Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста
методическая разработка
« Дитятко - это тесто:
Как замесил, так и выросло».
Русская пословица.
Работая воспитателем в детском саду, я больше всего хочу чтобы среди детей царили мир, согласие, любовь, дружба, чтобы они не оставались глухи к добру, сочувствию, могли проникнуться чужой радостью и болью, уважали «старость», знали и любили историю , достопримечательности своего края.
Но моего одного желания мало, за «помощью» я обратилась к народной педагогике, которая основана на русской культуре, искусстве, традициях , обычаях , обрядах , праздниках . Ведь народное достояние изначально несет в себе нравственность , эстетику , элементы народной мудрости . В основе быта и традиций русского народа всегда лежало терпение, доброта , щедрость , милосердие , стремление к духовности . И воспитывать детей надо на конкретных примерах , исторических событиях , народных традициях и правилах, по которым веками жили наши предки .
Мы знаем, что сегодняшние дети это наше будущее, и от нас зависит, какими они вырастут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_patriotizma_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад « Огонек»
Воспитатель: Ульянова Людмила Викторовна
первая квалификационная категория
2013 год.
Познакомить дошкольников с достоянием предков, которое поможет им вырасти личностями, сознающими свою причастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа , научиться любить и ценить духовное богатство и мудрость народа и стать достойным гражданином России.
- Воспитывать патриотические чувства, привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа.
- Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского человека,
- Обогащать словарь детей исконно русскими словами и понятиями , прививать любовь к красоте и мудрости русской речи .
« Дитятко - это тесто:
Как замесил, так и выросло».
Русская пословица.
Работая воспитателем в детском саду, я больше всего хочу чтобы среди детей царили мир, согласие, любовь, дружба, чтобы они не оставались глухи к добру, сочувствию, могли проникнуться чужой радостью и болью, уважали «старость», знали и любили историю , достопримечательности своего края.
Но моего одного желания мало, за «помощью» я обратилась к народной педагогике, которая основана на русской культуре, искусстве, традициях , обычаях , обрядах , праздниках . Ведь народное достояние изначально несет в себе нравственность , эстетику , элементы народной мудрости . В основе быта и традиций русского народа всегда лежало терпение, доброта , щедрость , милосердие , стремление к духовности . И воспитывать детей надо на конкретных примерах , исторических событиях , народных традициях и правилах, по которым веками жили наши предки .
Мы знаем, что сегодняшние дети это наше будущее, и от нас зависит, какими они вырастут.
Бесспорно, что основы личности закладываются в семье, я убеждена, что даже самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребёнку всего того, что даёт семья.
Поговорив с родителями, мы пришли к общему мнению; нужно работать и воспитывать детей сообща. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок.
Из бесед с родителями, по результатам анкетирования я выяснила, что в некоторых семьях прослеживается влияние народной педагогики на основе использования русского фольклора, игрушек, игр.
Я убедила родителей, что народная педагогика эффективна лишь при соблюдении определённых условий:
- в семье надо создать свои традиции;
- семья не может существовать изолированно;
- родителям желательно владеть воспитательными методами народной педагогики ( фольклором, песенным, и др. искусством)
хотелось что бы:
-дети в условиях дома выполняли посильную работу, выработали систему правил и норм поведения, участвовали в посильном общественном труде, помощи другим людям:
- члены семьи обращались к истокам национальной культуры, а педагоги им оказывали постоянную поддержку в этой работе.
Однако одного обогащения родителей педагогическими и культурными знаниями было недостаточно. Они стали моими единомышленниками.
Мой опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.
И для этого мы организовали совместную деятельность детей и родителей, в которую вошли:
- участие в фольклорных праздниках и развлечениях ( родители не только помогают в изготовлении костюмов, какой-то атрибутики к праздникам, но и сами участвуют в них).
- совместные выставки работ детей и родителей.
- создание в групповой комнате мини – музея «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»
Особенность моей работы, на мой взгляд, в том, что вместе с семьёй мы не только познаём, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-родители-дети»,где родители становятся активными участниками жизни детей в д/саду.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Я считаю, что прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного “я”, своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей мной реализуются в течение четырех лет.
Данная работа разбита на следующие блоки:
- « Я и моя семья»
Цель: формировать представление о своей семье , воспитывать любовь и уважение к родителям .
- « Я и мой край».
Цель: познакомить с жизнью, традициями, культурой с историей своего края .
- « Я и природа родного края»
Цель: познакомить с особенностями растительного и животного мира родного края .
Каждый блок включает в себя как специально организованные мероприятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д.
- Блок “« Я и моя семья»
Начиная со второй младшей группы, я веду работу по формированию у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные мероприятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.
Так же здесь я знакомлю ребят с детским садом, как со своей маленькой семьей.
Отмечаем день рождения детского сада и оформляем альбом : «Воспитанные дети», туда входят картинки о правильном поведении в группе и фото детей из жизни в детском саду.
Провожу выставку работ «Мама, папа, я - рукодельная семья» , для которой родители приносят работы, поделки, фотографии, сделанные вместе всей семьей..
А в рамках мероприятия «Мой папа самый лучший!» руками пап были приготовлены кормушки для подкормки птиц, скворечники, игровой материал,
полочки для уголков в группе, а также очень хорошо они потрудились над оформлением детских площадок. Это интересные игровые оборудования и поделки для детей.
Проект “Мое имя”,
Реализация семейного проекта “Мое имя” позволяет решать следующие задачи:
помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;
понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлениям излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью);
увидеть ребенка глазами его родителей.
Они рассказывают о том, кто из великих людей носил такое же имя;
коротко рассказывают о характере, привычках ребенка;
придумывают стихотворение, посвященное своему ребенку или его имени.
Родители воспитанников детского сада подходят к выполнению задания с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию. Они оформляли листки в самых разнообразных стилях. Это были: сюжет из сказки; корабль, отправляющийся в дальнее плавание; рыцарь, охраняющий замок; задорный львенок; космонавт.
Конечно, работа над проектом “Мое имя” не должна заканчиваться оформлением родителями листа-представления. Следующим этапом является включение педагога, который презентует каждое представление детям группы. Следует отметить, что работа над проектом не ограничена во времени и может выполняться в течение полугода, а может быть, и года.
Средняя группа:
Это беседы по ознакомлению с составом семьи,
Досуг “Именины” , “Праздник имени”
Чтение художественной литературы,
Заучивание стихотворений про имена
Оформляем альбом « Это я! Это я! Это вся моя семья!»
Проекты: “ Папа, мама и я- вместе дружная семья ”,
“Семейные традиции: досуг, коллекции».
Проект “Папа, мама и я- вместе дружная семья” (семья, детский сад) призван помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием “семья” невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.
Здесь родители знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Работа, построенная мной таким образом, дала совершенно неожиданные результаты. Некоторые родители проявили инициативу и стали представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях.
Старшая группа:
Это беседы с детьми на тему « Я и моя будущая профессия»
(приглашаем родителей, для более подробного рассказа об особенностях той или иной профессии)
Оформляем фотоальбом “Наши родители и их профессии”
Рассматривание альбома «Наша промышленность» помогает познакомить и обогатить знания детей о профессиями и предприятиях нашего поселка.
Выставка детского рисунка « Все профессии важны- все профессии нужны»
Проект: «Когда я вырасту».
Подготовительная группа:
Знакомлю воспитанников со знаменитыми людьми нашей области. Ведь смоленская земля славится выдающимися земляками.
В моем мини- музее посвящена отдельная экспозиция «Наши знаменитости» ( книги, фотографии, альбомы: « Сын Смоленщины- покоритель космоса», «Гордость земли смоленской»,
Досуг “Дружная семья”
- .Блок «Я и мой край»
В средней группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем «Моя малая родина» Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. На этом этапе я собираю, анализирую и довожу до детей всю интересную информацию о поселке Верхнеднепровском, (Проект «Дом в котором я живу»),
в старшей и подготовительной группах – о городах Смоленской области. ( Мини –музее имеются карты Смоленской области, Дорогобужского района , макет земного шара , альбомы с фотографиями.)
Начинаю знакомить воспитанников с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие “символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для дошкольников весьма сложны. Сложны, на наш взгляд, для понимания дошкольников и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной.
Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? Как научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить?
В доступной для старших дошкольников форме происходит погружение их в далекий и интересный мир древних воинов и рыцарей. Беседы с детьми изобилуют иллюстративным материалом. Используются книги о рыцарях, где есть изображения разнообразных флагов и щитов. Подвижные игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические игры, игры с лего-наборами (замки, рыцари, боевые кони), чтение адаптированной литературы (средневековые легенды) помогают на эмоциональном уровне закрепить полученный материал.
Таким образом дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне.
Следующий этап работы – объяснение изображения на гербе, эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится. Исходя из этого, можно выделить три основных типа городских гербов: исторический, природный или экологический, профессиональный.
Такой подход дает возможность достаточно быстро ознакомить детей с темой и дать им готовые принципы построения и “расшифровки” российских гербов.
Поводом для бесед служит сбор экспонатов в моем мини - музее.
Любой значок – тема для рассказа.
С целью ознакомления детей с памятным датам, таким как День защитника Отечества, День Победы и т.д. приурочиваю беседы, музыкально- литературные вечера, выставки детских работ, о героическом прошлом нашей Родины.
Я считаю, что всё увиденное , услышанное, приобретённое станет для детей первым шагом в будущее, а оно, я уверена, будет чистым и светлым.
Детство – это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство которое мы с нежностью храним его всю жизнь и передаём его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям и поэтому следует очень бережно относиться к периоду детства, поддерживать, деликатно направлять, естественный путь развития.
Может, кому – то покажется, что вся моя работа – капля в море насилия, жестокости, беспринципности, захлестнувших нас и наших детей с экранов телевизоров, страниц печатных изданий , в окружающей действительности. Но русская пословица гласит: «Капля и камень точит». Я считаю, что ВСЕ начинается с детства, и надеюсь через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности , бездуховности наших детей - тех , кто соприкоснулся с волшебным миром народной культуры , с традициями русского народа .
Литература.
- Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду . М.: Линка – Пресс, 2003г.
- Писарева А.Е., Уткина В. В.
Живем в « Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ . Методическое пособие,- М.: ТЦ Сфера , 2007 г.
- Система эстетического воспитания в детском саду . Под ред. Н.А. Ветлушной. М.: Издательство АПН РСФСР 1962 г.
- История советской дошкольной педагогики . Хрестоматия . Под ред .
М.Н. Колмаковой, В.И. Лошновой. М.: «Просвещение» 1998 г.
- Д.И. Латышина .
Живая Русь М. :Издательство «Центр гуманитарного образования» - 1995 г.
- Умом и сердцем: Мысли о воспитании . Под ред. Н.И. Монахова,
М. :«Политиздат» - 1989 г.
- Венгер Л.А.
Восприятие и обучение (дошкольный возраст) М.: « Просвещение» 1969 г.
- В.А. Сухомлинский « Сердце отдало детям». М. :Просвещение 1988 г.
- А.П. Усова «Русское народное творчество в детском саду». М. :«Просвещение» 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста".
Презентация проекта по патриотическому воспитанию старших дошкольников....
Проблемы воспитания в ДОУ и семье, направленного на формирование нравственных ценностей и основ патриотизма у детей дошкольного возраста»
План проведения педсовета в форме деловой игрыСодержание:размышление на тему "Посеять в детских душах доброту"презентация на тему: "Воспитание в петербуржской семье"Презентация н атему "Формирование и...
Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...
Воспитание сынов Отчизны. Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...
Проект: «Ознакомление с родным городом как средство формирования основ чувства патриотизма у детей дошкольного возраста»
Данный образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск его участников. Образовательный проект разработан в соответствии с принципами личностно - ори...
Проект по формированию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста "С чего начинается Родина"
В проекте представлены материалы по темам: "Моя семья", "Хорошо у нас в саду", "Мой родной Новосибирск", "Россия - Родина моя"...
Сообщение "Влияние трудового воспитания на формирование патриотизма у детей дошкольного возраста"
Цель моей работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созд...