Формирование социальной активности дошкольников посредством дидактических игр
статья по теме
. Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа с дошкольного детства, поскольку здесь закладывается фундамент личности, развиваются ее многообразные отношения с миром. В процессе развития ребенка происходит усвоение им социальных норм и правил, совершенствование его поведения, его поступки приобретают социально детерминированную форму. Цель данной статьи является рассмотрение значения дидактических игр для формирования социальной активности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_rannikh_let_v_detskom_sadu_vospityvayut_lyubov_k_rodine.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социальной активности дошкольников посредством дидактических игр
С ранних лет в детском саду воспитывают любовь к Родине, уважение к старшим, чувство коллективизма, культуру поведения, развивают познавательные интересы и способности, самостоятельность, дисциплину.
Решение этих задач дошкольная педагогика связывает с формированием у детей первоначальных основ социальной активности, которая характеризуется как комплекс разных видов активности: познавательной, двигательной, трудовой, эстетической, нравственной,
Были изучены разные стороны социальной активности детей и ее проявление в основных видах деятельности: игре, учении, труде, общении. Установлено, например, что при обучении родному языку в основном развивалась речевая, познавательная, коммуникативная активность; в процессе творческих игр — нравственная, эстетическая, коммуникативная; в подвижных играх — двигательная, нравственная. А в такой деятельности, как лепка, формируются многие виды активности: познавательная, умственная, трудовая, нравственная, эстетическая, коммуникативная (особенно в коллективной лепке).
Установлено, что большое значение в формировании различных свойств социальной активности дошкольников имеют их знания, представления об окружающей действительности, общественных явлениях. В процессе наблюдений следует развивать активную мыслительную деятельность, формировать понятия, воспитывать правильное отношение к окружающему».
Знания играют большую роль в формировании сознания, отношения к миру, в котором живет ребенок, в усвоении нравственных норм, ценностных ориентации, утверждаемых в советском обществе, а также в развитии видов деятельности, в которых он эту действительность отражает: игры, труда, учения. Социальное становление личности дошкольника осуществляется под воздействием, главным образом, знаний об общественных явлениях: о труде советских людей, о многонациональной Родине, ее истории, о родном городе, деревне, о защитниках нашего государства, о наградах Родины, советских праздниках и др.
Поскольку ведущим видом детской деятельности является игра, то, используя ее разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности дошкольников.
Каждый вид социальной активности проявляется в процессе игры определенными показателями. Например, познавательная активность — потребность в приобретении новых знаний, необходимых для решения умственных задач в игре; умение рационально, самостоятельно использовать эти знания (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, умозаключения); смекалка, находчивость, настойчивость, наблюдательность; речевая активность; сенсорные способности.
Двигательная активность определяется выполнением различных целенаправленных игровых действий.
Трудовая активность — интерес к труду взрослых, к механизмам и машинам; желание и умение трудиться по изготовлению и ремонту игрового дидактического материала; стремление выполнять в игре роли людей разных профессий.
Эстетическая активность — проявление творчества в игре.
Нравственная активность — проявление доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; бережное отношение к "предметам, игровому материалу.
Коммуникативная активность — желание обмениваться со сверстниками знаниями в процессе игр, общаться друг с другом и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения.
Необходимо отметить, что не все дидактические игры способствуют воспитанию разных сторон социальной активности.
В одних больше развивается познавательная активность (наблюдательность, любознательность, сенсорные способности и др.); в других — нравственная (сопереживание, бескорыстная помощь, доброжелательность, честность, дисциплинированность). Такие игры, безусловно, нужны и полезны. Но воспитатель, ставя перед собой задачу формирования основ социальной активности, должен каждый раз проанализировать игру с точки зрения ее комплексного воздействия на личность ребенка.
При проведении дидактических игр с целью воспитания различных сторон социальной активности ребенка педагог должен уделить внимание некоторым особенностям в руководстве такими играми. К их числу можно отнести следующие:
- активное участие в игре каждого ребенка;
- связь игр с другими видами деятельности детей (обучение на занятиях, экскурсии, наблюдения, труд и др.);
- создание таких условий, чтобы предлагаемые детям игры превращались в их самостоятельную деятельность, в процессе которой наиболее активно формируются такие важные черты личности, как способность к самоорганизации, самоконтролю, критичности, самооценке. К таким условиям можно, в частности, отнести: умение воспитателя различными приемами заинтересовать детей играми; наличие в достаточном количестве дидактического материала, игрушек, настольных игр; наличие в арсенале педагога большого количества дидактических игр, которые можно использовать как в помещении, так и на прогулках.
Наконец, несколько слов о роли педагога при подведении итогов игры. И здесь главным является оценка выполнения детьми установленных правил.
Только объективная, но обязательно доброжелательная оценка педагога является необходимым условием эффективности дидактических игр как метода формирования основ социальной активности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования
информация о нетрадиционных методиках рисования в детском саду...
«Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
«Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Консультация для педагогов...
Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...
«Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»
laquo;Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»...
Мастер - класс "Развитие социальной активности дошкольников посредством составления родословного древа"
В материале представлено теоретическое обоснование актуальности ведения работы по развитию социальной активности дошкольников поспедством составления родословного древа. Практический матер...
Развитие социальной активности дошкольников посредством волонтерской деятельности.
Социальный опыт волонтерской деятельности - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться....