патриотическое воспитание на музыкальных занятиях
учебно-методический материал по теме
«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца» — писал Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца не возможно. Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к своим близким, родному краю.
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических и музыкальных чувств, связанная с любовью к родному городу, к родной природе.
Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему.
Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.
В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности. Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно родная культура, музыка должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Русский критик - демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. Одним из эффективных средств формирования начал патриотизма, считает приобщение ребенка к музыкальному искусству. Его значение состоит в том, что она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни.
Важной составной частью патриотического воспитания является приобщение детей к семейным традициям и традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Воспитание дошкольников призвано целенаправленно реализовать на музыкальных занятиях процессе развития у детей способности чувствовать, понимать, оценивать явления искусства.
Важно уже в дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, пробудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, творчества, музыкально- образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах приемах исполнительства. Педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.
Это будет способствовать решению главной задачи музыкального восприятия детей - развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней. Воспитательно-образовательный процесс, направлен на всестороннее развитие и формирование личности ребенка - его чувств, мыслей, сознания, складывающийся взглядов и отношений к окружающему.
С раннего возраста ребенок начинает вслушиваться в музыкальные звуки, постепенно овладевает свои голосом и движениями, согласовывая их с музыкой. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности физического и психического развития, педагог постепенно усложняет перед ними задачи в соответствии с усложнением программных требований по слушанию музыки, пению, музыкально- ритмическим движением, игре на детских музыкальных инструментах. На каждом этапе ставятся свои практические задачи, отбираются целесообразные приемы, с помощью которых эти задачи решаются. Необходимо обеспечить ребенку всестороннее восприятие музыкального произведения, активизировать сознание, работу мысли,
затронуть воображение, создать представление об исполнении песни, пьесы или музыкально-ритмического движения в целом. В детском саду дети, соприкасаясь с музыкой, открывают для себя разнообразные формы творческой деятельности: слушают музыку, поют, учувствуют в хореографических и театральных постановках, музыкальных сказках, играют на музыкальных инструментах. Я очень люблю музыку П. И. Чайковского и хочу, чтобы дети могли услышать ее, почувствовать ее духовные истоки, проникнуться ее мудростью. «Детский альбом» оказался вполне доступным для детей среднего дошкольного возраста. «Игра в лошадки», «Марш
деревянных солдатиков» - эти пьесы часто звучат на музыкальных занятиях. Ребята старших групп узнают об удивленно трепетном отношении композитора к природе по пьесам цикла «Времена года». Лирика, душевность, трепетность пьес «Подснежник», «Песнь жаворонка» и других произведений развивают фантазию, вкус, закладывают основы красоты и добра. Музыкальное воспитание в нашем детском саду неразрывно связано и с фольклором, т. к. традиции русского народа, музыкальная культура - это богатейшее наследие, формирующее основы патриотизма и духовности дошкольника. Хороводы, музыкальные игры, пляски, шумовые и звуковые оркестры объединяют детей, создают радостное, светлое настроение, но требуют преодоления трудностей, проявления доброжелательности, отзывчивости, терпения, умения согласовать свое поведение с поведением остальных детей. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и указания. Песни «Сторона моя» муз. И. Космачева, «Родная песенка» муз Ю.Чичкова и т д. пробуждают чувство любви к нашей Родине. С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Музыка, непосредственно воздействуя на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Пение народных песен например
« Пошла млада за водой», « В сыром бору тропинка», « Во кузнице» знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым, систематическое исполнение способствует эстетическому воспитанию развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине. А участие детей в традиционных народных праздниках и театрализованных постановках дает возможность побывать в образах веселых, грустных, добрых или злых персонажей.«Веселая ярмарка», «Осенние посиделки», «Широкая масленица», «Рождественские забавы» - праздники, которые мы проводим регулярно. Музыкальный материал подбираю тщательно, стараюсь, чтобы дети имели возможность через эмоции оценивать, анализировать поступки персонажей, усваивать, что такое «хорошо» и «что такое плохо».Часто мы проводим и тематические занятия. Синтез музыкального, литературного, художественного и танцевального творчества помогает естественным путем влиять эмоционально патриотические переживания детей. Творческий вечер «Папа - гордость моя», «Этих дней не смолкнет слава», «Тепло материнского сердца», «Семейные традиции», «Мои года - моё богатство» (неделя пожилого человека) - такие занятия развивают творческое воображение, способность художественному взаимодействию с музыкой, посредством рисунка, танцевального движения, проникновенного слова. И конечно, большое влияние оказывают на воспитание таких качеств характера детей как благородство, любовь к ближнему, открывают их сердца светлому, чистому, доброму.
Эффективным средством воспитания патриотических чувств являются праздники и развлечения, в которых участвуют все дети и родители.
Таким образом, правильная организация музыкальной деятельности и умелое включение ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду, что важно для его развития и воспитания патриотизма, развивает чувство собственного достоинства.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию (итоговое занятие) Тема: «Ими гордится город».
Занятие является подведением итогов работы над проектом "Знаменитые люди города", который реализовывался в ходе решения задач по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного воз...
Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию (итоговое занятие) Тема: «Архитектурный облик Павлово-на-Оке. Улицы родного города»
Занятие является подведение итогов работы над проектом "Архитектура родного города. Старое и новое Павлово" в ходе решения задач по нравственно - патриотическому воспитанию в процессе ознакомления с р...
Методическая разработка в образовательной области музыка" Бессмертный полк" по проблеме нравственно- патриотического воспитания. Конспект занятия для старшей группы
Сколько их, солдат ПобедыНа полях войны осталось-Наши прадеды и деды,Лихая доля вам досталась!Бессмертный полк старшей группы ДОУ№62 Петроградского района г. С. Петербурга прошел 6 мая 2015 года...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Крещение Руси»
Приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям, а также желание следовать им....
Патриотическое воспитание на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Былины о богатырях земли русской
Патриотическое воспитание на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Былины о богатырях земли русской...
Занятие «Патриотическое воспитание на занятиях по ознакомлению с художественной литературой»
В данном занятии по патриотическому воспитанию сформулированны основные задачи и раскрыты методы и приемы организации работы по нравственно-патриотичскому воспитанию детей с помощью художественной лит...
В группе в группе Озорные бабочки прошло увлекательное комплексное занятие по патриотическому воспитанию и занятию из цикла "Музыка в красках"
Сегодня в группе Озорные бабочки прошло увлекательное комплексное занятие по патриотическому воспитанию и занятию из цикла "Музыка в красках". Ребята слушали "Богатырскую симфонию...