Воспитание патриотических чувств
проект (подготовительная группа) по теме

В статье рассказывается о том какая работа проводится по воспитанию патриотических чувств проводится в нашем саду . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lavrenteva_e._v.kovtun_i._i._-_statya.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Лаврентьева Е.В.

 Ковтун И.И.

Воспитатели МБДОУ «Детский сад № 226» комбинированного вида

г. Новокузнецк, Россия

Раздел: Дошкольная педагогика и психология

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

«У большинства людей чувство Родины в обширном смысле… дополняется, если чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест…» А. Твардовский.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем,  что тебя окружает. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной жизни человека.

Если это чувство столь сложно, то можем ли говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста?

Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлением детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события.

Наблюдения  за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о социальных явлениях и это тоже формирует мироощущение, отношение к окружающему.

При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними  о том, что их интересует. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо нашей страны, что город ,село, деревня, лес, река, которые  ребенок видит каждый день,- это и есть его Родина и что быть гражданином такой великой страны- большая гордость.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игр, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку, своими, родными, остающимися  в памяти на всю жизнь.

Принцип – через малое к большому - следует сохранять и при воспитании у детей любви к своему городу, краю. Дети должны понять, что их город, край, лес, река, поле – частица Родины. Хорошо, если дошкольники будут знать, какие заводы и фабрики есть в городе и крае, узнают о лучших людях, которые трудом прославляют не только свой город, край - но и всю страну.  

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с  Родиной.

В настоящее время идея  воспитания патриотизма, имеет большое значение. Она стала задачей государственной важности.

В  Концепции  патриотического воспитания граждан Российской Федерации  говориться:

«Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, т.е. охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы»

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», а также ее продолжение до 2010 г. Определили пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочнения единства и дружбы народов»

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2010 года подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость», т.е.  под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, родным поселком, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Мы живем в богатейшем и прекраснейшем крае – Кузбассе. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.

Наша группа использует в своей работе создание рукописных книг.

Страницы книг могут изготавливаться детьми самостоятельно или  под руководством воспитателя  на занятиях по изодеятельности, или в свободное от  занятий время

Основная цель данной работы – вызвать желание у ребенка создавать, творить, придумывать   лично свой, не на кого не похожий раннее  продукт деятельности. Являясь автором, создателем книги к ребенку приходит осознание  своего «Я», своей успешности, своей значимости, умелости, компетентности, что в свою очередь формирует в ребенка самоуважение, чувство социальной значимости, самоутверждении своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых, повышает самооценку ребенка

В нашем крае, в этом году прошло очень важное событие – 70 лет со дня образовании Кемеровской области. Этой дате мы решили посвятить наш проект.

Творческий проект: Создание рукописной книги « Я живу в Кузбассе»

«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества»  Д. С. Лихачев. 

Цель проекта:  Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения истории, культуры , природных и экономических особенностей Кузбасса.

Задачи: Дать детям представления об истории Кузнецкого края, образования Кемеровской области. Познакомить детей с символами Кузбасса: гербом, флагом, гимном , с растительным и животным миром , с полезными ископаемыми , достопримечательностями. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

*Сформированные знания детей о родном крае, осознания себя как гражданина своей родины.

*Поддержание интереса детей к событиям и явлениям общественной жизни.

Умения детей.

*Пользоваться книгами, уметь искать и находить нужную информацию в различных источниках, пользоваться  принадлежностями для  письма, рисования.

Знание детьми.

*Общественно значимых событий.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам,  и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста . Задумываясь об истоках патриотических чувств , мы всегда обращаемся к впечатлениям детства , которые могут быть связаны с восприятием серьёзных социальных явлений . Наша социальная действительность богата яркими событиями , которые не могут не вызвать интереса у детей, не могут не остаться в их  памяти. Одним из таких событий является празднование 70-летия образования Кемеровской области. Поэтому мы решили создать совместно с детьми рукописную книгу «Я живу в Кузбассе»

Методический и наглядный материал:

  • Цикл занятий по теме «Кузбасс – мой край родной»
  • Карта Кемеровской области
  • Флаг, герб Кемеровской области
  • Открытки, магниты с видами городов области
  • Фотоиллюстрации « Города Кемеровской области»
  • Литература А.Куприянов, Ю.Манаков «Природа Кузбасса или приключения зелёного кузнечика Кузи»; В.Лаврина «История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени».

            Месяц

       Тематика

Непосредственная образовательная деятельность

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

«Кузбасс - мой край родной»

 

«Города Кузбасса»

Чтение художественной литературы

«Растительный и животный мир Кузбасса»

«Подземные сокровища»

«Йети-Это Кто?»

«Знакомство с геральдикой области»

«Народности Кузбасса»

«Семь чудес Кузбасса»

«Поэтическая гостиная»

Познание

Презентация. Создание коллекции открыток с видами городов.

Коммуникация.

Экскурсия в краеведческий музей. Создание страниц книги.

Познание. Создание страниц книги.

Поиск информации совместно с родителями . Художественное творчество.

Художественное творчество создание страниц книги

Познание. Экскурсия в краеведческий музей.

Презентация. Создание страниц книги.

Посиделки после сна с чтением стихов о Кузбассе.

Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Мы в своей работе опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей – Кузбассом.

В работе используем “домашние задания”. Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного искусства.

Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют нам считать краеведение отправной точкой воспитания маленького кузбассовца, так как воспитанники нашего детского сада научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. А также нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.

Литература:

  1. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»

Под редакцией А.М.Виноградовой. Москва, 1989.

  1. «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации»
  2. Государственная программа: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯВЛЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.

Формирование представления об истории России ,культурных достояниях взаимосвязей труда в городе,селе. Воспитывать толерантность и уважение по отношению к  представителям других национальностей. Ф...

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...

Доклад на тему: «Поликультурное воспитание в контексте воспитания патриотических чувств, толерантности и уважительного отношения к этнокультурному наследию разных народов.»

Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма. Решая задачи нравственно - патриотического воспитании, каждый педагог должен строить работ...

"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине"

У каждого города своя история. Знать ее,чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольника. Изучение исторических документов, сбор необходимых данных для реализации проекта, подводит...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...