"Гендерное воспитание"
статья по теме

Рекомендации воспитателям и родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx232.13 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание  

дети и театр


 «Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования…» (из восточной легенды).
«Гендер» (род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. Актуальность гендерного воспитания огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.


Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
1. Средство:
• игры
• народные сказки
• пословицы
• колыбельные песни


2. Методы:
• игры
• познавательно-развивающие этические беседы
• проблемные ситуации
• схемы-действия


3. Формы:
• игровая деятельность
• экспериментальная
• проблемно- поисковая


Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении существует 3 типа мотивации:
1. игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)
2. личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)
3. общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).


Главными педагогическими задачами являются:
• оказание детям помощи в приобретении игровых умений обогащение их игрового опыта;
• расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
• поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
• создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.

Особенности развития мальчиков:
- У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве
- У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.
- Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее.
- Физически сильнее.
- Ориентируются на дальнее зрение.
- Более подвижны, менее усидчивы, т.к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности.
- Смелее.
- Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями.
- Легкие мальчиков по величине больше
- Крови на пол литра больше, чем у девочек
- Используют в рисунке меньшее количество цветов. Их цветовая гамма менее насыщенная.
- Себя зачастую изображают на фоне машин.
- Больше внимания при рассказе уделяют действиям. Рассказы отличаются незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета.
- Более самостоятельны в суждениях, ценят динамические моменты

Особенности развития девочек:
- Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления. -Девочки дышат грудью
- Большая выносливость. Более крепкое здоровье.
- Физически слабее.
- Организм лучше сопротивляется болезням.
- Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды.
- Быстрее утомляются.
- Чувствительны к шуму.
- Кожная чувствительность выше.
- Ориентируются на ближнее зрение.
- Менее подвижны. Более усидчивы.
- У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые.
- Отдают предпочтение: чёрному, синему, красному, жёлтому, коричневым цветам.
- Любят рисовать себя в фате. Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты.
- Речь обычно богаче. Словарный запас обогащается значительно быстрее.
- Более детально описывают предметы. Используют сложные предложения в речи. Более эмоциональны.
- Уровень литературного развития у девочек выше, чем у мальчиков; они лучше разбираются в отношениях персонажей.

Психологическое различие - Мальчики:
• Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.
• Мало реагируют на эмоциональную сторону речи.
• Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).
• Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.
• Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.
• Быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные. Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически.

Психологическое различие - Девочки:
• Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально.
• Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность.
• Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.
• Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.
• Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала.
• Активно отвечают на повторный информативный призыв. В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.

Советы воспитателям
1. Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом).
2. Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.
3. Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.
4. Используйте чаще разные головоломки для девочек.
5. Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.
6. Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.
7. Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации.
8. Приглашайте на занятия чаще мужчин и пожилых людей в их присутствии мальчики более организованы.
9. Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться.
10. Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"

Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитание. ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент  группА ЗДО-5-12,  факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе

Цель проекта:  Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...