Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста
методическая разработка

                                                             « Дитятко  - это  тесто:

                                                              Как  замесил, так и   выросло».

                                                                                       Русская  пословица.

Работая   воспитателем в детском саду, я больше всего хочу чтобы среди детей царили мир,  согласие,  любовь,  дружба,  чтобы они не оставались глухи к добру, сочувствию,  могли проникнуться чужой радостью  и  болью, уважали «старость», знали  и любили историю , достопримечательности своего  края.

Но моего одного желания мало,  за «помощью»  я обратилась к народной педагогике,  которая основана   на  русской культуре, искусстве, традициях , обычаях , обрядах , праздниках . Ведь народное достояние изначально несет в себе  нравственность , эстетику , элементы народной мудрости  . В основе  быта  и традиций  русского народа всегда   лежало   терпение, доброта , щедрость , милосердие , стремление к духовности . И воспитывать   детей надо на конкретных  примерах , исторических  событиях , народных  традициях  и правилах, по которым  веками жили наши  предки .

Мы знаем, что сегодняшние дети это наше будущее, и от нас зависит, какими они вырастут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_patriotizma_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное       бюджетное      дошкольное

образовательное        учреждение

детский  сад  « Огонек»


Воспитатель: Ульянова Людмила Викторовна

первая квалификационная категория

2013 год.

Познакомить  дошкольников с достоянием предков, которое поможет им вырасти личностями, сознающими свою причастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа ,  научиться любить и ценить духовное богатство и мудрость народа и стать достойным    гражданином  России.

  • Воспитывать   патриотические  чувства,  привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям  своего  народа.
  • Познакомить детей с особенностями жизни и быта  русского человека,
  • Обогащать   словарь  детей  исконно русскими  словами  и понятиями , прививать любовь к красоте и мудрости  русской речи .

                                                             « Дитятко  - это  тесто:

                                                              Как  замесил, так и   выросло».

                                                                                       Русская  пословица.

Работая   воспитателем в детском саду, я больше всего хочу чтобы среди детей царили мир,  согласие,  любовь,  дружба,  чтобы они не оставались глухи к добру, сочувствию,  могли проникнуться чужой радостью  и  болью, уважали «старость», знали  и любили историю , достопримечательности своего  края.

Но моего одного желания мало,  за «помощью»  я обратилась к народной педагогике,  которая основана   на  русской культуре, искусстве, традициях , обычаях , обрядах , праздниках . Ведь народное достояние изначально несет в себе  нравственность , эстетику , элементы народной мудрости  . В основе  быта  и традиций  русского народа всегда   лежало   терпение, доброта , щедрость , милосердие , стремление к духовности . И воспитывать   детей надо на конкретных  примерах , исторических  событиях , народных  традициях  и правилах, по которым  веками жили наши  предки .

Мы знаем, что сегодняшние дети это наше будущее, и от нас зависит, какими они вырастут.

Бесспорно, что основы личности закладываются в семье, я убеждена,  что даже самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребёнку всего того, что даёт семья.

Поговорив с родителями, мы пришли к общему мнению; нужно   работать   и воспитывать   детей  сообща. Ведь те культурные эталоны,  духовные ценности, которых   придерживается семья,   как   правило,  усваивает и ребёнок.

Из бесед с родителями, по результатам анкетирования я выяснила, что в некоторых  семьях   прослеживается  влияние народной  педагогики  на основе использования  русского  фольклора,  игрушек,  игр.

Я убедила родителей, что народная  педагогика  эффективна лишь при соблюдении  определённых  условий:

- в семье надо создать свои традиции;

- семья не может существовать изолированно;

- родителям желательно владеть воспитательными методами народной педагогики ( фольклором, песенным, и др. искусством)

хотелось что бы:

-дети в условиях дома выполняли  посильную работу, выработали  систему правил и норм поведения, участвовали  в посильном общественном труде, помощи другим людям:

- члены семьи  обращались к истокам национальной культуры, а педагоги им оказывали  постоянную поддержку в этой работе.

Однако одного обогащения родителей педагогическими и культурными знаниями   было   недостаточно.   Они    стали   моими единомышленниками.

Мой  опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.

И для этого мы организовали совместную деятельность детей и родителей, в которую вошли:

- участие в фольклорных праздниках и развлечениях ( родители не только помогают в изготовлении костюмов, какой-то атрибутики к праздникам, но и сами участвуют в них).

- совместные выставки работ детей и родителей.

 - создание в групповой комнате мини – музея  «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»

Особенность моей работы, на мой взгляд, в том, что вместе с семьёй мы не только познаём, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-родители-дети»,где родители становятся активными участниками жизни детей в д/саду.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Я считаю, что прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного “я”, своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей  мной   реализуются в течение четырех  лет.

Данная работа разбита на следующие блоки:

  1. « Я и моя  семья»  

Цель:  формировать  представление   о  своей  семье , воспитывать  любовь  и уважение  к родителям .

  1. « Я   и  мой  край».

Цель: познакомить  с жизнью, традициями, культурой  с историей своего края  .

  1. « Я  и природа  родного  края»

Цель: познакомить с особенностями растительного  и  животного  мира родного  края .

Каждый блок включает в себя как специально организованные мероприятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д.

  1. Блок “« Я и моя  семья»

Начиная со второй младшей  группы, я  веду работу по формированию у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные мероприятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.

Так же  здесь я знакомлю ребят  с детским садом,  как со своей маленькой семьей.

Отмечаем день  рождения детского сада и  оформляем альбом : «Воспитанные дети», туда входят  картинки о правильном поведении в группе  и  фото  детей из жизни в детском  саду.

Провожу  выставку  работ  «Мама, папа, я - рукодельная семья» , для которой родители приносят работы, поделки,  фотографии, сделанные вместе  всей  семьей..

А в   рамках мероприятия «Мой папа самый лучший!» руками пап были приготовлены кормушки для подкормки птиц, скворечники, игровой материал,

полочки для уголков в группе, а также очень  хорошо  они  потрудились над  оформлением детских  площадок. Это интересные  игровые  оборудования и поделки для  детей.

Проект “Мое имя”,

Реализация семейного проекта “Мое имя” позволяет решать следующие задачи:

помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;

понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлениям излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью);

увидеть ребенка глазами его родителей.

Они  рассказывают о том, кто из великих людей носил такое же имя;

коротко рассказывают о характере, привычках ребенка;

придумывают стихотворение, посвященное своему ребенку или его имени.

Родители воспитанников детского сада подходят к выполнению задания с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию. Они оформляли листки в самых разнообразных стилях. Это были: сюжет из сказки; корабль, отправляющийся в дальнее плавание; рыцарь, охраняющий замок; задорный львенок; космонавт.

Конечно, работа над проектом “Мое имя” не должна заканчиваться оформлением родителями листа-представления. Следующим этапом является включение педагога, который презентует каждое представление детям группы. Следует отметить, что работа над проектом не ограничена во времени и может выполняться в течение полугода, а может быть, и года.

Средняя группа:

Это  беседы  по ознакомлению с составом семьи,

Досуг “Именины” , “Праздник имени”

Чтение художественной литературы,

Заучивание  стихотворений про  имена

Оформляем  альбом « Это я! Это я! Это вся моя  семья!»

Проекты: “ Папа, мама и я-  вместе дружная  семья ”,

“Семейные традиции: досуг, коллекции».

Проект  “Папа, мама и я-  вместе дружная  семья” (семья, детский сад) призван помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием “семья” невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.

Здесь  родители знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Работа, построенная мной  таким образом, дала совершенно неожиданные результаты. Некоторые родители проявили инициативу и стали представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях.

Старшая группа:

Это  беседы   с детьми на тему « Я и моя  будущая профессия»

(приглашаем родителей, для более подробного рассказа об особенностях той или иной профессии)

Оформляем  фотоальбом “Наши родители  и их профессии”

 Рассматривание альбома  «Наша  промышленность» помогает  познакомить и обогатить знания детей о профессиями  и предприятиях нашего поселка.

Выставка детского  рисунка  « Все профессии важны- все профессии нужны»

 Проект: «Когда я вырасту».

Подготовительная группа:

Знакомлю воспитанников со  знаменитыми людьми нашей области. Ведь смоленская земля славится выдающимися земляками.

В моем мини- музее  посвящена отдельная экспозиция «Наши знаменитости» ( книги, фотографии, альбомы: « Сын  Смоленщины- покоритель космоса», «Гордость земли  смоленской»,

Досуг “Дружная семья”

  1. .Блок «Я и мой край»

В средней  группе  начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем «Моя малая родина» Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. На этом этапе я собираю, анализирую  и довожу  до детей всю интересную информацию о поселке Верхнеднепровском, (Проект «Дом в котором я живу»),

 в старшей  и подготовительной  группах – о  городах Смоленской области. ( Мини –музее имеются  карты Смоленской  области, Дорогобужского  района , макет  земного  шара , альбомы  с фотографиями.) 

Начинаю     знакомить  воспитанников  с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие “символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для дошкольников весьма сложны. Сложны, на наш взгляд, для понимания дошкольников и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной.

Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? Как научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить?

В доступной для старших дошкольников форме происходит погружение их в далекий и интересный мир древних воинов и рыцарей. Беседы   с детьми изобилуют иллюстративным материалом. Используются книги о рыцарях, где есть изображения разнообразных флагов и щитов. Подвижные игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические игры, игры с лего-наборами (замки, рыцари, боевые кони), чтение адаптированной литературы (средневековые легенды) помогают на эмоциональном уровне закрепить полученный материал.

Таким образом дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне.

Следующий этап работы – объяснение изображения на гербе,  эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится. Исходя из этого, можно выделить три основных типа городских гербов: исторический, природный или экологический, профессиональный.

Такой подход дает возможность достаточно быстро ознакомить детей с темой и дать им готовые принципы построения и “расшифровки” российских гербов.

Поводом для бесед служит сбор экспонатов в  моем мини - музее.

Любой значок – тема для рассказа.

 С целью  ознакомления детей  с  памятным датам, таким как День защитника Отечества, День Победы и т.д.  приурочиваю беседы, музыкально- литературные вечера, выставки  детских  работ,  о героическом прошлом нашей Родины.  

Я считаю, что всё увиденное , услышанное, приобретённое станет для детей первым шагом в будущее,  а оно, я уверена, будет чистым и светлым.

Детство – это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство  которое мы с нежностью храним его всю жизнь и передаём его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям и поэтому следует очень бережно относиться к периоду детства, поддерживать, деликатно направлять, естественный путь развития.

Может, кому – то покажется, что вся моя работа – капля в море насилия, жестокости, беспринципности, захлестнувших нас и наших детей с экранов телевизоров,  страниц печатных изданий , в окружающей  действительности. Но русская пословица гласит: «Капля и камень точит». Я считаю, что    ВСЕ  начинается с детства, и надеюсь через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности , бездуховности  наших детей  - тех , кто соприкоснулся с волшебным миром народной культуры , с традициями русского народа .

Литература.

  1. Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском  саду . М.: Линка – Пресс,  2003г.

  1. Писарева А.Е., Уткина В. В.

Живем  в « Ладу»: Патриотическое  воспитание в ДОУ . Методическое  пособие,- М.: ТЦ Сфера , 2007 г.

  1. Система эстетического воспитания в детском саду  . Под ред. Н.А. Ветлушной. М.: Издательство АПН  РСФСР 1962 г.

  1. История советской дошкольной педагогики . Хрестоматия . Под ред .

М.Н. Колмаковой, В.И. Лошновой. М.: «Просвещение» 1998 г.

  1. Д.И. Латышина  .

Живая Русь  М. :Издательство «Центр гуманитарного образования»  - 1995 г.

  1. Умом и сердцем:  Мысли о воспитании  .  Под ред. Н.И. Монахова,

М. :«Политиздат» - 1989 г.

  1. Венгер Л.А.

Восприятие и обучение  (дошкольный возраст)  М.: « Просвещение» 1969 г.

  1. В.А. Сухомлинский « Сердце отдало детям». М. :Просвещение 1988 г.

  1. А.П. Усова «Русское народное творчество в детском саду». М. :«Просвещение» 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы воспитания в ДОУ и семье, направленного на формирование нравственных ценностей и основ патриотизма у детей дошкольного возраста»

План проведения педсовета в форме деловой игрыСодержание:размышление на тему "Посеять в детских душах доброту"презентация на тему: "Воспитание в петербуржской семье"Презентация н атему "Формирование и...

Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...

Воспитание сынов Отчизны. Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

Проект: «Ознакомление с родным городом как средство формирования основ чувства патриотизма у детей дошкольного возраста»

Данный образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск его участников. Образовательный проект разработан в соответствии  с принципами личностно - ори...

Проект по формированию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста "С чего начинается Родина"

В проекте представлены материалы по темам: "Моя семья", "Хорошо у нас в саду", "Мой родной Новосибирск", "Россия - Родина моя"...

Сообщение "Влияние трудового воспитания на формирование патриотизма у детей дошкольного возраста"

Цель моей работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созд...