проект "Мы - жители земли Каргапольской"
проект (подготовительная группа) по теме
совместная проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста и их родителей по изучению корней своей семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_zhiteli_zemli_kargapolskoy.docx | 211.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
р.п.Каргаполье
Проект:
«Мы – жители земли Каргапольской»
Подготовила: А.В.Сирченко
2014 г.
Цель:
Воспитывать у ребёнка любовь к семье, такой, какая она есть, к родным и близким; развивать интерес к старшему поколению семьи, её корням.
Задачи:
- воспитывать уважительное отношение к окружающим (родным и близким);
- воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи;
- расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции);
- воспитывать интерес к своей родословной;
- формировать представления о семейных традициях.
Актуальность:
Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. Необходимо учить ребёнка любить своих родителей с первых лет его жизни, поскольку эти качества не являются врожденными и не возникают сами собой. Исследователи отмечают, что у старших дошкольников преобладает потребительское отношение к родителям. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врождённые потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, родным и близким, к обществу в целом. Необходимо воспитывать у ребёнка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным, близким. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение.
Гипотеза:
При помощи проекта мы хотим привлечь внимание детей к своей семье, её корням и традициям.
Длительность:
Одна неделя.
Тип проекта:
Поисково-творческий
Проект реализуется внутри ДОУ, с семьями старших дошкольников.
Проблема:
Привлечь внимание детей и их родителей к истории своей семьи; дать возможность детям и их родителям вместе интересной поисковой работой.
Планирование работы
№ п/п | День недели | мероприятие |
1 | Понедельник | С/р игра «В гостях у бабушки» Пальчиковая игра «Дружная семья» Конструирование «Дом для большой семьи» |
2 | Вторник | С/Р игра «Профессии моей семьи» Рисование на тему «Я и моя семья» Беседа с родителями «Работа над проектом «Мы – жители семьи Каргапольской» «Наш герб» -придумать и нарисовать вместе с детьми герб своей семьи», составить генеалогическое древо». |
3 | Среда | Занятие по ФЦКМ «Генеалогическое древо» Лепка «Как мы отдыхали у бабушки» Беседа с детьми «Я из Каргаполья» |
4 | Четверг | Театрализованная игра «Это вся моя семья» Пальчиковая игра «Братцы» С/р игра «Семейный праздник» |
5 | Пятница | Занятие по развитию речи «Моя семья» КДД «Создание газеты «Это всё про нас!»». Презентация совместной с родителями работы «Генеалогическое древо моей семьи» - оформление выставки работ |
Театрализованная игра «Это вся моя семья»
Лепка «Как мы отдыхали у бабушки»
Рисование на тему «Я и моя семья»
С/р игра «Профессии моей семьи»
Цель: формировать представление о семейных профессиях, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда,инструменты, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем занимаются их родители на работе, и поиграть в семью. Роли распределяются по желанию. Мама – учитель, папа – полицейский, дедушка – таксист и т.п. Все работают, приносят пользу обществу, зарабатывают деньги для получения семьёй различных благ. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.
С/р игра «В гостях у бабушки»
Цель: формировать представление о семейных взаимоотношениях, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «съездить в гости к бабушке». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки собрались все её дети с внуками. Все помогают Бабушке: одни Члены семьи закупают продукты, убирают дом, третьи помогают во дворе и огороде. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.
С/р игра «Семейный праздник»
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семей ном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.
Конструирование «Дом для большой семьи»
Цель: формировать умение создавать замысел конструкции в соответствии с конкретными условиями, учить анализировать эти условия и на основе анализа строить и контролировать свою практическую деятельность.
Задачи:
-рассмотреть и проанализировать образец постройки;
-провести беседу с целью уточнения представлений детей о назначении дома, различных его конструкциях, чем они отличаются, что в них общего, рассмотреть фотографии;
-задать детям условия для строительства;
-по окончании детьми самостоятельной работы по конструированию обсудить готовые постройки, отметить их соответствие заданным условиям.
Оборудование (на каждого ребенка): строительный материал, фигурки людей.
Демонстрационный материал: фотографии различных домов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ).
Правильно, это дом. Посмотрите, какой дом я для вас построила.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть построенный им из строительного материала дом, проводит с ними анализ постройки, спрашивает, из каких деталей построен дом. Затем проводится краткая беседа о домах, рассматриваются фотографии домов.
Воспитатель: Вспомните, какие дома вы видели? (одноэтажные, многоэтажные, дачные, деревенские, административные, общественные и пр.)
Чем они отличаются и что в них общего? (). Какой дом построила я?
Воспитатель: Расскажите о домах, которые будете конструировать. Из какого материала они будут построены? В какой последовательности вы будете создавать свои постройки? ( Во время рассказа детей необходимо следить, чтобы они правильно называли детали, словесно обозначили местоположение частей).
Самостоятельная работа. Дети воспроизводят конструкцию дома-образца, но при этом самостоятельно определяют, как увеличить его длину, высоту, чтобы преобразовать данную конструкцию с учетом заданных им условий.
По окончании работы над изготовлением домов проводится физкультминутка.
Физкультминутка «К зайцу на новоселье»
Заяц в лес на новоселье,
Приглашает на веселье.
(Руки на поясе, повороты вправо и влево)
В лес к нему пойдём сейчас,
В гости ждёт сегодня нас.
(Шагаем по кругу)
Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.
Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!
(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)
Ножки выше поднимаем –
По сугробам мы шагаем.
(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)
Солнцу в небе улыбнись,
(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)
А деревьям - поклонись.
(Наклониться вперед)
Прыгнем мы через канаву,
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
К зайцу мы идём в дубраву!
(Шагаем по кругу)
Подведение итогов:
Воспитатель: Итак, о чем мы сегодня говорили, что конструировали? (Ответы детей). Какой строительный материал использовали в работе? (Ответы детей). Что узнали нового, чему научились? (Ответы детей).
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
Игра на пальцах (Л.П.Савина) «Братцы»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Пошли два братца вместе прогуляться.
А за ними еще два братца..
Ну а старший — не гулял, очень громко их позвал
Он за стол их посадил, вкусной кашей накормил.
Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Отодвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.
— Ребята, кто из вас любит кашу? Какую кашу вы любите? Какая каша вам не нравится? (Ответы детей.)
Конспект занятия «Генеалогическое древо»
Программное содержание:
Дать детям представление о жизни и быте русских людей - славян, их душевных качествах – доброте, отзывчивости, почтение к людям, сострадания к ним.
Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам,
Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра)
Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи в семейной жизни.
Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Оборудование: семейные фото, детские рисунки семьи, выставка семейных альбомов, слайды о быте славян, исторические документы отдельной семьи.
Ход занятия:
« Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были только поля, да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли села, деревни в которых жили славяне. Так раньше называли людей русских, украинцев, белорусов. Славяне были трудолюбивы, они охотились, ловили рыбу, работали в поле. Они хорошо, бережно и ласково обращались со своими друзьями, бедными, стариками. Каждая семья жила в избе (так называли дома). Это были большие дружные семьи, со своими обычаями и традициями (далее- показ мультимедийной презентации):
- 1 слайд – Взрослые работали в поле, а дети помогали им, старшие играли и заботились о младших детях.
- 2 слайд – В избе центральное место занимала печь. Дети помогали взрослым и дрова принести, и поленницу сложить, и печь растопить.
- 3 слайд - За столом собиралась вся семья. Во главе стола сидел отец, он глава семьи, а девочки помогали матери накрывать на стол.
-4 слайд – Долгими зимними вечерами старшие женщины учили дочерей и внучек рукоделию, прясть, вышивать, шить, пели песни, рассказывали сказки.
- 5 слайд – старшие дети в семье присматривали за младшими.
Вот так раньше жили наши предки- славяне.
Сегодня я вам покажу старинные фотографии, некоторым из них уже около ста лет. У вас так же есть семьи, вы дружно живете.
Расскажите, как вы заботитесь о своих близких (рассказы детей).
Послушайте стихотворение о семье:
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом!
Ну а сейчас я хочу послушать рассказы о вашей семье.
- Молодцы, очень интересные рассказы! Скажите, а вы помощники в своей семье?
- Я предлагаю поиграть в игру «Мы помощники».
Мы разделимся на две команды- нужно разобрать все предметы: мальчики -для ремонта дома, а девочки - всё для приготовления пищи и уборки в доме.
(дети выполняют задание).
Отлично все справились, молодцы!
- Скажите, а какие поговорки о семье вы знаете?
« Вся семья вместе- и душа на месте»
« При солнышко тепло, при матушке добро»
« Нет лучше дружка, чем родная матушка»
« Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»
А сейчас я хочу пригласить вас на нашу выставку, которая так и называется «Моя семья». С какой любовью вы нарисовали всех членов своей семьи!
- И как напутствие всем нам я хочу прочитать еще одно стихотворение
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!!!
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход занятия
Организационный момент.
"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся ."
Объявление темы.
- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).
- А что написано о семье в словаре Ожегова? ( Чтение определения семьи в словаре).
- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Развитие лексико-грамматических категорий.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра "Подбери признаки"
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
Составление генеалогического древа.
- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья )
- Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)
- А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)
- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.
Физминутка "Семейная зарядка".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Рассказы детей о членах семьи.
Мама.
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)
(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)
Папа.
Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).
Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)
(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).
Дедушка.
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)
(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).
Младший брат.
Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)
(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).
Пальчиковая гимнастика.
Игровое упражнение "Кто пришёл?"
Кто пришёл?
Мы - мы - мы,
Папа, папа, это ты?
Да - да - да,
Мама, мама, это ты?
Да - да - да,
Братец, братец, это ты?
Да -да - да,
Ах, сестрица, это ты?
Да - да - да,
Все мы вместе?
Да - да - да.
Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).
"Детский сад - моя вторая семья".
- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).
Итог занятия.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы “Мы – жители планеты Земля”
Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности; формировать представление о планете Земля и жизни людей на плане...
"Жители планеты Земля".
Занятие для детей средней группы по воспитанию интереса и уважения к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности....
Конспект организованной образовательной деятельности «Маленькие жители Земли».
Конспект организованной образовательной деятельности о насекомых для детей старшего возраста....
Презентация "Растения- жители Земли"
Презентация предназначена для просмотра на занятии по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной к школе группы....
Мини - музей "Я - житель Земли"
В нашей группе стало доброй традицией создание мини - музеев....
Тема занятия: "Подземные жители Земли"
В ознакомлении детей с природой по теме: «Подземные жители Земли» было проведено интересное занятие.Вначале мы с детьми изучили «подземных» жителей нашей области. Создали колла...
Экскурсия в мини-музей "Планета Земля". "Аммониты древнейшие жители Земли"
Мини-музей "Планета Земля" функционирует в учреждении уже несколько лет. Экспонаты достоверно отражают его тематику. Раздел «Природные богатства недр Земли» включает в себя...