Семинар - практикум "Защита прав и прававое воспитание ребенка"
материал по теме
закрепить знание педагогов по проблеме "Защита прав и прававое воспитание ребенка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_pratiku_zashchita_prav_i_pravavoe_vospitanie_rebenka.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Защита прав и правовое воспитание ребёнка»
Цель: закрепить знания педагогов по проблеме «Защита прав и правовое воспитание ребенка».
Задачи:
- используя знания, систематизировать материал;
- упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов;
- совершенствовать коммуникативные умения;
- формировать способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.
Ход семинара:
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника. Желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб».
О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами? Нужно было придумать что- то такое, что было бы посильнее государства. Что же придумали люди, мы можем узнать, позвонив в справочное бюро.
Итак, организуем справочное педагогическое бюро. Все интересующие нас ответы на вопросы мы можем получить в четырех кабинах.
Вопрос регулирования прав детей в России возник еще во второй половине 19 века. К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детства в силу тех или иных причин в тот период не получили поддержки и дальнейшего развития.
- Скажите, пожалуйста, какая организация была первым защитником прав детства? Когда она была создана?
Ответ: В 1919 году Лига наций создала комитет детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи сиротам и беспризорникам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
- Какой документ стал первым правовым международным документом по охране прав и интересов детей?
Ответ: В 1924году Лигой Нации была принята Декларация прав ребенка.
- Какой важнейший международный документ был разработан на основе Декларации прав ребенка. В каком году он разработан?
Ответ: 20 ноября 1959 года на основе Декларации была разработана Конвенция о правах ребенка. Конвенция признает за каждым ребенком юридические права.
- Назовите пять прав ребенка, которые возможно и необходимо соблюдать в ДОУ?
Ответ: Право на охрану здоровья, на образование, на участие в играх, на сохранение своей индивидуальности, на защиту от всех форм психического и физического насилия.
Мы видим, что сложилась достаточно, управляемая система защиты прав, но она требует глубокого изучения.
Мы не будем говорить о тех правах, за выполнение которых отвечает государство. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка.
Разбор ситуаций (см. приложение)
Блиц-опрос по сказкам:
- Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (право на жизнь)
- Почему, обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок», обижали гадкого утенка? (он был не похож на других)
- Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (право на неприкосновенность жилища)
- Какое право нарушили лиса Алиса и кот Базилио, хитростью выманив у Буратино пять золотых монет? (право на личную собственность)
- Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке «Золотой ключик»? (правом на бесплатное образование)
- Какое право нарушила злая волшебница, украв малолетнего принца? (право жить со своими родителями)
- Каким правом пользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница»? (правом на свободное передвижение)
- Какое преступление совершили гуси-лебеди, украв братца? (похищение детей)
- В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? (12 месяцев)
- В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? (Золушка)
- Какое право царевны, нарушил Кащей бессмертный, увезя ее к себе и решив вступить с ней в брак? (вступать в брак по обоюдному и свободному согласию)
- Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (право на личную неприкосновенность).
- Сказки вы хорошо знаете и с заданием справились. Посмотрим, как вы знаете песни.
Звучит запись песни «Ничего на свете лучше нету».
- О каких правах в этой песне поется? (право на свободу передвижений)
Звучит песня «Учат в школе»
- О каких правах в этой песне идет речь? (право на образование)
Звучит песня «Всем нужен дом»
- О каких правах поется в этой песне? (право на жилье)
Задание «Разгадай кроссворд» (см. приложение).
Обзор дидактических игр по правам ребенка.
Итог семинара: Дошкольное детство - это не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности; это еще период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжелым последствиям. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
Родителям и педагогам трудно осознать и принять то, что ребенок - равноправный с ними человек, который имеет на собственное мнение и поступки, что его права, как и права любого человека, должно уважать и нельзя нарушать.
Приложение 1
Задание «Разгадай кроссворд»
По горизонтали:
1. Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-либо или чего-либо.
2. Маленький мальчик или маленькая девочка.
3. Группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами.
4. Вводная, разъясняющая часть какого-либо международного документа, закона или иного правового акта.
5. Самостоятельный раздел, параграф в юридическом документе.
6. Соблюдение равных прав.
7. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.
8. Основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
9. То, что принято в результате обсуждения.
10. Сообщение, извещение о чем-либо, доводимое до всеобщего сведения.
Слово по вертикали: Официальное провозглашение каких-либо принципов, положений от лица государства, партии, международной организации, а также документ, в котором они изложены.
По горизонтали:
1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой.
2. Систематизированный свод законов.
3. Сознание своих человеческих прав, своей личностной ценности; уважение к себе.
4. Отдельный человек.
5. Обещание, подлежащее непременному выполнению.
6. Взаимное согласие.
7. Объединение отдельных общественных групп или государств, имеющее четкую структуру и определенные задачи, программу действий.
8. Защищающая сторона в судебном процессе.
Слово по вертикали: Договор, соглашение между государствами по какому-либо специальному вопросу
Приложение 2
Ситуация 1.
Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он ест с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!» - «Бабушка, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает мальчик. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь апельсин, он полезней для твоего организма!» « А я не буду! - протестует внук - не хочу».
Вопрос: Права ли бабушка? Как бы Вы вышли из этой ситуации?
Ситуация 2.
«Ира, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем надо напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее! Прекрати болтать ногами... Что за привычка! Не копайся,ешь.!»
Вопрос: Оцените стиль общения с пятилетней девочкой? Как вы думаете, с каким настроением придет ребенок в детский сад?
Ситуация 3
Пятилетняя Катя хочет умыться, просит маму согреть воду. Папа (по профессии врач), услышав просьбу Кати, заметил: «Надо, Катенька, умываться холодной водой: это полезно для здоровья» Катя ответила: «Мама всегда умывает меня теплой водой, от холодной воды можно простудиться» Мама неодобрительно посмотрела на отца:
-О чем ты говоришь? Катя у нас слабенькая, ее надо беречь.
- Катя совсем не слабенькая. Ее рост, вес вполне соответствует возрасту. Ребенка следует закалять, чтобы не болел.
- У нас с тобой разные мнения на этот счет.
-Ты видимо, забываешь, что я врач, а ты с медициной не знакома.
- Я разбираюсь не хуже тебя, давай на этом разговор закончим.
Вопрос: Как вы считаете, кто из родителей прав?
Ситуация 4
К учителю обратился одиннадцатилетний мальчик. Родители этого ребенка являются членами секты адвентистов седьмого дня. Мальчика заставляют насильно ходить на собрания секты, хотя он и сопротивляется. За непослушание его наказывают.
Вопрос: Какие права ребенка нарушают родители? А может быть родители правы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Маленьким детям - большие права!" сообщение из опыта работы по прававому воспитанию дошкольников
Повышение правовой культуры педагогов, детей и их родителей - является важнейшей задачей для формирования правового государства и гражданского общества. Это особенно актуально в наше вре...
семинар "Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье"
Семинар состоит из двух занятий. На одном из которых педагоги знакомятся с документами "Декларация прав ребенка", "Конвенция о правах ребенка", на другом занятии обсуждают какие формы и методы работы ...
Правила позитивного семейного воспитания ребенка дошкольного возраста
Многие родители вечно хныкающего ребёнка не задумываются о том, что причиной этого является их поведение, а вовсе не малыш. Как же воспитать позитивное настроение?Вы скажете, что нужно любить ре...
Семинар-практику "Роль отца в воспитании ребенка"
Конспект семинара-практикума "Роль отца в воспитании ребенка". В материале представлены практические упраженения для проведения практикума с папами детей дошкольного возраста....
Семинар – практикум «Влияние отца на воспитание ребенка»
Папа – это сложные умственные процессы, тонкая душевная организация и свои «тараканы». С папой ребенок иначе общается и другими средствами добивается своего. Если маме достаточно уви...
Семинар для родителей "Духовно нравственное воспитание ребенка посредством сказки"
Сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыт...
Семинар-практикум «Темперамент и методы воспитания ребенка»
Семинар-практикум«Темперамент и методы воспитания ребенка»...