Мастер – класс для педагогов «По ступенькам финансовой грамотности»
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Волкова Евгения Евгеньевна

Hешение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее. Играйте с детьми в экономику!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА

Мастер – класс  для педагогов

«По ступенькам финансовой грамотности»

  

Подготовил старший воспитатель:   Е.Е. Волкова

 

Цель мастер класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в  использовании современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности  дошкольников в условиях ДОУ.

Задачи:

- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ;

- побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности  дошкольников в условиях ДОУ.

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, картотека игр, предметные картинки с изображением профессий, видами работ дидактические игры «Супермаркет», «Сигнальщики», «Что дороже?», «Какие бывают доходы?»

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности  дошкольников в условиях ДОУ.

Ход мастер – класса:

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.

Своё выступление мне хочется начать с высказывания: «Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».  

 Бертольд Авербах

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы.    В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена».

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики.

В своей книге «Материнская школа»  Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших».

            Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики.   

2 слайд

Сегодня я вас приглашаю принять участие в  мастер - классе «По ступенькам финансовой грамотности»,  где мы обсудим вопросы финансовой грамотности в детском саду,  используя игровые приемы и методы. Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись. Начинаю разминку с  загадок-добавлялок и заданием «Вопрос-ответ», а вы вслух и хором можете мне отвечать.

- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

- Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

- Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)

- Какое животное всегда при деньгах (свинья)

- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)

- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).

- Назовите, пожалуйста, профессии, в которых встречается финансовая грамотность. Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)

- С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)

 Вывод по разминке:  Неспроста начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии.

Молодцы.  Вижу, что вы готовы продолжать работу. А сейчас мы перейдем к основной части мастер - класса, где   познакомимся с играми, позволяющими расширять понятия финансовой грамотности в детском саду. Эти игры можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.

В ходе работы вы будете зарабатывать фишки за каждый правильный ответ выполненного задания.

3 слайд

Задание №1

Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.

  Задание под названием «Экономика в сказках», позволит вам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.

Уважаемые коллеги!

1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

2 В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)

3 В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)

4 В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)

5 В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход (Вершки корешки)

    6 В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала? («Курочка Ряба»)

Вывод: Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. 

4 слайд

Задание № 2 Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы. Какие пословицы вы знаете с использованием  финансовых понятий «Денег куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережёт», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Я предлагаю вам задание «Собери пословицу»

Умный человек – хозяин деньгам, а скупой – слуга

Денег куры не клюют

По доходу   и   расход

Пока не купил – жалей деньги, а купил – жалей вещь

Деньги – как вода: плывут неизвестно куда.

А теперь, коллеги, попробуйте объяснить значение, смысл этих пословиц.

5 слайд

Задание № 3

Дидактическая игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и заранее планировать бюджет.

Оборудование: бумага, карандаши, ножницы.

У вас на столах приготовлены карандаши, ножницы и листы бумаги. Я хочу попросить вас взять карандаши и нарисовать на листах бумаги яблоко (рисуют яблоко)

А теперь переверните лист бумаги и нарисуйте на другой стороне грушу (рисуют грушу)

А теперь возьмите ножницы и вырежьте сначала яблоко, а потом грушу (должны заметить, что вырезать оба рисунка невозможно, один придется испортить)

Вывод: Конечно, это невозможно, потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, то мы должны были заранее спланировать расположение рисунков на бумаге. Так и с деньгами сначала надо спланировать бюджет, а затем тратить. И учить этому ребенка бесспорно нужно.

6 слайд

Как дети могут научиться обращению с деньгами?
1. Участие в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц

2. Походы в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета

3. Постановка целей. Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.

4. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.

5. Чтение сказок, просмотр мультфильмов.

7 слайд

Задание № 4

         Коллеги, скажите, пожалуйста, какой основной вид деятельности у детей. (ответы: Игра).  Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ. («Семья», «Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк». «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии»)

Спасибо. Все ответы верны.

Назовите мне два финансовых действия, с которыми мы знакомим в  играх - магазин, театр, заправка? Ответы: (это покупка и продажа)

А   в игре «Банк»? (обмен).

 Предлагаю вам  словосочентания:1-покупка-продажа, 2-обмен-расчет картой

Коллеги, задание № 4 называется «Выполни действие». Разыграть игру «Магазин» и «Банк»

Вывод по 4-му заданию:

Коллеги, предложенное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя развивающую среду, нам легко будет познакомить детей с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что даже через с\р игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности.        

        В течении всего образовательного процесса мы можем применять физкультминутки. И мы с вами тоже поиграем.

Физкультминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Слайд 8

Задание № 5

Следующее задание - это экономический кроссворд «Финансовый лабиринт». Попробуем попрактиковаться, актуализируем свои знания в товарно-денежных отношениях и решим «Кроссворд»
1.Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)
2.Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
3.Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)
4.Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)
5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
6.Как называют человека, который продает товар? (Продавец)
7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

Вывод по 5 заданию:

Кроссворд позволит нам с вами закрепить финансовые понятие, которые мы даем детям. 

9 слайд

 Рефлексия

   - В течение мастер - класса вы зарабатывали жетоны, с помощью которых можно произвести финансовое действие (обмен). В нашем импровизированном книжном магазине вы можете приобрести на жетоны полезную литературу по финансовой грамотности (буклеты, брошюры, методические рекомендации)

Мы сегодня поиграли с вами в игры, применили игровые приемы, которые вы легко можете использовать в работе с финансовой грамотностью в  детском саду. Но в каких областях образовательной деятельности?

На это вопрос нам поможет ответить следующее задание.  И выполним мы его все вместе  (на магнитной доске расположены   надписи: разминка, реклама,  кроссворд,  сюжетно-ролевые игры, сказки, пословицы, физкультминутки,  а внизу 5 кружочков с надписью 5-ти образовательных областей).

Скажите, в какой образовательной области можно использовать проведенную сегодня разминку? реклама,  кроссворд,  сюжетно-ролевые игры, сказки, пословицы, физкультминутки (Маркером при ответе отмечаем стрелочкой)

Коллеги, посмотрите, что получилось. Каждое предложенное нами задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то, что диктует нам ФГОС.

10 слайд

Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее. Играйте с детьми в экономику!

Я вам желаю стабильного финансового благополучия!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер –класс для педагогов «По ступенькам финансовой грамотности»

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. ...

Мастер –класс для педагогов «По ступенькам финансовой грамотности»

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. ...

Мастер-класс для педагогов "По ступенькам финансовой грамотности"

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса, в использование современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ....

Деловая игра для педагогов "По ступенькам финансовой грамотности"

Деловая игра для педагогов "По ступенькам финансовой грамотности"...

Семинар «С чего начать знакомство детей с финансовой грамотностью или Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

      Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать ден...