статья "Содержание и место режиссерских игр в образовательном процессе"
статья (средняя группа) по теме
Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Режиссерская игра имеет важное значение не только для развития коммуникативных навыков поведения, но и для всего психического развития ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и место режиссерских игр в образовательном процессе.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Поэтому в нашей группе большое внимание уделяется развитию коммуникативной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, мы на сегодняшний день убеждены, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.
Игра является в дошкольном возрасте эффективным средством формирования нравственных качеств ребенка, воспитания гуманного отношения к сверстникам. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в творческих играх и одним из них является режиссерская игра.
Режиссерская игра индивидуальна. Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в детском саду не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка,
Режиссерская игра имеет важное значение не только для развития коммуникативных навыков поведения, но и для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Для режиссерской игры важны следующие диалогические умения дошкольника:
Собственно речевые умения
Вступать в общение;
поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно);
говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
Умения речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьба, извинение, поздравление, прощание и др.);
Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек;
Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
Неречевые умения (невербальные)- уместное использование мимики и жестов.
Работа воспитателя с детьми по обучению навыкам режиссерской игры
1 организация развивающей среды;
- создание эмоционально - положительного тона общения;
- осуществление руководства режиссерскими играми, способствуя развитию взаимоотношений со сверстниками внутри игры.
В режиссерские игры мы играем с одним ребенком или маленькой группой детей во время предназначенное для свободной деятельности (утро, вечер).В процессе режиссерской игры ребенку ни в коем случае нельзя мешать, применять давление, сравнивать ребенка с другими детьми, осуждать его проявления, игнорировать его чувства и эмоции. Необходимо предоставлять детям свободу, возможность проявить внутреннюю активность. Поэтому необходимо создание индивидуального пространства, обеспечить их местом и временем.
При организации режиссерской игры необходимо учитывать следующие моменты:
особенности эмоционально - личностного развития;
индивидуальные интересы, предпочтения, потребности;
любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в режиссерских играх следующие:
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; -
- педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.
Для формирования игровых навыков и умений мы используем следующие методы:
ознакомление детей с сюжетами игр, расширение знаний о содержании игровых действий, их последовательности
обогащение игровых замыслов детей через ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы.(сказки неоднократно рассказываем на занятиях и перед сном)
При подключении детей к совместным режиссерским играм со сверстниками используем следующие педагогические приемы:
использование системы положительных оценок (поощрений), чтобы поднять авторитет;
привлечение детей к участию в совместных играх; объединение детей с несколькими сверстниками и создание условий, способствующих возникновению между ними игрового взаимодействия;
регулирование взаимоотношений детей со сверстниками в ходе совместной деятельности.
В начале года основная наша задача -это развить умение рассказать сказку максимально приближенно к литературному источнику. Не забывая при этом согласовывать игровые действия и слово. Мы давали ребенку необходимые для избранной сказки игрушки перед началом игры и вместе их расставляли на игровом поле. Игрушки являлись как бы « опорой» для правильного рассказывания сказки. Через некоторое время дети достаточно хорошо пересказывали текст сказки. Дальше дети начинали обращать внимание на реальное расположение игрушек на игровом поле. Сейчас наша работа направлена на то, чтобы ребенок научился произвольно строить ход игры учитывая отношения персонажей друг к другу. Мы предоставляем ребенку больше самостоятельности. Они сами выбирают сказку которую будут разыгрывать, сами отбирают необходимые игрушки для игры. При расставлении игрушек которые будут участвовать в игре мы обращаем внимание не столько на внешний вид героев, сколько на черты характера т.е. определенным образом программируем их поведение (медвежонок – неторопливый, неуклюжий, но добрый, забавный; белочка – шустрая, любопытная и т. Д.)
Детям можно предложить классические деревянные наборы "для режиссерской игры". Среди них есть варианты для игры в зоопарк, город или сказку. Малышу в этом возрасте можно предложить кукольные дома. Сейчас также популярны пластмассовые наборы для режиссерской игры с элементами конструирования. Самые известные - тематический конструктор с персонажами lego, игровые наборы "Скорая помощь", Ветеринарная клиника, "Пожарная часть" и т.п.
Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику. В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что наборы для сказок сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного произведения. А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому очень полезно соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять неопределенные игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра может стать гораздо богаче и интереснее, потому что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет.
Играть в сказки можно и без всяких специальных наборов. Например, любая куколка может стать Золушкой или Красной шапочкой, а собачка может выполнить роль волка и или зайца пр. И конечно самостоятельное придумывание и создание замков, лесов и домиков делает игру только интереснее.
Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, режиссерская игра должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей такими средствами медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто режиссерская игра превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Дидактические игры главное средство разностороннего воспитания ребенка, игра помогает воспитать основные качества личности в челом....
«Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС»
Тезисы по заявленной теме....
Игра и ее место в образовательном процессе
Выступление на методическом совете....
Консультация для родителей «Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения».
Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения ...
«Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата....
Консультация для воспитателей "Место театрализованной игры в образовательном процессе."
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участ...
Статья «Место педагогической диагностики в образовательном процессе»
Статья о важности педагогической диагностики в образовательном процессе...