Семинар для родителей "Духовно нравственное воспитание ребенка посредством сказки"
план-конспект занятия (средняя группа)

 Сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Семинар для родителей71 КБ

Предварительный просмотр:

        

 

 

Семинар - практикум

для родителей на тему:

«Духовно-нравственное воспитание детей посредством сказки»

 

                                                                                 

Цель:  Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки.
Задачи:  1. Вовлекать родителей в активную познавательную деятельность.
                 2. Показать приёмы работы со сказкой.

План проведения семинара-практикума:
1. Вход в группу по пригласительным билетам.
2. Сообщение воспитателем темы «Роль сказки в нравственном воспитании ребёнка».
3. Разминка: «Сочини новое окончание сказки».
4. Презентация слайда «Дерево сказок».
5. Игровые ситуации: «Красочный конкурс», «Загадки от Колобка».
6. Мастер-класс: «Тестопластика».
7. Подведение итогов семинара-практикума. Памятки для родителей.

Ход семинара-практикума:
1. Уважаемые родители, Вам необходимо приобрести билеты.  Приобрести их можно ответив на вопросы:

  • Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство?
  • Назовите часть женского наряда, в которой вмещается озёра, лебеди и другие элементы природной среды.
  • Какая швейная принадлежность может представлять смертельную опасность для сказочных долгожителей?
  • Кто исполнял все желания Емели?
  • Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом?
  • Кто помог Алёнушке справиться с горем, взяв её замуж после превращения братца в козлёнка?
  • Продолжите выражение: «Скоро сказка сказывается, да…»
  • Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?

2.  Вступительное слово воспитателя  «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка» 

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.
Без этого он – засушенный цветок»

В.А. Сухомлинский

    Жили –  были,…  каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки.

      Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно.  Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и  со  всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

     Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он- живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

     Однако, как показали наблюдения, у детей стал пропадать интерес к книге в целом и к русскому народному творчеству в частности.  

Причины:

-отсутствие времени у родителей и желания, чтобы что то почитать детям;

-замена обычных, так близких и понятных сказочных героев новыми персонажами в литературе, на экране телевизора  (Смурфики,  Лунтики, Смешарики, Суперсущества);

-непонимание родителями роли книги в развитии детей;

-внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей, компьютеризация;

 - вытесняет чтение  просмотр мультфильмов;

 -непосещение библиотеки, как родителями, так и детьми;

 -неинформированность родителей о том, какие книги покупать и читать детям в различные возрастные периоды.

          Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда.  Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.  

          Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в духовно- нравственном воспитании детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствия и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.
Народные сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Пришло время, и эти сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас почти без изменений, а некоторые прошли литературную обработку и стали понятнее и доступнее. Но самое главное, что все эти сказки выдержали испытание временем в силу своих высокохудожественных качеств.
3. Разминка: «Сочини новое окончание сказки».
У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому хочется его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? (ответы).
А мой мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки. Я хочу пригласить всех вас в мир сказки, волшебства и творчества.
Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Чтобы разбудить ваше творчество, я предлагаю вам «поиграть» с простой, всеми хорошо известной русской народной сказкой «Репка».  «Сочини новое окончание сказки» (Пример: «не смогли вытащить репку, побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»).
В сказке о репке
говорится, о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.
А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут
 потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».
И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца.
 (Далее родители предлагают свои варианты окончания данной сказки)
4. Информационный плакат «Дерево сказок»
Все русские народные сказки, без исключения, являются учебником нравственного воспитания ребёнка, и способствуют развитию эстетических чувств, без которых
немыслимо представить и сердечную чуткость к человеческому несчастью, страданию, горю, а так же и благородство души.
Важный смысл, который несёт сказка для дошкольника – усвоить не пассивность, а активность в преодолении неуверенности в себе и собственных страхов.
5. «Красочный конкурс»
Каждой команде родителей (из 5-6 чел.) предлагается плакат, на котором иллюстрации к сказкам. Команда должна исключить лишнюю сказку и обосновать свой выбор. (народные и авторские сказки).
  
«Загадки от Колобка»  
«Узнай сказку по её отрывку»:
1. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, простившись с зелёной кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?

2. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка

3.Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.

4. Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.

5. Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.

6. Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

 
7.У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.

8. Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!

9. Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!

10. Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.

 6. Мастер – класс: «Тестопластика»

Цель: закреплять знания о героях народных сказок, передавать в лепке образы и характеры персонажей; развивать мелкую моторику, воображение, мышление.
(воспитатель предлагает родителям вылепить из теста любого сказочного персонажа)

 7. Подведение итогов семинара-практикума: «Сказка – это маленькая модель мироздания»

Памятка «Как поддержать у детей интерес к сказке?»

  • Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
  • Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.
  • До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал.
  • Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.
  • Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.

 Рекомендации для родителей:  «Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми»

  • Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:

 - «Отгадай название сказки»;
 - «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;
 - «Что лишнее?».

  • Игры со сказками дома:

 - «Сочини новое окончание сказки»;
 - «Звукорежиссёры»;
 - «Пропущенный кадр».

  • Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:

 - «Найди выход»;
 - «Новые сказки»;
 - «Сочини сказку».

  • Игры со сказками перед сном:

 - «Сказочная цепочка»;
 - «Встреча героев»;
 - «Пересказ сказки по первым слогам».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей "Нравственное воспитание детей посредством сказки"

В презентации дана информация для родителей о значении сказки в нравственном воспитании детей. Кратко сообщается о цели работы, задачах которые ставят педагоги перед собой. Кроме того рассказывается о...

Семинар практикум для родителей "Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки"

Вашему вниманию предлагается конспект семинара-практикума с родителями...

Семинар - практикум "Духовно - нравственное воспитание детей посредствам сказки"

Повышение педагогической компетентности родителей, показ приемов работы со сказкой....

Сообщение по теме самообразования «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки».

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поздн...

Отчет по самообразованию Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»

В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих....

"Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством сказки"

Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование. во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно...

Мастер-класс на семинаре-практикуме "Духовно-нравственное воспитание детей посредством интеграции различных видов деятельности"

семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание детей посредством интеграции различных видов деятельности"...