Дидактическая игра «Профессии» по формированию элементарных математических представлений через основы финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

К 5 годам у детей уже сформированы определенные знания о профессиях, о бюджете, о расходах и доходах, о деньгах. Эти знания нужно систематизировать, а также помочь детям усвоить элементарные арифметические действия с деньгами. Для решения данной задачи была создана дидактическая игра «Профессии».

            Игра представляет собой поле в виде черепашки, на которую нанесены геометрические фигуры – круг, квадрат и многоугольник. К этим фигурам крепятся изображения с условными обозначениями доходов и расходов на липучках. Имеются фишки с изображениями профессий, игральный кубик, монеты различного номинала, банк, кошельки. Перед игрой проводится беседа с использованием презентации о том, что у каждого взрослого человека есть профессия, он ходит на работу и получает заработную плату. Это его основной доход. Также человек может получать и дополнительный доход – например, используя свое хобби: пошив одежды на заказ, продажа излишков овощей с огорода, продажа рыбы, пойманной на рыбалке, выпечка сладостей и т.д. Но и у человека есть и расходы: это коммунальные платежи, покупка продуктов, одежды, походы в кино, театры, поездки, путешествия.

            Дидактическая задача: формировать первичные основы финансовой грамотности, умение решать простые арифметические задачи, закреплять знания о профессиях, о таких понятиях как доход и расход, закреплять количественный счет, знания о геометрических фигурах.

            Игровая задача: дойти до финиша с большим количеством денег в кошельке.

            Игровые действия: поочередно бросать игральный кубик, передвигать свою фишку на выпавшее количество ходов, выполнять то действие, на поле которого остановился.

            Правила игры: В игре могут принимать участие 3 игрока и ведущий. На первом этапе роль ведущего выполняет воспитатель. У каждого игрока есть начальный капитал – по 5 рублей (монеты разного номинала). Игроками выбираются фишки с изображением профессий – врача, пожарного и строителя. Фишки устанавливаются на начало игры – на старт. Игроки поочередно бросают кубик и перемещают свои фишки на выпавшее количество очков, выполняя соответствующие действия.

На поле нанесены условные обозначения: круг – основной доход (заработная плата), квадрат – дополнительных доход (его можно получить от ловли и продажи рыбы, от сбора и продажи овощей со своего огорода, от выпечки тортов), многоугольник – расходы (квартплата, покупка продуктов, одежды, поход в кино).

Соответственно, если каждый игрок останавливается на основном доходе, о получает в кошелек 1 рубль, если на дополнительном доходе, то получает из банка 1 рубль, если останавливается на расходах – отдает в банк 1 рубль. Если врач останавливается на основном доходе врача (на своей профессии), то получает из банка 1 рубль, а если на основном доходе врача останавливается строитель или пожарный (фишка с изображением профессии не соответствует тому полю, на котором остановился), то ничего не получает (с остальными профессиями аналогично). Дополнительный доходу получают все профессии.

Подведение итога: Все игроки должны дойти до финиша. Выигрывает тот участник, у кого на финише будет больше денег. Дети подсчитывают заработанные деньги и сравнивают с участниками известными способами.

Начинать игру можно с более легкого варианта. Например, взять только два компонента – основной доход и расход. Когда дети освоятся, то можно игру дополнить третьим компонентом – дополнительным доходом. Также можно изменить сумму доходов и расходов, которую игроки получают или отдают в банк.

Игра многофункциональна за счет того, что на игровое поле изображения крепятся липучками. Играть в эту игру можно в летнее время на прогулке – в пошиве игрового поля использованы влагозащитные материалы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Где логика?»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в стране Математики" для детей старшего дошкольного возраста.

Коспект позволяет продолжать расширять и обогащать знания в области формирования элементарных математических представлений....

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) на тему «Королевство Математики» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие»(формирование элементарных математических представлений)на тему «Королевство Математики» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик или помощники Жени»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24683665","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Развитие логического и творческого мышления, сообразительности, смекалки, внимания....

Картотека дидактический, сюжетно - ролевых, подвижных игр по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаемые игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшего дошкольного возраста. В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми....