Формирование социальной активности дошкольников посредством дидактических игр
статья по теме

Рябикова Елена Сергеевна

. Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа с дошкольного детства, поскольку здесь закладывается фундамент личности, развиваются ее многообразные отношения с миром. В процессе развития ребенка происходит усвоение им социальных норм и правил, совершенствование его поведения, его поступки приобретают социально детерминированную форму.  Цель данной статьи  является рассмотрение значения дидактических игр для формирования социальной активности  дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социальной активности дошкольников посредством дидактических игр

          С ранних лет в детском саду воспитывают любовь к Родине, уважение к старшим, чувство коллективизма, культуру поведения, развивают познавательные интересы и способности, самостоятельность, дисциплину.

Решение этих задач дошкольная педагогика связывает с формированием у детей первоначальных основ социальной активности, которая характеризуется как комплекс разных видов активности: познавательной, двигательной, трудовой, эстетической, нравственной,

           Были изучены разные стороны социальной активности детей и ее проявление в основных видах деятельности: игре, учении, труде, общении. Установлено, например, что при обучении родному языку в основном развивалась речевая, познавательная, коммуникативная активность; в процессе творческих игр — нравственная, эстетическая, коммуникативная; в подвижных играх — двигательная, нравственная. А в такой деятельности, как лепка, формируются многие виды активности: познавательная, умственная, трудовая, нравственная, эстетическая, коммуникативная (особенно в коллективной лепке).

Установлено, что большое значение в формировании различных свойств социальной активности дошкольников имеют их знания, представления об окружающей действительности, общественных явлениях. В процессе наблюдений следует развивать активную мыслительную деятельность, формировать понятия, воспитывать правильное отношение к окружающему».

Знания играют большую роль в формировании сознания, отношения к миру, в котором живет ребенок, в усвоении нравственных норм, ценностных ориентации, утверждаемых в советском обществе, а также в развитии видов деятельности, в которых он эту действительность отражает: игры, труда, учения. Социальное становление личности дошкольника осуществляется под воздействием, главным образом, знаний об общественных явлениях: о труде советских людей, о многонациональной Родине, ее истории, о родном городе, деревне, о защитниках нашего государства, о наградах Родины, советских праздниках и др.

Поскольку ведущим видом детской деятельности является игра, то, используя ее разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности дошкольников.

          Каждый вид социальной активности проявляется в процессе игры определенными показателями. Например, познавательная активность — потребность в приобретении новых знаний, необходимых для решения умственных задач в игре; умение рационально, самостоятельно использовать эти знания (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, умозаключения); смекалка, находчивость, настойчивость, наблюдательность; речевая активность; сенсорные способности.

Двигательная активность определяется выполнением различных целенаправленных игровых действий.

Трудовая активность — интерес к труду взрослых, к механизмам и машинам; желание и умение трудиться по изготовлению и ремонту игрового дидактического материала; стремление выполнять в игре роли людей разных профессий.

Эстетическая активность — проявление творчества в игре.

Нравственная активность — проявление доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; бережное отношение к "предметам, игровому материалу.

Коммуникативная активность — желание обмениваться со сверстниками знаниями в процессе игр, общаться друг с другом и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения.

Необходимо отметить, что не все дидактические игры способствуют воспитанию разных сторон социальной активности.

       В одних больше развивается познавательная активность (наблюдательность, любознательность, сенсорные способности и др.); в других — нравственная (сопереживание, бескорыстная помощь, доброжелательность, честность, дисциплинированность). Такие игры, безусловно, нужны и полезны. Но воспитатель, ставя перед собой задачу формирования основ социальной активности, должен каждый раз проанализировать игру с точки зрения ее комплексного воздействия на личность ребенка.

       При проведении дидактических игр с целью воспитания различных сторон социальной активности ребенка педагог должен уделить внимание некоторым особенностям в руководстве такими играми. К их числу можно отнести следующие:

- активное участие в игре каждого   ребенка;

- связь игр с другими видами деятельности детей (обучение на занятиях, экскурсии, наблюдения, труд и др.);

- создание таких условий, чтобы предлагаемые детям игры превращались в их самостоятельную деятельность, в процессе которой наиболее активно формируются такие важные черты личности, как способность к самоорганизации, самоконтролю, критичности, самооценке. К таким условиям можно, в частности, отнести: умение воспитателя различными приемами заинтересовать детей играми; наличие в достаточном количестве дидактического материала, игрушек, настольных игр; наличие в арсенале педагога большого количества дидактических игр, которые можно использовать как в помещении, так и на прогулках.

Наконец, несколько слов о роли педагога при подведении итогов игры. И здесь главным является оценка выполнения детьми установленных правил.                    

      Только объективная, но обязательно доброжелательная оценка педагога является необходимым условием эффективности дидактических игр как метода формирования основ социальной активности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности».

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.  ...

Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»

 «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...

«Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»

laquo;Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе/

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе  Аннотация. В данной статье отражен...

Мастер - класс "Развитие социальной активности дошкольников посредством составления родословного древа"

В материале представлено теоретическое обоснование  актуальности ведения работы по развитию социальной активности дошкольников поспедством составления родословного древа.  Практический матер...

Развитие социальной активности дошкольников посредством волонтерской деятельности.

Социальный опыт волонтерской деятельности - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться....