Волшебный сундучок
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Путешествие – викторина по разделу социализация для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
departament_obrazovaniya.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Комбинированного вида «Золотой ключик»
Волшебный сундучок
(Путешествие – викторина по разделу социализация для детей старшего дошкольного возраста)
Разработала:
О.А.Носова,
воспитатель
Ноябрьск
2013
Программное содержание.
- Систематизировать представления детей об устном народном творчестве в России.
- Продолжать приобщать детей к истории и культуре своей страны.
- Учить использовать багаж знаний на практике.
- Упражнять в умении понимать обобщенное значение пословиц и поговорок; понимать переносное значение слов и словосочетаний; умение вести диалоги со сказочными персонажами, используя разные формы общения.
- Развивать интонационную выразительность речи в процессе исполнения фольклора; память, внимание, восприятие, речевую активность, фонетический слух и речевое дыхание; ориентировку в пространстве при работе с план-картой; согласованность движений с текстом игр, загадок.
- Воспитывать уважение к старшим, любовь к устному народному творчеству.
Словарная работа. Активизация словаря по теме «Устное народное творчество» - потешки, скороговорки, загадки, былины (название), сказки (название русских народных сказок), считалки, дразнилки, прибаутки, колыбельные песни, народные песенки; сундучок, колокольчик, клубок, волшебные силы, дружба, план-карта.
Обогащение словаря – Бабушка-загадушка, Старушка-веселушка, Волшебница.
Оборудование. Ширма для театра, куклы театра би-ба-бо (Бабушка-загадушка, Старушка-веселушка, Волшебница), колокольчик, сундучок, воздушный шарик, клубок, три части одной план-карты, сборник устного народного творчества, ребус со скороговоркой, маски животных (козла, медведя, волка), д./и.»Собери сказку и былину»,
Предварительная работа. Чтение и разучивание фольклора; экскурсия в кабинет «Русской избы», создание в группе уголка книг, рисование по теме (сказки, былины, народные песенки, пословицы и поговорки); рассматривание иллюстраций по теме «устное народное творчество»; беседы, ситуации.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Воспитатель приглашает детей в группу. Дети останавливаются на ковре. Внимание детей привлекает воздушный шарик с конвертом. Воспитатель настраивает детей на приятное сообщение, обследуя обнаруженный предмет вместе с детьми, выслушав их соображения и домыслы. Подсказывает детям слова, чтобы высказать мысль. Наконец, дело доходит до послания детей.
Воспитатель читает:
- За горами, за лесами
Сундучок есть
С чудесами…
Опять идет обсуждение: какие чудеса, где тот сундучок и, наконец, что за план – карта на листе. В результате обсуждения дети приступают действовать согласно части план – карты на листе. Дети отправляются в путь. На пути их маршрута возникает препятствие в лице сказочного персонажа, Бабушка-загадушка (кукла театра би-ба-бо).
Бабушка-загадушка. Здравствуйте девчонки и мальчишки! Куда путь держите?
Дети. …Ищем сундучок…
Бабушка-загадушка. Слышала, слышала о сундучке. Только найти его и просто, и трудно. Тут он совсем рядом, но охраняют сундучок волшебные силы. И не всем дано эти силы победить. А вы сможете одолеть силу?
Дети. Постараемся…
Бабушка-загадушка. Назначу-ка я вам первое испытание. И проверю, как вы умеете отгадывать загадки.
( Дети усаживаются на стулья. Бабушка-загадушка проводит игру «Покажи отгадку»).
- «Покажи отгадку»
Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка, Раньше всех встает, Голосисто поет. | Петушок. Руки на поясе. Высоко поднимаем колени, с прямой спиной имитируют походку петушка. |
Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. | Кошка. Наклон вперед, ладонями упереться в пол, ходьба на четырех конечностях. |
Хвост пушистый, шерсть ярка, И коварна, и хитра. Знают звери все в лесу Ярко-рыжую… | Лису. Мягкий шаг с полуприседаниями, носки вытягивать вперед, руки полусогнуты в локтях, прижаты к туловищу. |
Кто зимой холодной Бродит по лесу голодный? | Волк. Твердая походка, сердитое выражение лица. |
Он в дупло засунул лапу И давай рычать, реветь. Ох, какой же ты сластена, Косолапенький… | Медведь. Ходьба вперевалочку (все тело переносится с одной ноги на другую, ноги на ширине плеч, носки смотрят друг на друга). |
Блещут в речке чистой Спинкой серебристой. | Рыбки. Лечь на живот, руки сведены ладонями и вытянуты вперед. Движения ладонями вправо-влево. |
Летом в болоте Вы ее найдете. Зеленую квакушку- Кто это?.. | Лягушка. Ноги на ширине плеч, колени разведены в стороны, руки согнуты в локтях и разведены в стороны. Прыжки. |
Прыг-скок, Прыг-скок. Длиноушка- Белый бок. | Заяц. Руки на поясе. Прыжки. |
Бабушка-загадушка. Молодцы, справились. А сказки русского народа и былины вы знаете? Назовите их.
Дети. …»Лиса и волк», «Ловись, рыбка, и мала и велика», «Лиса и тетерев», «Заюшкина избушка», «Царевна лягушка», былина об Илье Муромце и т.д.
Бабушка-загадушка. Тогда пора следующее испытание проходить. А вы готовы?
Дети. Да
(Дети подходят к столу. На столе находятся разрезные картинки из серии «Народные сказки». Бабушка-загадушка проводит игру под музыкальное сопровождение « Собери картинку к сказке»).
Бабушка -загадушка. Справились и с этим заданием. Молодцы. Возьмите за это гостинец.
(Она вручает детям часть план-карты, на которой указан дальнейший путь).
- Воспитатель. Ребята, перед дальней дорогой нам надо размяться, да силы набраться.
- Танцевать он всем велит,
Песни петь заставит.
Всех подряд он веселит,
Устали не знает.
Он века у нас живет,
Дружный, шумный…
Дети. Хоровод.
(Дети, взявшись за руки, образуют хоровод. Воспитатель проводит русскую народно-хороводную игру «Ай, дили-дили-дили»).
- «Ай, дили-дили-дили…»
Ай, дили-дили-дили, Мы кого-то видели. | Дети двигаются по кругу, останавливаются, поворачиваются в круг лицом. |
Может это был козел? | Ребенок в маске козла выходит в круг, имитирует движения и повадки животного и голос животного. Останавливается в центре круга. |
Может это волк пришел? | Ребенок в маске волка выходит в круг, имитирует движения, повадки животного и голос животного. Останавливается в центре круга. |
Или это был медведь? | Ребенок в маске медведя выходит в круг, имитирует движения, повадки животного и голос животного. Останавливается в центре круга. |
Не смогли мы рассмотреть Он сидел под кустом Тихо щелкал языком. Мы немного испугались | Дети продолжают произносить слова игры, обращаясь к детям в масках животных. Дети говорят слова шепотом, разводят руками друг перед другом. |
И по группе разбежались | Дети убегают от «животных». Дети в маске догоняют игроков. |
(Воспитатель вместе с детьми продолжает поиск по план-карте. На своем пути они встречают Старушку-веселушку /куклу театра би-ба-бо/. Садятся на стулья).
Старушка-веселушка. Здравствуйте ребятишки! Куда путь-дорогу держите?
Дети. …Ищем сундучок…
Старушка-веселушка. Слышала, слышала о сундучке. Только найти его и просто, и трудно. Тут он совсем рядом, но охраняют сундучок волшебные силы. И не всем дано эти силы победить. А вы хотите чтобы я вам помогла?
Дети. Да…
Старушка-веселушка. Тогда старушку-веселушку повеселите, порадуйте да в игру поиграйте.
Воспитатель. А давайте, ребята споем русскую народную песенку «Как на тоненький ледок» (или Заинька, где ты был-побывал»)
(Дети встают в круг и поют песенку).
- «Как на тоненький ледок»
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок.
Ехал Ванюшка-дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
С ворона коня упал.
Он упал, упал – лежит,
Никто к Ване не бежит…
Таня с Маней увидали –
Прямо к Ване подбегали,
Прямо к Ване подбегали,
Да за обе руки брали.
Они брали, поднимали,
На коня его сажали.
В путь дорогу провожали:
- Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам.
Старушка-веселушка. Спасибо, порадовали. А вы дружные ребята?
Дети. Да…
Старушка-веселушка. Какие вы знаете пословицы, поговорки о дружбе?
Дети: За дружбу дружбой платят; Человек без дружбы – что дерево без корня; Крепкую дружбу и топором не разрубишь; Один за всех, а все за одного; Не имей сто рублей, а имей сто друзей и т.д.
Старушка-веселушка. «Ученым везде дорога». Вот вам и вознаграждение. А теперь прощайте.
(Дети и воспитатель рассматривают последнюю часть план-карты. Продолжают свое путешествие. Встречают Волшебницу /куклу театра би-ба-бо/).
- Волшебница. Какая беда-печаль привела вас ко мне?
Дети. Ищем сундучок…
Волшебница. Слышала, слышала о сундучке. Только найти его и просто, и трудно. Тут он совсем рядом, но охраняют сундучок волшебные силы. И не всем дано эти силы победить. А вы хотите чтобы я вам помогла?
Дети. Да.
Волшебница. Постараюсь. Мне должны помочь двое ребят.
Воспитатель. Чтобы вы не поссорились, давайте посчитаемся при помощи считалок.
(Дети встают в круг. По цепочке передают колокольчик и произносят слова считалки).
- Тучи-тучи-тучи-тучи.
Черный конь большой могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не видел – выйди вон!
- Шла бабка с заморья,
Несла кузовок.
В том кузовочке лежали грибочки.
Кому – гриб,
Кому – два,
А тебе – три,
Води!
Волшебница. Вот вам ребус. Попробуйте его разгадать. Разгадаете – молодцы, а не разгадаете тогда – храбрецы!
(Звучит музыка. Дети вместе с воспитателем разгадывают ребус. Для этого надо расположить слова по порядку и прочитать фразу).
Скороговорка:
Купили Егорке
Салазки для горки.
Всю зиму, Егорка,
Катайся на горке!
(Дети и воспитатель произносят скороговорку в разном темпе. Допускается согласованность движений хлопков рук и слов скороговорки).
Волшебница. Вы справились со всеми трудностями. Поэтому и вознаграждение по заслугам.
(Волшебница вручает детям сундучок. В сундучке находится «Сборник произведений устного народного творчества» /или другой литературный источник, который относится к разделу устного народного творчества/. Дети прощаются с Волшебницей).
Итог занятия.
Воспитатель. Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
Дети. Загадки, потешки, прибаутки, колыбельные, дразнилки и т.д. Уточняют значение и их назначение для человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"
Доминантное зантие в подготовительной группе по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах....
Конспект индивидуального занятия с детьми старшего возраста «Волшебный сундучок»
Форма и тип занятия: индивидуальное, изучение нового материала Цель: закрепить умение соотносить предметы по величине.Задачи1. Закрепить умения различать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....
"Поиск волшебного сундучка"
Сценарий празднования дня рождения в детском саду....
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок» Спортивная сказка «Путь к волшебному сундучку»
Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок»Действующие лица:Музыкальный руководительСергей Иванович Мещерин Ведущие – воспитатели группыЛариса Николаевна Паскидова,Валентина Ар...
Необычные волшебные приключения.(Волшебный сундучок.) Сценарий осеннего праздника для старшей группы
Необычные волшебные приключения (Волшебный сундучок) Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы...