоняют голову вправо – влево.
В нем песок под небеса!» Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
«Весна, весна красная»
Весна, весна красная! Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью, Поворачиваются в противоположную
сторону.
С великой милостью:
Со льном высоким, Останавливаются, поднимаются на носочки,
тянут руки вверх, делают вдох.
С корнем глубоким, Опускают руки, приседают,
делают выдох.
С хлебами обильными. Взявшись за руки, бегут по кругу.
«Береза»
Береза моя, березонька, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Береза моя белая,
Береза моя кудрявая.
Стоишь ты, березонька, Останавливаются, поднимают руки,
Посредь долинушки тянутся вверх.
На тебе, березонька, Опускают руки.
Лисья зеленые,
Под тобой, березонька, Медленно приседают.
Травка шелковая.
«Машины»
На улице нашей Дети двигаются из одного конца группы в
Машины, машины. другой, держа в руках воображаемый руль.
Машины – малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые, Делают разворот, двигаются в
Фырчат легковые. противоположную сторону.
«Летний дождь»
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! Дети идут по кругу друг за другом,
Шлёпаем по лужам. шлепая ногами.
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! Останавливаются лицом в круг,
Зонтик нам не нужен. смыкают руки над головой.
Нам не страшен сильный дождь! Выполняют прыжки на носочках,
руки на поясе.
«Васильки»
Синие звезды упали с небес. Дети медленно приседают.
Смотрит на них зачарованно лес . Поднимаются, встают на носочки,
покачивают поднятыми вверх руками
из стороны в сторону.
Ветер тихонько над ними кружит, Кружатся на месте,
Смотрит на синие звезды во ржи, руки держат на поясе.
Нежно качает волну васильков, Вновь покачивают поднятыми
вверх руками.
Синих, как звезды, Бегут по кругу,
Волшебных цветков. взявшись за руки.
«Радуга - дуга»
Здравствуй, радуга – дуга, Дети выполняют поклон.
Разноцветный мостик! Широко разводят руки в стороны,
«рисуя» в воздухе дугу.
Здравствуй, радуга – дуга! Вновь выполняют поклон.
Принимай нас в гости. Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы по радуге бегом Бегут по кругу друг за другом,
Пробежимся босиком. высоко поднимая колени.
Через радугу – дугу Встают лицом в круг, делают
четыре прыжка на носочках.
Перепрыгнем на бегу. Делают ещё четыре прыжка
на носочках.
И опять бегом, бегом Бегут по кругу друг за другом,
Пробежимся босиком. высоко поднимая колени.
«На закате тучки тают»
На закате тучки тают, Идут по кругу, взявшись за руки.
Ходит ветер круговой,
Чайки легкие летают Бегут по кругу, взмахивая руками,
Над холодною Невой. как крыльями.
Пальчиковые игры:
«Вышел дождик на прогулку»
Вышел дождик на прогулку. Указательным и средним пальцами обеих
рук «шагают по столу».
Он бежит по переулку. Загибают по одному пальцу на обеих
руках на каждую строку.
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. Трясут ладонями, как будто
отряхивают с них воду.
Дождик кончился. Устал. Кладут ладони на стол.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках,
начиная с больших.
Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают
кулачки.
Листья берёзы, Вновь загибают пальчики, начиная с
больших.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём, Приседают, «шагают» по ковру
Маме осенний букет отнесем. средним и указательным пальцами
обеих рук.
«Компот»
Будем мы варить компот, Левую ладошку держим «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: правой «мешаем».
Будем яблоки крошить, Загибаем пальчики на правой руке,
Грушу будем мы рубить, начиная с большого.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. Опять «варим» и «мешаем».
«Гномики - прачки»
Жили – были в домике Сжимают и разжимают кулачки.
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики, начиная с больших.
Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с больших.
Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.
Токи – рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших.
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной рукой
Я в неё не попадаю. другую, как будто одевают перчатку.
Сосчитайте – ка, ребятки, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Сколько пальцев у перчатки. Загибают пальчики на обеих руках,
Начнем вслух считать: начиная с больших.
«Раз, два, три, четыре, пять».
«Сколько обуви у нас»
Посчитаем в первый раз, Попеременно удары по столу и хлопки
в ладоши.
Сколько обуви у нас. На каждое название обуви загибают
пальчики, начиная с больших.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимают и разжимают
Много мебели в квартире. кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших,
А в буфет поставим чашку. на каждое название мебели.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть – чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Ритмично попеременно хлопают в
Много мебели в квартире. ладоши и стучат кулачками.
«Семья»
Папа, мама, брат и я - Правой рукой загибают по одному
пальчику на левой руке.
Вместе дружная семья. Показывают крепко сжатый кулачок
левой руки.
Раз, два, три, четыре, Левой рукой загибаю по одному
пальчику на правой руке.
Все живем в одной квартире. Показывают крепко сжатый кулачок
правой руки.
«Машина каша»
Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки
Маша кашей всех кормила. «мешают» в левой ладошке.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку, Загибают по одному пальчику
Жучке – в плошку, на обеих руках на каждое название
А коту – в большую ложку, посуды.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. «Идут » по столу указательным и
среднем пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой
руки по ладони левой руки.
А ещё в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной,
то другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой; руки
под щёку.
«Подарки»
Дед Мороз принёс подарки: Дети «шагают» пальчиками по столу.
Буквари , альбомы, марки, На каждое название подарка загибают
Кукол, мишек и машины, по одному пальцу: сначала на правой,
Попугая и пингвина, потом на левой руке.
Шоколадок пол мешка
И пушистого щенка.
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают
кулачки.
Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными
ладонями.
Две синицы, воробей, На каждое название птицы дети
Шесть щеглов и голубей по одному пальцу на обеих руках,
Дятел в пёстрых перышках. начиная с больших.
Всем хватило зернышек! Трут большие пальцы об
указательные, как бы насыпают
зернышки.
«Апельсин»
Мы делили апельсин, Дети идут по кругу, взявшись за
Много нас, а он один. руки.
Эта долька - Останавливаются лицом в круг.
Для ежа. Загибают по одному пальцу на
Эта долька - обеих руках, начиная с больших,
Для стрижа. на каждое название животного.
Эта долька –
Для утят.
Эта долька –
Для котят.
Эта долька –
Для бобра.
А для волка - Изображают пасть волка двумя
Кожура. руками.
Он сердит на нас - Приседают. Закрывают голову
Беда!!! руками.
Разбегайтесь, Разбегаются.
Кто куда!
«Раным – рано по утру»
Водичка, водичка Дети имитируют стряхивание воды
с ладоней.
Умой моё личико, Показывают , как умывают лицо.
Чтобы глазки блестели, На каждую строку загибают по
Чтобы щечки горели, одному пальцу на обеих руках.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Использование малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста"
Полная работа по данной теме...
Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста
Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...
Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.
Этот материал поможет родителям использоватьфольклор в развитии и воспитании своего ребенка....
Занятие с использованием малых форм фольклора, как средство ознакомления с художественной литературой.
Занятие по развитию речи в младшей группе...
Использование малых форм фольклора в режимных моментах
В помощь воспитателю- пословицы и поговорки в форме ласки и шутки, в качестве поучения и наставления. А также использование пословиц в режимных моментах....
Использование малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей.
В этой статье освещены вопросы актуальности использования малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей в речевой группе...
Сборник малых форм фальклора для детей дошкольного возраста
Они, как правило, сопровождали игры с малышом (с его пальцами, руками, ногами). Непросто, но задача облегчается, если воспитатель умело использует потешки для организации режимных моментов....