проект "Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста"
проект (старшая группа) по теме
Проект,в результате реализации которого происходит формирование у воспитанников нравственных ценностей и предпосылок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nravstvennost.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №17 «Малютка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан ПРОЕКТ «Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста» подготовила: старший воспитатель У.Н.Масленникова г.Октябрьский, РБ |
Актуальность темы
Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. В приложении к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 раскрывается федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Документ подтверждает, что социально-коммуникативное развитие является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на воспитание нравственности, на формирование у детей первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих нравственных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Проблема воспитания нравственности в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Решение этих образовательных задач осуществляется в ходе педагогического взаимодействия в группе детского сада и предусматривает воспитание моделей положительного поведения, хороших привычек, нравственных качеств личности, гуманных чувств и отношений к окружающим, включенных в межличностное взаимодействие со взрослыми, в основные виды деятельности дошкольников, в разнообразные формы работы с детьми. В дошкольном возрасте воспитание нравственности реализуется не только в повседневной жизни, но и на занятиях по социально-личностному развитию. Задача, решаемая на данных занятиях, состоит в том, чтобы общечеловеческие нравственные ценности стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.
В связи с вышеизложенным был сделан выбор темы проекта «Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста».
Тип проекта:
Практико-ориентированный
Цель проекта:
Создание условий для развития у воспитанников нравствeнных качеств, моральных взглядов и мотивов поведения.
Задачи проекта:
-вызывать позитивный эмоциональный отклик на проявления социально значимых ценностей;
-развивать социально приемлемые эмоциональные реакции, адекватные ситуации проявления или игнорирования нравственных ценностей;
-способствовать открытому проявлению нравственного отношения к окружающим во взаимодействиями с ними;
-познакомить с общественно значимыми нравственными ценностями в отношениях, чертах характера, поступках вымышленных и реальных людей;
-дать знания о парных понятиях, характеризующих в ясных и знакомых детям социальных отношениях позитивное и негативное нравственное начало: добро-зло, правда-ложь, труд-лень, безделье, щедрость-жадность и пр.,
-обогащать активный словарь посредством слов, обозначающих нравственные ценности и их антиподы;
-воспитывать соответствующие обстоятельствам положительное или отрицательное нравственное отношение в воображаемых и реальных ситуациях, основанное на эмпатии (понимании, сочувствии и содействии) как проявлении нравственного отношения к окружающим;
-формировать умение проявлять в поведении, выражать в игровых и жизненных ситуациях социально-нравственные отношения, основанные на уважении к другому человеку и признании его как ценности, на добре, истине, труде, щедрости;
-формировать целостную картину мира на основе первичных нравственных представлений;
-способствовать гармоничному развитию детской личности на основе социально-нравственных ценностей;
-воспитывать бережное отношение и интерес к природе, осознание себя как части природы;
-воспитывать чувство толерантности, уважения к другим народам и их традициям.
Участники проекта: проект разработан для детей 5-6 лет.
Сроки реализации проекта: 6 месяцев
Ожидаемые результаты:
У воспитанников сформированы нравственные ценности по отношению к себе, своей семье, сверстникам, взрослым, родному краю, природе.
Этапы осуществления проекта:
1) Подготовительный этап:
Диагностика.
Отображение цели и задач проекта.
Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
2) Практический этап - реализация проекта: НОД, беседы, чтение художественной литературы, инсценировка сказок, создание ситуаций нравственного характера, игровая деятельность.
месяц | неделя | Тема | Программное содержание |
сентябрь | I | «Кто я такой?» | Развить самосознание детей: знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну, родной язык и сведения о родителях (фамилию, имя, отчество и место работы). Формировать патриотические чувства. Воспитывать чувство толерантности. |
II | «Зачем нужны правила?» | Закреплять и углублять знания детей о правилах. Развить у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | |
III | «Как я чувствую мир» | Учить выражать в речи свое настроение, свои чувства, свое отношение к сверстникам и событиям. Формировать партнерские отношения. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | |
IV | «Человек – часть природы» | Систематизировать знания детей о связи человека с природой, о том, что природа помогает человеку жить, трудиться, отдыхать, наслаждаться красотой. Воспитывать интерес к природе. Формировать бережное отношение к природе. | |
октябрь | I | «Красота лица и души» | Закреплять представления детей о добре. Формировать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения. Развить умение и навык всматриваться в человеческие лица, адекватно оценивать мимику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. |
II | «Все мы разные» | Закреплять знания детей о народах, проживающих на территории Республики, их традициях, истории, культуре. Воспитывать чувство толерантности. Развивать умение терпимо относиться к мнению и интересам других. | |
III | «Друзья» | Учить проявлять интерес друг к другу, чтобы лучше узнать своих друзей; учить чувствовать настроение и желания друг друга. Формировать партнерские отношения. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | |
IV | «В мире книг» | Продолжать приобщать детей к книжной культуре, расширять представления о разных видах книг. Закреплять навыки бережного обращения с ними. Воспитывать навыки культурного поведения (пропускать друг друга к стеллажам, вежливо передавать книгу, благодарить за услугу, обмениваться мнениями в доброжелательной форме). Совершенствовать культуру речи (внимательно выслушивать советы, быть доброжелательными к суждениям других, вежливо отстаивать свою точку зрения). | |
ноябрь | I | «Путешествие в природу» | Закрепить знания детей о роли человека в жизни природы. Воспитать интерес к природе. Формировать бережное отношение ко всему живому. |
II | «Легко ли быть справедливым» | Учить высказывать свое мнение о выполнении правил поведения; находить определения для оценки поведения реальных людей, сравнивая его с поведением героев сказок и мультфильмов. Формировать понятие «справедливость». Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | |
III | «Почему люди трудятся вместе» | Подвести детей к понятию коллективный труд, к выводу о его ценности, значимости, к сознанию, что труд может принести радость, удовольствие. Воспитывать трудолюбие. | |
IV | «Красота речи» | Развить осознанное отношение к красоте и звучности русского языка. Познакомить со словом «вульгаризм». Формировать представление о родном языке. Вызывать желание отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи. | |
декабрь | I | «Привычки хорошие и плохие» | Продолжить формировать у детей понятие о толковом словаре, раскрыть значение слова «привычка». Развить способности к анализу и сравнению, способность к самооценке. |
II | «Таланты» | Учить видеть достоинства в каждом сверстнике, радоваться успехам другого. Формировать уважительное отношение друг к другу; учить преодолевать трудности и относиться к неудачам с оптимизмом. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | |
III | «Мы не дадим обиде проснуться» | Помочь детям понять, что значит обида; проанализировать вместе с ними причины их обид (что является для детей самым обидным, почему больше всего они обижаются на тех, кто несправедлив). Воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга. | |
IV | «Надо ли уметь извиняться» | Углубить представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность. Создать условия для деятельности, побуждающей к активному речевому общению. Совершенствовать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. | |
январь | I | «В мире доброты» | Углублять представления детей о доброте как ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию своей внутренней позиции. |
II | «Я глазами других» | Учить оценивать индивидуальные качества друг друга. Формировать уважительное отношение друг к другу; повышать самооценку детей. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | |
III | «Человек среди природы» | Закреплять и углублять знания детей о природе. Развить у детей понимание взаимозависимости человека и природы, пользы и вреда, которые человек может принести природе. Формировать желание защищать и беречь природу. Воспитывать интерес к природе. | |
IV | «Жадность – не радость» | Закреплять представления детей о таких чертах характера, как щедрость и жадность. Формировать негативное отношение к такому моральному качеству, как жадность, и позитивное – к такому нравственному качеству, как щедрость. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. | |
Детский бал «Мы принимаем гостей» |
3) Заключительный этап:
Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Анкетирование родителей
Используемые диагностические методики
В структуре работы с воспитанниками по воспитанию нравственности выделено пять тем: «Я и моя семья», «Мир взрослых», «В среде сверстников», «Я и природа», «Я и моя Республика». С целью обследования детей разработан ряд критериев по данным темам.
Тема «Я и моя семья»
Показатели развития:
-Знает принцип родословной, откуда берутся отчество и фамилия, свой статус в семье, место работы родителей.
-Понимает необходимость качественного выполнения культурно-гигиенических действий.
-Знает алгоритм общения, желание что-то сделать для членов семьи.
-Осознает своего и чужого состояния.
-Чувство собственного достоинства, вежливость, правдивость, скромность.
-Развитая самооценка, самоконтроль, стабильное эмоциональное состояние.
Тема «Мир взрослых»
Показатели развития:
-Знает общий ход возрастного развития человека.
-Понимает значимость труда взрослых, взаимозависимости людей в труде и жизни.
-Доброжелательное отношение к взрослым, пожилым, инвалидам.
-Знает алгоритма общения.
-Знает, что можно, что нельзя без разрешения взрослых.
-Видит связь между поведением и настроением взрослого.
-Понимает многообразие социальных ролей взрослого.
-Понимает необходимости книг, театров, музеев.
-Понимает связь настроения человека с музыкой, природой.
-Охотно выполняет правила.
-Наличие положительных навыков и привычек.
Тема «Среди сверстников»
Показатели развития:
-Контактность, активность в общении.
-Знает нормы общения; готов поделиться, договориться, помочь.
-Умеет учитывать настроения сверстника, умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, позе, интонации.
-Знает о любви и дружбе, о понятии «друг».
-Умеет уступать, считаться с другими, избегать конфликтов.
-Умеет оценивать свои и чужие поступки, сравнение себя и других с героями книг, фильмов.
-Понимает возможные последствия своих неосторожных действий для других; дискомфорт при нарушении норм.
-Ответственность.
-Понимает правила, их гуманистический смысл.
-Знает и использует моральные оценки: добрый, честный, смелый, заботливый, внимательный.
Тема «Я и природа»
Показатели развития:
-Проявляет устойчивый интерес к миру природы.
-Испытывает отвращение к безобразному отношению к природе, попытка помочь природе.
-Следует правилу «не навреди», охотно помогает природе.
-Понимает зависимость хороших и неблагоприятных условий жизни в зависимости от отношения людей к природе.
-Знает, в чем сходство и различие человека и животных.
-Знает правила поведения в природе.
-Знает, что «человек – существо разумное».
-Любит ухаживать за растениями, животными.
Тема «Я и моя Республика»
Показатели развития:
-Имеет представление о своем крае как части России, об истории родного города и края, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях.
-Владеет представлениями об основных традиционных ремеслах, промыслах.
-Имеет общее представление об особенностях декоративно-прикладного искусства родного края.
-Проявляет интерес к истории своего города (республики)
-Осознанно применяет знания о своем родном крае в разных видах деятельности.
-Осознает возможность своего участия в сохранении и приумножении культурных достижений.
-Имеет первоначальные представления о национальных, этнических и расовых различиях между людьми.
-Проявляет интерес к объектам других национальных культур, потребность в получении информации о них.
-Проявляет толерантность, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур, стремиться к познавательно-личностному общению с ними.
-Владеет способами поведения, адекватными культурным ценностям народа, знает о необходимости их защиты и приумножения.
Методам обследования:
-наблюдения в повседневной жизни и обсуждение реальных жизненных ситуаций, обращение к детям за советом, как следует поступить в том или ином случае;
-чтение произведений художественной литературы и беседы этического содержания;
-рассказы по сюжетным картинам;
-совместные режиссерские игры взрослых и детей, в которых проигрываются ситуации, требующие морально-нравственной оценки и направленные на выявление личного отношения дошкольников к ним.
Анализ полученных в ходе реализации проекта результатов
Констатирующий эксперимент, проведенный в начале проекта позволил определить на каком уровне у детей воспитана нравственность. По сформированности нравственных норм и правил всех воспитанников оказалось возможным разделить на три группы.
Первая группа детей с высоким уровнем социально-нравственного развития (7 детей). У детей сформированы предпосылки вхождения в более широкий социум, умеют общаться со взрослыми и сверстниками, усвоили основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Воспитанники используют разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна; дети способны принять общую цель и условия, стараются действовать согласованно, выражают живой интерес к общему результату. В их поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: они стремятся сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. В поведении и отношении к окружающему у детей проявляются черты общей гуманистической направленности. Они выражают сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относятся к животным, растениям. Их чувства приобретают социально – нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у детей чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения. Воспитанники начинают осознавать свои возможности, достижения, умеют оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей: добро – зло, справедливо – несправедливо, хорошо – плохо. У детей сформировано чувство толерантности, уважения к другим народам и их традициям.
7 детей – 35% от общего количества воспитанников
Вторая группа (9 детей) со средним уровнем социально-нравственного развития. У детей недостаточно сформированы предпосылки вхождения в более широкий социум. Воспитанники используют разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна; однако дети не всегда способны принять общую цель и условия, действовать согласованно. В их поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: они стремятся сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость, но не всегда это имеет успех. В поведении и отношении к окружающему у детей проявляются черты общей гуманистической направленности. Они выражают сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относятся к животным, растениям. Их чувства приобретают социально – нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил не всегда вызывает у детей чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения. Воспитанники не всегда правильно оценивают свои и чужие поступки с позиции общих ценностей. Не всегда проявляют интерес к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики.
9 детей – 45%.
Третья группа (8 детей) с низким уровнем воспитанности нравственности. У детей не сформированы предпосылки вхождения в более широкий социум, они не умеют общаться со взрослыми и сверстниками, не в полном объеме усвоили основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Дети редко проявляют интерес к сверстникам, испытывают трудности в общении. Словарный запас бедный: не используют и знают слов, обозначающих нравственные ценности. В их поведении и взаимоотношениях не наблюдаются волевые проявления: вспылчивы, капризны, не всегда адекватны. Дети не способны на сочувствие, отзывчивость, не выражают желание помочь. Равнодушно относятся к животным, растениям. Социально-нравственные чувства у детей данной группы не устойчивы. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у детей чувство раздражения, нарушение их оставляет детей равнодушными. Воспитанники не осознают свои возможности, достижения, не умеют оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей. У детей не сформировано чувство толерантности, уважения к другим народам и их традициям.
4 ребенка – 20%
Диаграмма 1: Уровень нравственности у воспитанников на подготовительном этапе проекта.
Через шесть месяцев реализации проекта был проведен контрольный эксперимент с целью проследить как повысился уровень нравственности у воспитанников. Были получены следующие результаты:
- 13 детей– 65% показали высокий уровень нравственности; 7 детей– 35% - средний уровень сформированности нравственных норм и правил. Детей с низким уровнем нравственности выявлено не было.
Диаграмма 2: Уровень нравственности у воспитанников на заключительном этапе проекта
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ»
1.Фамилия, имя ребенка__________________________________________
2.Чувствовали ли Вы, что ребенок получает новые знания?
Да_________ Нет__________ Частично_________
3.Использует ли ребенок полученные знания, умения, навыки дома?
Да_________ Нет__________ Частично_________
4.Изменился ли ребенок по отношению к сверстникам?
Да_________ Нет__________ Частично_________
5.Изменилась ли эмоциональная отзывчивость ребенка?
Да_________ Нет__________ Частично_________
6.Оценивает ли ребенок адекватно свое поведение?
Да_________ Нет__________ Частично_________
7.Изменился ли по Вашему мнению микроклимат в группе?
Да_________ Нет__________ Частично_________
8.Хотели бы Вы продолжения работы по воспитанию нравственности у детей?
Да_________ Нет__________ Частично_________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Выступление на научно-практическом семинаре "Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" в КОИРО из опыта ра...
ПРОГРАММА «Истоки нравственности» духовно -нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Программа на тему духовно-нравственного воспитания детей....
Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.
Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Презентация на тему: "Формы, методы и средства воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"
Актуальность духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим,...
Программа социально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой»
Программасоциально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой» Воспитатель: Галеева Т. Г....
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития...
- Мне нравится (1)