Традиции и обычаи селькупов
творческая работа учащихся на тему

Каткилева Анна Аркадьевна

У северян, как и у остальных народностей, много различных традиций и обычаев. Вашему вниманию представляю традицию гостеприимства селькупов. В этом мероприятии отобразились общительность, радушие, уменится рассказать обыденные дела в красочных рассказах. Не даром славится северный народ гостеприимством и умением слагать былины! В этих былинах передается молодому поколению истории народа, сказки и рассказы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trad._i_obychai_selkupov.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Воспитательский  час по теме:

Гостеприимство селькупов.

(Обычаи и традиции селькупов.)

 

Цели:  -Воспитание достойных граждан  Российской Федерации;

            -развитие интереса и уважения к родному краю;

            -профилактика  закомплексованности;

            -расширять словарный запас;

            -сохранение родного языка.  

Оборудование:  посуда для чайной церемонии,  национальный костюм,  подарки ручной  работы, скатерти на стол, продукты к чаю (печенье, чай, сахар),  варенье из лесных ягод, рыба.  

                                                                                 

                                                Ход занятия:

Вед. У северных народностей много обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение.

Северяне очень гостеприимный народ, потому, что живут они друг от друга очень далеко, в гости ездят редко, а когда встречаются, то непременно за чашкой чая рассказывают друг другу обо всех событиях, которые происходят в их жизни – о детях, об охоте, рыбалке, часто из этого складывают песни или былины.

 Сегодня наше мероприятие посвящено обычаям и традициям селькупов, мы покажем вам гостеприимство нашего народа.

Представьте:  к семье, которая живёт в Утинке, приехали гости, из далека - кто из Быстринки, кто из Тольки, а кто-то живёт ещё  дальше.

 Юля:                 « Из времён дремучих и седых

                              Мы в Сибирь пришли.

                              Нас звать – селькупы

                              Говорят, шумерам мы родня,

                              На преданья, песни мы не скупы

                              Здесь, теперь, пасем свои стада.

                              Рыбу ловим, зверя, птиц охотим,

 

 Диана:                 Здесь детей растим и всех богов-

                              Сохранить народ наш очень просим!

                              Пусть живет и здравствует всегда,

                              Всё, что сберечь ещё сумели,

                              Чтоб цвели искусство, ремесло,

                              Чтоб и дети песни наши пели!»

Девочки садятся за стол, а в это время стучатся в дверь.

Заходят  Аня и Настя. Юля и Диана приглашают  гостей за стол.

Юля:                      Добрый день, дорогие гости!

                               Всю семью мы приглашаем

                               Петь, сплясать, напиться чаю!

Настя и Юля проходят к столу и рассказывают.

Настя: ехали мы по лесу, видели зайчика, я вам сейчас расскажу.

                                     

                                                    Нёма.

                               Нёма пактыра, сэры пактыра.

Нильчик, нильчик пактыра.

Нёма шотты кэнаш,

Сэры шотты кэнаш.

Нильчик, нильчик, шотты кэнаш.

Нёма нымты илаш,

Сэры нимты илаш,

Ман ташинты оттантам,          

Ман ташинты иттыртанташ.

                    Зайчик.

                               Зайчик прыгает, серый прыгает,

                               Так, так  прыгает.

                               Зайчик в лес иди, серый в лес иди!

                               Так, так быстрей иди!

                               Зайчик здесь живи, серый здесь живи,

                               Я тебя буду охранять, я тебе  беречь.                        

(Рома и Гена прыгают под стихотворение, изображают зайчиков, Аня читает перевод стиха).

Девочки садятся за стол, в дверь стучатся гости. Заходят Марта и Рая  и начинают свой рассказ:

Марта:  Мы приехали из Тольки, по дороге видели много интересного. Увидели, как лиса охотится на мышку,  потом бегала за белкой, а потом на лису стал нападать орёл.

(Марта и Рая поют песню «Лока», потом перевод песни)

                                           

                                             

                                              Лока.

                        1.     Тымты лока куттарна ны

                                Тамат четы кальтырна ны

                                Тама, тама чекапташ,

                                Локат окты ыкы сераш.

   

                        2.     Сырыт икын локат вэтты

                                Няркы лока тапат нерныт,

                                Тапа, тапа чекпташ

                                Лока щипты оркылтента.

                       

                     

                        3.    Номкын ипнат лимпы тимпа

                               Локат чоты тильтырна ны

                               Лока, лока чекапташ

                               Лимпы шинты оркылтэнта.

                                           Лиса.

  1.   Тут  лиса охотится,

                               За мышкой бегает.

                               Мышка, мышка торопись

                               Лисе в рот не попадись.

  1.   На снегу лисы следы,

                               Рыжая лиса за белкой бегает,

                               Белка, белка, торопись,

                               В рот лисе не попадись!

  1.   В небе орел летит,

  За лисой охотится,

                               Лиса, лиса, торопись,

                               В клюв орлу не попадись!  

   

(Пока девочки поют,  Лена изображает лису, а Настя изображает мышку.  Лиса ловит мышку.)

 

Юля  приглашает гостей к столу, несёт чай и приговаривает:

                           

                               Я иду, иду, иду,

                               чайник я в руках несу!

                               Пейте чаю, отдохните,    

                               что хотите,расскажите!

Диана ставит на стол тарелку с лепешками и говорит:    

                           

                               Вот лепешки жаренные,

                               Да еще в песке, в углях.

                               По селькупскому рецепту

                               Угощаем вас!

 Как только все сели за стол, заходит охотник – Тимофей.

Тимофей: Я рядом охотился, решил у вас отдохнуть и попить чаю.

Диана: заходи, грейся, присаживайся к столу. Что видел, расскажи.

Тимофей: охотился я на уток, вот мой рассказ…

Вика и Зоя поют песню «Ича – охотник»  с переводом        

                             

                                 

                                     Ича – охотник

 

(Тимофей изображает охотника, а маленькие девочки Наташа, Настя, Аня изображают уток).

Как только представление закончилось, все садятся за стол пить чай.

Диана:              

                               Чай из чаги и вареньем

                               И с лепёшкой жаренной

                               От души я угощаю

                               Всех родных, друзей, гостей!

         

В дверь снова стучатся, заходит Игорь.

Игорь: я шёл к вам в гости, по дороге порыбачил, вот вам                                            рыба.

Диана: спасибо, тебе за гостинец, проходи к столу, расскажи,    где был,  

            что интересного видел?  

Игорь:   расскажу  я вам интересную историю про рыб.

                                 

                                История про рыб.

                       

                            Коса, нырша, кэнты, печа

                            Утын корпалсотын.

                            Тутып щитысотын.

                            Кэ, туты щитыяш!

                            Кэ, ыкы мусылташ!

                            Ти пичча тунта

                            Ташинты пошаинты!

                            Окунь, ёрш, чебак, сорока,

                            Воду замутили, карася будили.

                            Эй, карась проснись,

                            Эй, не умывайся!

                            Сейчас щука придёт,

                            И тебя проглотит!

               

                      (перевод стиха читает сразу)  

Юля:                  Утром, вечером и днём

                           Медный чайник над огнём, закипает и гудит,

                           Нам как будто говорит:

                         «Хочешь в тундре долго жить,

                           Надо с чаем в дружбе жить»

                 

                 

                         ФИЗМИНУТКА «Рыбалка»

  1. Главное орудие рыбака – (удочка)
  2. Добыча рыбака – (рыба)
  3. Что плетёт рыбак – (сеть)
  4. Самый большой водоём – (океан)
  5. Наживка для рыбы – (червяк)
  6. Главное блюдо рыболова – (уха)
  7. Рыбы-дети? – (мальки)
  8. Без труда не вынешь рыбку из…- (пруда)
  9. Какую рыбу поймал Емеля в проруби – (щуку)

           Аня:                  У стола мы не скучаем,

                          Разговор ведём за чаем.    

           Рая:                  Мы за чаем не скучаем

                          Вместе песни сочиняем!

Вместе поют песню «Ой тайга моя, тайга!»

             

                          Сякхы, сякхы сякхы пор,

                          Хэнтак щёты сурыя

                          Оттам нена хятантам

                          Кекса тульпа ляньымпа.

                         Айга тульпа, тульпа , тульпа,

                         Тульпа кекса ляньныпа.

                          Пюшкам, пюшкам чата ты

                          Чёхын тяпа омнынтыашкой

Восп.: как видите из мероприятия, селькупы, как многие народности на          севере, очень гостеприимный народ. К ним в гости могут прийти как родственники, так и просто путники с охоты или рыбалки,  никто не останется без горячей чашки чая и без внимания. Селькупы народ талантливый, за чая рождаются  истории, которые они передают потомкам, так рождаются легенды. Песни селькупов полны любовью к родному краю, в них описывается красота лесов, удачная охота или рыбалка. Перед тем, как гости расходятся,  хозяева дарят подарки. Чаще всего это шкурки лисы, песца, норки или того, что добыли на охоте.

Девочкам и девушкам дарят цветной отрез на платье, мальчикам  могут подарить самодельную игрушку – лук со стрелами, ружьё,  выструганное из дерева, и т.д. Никто не остаётся без подарка.  Потому, что каждому гостю рады.  

 

Литература:

  1. Журнал «Ямальский меридиан»
  2. Газета «Северный  луч»
  3. Материал из архива ЦНК
  4. Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей. Традиции и обычаи семьи.

Материалы для родителей, рассказывающие о традициях и обычаях современной семьи с древними корнями....

Русские традиции и обычаи. Свободная деятельность.

Религиозная мифология древних славян (Леший, Баба Яга и т.д.). Гадания, игры. Черновик....

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки  их традиции, их обычаи»...

Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...