Воспитание правовой культуры дошкольников
методическая разработка по теме

Дьяченко Клавдия Александровна

Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный, противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первые представления о социальных нормах поведения людей приобретаются в детстве. В дошкольных учреждениях преподавание прав человека имеет своей целью воспитание чувства уверенности в себе и социальной терпимости. Это происходит более успешно при использовании игровых методов. Детям полезно играть в специальные игры. В данной статье описаны дидактические игры и упражнения, направленные на развитие чувства индивидуальности и навыков общения у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_pravovoy_kultury_doshkolnikov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

       Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

       Наше будущее и будущее России зависит от того , какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Для нашего общества существует не День и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить, необходимости новых подходов к воспитанию.

Методические рекомендации по воспитанию правовой культуры дошкольников

       В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основы правового воспитания дошкольников. Центром по правам человека в Женеве разработана серия упражнений для дошкольников.

       В дошкольных учреждениях преподавание прав человека имеет своей целью воспитание чувства уверенности в себе и социальной терпимости. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека. Поэтому личность педагога становится решающим фактором.

       На дошкольном уровне и на первых ступенях начальной школы дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться друг о друге.

       Трудно переоценить значение рассказов. Маленькие дети могут извлекать из рассказов уроки, делать для себя выводы и очень хорошо запоминать их, если они ассоциируются с персонажем из хорошо рассказанной сказки. Такие рассказы можно взять из литературы для детей, узнать у родителей, дедушек и бабушек и даже использовать свое собственное воображение.

       Читая или показывая книги с картинками, необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается.

       Детям полезно играть в специальные игры. Успех игры во многом зависит от того, как располагаются дети в групповой комнате во время игры. Важно не группировать детей так, чтобы это усиливало имеющиеся между ними разногласия. Педагогу нужно способствовать развитию дружбы между детьми, а также пониманию того, что существование разногласий возможно и естественно.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Признаки»

       Ход игры. Дети садятся в круг. Один из них становится в середину круга. Он называет какой-либо признак. Например: «Те, кто носит ремни». Те, кто подходит под это определение, должны поменяться местами с кем-то еще, на ком в этот момент также надет ремень. Тот, кто в середине, тоже должен  найти себе место. Тот, кто остается без места, становится в середину и должен выбрать следующий признак. Дети быстро начинают понимать, что они могут быть во многом схожи и различны.

Серия игр на развитие чувства индивидуальности.

«Книга «Кто Я?»»

       Ход игры. Дети создают книгу о себе. Начинается она с автопортрета на обложке. В этой книге могут быть собраны их собственные рисунки, рассказы и стихи. По мере того как дети учатся писать, они могут и заносить туда подробности и вопросы о себе, а также ответы на них.

       Можно завести одну книгу на всю группу, уделив в ней страницу или две каждому ребенку.

Круговая беседа

       Ход игры. Дети садятся в круг; педагог и кто-либо из гостей тоже садятся в круг рядом с детьми. Взрослый говорит следующие фразы:

  • Больше всего мне нравится в себе…
  • Я бы хотел быть…
  • Моя любимая игра - …
  • Я думаю, что мое имя означает…
  • Я бы хотел узнать о…
  • Я чувствую себя счастливым, когда…
  • Я чувствую печаль, когда…
  • Я хочу стать более…
  • Когда-нибудь я надеюсь…

      Каждую фразу дети дополняют по очереди. Каждому дается одинаковое количество времени; очень важно выслушать всех до конца (поэтому перебивать запрещено). Дети могут «пропустить» свою очередь, если пожелают; каждый остается на своем месте до конца. Ответы можно потом внести в книгу «Кто я?».

«Нить жизни»

       Ход игры. Каждый ребенок разматывает нить. Она воплощает в себе его или ее жизнь. Затем дети прикрепляют к ней рисунки и рассказы, в которых подробно излагается то важное, что произошло с ними в жизни. Это можно сделать в хронологическом порядке или в любом другом порядке, в каком захотят дети. Нить можно также протянуть в будущее.

«Мой силуэт на стене»

       Ход игры. Сделайте силуэт каждого ребенка на большом листе бумаги (лучше в лежачем положении). Пусть ребенок нарисует на нем физические подробности, а затем опишет свои личностные и физические качества (имя, рост, вес, что ребенок больше всего любит делать) на ярлыке, который затем можно прикрепить к бумаге. Прикрепите эти листы бумаги к стенам группы – это даст возможность всем детям лучше узнать друг друга, а также больше и о себе.

«Я и мои чувства»

       Ход игры. Дети встают в круг. Ведущий (взрослый) начинает фразу и бросает ребенку мяч:

  • Слух помогает мне…
  • Зрение помогает мне…
  • Обоняние помогает мне…
  • Осязание помогает мне…
  • Пробуя пищу на вкус, я могу…

       Можно перестроить вопросы, приспосабливая их к потребностям детей с физическими недостатками. Например:

«Я не могу видеть (очень хорошо? совсем?), но все же это я, и я могу…»

       Пусть каждый ребенок придумает какое-то средство для того, чтобы улучшить обоняние или осязание. Пусть они опишут, нарисуют или изобразят его с помощью движений.

«Загадывание желаний»

       Ход игры. Усадите детей в кружок. Скажите, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это также можно сделать небольшими группами или парами):

  • Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы…потому что…
  • Если бы я мог быть птицей, то я бы…потому что…
  • Если бы я мог быть насекомым, то я бы… потому что…
  • Если бы я мог быть цветком, то я бы….потому что…
  • Если бы я мог быть деревом, то я бы… потому что…
  • Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы… потому что…
  • Если бы я мог быть автомобилем, то я бы… потому что…
  • Если бы я мог быть улицей, то я бы… потому что…
  • Если бы я мог быть государством, то я бы… потому что…
  • Если  бы я был другой страной, то я бы… потому что…
  • Если бы я мог быть игрой, то я бы… потому что…
  • Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы… потому что….
  • Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы… потому что…
  • Если бы я мог быть пищей, то я бы… потому что…
  • Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы… потому что…

Серия игр на развитее умения общаться

«Моя кукольная семья»

       Ход игры. Каждый ребенок составляет из кукол семью, одна из кукол – он сам (она сама). Куклы могут быть совсем простыми. Например, их можно сделать из обрезков картона, раскрашенных и прикрепленных к палке, или из глины. Фигуркам даются имена и описываются и объясняются их отношения. Затем каждый ребенок придумывает какой-либо обряд (например, свадьба) или праздник, который показывается остальным.

       Кукольную семью можно расширить, включив в нее других людей, живущих по соседству. Дети могут разыгрывать сценки о том, что они обычно делают с этими людьми для того, чтобы свести их вместе. Расширьте этот вид работы, чтобы он включал людей из других стран мира.

«Воображаемый друг»

Ход игры. Пусть дети сядут или лягут, закрыв глаза, и успокоятся. Скажите им, чтобы  они сделали глубокий вдох, а затем медленно выдохнули. Повторите это еще два раза. Затем скажите им, чтобы они представили себе какое-то особое место, любимое место – где-либо в мире (или даже в космосе).

Скажите им, что они гуляют в этом месте – в своем воображении, чувствуя, слыша и видя, что там происходит. Введите их в дом, в здание, которое они могут мысленно себе представить, куда они входят, чтобы найти особую комнату. Комната имеет раздвижную дверь в одной стене, которая открывается, поднимаясь вверх. Дверь медленно поднимается, и по мере этого появляется особый друг, которого они никогда раньше не встречали, - сначала его ноги и, наконец, его лицо.

Этот друг может быть старым или молодым – каким угодно. Этот друг всегда там, и всякий раз, когда ребенку кто-то нужен, чтобы поговорить, к кому-то обратиться, он может прийти к нему или к ней снова, если захочет. Закройте дверь, уйдите из этого дома и возвращайтесь назад. Пусть дети обменяются впечатлениями о том, что они представили себе, - в круговой беседе, парами или группами.

Беседа

Задайте следующие вопросы:

  • Больше всего в друзьях мне нравится…
  • Помощь другим важна, потому что…
  • Если бы я мог научить всех в мире одной вещи, то это было бы…
  • Я отличаюсь от других, потому что…
  • Я – как и все другие, потому что…

«Лунные люди»

       Ход игры. Расскажите детям, что где-то на Луне живут «лунные люди». Поговорите о них с детьми, пофантазируйте: как «лунные люди» носят «лунные брюки» («лунные платья» и т.д.), какие у них «лунные домашние животные» и т.д. Дети подробно определяют сходства и обычно делают это с удовольствием.

Можно сопровождать рассказ разыгрыванием сценок, изготовлением поделок, рисованием. «Перенесите» ситуацию на Землю: пофантазируйте в отношении «земных людей», «людей моря», «людей неба», «людей леса». Затем это упражнение повторите на реалистическом материале – в отношении людей, живущих в других странах.

«Стиральная машина»

       Ход игры. Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый, где это допустимо в условиях местной культуры, дружески похлопывает его или ее по спине и пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения.

       В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз).

А  эти игры очень нравятся и детям, и взрослым. Они просты в организации, не требуют затрат и дополнительных предметов, ими можно заняться в любую свободную минутку.

«Ласковая цепочка»

Цель игры: развитие тактильной чувствительности и коммуникативных навыков.

Ход игры. Дети садятся в ряд друг за другом, последний – организатор игры. Он сообщает на ухо сидящему перед ним ребенку команду, например: «Погладь соседа по головке». Малыш, выполняет это задание и, соответственно, передает его далее. Так «поглаживание по головке», как цепная реакция, доходит до конца цепочки. Затем следует новая команда.

«Волшебник»

Цель игры: развитие воображения и творческого мышления.

Ход игры. Выбирается «волшебник», который с помощью волшебной палочки может превращать детей в самые разные объекты живой и неживой природы. Прикоснувшись к одному из игроков, он произносит: «Симсала-бум, превращаю тебя в дерево…(цветок, кошку)». Ребенок должен изобразить то, во что превратил его «волшебник».

«Смеяться запрещено»

Цель игры: снятие психологического напряжения, развитие умения контролировать свои эмоции.

Ход игры. Выбирается один ребенок, которому запрещено смеяться. Задача остальных – рассмешить его любым способом.

«Веселые жмурки»

Цель игры: развитие слухового и осязательного восприятия.

Ход игры. Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Участвующие в игре дети сидят на стульях, а водящий кружится на месте в центре, затем подходит к одному из игроков, дотрагивается до его носа, пытается угадать, кто находится перед ним. Если ему не удается узнать игрока, он может попросить его поквакать, полаять, мяукнуть или закукарекать.

«Шиворот-навыворот»

Цель игры: развитие логического мышления, навыков самоконтроля.

Ход игры. Ведущий демонстрирует участникам игры какое-либо движение: наклоняется вперед, назад, прыгает на одной ноге, делает три шага вперед и т.д. Дети, глядя на него, выполняют все наоборот. Кто первый ошибается, тот становится на место ведущего.

«Обувной салат»

Цель игры: развитие осязательного восприятия, координации движений и пространственной ориентации.

Ход игры. Дети выкладывают свою обувь в форме круга. Затем каждый по очереди с завязанными глазами пытается вытащить свой ботинок из «обувного салата».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание правовой культуры у детей дошкольного возраста

                     Значимость и уникальность детства признаются многими деятели науки, культуры, образования. Об этом говорили и п...

Воспитание правовой культуры детей старшего дошкольного возраста

В  статье  рассматривается  проблема  воспитания правовой культуры детей дошкольного возраста. Описывается работа, направленная на воспитание правовой культуры детей старшего дошко...

Методическая разработка на тему: «Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО»

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...