презентация "народная игрушка"
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели исследования 1. Понять : для чего нужны были игрушки . 2. Узнать о видах игрушек , традициях изготовления и о роли в жизни . 3. Сделать выводы .
Так для чего же нужны игрушки? Давайте разберемся!
1. Забава … Игры и игрушки родились в те далекие, темные времена, когда еще ни история, ни культура не появились на горизонте человеческого бытия…
2.Предмет магии Три основных магических образа: конь – символ природы, кукла – символ человека, птица – символ небесного мира.
3 . Средство воспитания 1 ) По мере того, как подрастал ребёнок, изменялись и усложнялись игрушки. Теперь они помогали ему учиться ходить, осваивать пространство. Для этой цели служили напольные каталки и каталки на палочке.
3.Средство воспитания 2) Игрушки для бросания и стрельбы – мячи, луки, пращи – тренировали в нём меткость и ловкость.
3 .Средство воспитания 3) Игрушечные сохи, бороны, топоры, тележки приобщали ребёнка к труду.
4. Праздничный подарок 4. Считалось, что игрушка, сделанная своими руками, - лучший подарок. Особенно, если это не просто подарок, а птица счастья, приносящая удачу!
5.Статус Куклы рассматривались как показатель рукоделия, поэтому часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о вкусе и мастерстве их владелицы.
А теперь давайте узнаем об особенностях изготовления игрушек Солнце и птица Иванова Аня, 8 класс Праздничные костюмы Крень Инна , 10 класс
1.Безликость Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых сил. Она должна была принести ребёнку благополучие, радость и здоровье. В безликости отразилась обережная функция куклы.
2.Немного о Плешкове... Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом. Плешковская игрушка не просто детская забава, ей удалось сохранить архаичность, корни которой уходят в глубину истории, когда подобные изображения участвовали в магических обрядах и несли в себе знаки тотемов и богов.
2.Немного о Плешкове... Жители здешних мест утверждают, что в мае месяце в этих краях праздновали “Свистунью”. Звонким свистом выгоняли из домов и из сердец все злое да черное, что за зиму накопилось. Мастера Фроловы предполагают, что роспись плешковских игрушек — свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха — это знаки колоса и травы, символическое обозначение месяца мая — “травня” (древнерусское название в славянских календарях), и некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение.
2.Немного о Плешкове... Птица (петух, курица, утица) — главный древний смысл — оберег, олицетворяла весну, тепло, являлась знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего урожая. “Где утка шла — там рожь густа”. Петух — представитель пламени, которым сжигает солнце.
2 .Немного о Плешкове... Олень был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни, а также символическим знаком славянских богинь Рожаниц, рожающих все живое.
2.Немного о Плешкове... Русская троица” — между двумя оленями (знаками Рожаниц) расположена человеческая фигура — изображение верховного божества Рода, определяющего судьбу. Конь, конник — знак неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды.
2.Немного о Плешкове... Баран — знак богатства, жизненного успеха и знатности. Корова, коза — знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье — при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит “ржаной” козел или корова.
2.Немного о Плешкове… Баба — связь с культурой наших предков, особенно проявляется в образе плешковской бабы. Тысячи лет отделяют нас от трипольской культуры, но женское изображение плешковской пластики удивительным образом перекликается с фигурой древнего божества — хранительницей очага, связанной с культом плодородия.
3.Богородские игрушки. Прежде всего, юмор характерен для богородских мастеров . Огюсту Родену когда-то подарили популярную богородскую игрушку "Кузнецы". Он хранил ее у себя и однажды во время визита к нему группы русских художников - модернистов вытащил ее и поинтересовался: "Многие у вас смогут выточить такую игрушку?"
3.Богородские игрушки.
Выводы:
Многофункциональной была народная игрушка. Разные роли могла выполнять в одном и том же обличье. Забава Средство воспитания Предмет магии Праздничный подарок Украшение Свадебный атрибут
P.S: Самая существенная черта русского народного промысла - праздничное ощущение радости. Русский народ создал русский язык, красивый, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Л. Н. Толстой
Над проектом работал Белоусов Н. 5а
При подготовке презентации были использованы материалы сайтов: http://mp3.retroportal.ru/index.html - музыка для музыкального сопровождения презентации http:// dictionary.fio.ru - информация о музее игрушек
При подготовке презентации были использованы материалы сайтов: http://oreltoys.narod.ru/pleshkov.htm - Плешковская игрушка http:// www . goodhotels . ru / myzei . html - Музей игрушки http://www.rustoys.ru/ zakroma / bogorodskaya _ toy . htm - Русская крестьянская игрушка. (Богородская)
А также: Поисковая система: Я ndex . ru http://www.vor.ru http://russia.rin.ru http://www.rcio.rsu.ru http://www.ucheba.com http://www.rah.ru http://www.rustoys.ru
Благодарим за предоставление информации: Федотова М.Н. Ибрагимову О.В. Крылову Любу (11 класс ) Горбунову Наташу (8 класс )
Авторы представленных поделок из соломы : Новожилова Аня (11 класс ) Крень Инна (10 класс ) Иванова Аня (8 класс ) Крылова Лена (10 класс ) Конь и птица. Крылова Лена, 10 класс
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг в подготовительной группе « Раз игрушка, два игрушка»
Совместный досуг с тифлопедагогом....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...