Роль социального педагога в Службе ранней помощи
статья на тему

Ануфриева Ирина Сергеевна

Организация работы с семьей в СРП. Конспект группового сеанса с детьми раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     

Роль социального педагога  в службе ранней помощи.

Последние исследования, представленные на портале Министерства здравоохранения, свидетельствуют, что сильно возросло количество рожденных детей, имеющих перинатальное поражение центральной нервной системы разной степени выраженности. По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5% - 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, за 2010-2011 г. только 10% старших дошкольников, 4 % подростков соответствуют возрастным нормативам, отсутствие своевременной коррекционной работы  приводит к развитию стойких нарушений в будущем. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих систем организма, в первую очередь нервной (Г.В. Яцык, О.Г. Приходько). В связи с этим одной из форм оказания своевременной психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семьям,  имеющим ребенка с выявленными нарушениями развития или с риском возникновения нарушения  Правительство Москвы и Департамент образования города Москвы своим приказом № 817 от 15.12.2006 узаконило открытие структурных подразделений Службы ранней помощи при государственных образовательных учреждениях. Одной из проблем, является необходимость  укомплектованности дошкольных учреждений квалифицированными специалистами, которые могли бы своевременно оказывать помощь и психологическую поддержку родителям в снижении  риска негативной социализации ребенка в ДОУ.

 К нам в структурное подразделение Служба ранней помощи (СРП), за период 2011-2012г., обратилось 47 семей,  из них 20 были рекомендованы игровые сеансы в Центре игровой поддержки  ребенка ДОУ, для адаптации к детскому саду. По результатам проведенного  обследования 26 детей было зачислено в СРП, 16 детей поступило в основную группу, 10 в группу пролонгированного консультирования.

Возникает вопрос о специфике работы с родителями  детей раннего возраста, а также о специфике работы в консультативном режиме со стороны социального педагога в сотрудничестве  с  педагогом-психологом, поэтому в нашем дошкольном учреждении комбинированного вида № 497 создана Служба ранней помощи.  В связи со спецификой контингента детей  в штатное расписание включена должность социального педагога.

        Работа с семьей в службе ранней помощи начинается с этапа диагностики и заполнения документации. На этом  этапе принимает активное участие социальный педагог. Одна из первых задач социального педагога заключается в том, чтобы определив социально-экономический статус семьи с помощью анкет и опросников разработанных институтом раннего вмешательства в Санкт-Петербурге и представленных  в Индивидуально- ориентированной коррекционно-развивающей программе «Лекотека».   Выявив социально-психологические потребности семьи,  имеющей ребенка с проблемами в развитии, важно понять какие виды помощи необходимо предоставить такой семье. Сюда может быть включена и психолого-педагогическая помощь, и юридическая консультация со стороны социального обеспечения, консультации медицинских специалистов. В данном случае социальный педагог выступает как посредник, который связывает семью с необходимыми ей специалистами и консультантами.

Стилистика семейного воспитания и взаимодействия с ребенком, применяемая в семьях детей с теми или иными нарушениями развития,  может компенсаторно способствовать социально-психологической адаптации детей с нарушениями развития. Для социального педагога важно научить мать искать правильные пути воспитания и видеть в своем сыне или дочери не только задержку развития, но и, то положительное, что есть в каждом ребенке. Также, важно понимать,  что формирование социального взаимодействия между детьми, взрослыми и его семьей есть важная задача для социального педагога и для службы ранней помощи в целом.

Говоря о службе ранней помощи, необходимо помнить, что работа с детьми раннего возраста проводится обязательно совместно с родителями, и вмешательства, которые организует специалист, предполагают,  прежде всего,  участие в игровом сеансе родителей, а также применение полученных навыков в домашних условиях.  Одна из главных задач социального педагога  состоит в том, чтобы активизировать родителей на максимально эффективное взаимодействие с детьми в игровом сеансе, а также  активизировать взаимодействие между родителями и специалистами на группе. Примером такой группы может быть конспект игрового сеанса, в котором прописаны следующие виды активности социального педагога:

  1. помощь родителям в организации направленной игровой активности ребенка
  2. психологическая и эмоциональная поддержка родителей
  3. методическое и психолого-педагогическое сопровождение семьи (телефон горячей линии, буклеты, памятки, сайт ДОУ, учреждения здравоохранения и социального обеспечения)
  4. интеграция деятельности родителей и педагогов

Цели и задачи детско-родительской группы:

  • формирование доброжелательности и закрепление навыка приветствия и прощания
  • умение слушать и слышать инструкции взрослого
  • ориентация на других детей в группе
  • структура занятия как стержень для формирования произвольного поведения

 Подобного рода взаимодействие может быть  организовано в структуре игрового сеанса:  

  1.  C помощью хороводных игр: «Мы гуляли далеко, мы гуляли близко….», «Пузырь…», «Шел король по лесу….», «Карусели….», «С горки ах, на горку – ух…..», «Ходим, ходим хороводом….»

Цели  и задачи:

  • учить соотносить слова с действием
  • побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания
  • формировать коммуникативные навыки

II.  Кукольных представлений с помощью кукол «Бибабо».

Цели  и задачи:

  • организация направленного внимания ребенка на героев сказки
  • организация произвольного поведения во время спектакля
  • развитие навыка слушания сказки

Используются следующие сказки: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба»

III.  В организации процессуальной игры.

Цели и задачи:

  • подбор игровых средства
  • организация места для игры ребенка с ОВЗ
  • поддержание активности родителей во время игры ребенка с ОВЗ
  • поддержка и расширение игровой рутины совместно с другими специалистами

Групповой игровой сеанс с детьми раннего возраста

   Тема:  «Игрушки»

           Структура игрового сеанса включает несколько компонентов:  индивидуальное и групповое приветствие, музыкально-ритмический блок, двигательный блок, познавательный блок, продуктивная деятельность, ритуал прощания. После окончания игрового сеанса социальный педагог обсуждает с родителями сильные и слабые стороны детей.


  1. Блок приветствие:

Задача:

  • создание  эмоционально-психологического  настроя на сотрудничество
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Индивидуальное приветствие 

«Здравствуй,..(имя ребенка)  здравствуй, милая(ый),

Мы похлопаем в ладоши, здравствуй, (имя ребенка),

Мы похлопаем в ладоши, здравствуй, (имя ребенка)».

                    Под музыкальным  сопровождением

Групповое приветствие:

«Здравствуйте, взрослые, здравствуйте, милые,

Мы похлопаем в ладоши, здравствуйте, взрослые,

Мы похлопаем в ладоши, здравствуйте, взрослые»

Музыкально-ритмический

Хороводы.

Задача: способствовать активному социальному взаимодействию родителей и детей между собой.

«Пузырь»          «Раздувайся пузырь,

                  Раздувайся большой,

                                    Оставайся такой, да не лопайся, шшш...(3 раза)»

«Мы  гуляли далеко…» 

«Мы гуляли далеко,

 Мы гуляли близко,

 Мы летали высоко,

 Мы летали низко

Все слова сопровождаются действиями и музыкальным сопровождением

Шумовой оркестр 

Задача: формировать навыки общения между участниками игрового сеанса, развивать музыкальный слух, ритм.

          Все садятся в круг, каждому ребенку  даются  музыкальные инструменты.

          Звучит  музыка М.И.Глинки «Полька», дети и родители подыгрывают на музыкальных

          инструментах.

  1. Двигательный блок:

Зарядка

Задача: активизировать родителей и детей, помочь им сориентироваться в происходящем и настроиться на рабочий лад.

«Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Раз сюда, два сюда, повернись вокруг себя,

Раз присели, два привстали,

Раз присели, два привстали,

Сели-встали, сели-встали,

Словно Ванькой - встанькой стали,

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра»  

(под музыкальное сопровождение)

«Полоса препятствий», составленная из мягких блоков,

Задача: учить преодолевать препятствие, воспитывать волевые качества, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Игры на моторное развитие (физкультминутка)

Задача:  учить детей соотносить слова стихотворения с движениями, поддерживать эмоциональный настрой, желание играть.

Подражание движению «бычка» стихотворение  А. Л. Барто

  1. Познавательный блок

Игра: «Игрушки на картинках» 

Задача: учить детей соотносить реальные предметы с картинками, развивать психические процессы  

Материал:  стихи А. Л. Барто из серии «Игрушки», игрушки, картинки

Релаксационные  игры 

Задача: учить родителей  взаимодействовать со своим ребенком, во время игрового сеанса, сохраняя его положительный настрой, обучение новым навыкам.

Ребенку предлагается выбрать куклу (игрушку). Мама тихо напевает колыбельную, под музыкальное сопровождение, укачивая ребенка, в руках которого игрушка.

    5.Продуктивная деятельность 

Лепка из пластилина – «Неваляшка».

Задача: В процессе совместной деятельности развивать мелкую моторику, творческие  способности ребенка раннего возраста.  Соблюдать последовательность лепки, поддерживать интерес ребенка к продуктивной деятельности.

 

  1. Ритуал прощания

Задача: закреплять положительные эмоции и придавать каждой встрече завершенность действий

«До свидания, до свидания,

  С вами было хорошо,

  До свидания, до свидания,

  Приходите к нам еще»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Сообщение к родительскому собранию в Службе ранней помощи "Игра и ее роль"

Консультация о том, что такое игра и как онавлияет на жизнь малышей. Так же из статьи можно узнать - какова роль взрослых в играх детей....

Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)

Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"...

Проект адаптированной образовательной программы для детей раннего возраста в службе ранней помощи с задержкой психического развития (риск нарушения)

        Создание службы ранней помощи в Учреждении для сопровождения семей с детьми раннего возраста с задержкой психического развития или с риском нарушения, позволяет оказ...